Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Учение о бытии (онтология)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Проблема бытия в философии: история и современность. 2. Главные онтологические категории: бытие, небытие, ничто. 3. Проблема субстанции в философии. Философский монизм, дуализм, плюрализм. 4. Проблема онтологического различия, бытие и сущее у Хайдеггера.
Методические указания
В центре данного семинара – фундаментальная философская категория «бытия», которая фиксирует основу существования для мира в целом или для любой разновидности существующего. Основная задача данного занятия выявить тот смысл, который вкладывается в понимание бытия, эксплицировать ту интуицию, которая лежит в основе введения этой категории. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на различия подходов к бытию в античности, средние века, Новое время. Выяснению смысла, вкладываемого в эту философскую категорию, может помочь анализ античных постановок вопроса. Античная философия ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) бытия, и его осмысление (или – участие в нем). Открытие собственно категории бытия принадлежит школе элеатов. Итог этого открытия выражен в двух тезисах Парменида: 1)"бытие есть, а небытия вовсе нет"; 2)"бытие и мысль – суть одно". Тезисы Парменида знаменуют возникновение философского языка. Тезис Парменида, с одной стороны, фиксирует именно предельную общность категории бытия, а, с другой стороны, свидетельствует о решающем выборе, который в лице Парменида сделала европейская мысль. Выбор – этот в пользу бытия, а не небытия. Таким образом, категория бытия выявляет первое необходимое (трансцендентальное) условие восприятия любой вещи - некоторого всеобщего фона бытия, к которому причастны чувственно воспринимаемые вещи. Однако сам этот фон чувственно не воспринимаем, он вводится Парменидом как некоторый мысленный конструкт, как мысленно необходимое условие чувственного восприятия. Тем самым, вводимое Парменидом бытие имеется как помысленная данность. Именно поэтому сразу за утверждением о данности бытия Парменид формулирует второй тезис, утверждающий возможность помыслить бытие, данность введенного бытия мысли. Причем, эта данность бытия мысли, в отличие от чувственного данных вещей, абсолютна: бытие максимально открыто для мысли, невозможна никакая потаенность бытия. Именно в этом "гносеологическом" смысле и необходимо понимать утверждение второго тезиса Парменида о тождестве бытия и мышления. Следует обратить внимание на различие понимания бытия как «архе» в натурфилософии милетской школы; во взглядах на природу Космоса Пифагора и Гераклита; в метафизике Парменида и Платона. В средневековой философии истинное бытие – Бог, мир же лишь сотвореное. Возрождение рассматривает бытие как природу, с одной стороны – самостоятельную (все существующее – творение природы), с другой – нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности бытию человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия бытия – теперь оно воспринимается как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре начинает восприниматься как философская иллюзия. Третий вопрос семинара посвящен субстанции, как лежащего в основе всего неизменного начала. Это одна из логических форм, к которой редуцируется проблема бытия в классическом мышлении. В своем логическом и смысловом пределе субстанция предстает как сущность всех сущностей. Это самое глубокое, предельное основание всякого бытия. Всякое нечто существует лишь только постольку, поскольку оно есть проявление бытия субстанции. Все сущее есть сущее благодаря другому, оно имеет причину, не в себе самом, а в другом, существует благодаря другому. И лишь субстанция есть причина самой себя, есть сущее себе, то, что делает существующие вещи существующими. При подготовке к четвертому вопросу необходимо выяснить проблему «забвения бытия» в теоретическом и социокультурном аспектах. Реабилитация понятия бытия в философии двадцатого века связана с именем Хайдеггера. Он говорит о бытии как вечно проясняемом раскрытии присутствия. Хайдеггер проясняет проблему «онтологического различия», т.е. соотношения бытия и сущего. Бытие оказывается не безличным, а человеческим бытием. Смысл бытия вводится путем прояснения смысла самого вопрошающего, т.е. существа человека, которое Хайдеггер определяет как Dasein («здесь бытие», «вот бытие», «чистое присутствие до внешних определений») В то же время бытие становится доступным только через человеческое присутствие (Dasein). Хайдеггер пытается найти средства описания бытия экзистирующего сущего (Dasein) в самой структуре (модусах) этого бытия. Самой существенной характеристикой Dasein является его конечность, временность или темпоральность. Язык рассматривается Хайдеггером как дом бытия, а человек как свидетель и пастух бытия. Библиографический список Баженов Л. Б., Кремянский В. И., Степанов Н. И. Эволюция материи и ее структурные уровни // Вопросы философиии. 1981. № 2. Балашов Ю. В. Антропный космологический принцип в зеркале критики // Философские науки. 1990. № 9. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997. Иванов В. Г., Солдатов А. В. Проблема мироздания в науке и культуре. СПб., 1994. Кузнецов Б. Г. Современная наука и философия. М., 1981. Кучевский В. Б. Анализ категории “материя”. М., 1983. Лосев А. Ф. Самое само. Миф. Число. Сущность. М., 1994. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. Чанышев А. Н. Трактат о небытии// Вопросы философии. 1990. № 10. Контрольные вопросы
