Сознание как высший уровень развития психики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание как высший уровень развития психики.



Предмет и объекты псих.

Предмет псих -это происхожд-е,развитие и функции психики чел-ка.

Объект псих. -это закономерности психики, психич. Явления (поведение, деятельность, взаимоотнош-я с людьми в обществе).

Психика как системное свойство высокоорганизован­ной материи(нс), заключается в активном отражении человеком мира, в построении им картины мира и образования на этой основе своего поведения и деятельности. Психика-это не материя а некое качество(св-во), проявляющееся во взаимод. с др объектами. Высокоорганизованная материя представляет собой сложные процессы жизнедеятельности: нервную систему из которой образуется психика человека

Все психич. явления делятся на 3 вида:

1) психические процессы (память, внимание, восприятие, воображ. речь и др.)-формируется во время взаимодействия человека со внешним миром;

2) психические состояния (усталость, возбужденность, стресс, желание и др.)-зависит от деятельности и личных особенностей человека;

3) психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.)- это особенности психики чел-ка.

3. История психологии

Психология-наука о психике чел-ка и живот-го.

Псих как наука о душе- первое представление о психике. Древ. люди считали что у всего на свете есть душа. Под душой понимали независ. от тела сущность, кот.управляет всеми живыми и нежив предметами.(аристотель)

В древнем востоке развивались психотехники: цигун, йога, медитации. Они направлены на перемещение энергии по всему телу при помощи дыхания.

Псих как наука о сознании(17-19в) -второй этап развития психики. Возн. в связи с развитием естественных наук. Разв сознание(способность думать, чувствовать, желать) люди наблюдали за собой.

Деятельность Вундта. пытался понять чел-й разум изучая сознание, его хим в-ва. Он представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией,его идеи легли в основу концепции структурализма в псих.

Структурализм (вунд,титчер) - изучает структуры разума, анализируя его процесс. При анализе структуры разума применяется метод самонаблюдения, анализа сознания: ощущения, чувства и представления.(чел описывал свои переживания при выполнении задачи)

Функционализм( джеймс)-изучение приспособительной функции психики и приспособл. к измен среде.

Бихевиоризм- наука о поведении и влияние на пов чел-а. Изучается только внешнее поведение(воздействие факторов внеш среды).

Психоанализ (фрейд)-изуч поведения, мотивации, влечения, безсознательность.

Гештальт-психология (образ, форма)- исследует целостные структуры психики, чел-к должен нести ответственность за свои действия и мысли.

Гуманистическая психология – направл-е в псих, в котором в качестве осн предметов анализа выступают: творчество, любовь, свобода, ответственность,общение.

Когнитивная психология — изучает познавательные процессы чел-ой психики. Зависит от пов-я чел-а от познават-х процессов.

Методы психологии.

Методы психологии - это те средства, с помощью которых психологи получают сведения, для построения научных теорий. Они направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

Суть эксперимента заключается в получении новых научных знаний о психологии их исследований. Благодаря эксп. мы имеем представление о своем поведении, о поведении других. Чеще всего это опросы, тестирование или просто наблюдение за людьми.

Специфика науч наблюдения заключается только в наблюдении за внешним поведением(движение, мимика, высказывание). Наблюдение примен.для получения первонач.представл-я о поведении и выяв их причин. Гипотезы выдвигают обычно при помощи др видов исследования: тести/эксперемента.

Метод тестирования - опред. психич. способностей, склонностей, навыков, проблем. Тест-огранич во времени задание для установл особенностей испытуемого. В наст вр используются тесты, опред ур интеллектуал развития, памяти, тесты на прверку овладения знаниями и навыками, диагностики личностных качеств, и др.

Тестовая нарма опред путем тестирования большого кол-ва людей одного возраста и пола и по их ср оценке можно оценивать одного.

валидность теста — это обоснованность и пригодность, соответствие результатов теста к поставленным задачам(т.е если тест для проверки интеллекта то только для него)

проективные методики-п редназначены для глобальной диагностики личности, а не выявление отдельных её черт.Это тесты в кот.испытуемый сам доп.картинки, объясняет,предает смысл неопр очертания(кляксы). По ответам опред особенности личности

опрос и анкетир-е -метод получ инфы посредством ответов на вопр. С их помощью получ индивид инфу о большом кол-ве людей.

(Праксиметрический метод) анализ прод теят-ти -метод, заключ в изучении продуктов деят-ти люд. Прод деят-ти явл записи, архивные материалы, художественные тексты и тд. Этот метод исп для проверки гипотез при помощи ранее получ-й инфы, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных.

 

Эволюция психики.

выделяют три уровня эволюции:
- межвидовой- постепенное изменение психики от наиболее простых к более сложным формам по мере развития различных видов животных от простейших к млекопитающим и самому человеку.(раскрывает все происходящие явления жизни на планете Земля);
- внутривидовой (плавное изменении психики по мере развития, эволюции человека или животного) На протяжении всего этапа наблюдается непрерывное изменение самой психики;
- онтогенетический (разв.психики в процессе жизни человека (животного) от рождения до смерти).

(психика возникла более 500 млн лет назад. На протяжении всего данного периода наблюдается процесс усовершенствования строения центрального мозга и ЦНС.)

 

В концепции леонтьева-фарби выделяются 2 стадии:

1 – стадия элементарной сенсорной психики – имеет низший и высший уровень;

А) Низш. ур. Примитивные элементы чувствительности. Элементарные формы движений. Неспособность реагирования на биологич. св-ва среды. Слабое проявл-е поведения. Слабая двигательная активность – Простейшие. Многие низшие одноклеточные механизмы живущие в водной среде.(Простейшие, низшие многокл-е организмы, живущие в водной среде.

Б) Высш. ур. Наличие ощущений. Появление челюсти. Формированию элементарные условные рефлексы. Реакция на биологические раздражители. Развитая двигательная активность(ползанье, рытье). Способность избегать условий среды. Главное значение в поведении играют врожденные программы. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски(улитки), другие беспозвоночные.

2– стадия перцептивной психики – имеет низший, высший и наивысший уровни.

А. Низ ур. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Наличие челюсти. – Формирование двигательных навыков. Уже развиты генетически компаненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны. Развитое защитное поведение.(Рыбы и другие низшие позвоночные,а так же некоторые высшие безпозвоночные(молюски). Насекомые.)

Б. Высш ур. Элементарные формы мышления. Складывание определенной картины мира. –Хорошо развит инстинкт. Способность к научению.(Высшие позвоночные.(птицы, некоторые млекопитающие)

В. Наивысш ур. Животные способны решать одну и ту же задачу разными методами. Создание и использование примитивных орудий. Анализ и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях. Появляются лапы и руки. Использование ранее приобретенных знаний, умений, навыков.(Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Инстинкт- это врожденное поведение, реакции живого на внешнее раздражение. Нужно для выживания. Этот опыт выживания живого передается потомкам напрямую, без обучения.

Наивысшая стадия развития психики и поведения животных- интеллект. Это способность к мышлению и решению задач.

Рефлекс- это реакция организма на раздражение. Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность, звуки, запахи и т. п.)(при соприкосновении с горячим). Условные рефлексы -приобретенные, могут появляться и исчезать в периоде жизни (при виде лимона выд слюна)

 

Самосознание.

-сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого складывается мысленный образ самого себя «образ-Я».(Ребёнок не сразу осознает себя как Я;в первое время он называет себя по имени— как наз. его окружающие; он сначала существует для других чем для себя

Я-концепция и ее стр-ра -представление о самом себе, на основе кот.он относится к себе и строит отнош. с др людьми. Оно может быть реальным и идеальным(..). На прямую связана с самооценкой.

 

 

Закономерности ощущ.

Сенсибилизация-повыш чувствительности вследствие выполнения упр-й(напр.у музыкантов увелич острота слуха, дигустаторы лучше чувствуют вкусы)

Синестезия-когда раздражитель воздействует на один анализатор, а ощущение возникает в другом(напр при запахе могут возникнуть зрительные образы или при зрит ощущ возник слух-е ощущ)

Адаптация-привыкание организма к внеш раздражителям (В темноте острота зрения увелич-ся, размер зрачка увелич-ся)

Контраст-сильные раздражители уменьшают чувствит-ть к раздражителям, а слабые увел-ют(после ледяной воды, теплая будет казаться горячей(кислое сладкое)

Абсолют чувст-ть - способность органов чувств реагировать на слабые воздействия раздражителей. Это минимал порог раздраж-я (мы не чувст-м пылинки). Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность.