1. В чем смысл гераклито-элейской коллизии? 2. Как раскрывается проблема бытия в русской религиозной философии? 3. Выделите основные положения синергийной аналитики здешнего бытия? 5.Как характеризует бытие и наличие М. Хайдеггер? 6. Рассмотрите историю европейского нигилизма. 7. Критика и проекты преодоления метафизики. Тема 12. Учение о развитии 1. Идея развития и ее исторические изменения. Метафизика – два противоположных подхода к развитию. 2. Категории, принципы и законы развития. 3. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность. Хаос и порядок. 4. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерности. Формы детерминизма. Методические указания В первом вопросе темы необходимо показать, что развитие – характеристика качественных изменений объектов, появление новых форм бытия, инноваций и нововведений. Развитие выражает, прежде всего, процессы изменения. Развитие может быть понято диалектически и метафизически. В этой связи важно отличие диалектики от метафизики. Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Выделяют объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика – это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий), во-вторых, теория диалектики как система всеобщих логических категорий, в-третьих, диалектический метод – система универсальных принципов. Термин «метафизика» как антидиалектика впервые употребил Г.Гегель. Метафизика как метод имеет ряд принципов: 1) истина принимается как нечто конечное, застывшее, а не процесс; 2) утверждается, что все стороны познаваемого мира абсолютны; 3) признается развитие, но не видно причины саморазвития, самодвижения, признаются изменения предметов, процессов количественно, но не качественно; 4) все объекты рассматриваются вне связи друг с другом. Во втором вопросе осмысливаются основные элементы диалектики, к которым относят категории, законы и принципы (объективности, всеобщей связи, развития, причинности). Категории развития имеют онтологическое значение, являясь отражением связей и отношений действительности в ее целостности и развитии. К категориям развития относятся причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, возможность и действительность и др. Все категории образуют систему, в которой одна категория выводится из другой согласно объективным законам реальности и законам познания от простого к сложному, от явления к сущности, от внешнего к внутреннему. Законами развития являются законы единства и взаимоисключения противоположностей, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Каждый закон освещает определенную грань развития. Следует отметить, что в настоящее время идет осмысление и переосмысление законов развития. В этой связи классические законы развития – законы диалектики являются определенным вариантом общей теории развития. Осмысление процессов развития разнообразных открытых систем привело к возникновению нового междисциплинарного направления – теории самоорганизации или синергетики. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного перехода открытых, неравновесных систем от менее упорядоченных к более упорядоченным формам организации. Указывается, что развитие осуществляется через неустойчивость (хаотичность), подчеркивается нелинейный характер развития большинства известных науке систем, из чего следует многовариантность возможных путей эволюции любой системы, а также ее необратимый характер. Наиболее важными понятиями указанной теории являются порядок и хаос. Порядок – понятие, которое отражает закономерное отношение между частями, частями и целым. В современной философии порядок связан с понятиями структуры или системы. Хаос – термин, означающий неупорядоченное, бесформенное состояние мира. В синергетике хаос – понимают как творческое начало, условие самоорганизации или как очень сложную ранее недоступную пониманию организацию. В четвертом вопросе рассматриваются проблемы, связанные с закономерностями развития. Поэтому темой обсуждения является понятие детерминизма – как объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира, противостоящее индетерминизму. Современный детерминизм включает в себя два противоположных объективно существующих типа взаимообусловленных явлений: 1) причинная детерминация; 2) отношения между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, т.к. здесь отсутствует момент порождения одного события другим. Основные формы непричинной обусловленности: функциональные связи и зависимости между явлениями, связь состояний, вероятностные отношения, отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и др. Библиографический список Гайденко П.П. У истоков классической механики // Вопросы философии. 1996.№ 5. Ильенков Э.Г. Диалектическая логика. М., 1984. Кохановский В. П. Диалектико-материалистический метод. Ростов-на-Дону, 1992. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение // Вопросы философии. 1992. № 12. Мучник Т. Порядок и хаос // Наука и жизнь. 1998. № 3. Миклин А. М., Подольский В. А. Категория развития в марксистской диалектике. М., 1980. Назаретян А. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность.1997. № 2. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии 1992. № 3.
Контрольные вопросы 1. Как соотносятся дихотомии – «хаос - порядок» и «упорядоченность - гармоничность». 2. Чем отличаются догматика и эклектика? 3. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. 4. Охарактеризуете софистику, схоластику, формализм. 5. Как проявляются цикличность, круговорот и поступательность в развитии? 6. Как связаны изменение, движение, развитие? 7. Определите прогресс, регресс, завершенность, конец. 8. Опишите принцип системности. 9. Как связаны диалектика и демократизм мышления? 10. Какое значение имеют навыки творческого диалога, согласия, компромисса?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.189.226 (0.008 с.) |