Чувствительность к раздражению- это способность ощущать слабые различия между раздражениями.

Порги чув-сти:

1. верхний - это наиб сида раздрожения при кот чувствуется раздрожение. Если выше то ощущ боль.

2. нижний -минимал раздрожение.кот еле чувствуется

3. Дифференциальный- минимал различие между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается (закон Вебера).

Закон Вебера показывает постоянство при минимальном изменении раздражения ощущения

( показывает постоянство едва заметного изменения раздражителя к его исходной величине.)

Закон Фехнера разъясняет что сила раздражения влияет на рост ощущения.

Восприятие и его св-ва.

Восприятие — целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.(единую картинку)

Св-ва. Целостность –св-во воспр-я,кот объеденяет его в целостный образ, складывающийся на основе обобщения отдельных ощущений(кот предст образ).

Структурность –не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные(прим. Лист бумаги на солн свету и под лампой будет белым)

Предметность – отраж-е объектов и явлений реального мира не в виде набора ощущений, а в форме отдельных объектов. Предм-сть формируется на основе движений и осязания.(прим. О стуле обячно говорят какой он удоб-й, красивый-это образное воспр-е,а если опис. деревянный, жёлтый, со спинкой - это предметность)

Активность -переключение с одного действия, предмета на др.(читать книгу потом слуш музыку-поесть)

Осмысленность -воспр предмет и опознать, сравнить его.(если нет отвертки найти что похожее и закрутить)

Аперцепция- человек воспринимает предметы и явления в зависимости от его пыта, (Например, хореограф замечает особенности рук и ног у людей в чаще, чем люди др профессий.)

Отличия ощущения от восприятия:
1) Ощущение отражает отдельные свойства, а восприятие отражает целостно объект.
2) Ощущения находятся внутри нас, в то время как результат восприятия – предмет вне нас.
3) При восприятии включается мыслительный процесс.

Виды хранилища памяти.

Долговрем. п-наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. обеспечивающая долговременное сохр инфы. Чтобы запомнилась на долго нужно многократное повторение, осмысление нового материала, установление связей с прошлым.(Характеризуется длительность и надежность запом материала) объем зависит от смысла деятельности(безграничен).

Кратковр. п-вид памяти с недолгим хранением инфы. Она удерживает небольшое кол-во информации для дальнейшей обработки. Длительность удержания памяти, без повторения около 20 сек. Объем памяти очень мал.

Сенсорная- вид памяти, обеспеч удержание в течение очень короткого времени (до 1 сек) сенсорной переработки информации, поступ в органы чувств. В зависимости от вида стимулов различаютзрительную, слуховую и др виды памяти. В сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации; это и отличает ее от кратковременной и долговременной п. объем с п равен объему восприятия (воспр-целостное отражение мира с воздействием на органы чувств)

16.процессы памяти- это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание инфы.

За поминание -это сохранение в памяти новой информации.

Виды запом:

-Произвольное-целенаправленное запоминание конкретного материала(напр. котовка к экзамену)

-Непроизв-когда нет цели запомнить, плучается само собой(н. ребенок учится разговаривать или вчера был дождь)

-механическое-это запоминание без осознания логической связи материала.(истор. даты). Присх путем многократного повторения, ассоциации по смежности.

-осмысленное-понимание при заучивании материала. Оно требует меньше усилий и времени и явл более действенным.

Деят-ть как фактрор эф-ти непроиз зап-я. Непр зап-е связано с органами чувств(зр-е и слух) которые оставляют след в мозгу(нап.после пос. театра можно многое вспомить, хоть зап-сь не спец). Лучше всего запом-тся то, что имеет значение для чел-а: связанное с привычками, интересами и склонностями, с психическим состоянием (если мы расстроены, то с большей вероятностью заметим в толпе тоже расстроенное лицо),связанное с текущими целями и задачами деятельности или просто ассоциации с чем-либо.

Гипотезы забывания

1.забывание происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала взаимодействуют с уже имеющимися в памяти ассоциациями и могут разрушить их.

2.ослабление ассоциации с течением времени.

Развитие памяти

Память-это накапливание, сохр-е и использование инфы.

Орган-ция зап-я и повтор-я. для усвоения мат-ла нужно осмыслить и запомнить его. Запом-е-это заучивание, осмысление материала. Происх в ходе деятельности, путем повтор-я. М.б. и непроизвольное запом-е, т е без цели(..)м.б.мгновенным(во время эмоц-го напряжения)

Мнемонические приемы -это способы запоминания данных. Путем ассоциации, разъяснения, осмысления, с пом рифмы(стих),созвучивания(англ),путем визуального(записи) и чувствительного представления.

Виды мышления

-Теоретическо-то, которое полностью совершается в уме, реш при помощи теорий,без обращения к опыту(матем задачи)

-практическое-направлено на преобразование действительности: постановка цели, планов, схем и проверка гипотез(напр.план дня)

-репродуктивное-это подобие на уже решенные задачи(напр художники переписывающие картины)

-творческое-направлено на получение новых знаний, решение проблемных ситуации,

-наглядно-действенное — решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации в реальности.

-наглядно-образное-опирается на представления и образы. Представление ситуации и ее изменение в уме.

-абстрактно-логическое-мышление при помощи категорий которых нет в природе.

Формы мышления

-понятие-это мыслительный процесс, кот выд отличительные и обобщающие особенности и признаки предметов.(бывают конкретные и абстрактные. Конкретные отражают предметы, явления, события(человек, осень, праздник) др отраж абстрактные(друднопредставляемые) понятия(любовь, добро))Понятия возникают и существуют в голове чел-а лишь в определенной связи, в виде суждений

-суждение-это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание о чем-либо, устанавливает связь м-ду понятиями и предметами, основано на логике.(напр. Чел-к,собака,поводок, можно судить что чел гуляет с собакой)

-заключение-это форма мышления, кот позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.(напр. Мой сосед каждый день в это вр гуляет с собакой, но сегодня его нет, значит он уехал)

Научные понятия развиваются, приобретаются в ходе обучения, они осознаны

Житейские- неосознанные, приобретаются и используются в быту.

(нпр дверь-это а) То, что открывается и закрывается.б) Порем в стене, для входа и выхода из помещения, а также створка, которая закрывает этот проем.)

21.развитие мышления происх путем обучения и воспитания детей, расширением кругозора.

Эвристика -это обучение, открытие чего-то нового методом познания и ошибок. Это методы решения задач, организация процесса мышления.Благодаря эв-ке чел эффект-но решает проблемы и быстро прин решения.

Метод проб и ошибок-процесс реш-я задач и проблем «методом тыка»,когда есть выбор,в котором оцениваются шансы. И так до тех пор, пока не найдется верное решение.

Переход м-ду стадиями происходит во время развития ребенка. Вначале он думает об удовольствии, затем его мышление направлено на познание мира.

Гештальт-подход- выявление целостной стр-ры психики. П-д объясняет причины наших трудностей, ищет пути их решения.

Речь и язык

Речь-процесс общение людей при помощи языка.

Язык-средство общения людей, социально обусловленная системой знаков.

Св-ва речи:

Содержательность-это кол-во выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

Понятность-это правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

Выразительность-это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;

Действенность-это св-во речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Св-ва языка:

-ценность(можно определить в сравнении с др)

-он индивидуален, прин одному социуму.

Ф-ции речи

-коммуникативная (осуществление процесса общения с людьми)

-создания художественных образов, произведений (эстетическая функция).

-выражение эмоций, внутренних состояний человека и воли.

-Осуществление процессов познания.

-Осуществление процесса накопления и хранения общественного опыта и знаний.

Ф-ции языка

Средство общения

Средство создания словесных художественных образов.

Средство выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.

Средство познания.

Средство накопления и хранения общественного опыта и знаний.

Виды речи.речь и мышление.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает (виды) письменную,устную и внутреннюю.

Письменная речь более развернута и правильна, она воздействует на читателя а не на слушателя. Чтобы была понятней,она должна быть развернутой и грамотически правильной.

Устная речь выражается в звуках и вып ф-ию общения с другими людьми. Частичто раскрывается с помощью интонации,мимики,жестов иделает ее более понятной с полуслова, чего нет в письменной.

Внутренняя- это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Она направлена на решение задач в уме.

Мышление и речь

Мышление неразрывно связано с речью.(отличие от животных). Речь нужна для выражения мыслей обществу.и чем лучше продумана мысль, тем более понятна она будет для др.

Восприятие речи происходит путем выявл смысла в разговоре\литературе

Представление,функции, виды

Представление — отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент(прощлые восприятия).

Ф-ции.

-сигнальная-представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности.управляет поведением

-регулирующая-отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

-настроечная-в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Виды: зрительные(образ чел-а,места), слуховые(музыка), двигательные (кинестетические), осязательные(предст о гладкости,мягкости), обонятельные(предст запаха,напр духов), вкусовые,температурное(предст о холоде\тепле),пространственно-временные

Св-ва

-наглядность-представление образа объекта. Мб размытость очертаний и исчезн нек признаков.

-фрагментарность-представление кусками,часть ярко выражена,а части нет

-неустойчивость-они исчезают из поля сознания, и их приходится вновь вызывать усилием воли, появляются то одни, то другие детали представленного образа.

-обобщенность-объединение нового со старым. Представленный объект схематизируется

Индивидуальные особенности

У каждого человека развиты разные виды представлений, они формируются в процессе деятельности:зрительный-предст визуального образа(номер тлфн н алистке),слуховой(вспоминает произносимые слова),двигательные(во вр запоминания чел прогов про себя), мб смешанный тип

Механизмы воображения

Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Выделяют несколько техник воображения.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов в новые необычные комбинации(из уже известных творческих элементов строится новый, ярким примером явл проив пушкина-у лукаморья дуб зеленый…)

Акцентировани е - подчеркивание тех или иных черт,это увеличение либо уменьшение черт (напр шаржи) либо качество(шедрость).

Типизация -обобщение и эмоциональная насыщенность образа.(мв лит-ре образ не берут с конр чел-а, а обобщ неск в одном)

Развитие в. опирается на развитие способности представления. Основным условием развития явл систематич упражнения. Блягодаря им можно развить яркость и устойчивость вообр. Это должны быть различ игры, сказки, так же развиваются в процессе творчества.(чемодан может превратиться в поезд,кукла заплвкать) Важно чтоб в прц развития были условия свободы действий, раскованность,самостоятельность.

Эвристика для воображения

Эвристика-это обучение, открытие чего-то нового методом познания и ошибок. Это метод анализа явлений и процессов,принятие решений,основанных на интуиции,опыте,тешение задач которых не известно.

Для интенсивности мышления и ускорения реш задач используют приемы ассоциации(взаимосвязь м-ду предметами,нужна для расшерения представления), аналогии,исп нетрадиционные сравнения(движение - здоровье,здоровье - бодрость,бодрость - сила,сила - гиря,гиря-игрука силачей..). эти приемы лучше исп в виде игр

Функции эмоций

1.Отражательно-оценочная. Обобщение явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность ситуации и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

2. Побудительная. Из оценки происходящего происходит побуждение к действию. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему. (мб когда хочется убежать)

3. подкрепляющая. когда события,кот вызвали сильную эмоц реакцию быстро и на долго закрепляются в памяти(Так успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.)

4.опережающая. проявляется в неизвестной ситуации, начинаешь находить новые эффективные решения за счет ориентации и опыта. Проявляется в творческих достижениях(это уверенность, удивление,сомнение)

5.переключающая. когда эм.побуждает изменить поведение в сторону потребностей(удволетв потребностей будет доминировать над отриц эмоцией,будут ослабляться эмоции и усиливаться потребности(утро перед экзаменом) либо проявление в конкуренции мотивов(чувсво долга и страха)

6. коммуникативная.эм выражаются мимикой, жестами,изм голоса, покаснение\бледнение кожи. Эти эмоции показывают другим что испытывает чел-к, передают свои переживания др людям

Развитие эмоц-й сферы чел-а происходит в работе с др людьми в семье, таботе,с друзьями. Чел- должен самосовершенствоваться.Должен развивать эти эмоции,так, когда чел живет тих мирно,его все устраивает, но как только выйдет из сост комфорта он будет раздрожителен,зол. Поэтому эм нужно учиться управлять, контролировать и осознавать.

Эмоциональный интеллект -это способность чел-а распознавать, понимать, способность управлять своими и чужими эмоциями в целях решения задач. ЭИ развит у успешных людей, они хорошо взаимодействуют с др людьми(понимают что нужно другим, знают их сильные и слабые стороны)

 

Формы и виды эмоций

Аффект- наиболее мощный вид эмоционального состояния. Это сильные и кратковременные вспышки эмоций(сильный гнев,ярость,ужас). Возникает в экстримальных условиях.В этотм состоянии человек не контролирует себя и не понимает что происходит(может оцепенеть).эмоц сост-тревога,волнение,стресс, настроение (продолжительное эм сост, это отражение всех эмоций)

Эмоц реакции -это эмоц процессы возник в ответ на внешнее воздействие:плач, смех,испуг они короче чем состояния.

Эмоц отношения -это отношение чел-а к объекту, они достаточно долгие и устойчивые.в отличии от аффектов отношения имеют постоянную значимость,поддержание.

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма, возникает в сост возбуждения,волнения.При переживании С.э. дыхание становится глубоким и легким, сердце работает энергичнее, в глазах появляется блеск, много энергии. Это чувства радости(когда он прыгает,смеётся)

астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.Чел сутулится,глаза тускнеют.Это печаль,уныние.

Высшие чувства:

-нравственные-высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям. Это отношения м-ду людьми, чувства долга перед другми, любовь к родине,дружба,любовь

-интеллектуальные-появляются в познавательной и умственной деятельности человека, любовь к обучению.это радость или огарченность при решении проблемы(удивление, сомнение,уверенность)

-эстетические-переживание чего-либо как прекрасного. Проявляются в познании произвед исксств (красота природы, действия людей-уважение). Они отражают уровень развития общества.

Воля

Во́ля — способность человека сознательно принимать решения и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.(направлена на принятие решений не смотря на слабости,побуждает дейсьвовать)

Произвольный акт -осущ под контролем сознания и требует опред усилий, направленных на достижение целей.(напр. Питье воды,нужно:взять бутылку,открутить крышку,взять стакан…)

Непроизвольный акт-это неосознанные действия,рефлекторныеи инстинктивные (мигание, глотание,отдергивание от горячего руки), случаются в состоянии аффекта:страха,гнева

Структура произвольного управления делится на формирование(мотив) и реализацию воли(осуществление и контроль).

31.волевые качества- св-ва личности,при помощи которого чел преодалевает препятствия по жизни(его стойкий характер,упорство, целеустремленность, решительность)

Виды: - смелость-готовность сов поступок, не смотря на приграды

-решительность-принятие решения без срмнения

-терпеливость-интенсивность работы при затруднениях(усталость, болезни несер)

-упорство-стремление достичь

-самостоятельность

Развитие и формирование происходит в ходе взросления. В начале жизни у ребенка преоб рефлекторные движения,по степени развития появляются мотивы,упорство,самоконтроль,сила воли,целеустремленность(в шк). Ребенок должен чем-то улекаться,он должен быть всесторонне развит, дб дисциплина

Стресс,виды,св-ва,стадии.

Стресс (напряжение)-(эмоц сост-е)реакция организма на событие в жизни,нарушение НС и гомеостаза. Возникает в процессе деят-ти в трудных условиях.

Виды. Есть полезные-эустрессы(вызванные положительными эмоциями)это эмоциональное состояние в котором чел-к знает какие и как боротся с предстоящими проблемами, и вредные-дистрессы. Возникает чаще всего неожиданно и ведет к плохим последствиям, это мб физиологический(вызв внешними воздействиями:холод,жажда,диеты),эмоциональный(когда особо сильно переживаешь эмоции), кратковременный(проявляется инстинкт самосохранения),хронический-самый опасный)когда чел подв стрессу каждый день и не замечает уже симптомы,приводит к нервному срыву,суициду)

Св-ва

С помощью стресса можно добиться высоких результатов(за счет потрясений). Он влияет на личностные качества.

Стадии

1.нарастание стрессса.2. стресс.3.снижение внутренней напряженности

По продолжительности1 этап может быть 2мин,а может неск дней, пропадает общение,отстранение, постепенно теряется самоконтроль. 2 ст потеря самоконтроля, ст действует на психику.3 ст чувство вины

Посттравматический стресс — возникает после пережитых сильных человеком ситуаций, (угроза жизни или очень сильного страха).обычно после катастроф,насилия(3 мес до неск лет)

Стресс-факторы. Основные факторы это внешние-вредные привычки, большие нагрузки,потеря близких,загряз окруж среды. И внутренрние-заболевание, диеты, дипрессии.

 

34.методы регуляции (восстановления )психич состояний.

Психич сост-сост психики чел-а на опред период времени,психическая деятельность, восприятие окруж мира(переживание)

1)при помощи лекарств.2)музыка для рег пс сост(она может создавать настроение).3)чтение.4)работа.

Психологические защиты- это приемы,снижающие стрессовое состояние, душевное напряжение, защищающие от душевной боли и переживаний. Они могут показывать защитное поведение(повыш голоса,агрессия). Это мб отрицание происходящего.

Все защитные механизмы действуют на неосознанном уровне(самообман), искажают, отрицают восприятие реальности(смягчают тревогу). Люди прим мех-змы защиты для разрешения конфликта. Фрейд выд мех-змы защиты такие как: 1.Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. 2. Регрессия. Удовлетворение желаний путем неосознанного нисхождения на более ранний уровень приспособления.3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне чел у себя отвергает.4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям. 5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Это самый распростр механизм псих защиты, т к наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. 6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. 7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. 8. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне.9. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты.

 

 


35.личность. пробл соот соц и билогич в личности

Личность-это внутреннее отличие людей(его сознание), индивидуальность, социальные ценности.

Пробл соот соц и био в лич-ти. Чел-к- биосоциальное сущ-во, эти факторы взаимосвязаны. На развитие психики влияет соц среда и от части биологическая.Социальное-развитие чел-а в обществе, общение,воспитание.Биологическое-это его природное происхождение(схожесть с животными), прирожденные способности(агрессия,убийство,носилие). Может проявиться после травмы головы. Продлема соотнош заключается в степениживотности и человечности,проявл хар-ра в ситуации(поступки), приделы развития чел-а.

(индивид-сочетание врожденных и приобретенных свойств в чел-е)

Стр-ра лич-и по платонову. Он понимал личность ка биосоц существо, и выделял подстр-ры чел-а:1)знания,умения,навыки-осова трудовой дея-ти,формирует ч как личность;2)особенности психич процессов(ощущ-это отражение,восприятие-это осознание предметов и явлений,памть);3)св-ва темперамента(характер-индивидуальные особ-ти лич-ти)

(Соц-псих взгляды подх к ли-ти Выделяют из интересов, знаний,общения,взаимоотношения,индивидуальности)

Подхоты к личности

-бихевиористический-психологи считают что нужно заниматься не душевными явлениями, а поведением. Задача заключалась в прогнозировании повед-я, воспитание чел-а. (чел- это чистый лист бумаги на котором можно нарисовать его как личность

-психоаналитический-Фрейд считал что чел-ом управляет поведение и делится на: оно(биологические потребности, требующие немедленного удовлетворения и удовольствия),я(решает что нужно удовлетворить сейчас, а что можно потм(био потр)),супер-я(идеал я,совесть)

-гуманистический-высшие потребности, стремление к реализации, развитию.(маслоу)

-когнитивный-приобретения знаний,познания, анализы,выводы на основе прош опыта

 

Темперамент. св-ва типов

Темперамент-индивид особ-ти личности, его поведение,деятельность и общение

Типы и св-ва

-Меланхолик-очень ранимый, чувствительный, обидчив впечатлительный, эмоционально слабый, не уверенный в себе чел-к, есть самоконтроль(замкнутый, застенчивый)

-Флегматик-спокойный, уровновешенный, сдержанный, неконфликтный, целеустремленен, малоэмоционален и медлителен(безразличен к людям, сухость)

-Сангвиник-подвижный, активный, энергичный, впечатлительный, с частой сменой настроения, способен долго работать без утомления, общителен и отзывчив(непостоянство)

-Холерик-мало чувствителен и высоко активен, вспыльчивый и не терпеливый, быстро истощается, неуравновешен

 

Подходы к темпераменту

Темперамент-индивид особ-ти личности, его поведение,деятельность и общение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.141 с.)