Евпаторийский институт социальных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Евпаторийский институт социальных наук



РВУЗ КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (г.ЯЛТА)

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к семинарским занятиям и выполнению самостоятельной работы по дисциплине

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов направления подготовки

6.010102 «Начальное образование»,

Социальная педагогика».

Евпатория, 2012


Составитель: Раскалинос Валерия Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Евпаторийского института социальных наук, РВУЗ КГУ (г. Ялта)

 

Раскалинос В.Н.. Методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов по дисциплине «Социальная психология» (по требованиям кредитно-модульной системы). – Евпатория, «Фактор», 2012. – 20 с. – на русск. языке.

 

 

Методические указания составлены на основе учебной программы по дисциплине «Социальная психология», соответствующей государственным образовательным стандартам и требованиям кредитно-модульной системы.


Данные методические указания регламентируют подготовку к семинарским, практическим аудиторным занятиям и задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов направления подготовки 6.010102 «Начальное образование» и 6.010106 «Социальная педагогика».

Первая часть методических указаний касается обязательной для выполнения подготовки к семинарским и практическим занятиям и содержит следующие направления:

1. Вопросы для самоподготовки – студенту необходимо оформить краткие конспективные ответы на вопросы в отдельной тетради для семинарских занятий, а также подготовиться к устному обсуждению указанных проблем и сформулировать собственную точку зрения в рамках вопроса;

2. Термины и понятия – студенту необходимо дать четкие точные определения указанных понятий в списке в соответствии с каждой темой. Таким образом, к концу изучения курса студенты оформит словарь по дисциплине «Социальная психология»;

3. Практическое задание содержит перечень заданий, выполнение которых проводится непосредственно в учебной время, но требует предварительной подготовки студента (нахождение указанной психодиагностической методики, подбор теоретического материала, предварительных наблюдений и пр.).

Вторая часть методических указаний касается необязательной для выполнения самостоятельной работы и содержит следующие направления:

1. Краткие конспективные ответы на предлагаемые вопросы;

2. Высказывание собственной точки зрения на проблему (в письменной форме);

3. Подготовку докладов (допускается предоставление доклада в печатном варианте, при условии отсутствия информации интернет-ресурсов).

4. Тематика рефератов. Для получения баллов за реферат (максимум 12 баллов) студенту необходимо пройти защиту реферата на аудиторном занятии.

В методических указания содержаться ориентировочные вопросы к экзамену и таблица оценивания учебных достижений студентов.


Семинарское занятие №1

Тема: Предмет и методы социальной психологии

Цель: Раскрыть базовые понятия предмета, выделить цели, задачи и методы, используемые в социальной психологии. Ознакомить студентов с методами, применяемыми в социальной психологии.

Вопросы для подготовки:

  1. Предмет, цели и задачи социальной психологии. Объект социально-психологического исследования.
  2. Многомерность предмета социальной психологии: смежные области науки.
  3. Методы социально-психологических исследований: наблюдение, анализ документов, социометрия, референтометрия, групповая оценка личности (ГОЛ), тесты.

Термины и понятия: социальная психология, контент-анализ, социология, социум, социальная динамика, социометрия, массовое сознание, идеология, общественные ценности, референтометрия.

Практическое задание:

1. Систематизируйте и обобщите в форме таблицы исторический очерк возникновения социальной психологии: Истоки социально-психологических знаний в мифологических, религиозных и философских воззрениях ученых древности. Предпосылки развития социально-психологических знаний в эпоху Просвещения и в Новое время. Социально-психологическая проблематика в историко-революционной социологии 19 в. Становление социальной психологии в России.

Семинарское занятие 2.

Тема. Основные теории социальной психологии (2 часа).

Цель: Раскрыть базовые теории социальной психологии, выделить цели, задачи и методы, используемые в соответствующих теориях социальной психологии.

Вопросы для подготовки:

1. Бихевиоризм Б. Скиннера и необихевиоризм А. Бандуры.

2. Гештальттеория и когнитивизм.

3. Психоанализ.

4. Теория символического интеракционизма.

Практическое задание:

В ходе занятия группа делится на 4 подгруппы, каждая из которых решает практическую задачу, связанную с использованием одной из теорий (бихевиоризма Скиннера, теории социального научения, гештальтеории или символического интеракционизма). В конце занятия группа озвучивает для других студентов свое решение и отвечает на возможные вопросы.

Семинарское занятие №3

Тема: Психология общения

Цель: Изучить основные закономерности общения.

Вопросы для подготовки:

1. Содержание, цели и средства общения.

2. Формы, функции, виды и уровни общения.

3. Вербальная и невербальная коммуникация. Общение как коммуникация, интеракция и как социальная перцепция.

4. Воздействие в процессе общения.

Термины и понятия: общение, коммуникация, интеракция, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, кинесика, проксемика, коммуникативный барьер, межличностные отношения, реципиент, коммуникатор, рефлексивное, нерефлексивное слушание, социальная перцепция, каузальная атрибуция, стереотип суггестия,, эффект «ореола», «первичности», установка, межличностная аттракция.

Практические задания.

1. Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Интерпретация результатов по группе.

2. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири). Интерпретация результатов по группе.

Семинарское занятие № 4.

Семинарское занятие № 5

Тема: Психология малой группы (4 часа)

Цель: Раскрыть понятие, структуру малой группы и научиться выявлять групповую дифференциацию. Научиться диагностировать процессы, происходящие в малых группах.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие «малая группа» и ее характеристики.

2. Структура малой группы и её виды.

3. Характеристика групповых феноменов (групповое поле, давление, воздействие, групповая сплоченность, принятие группового решения, межличностная совместимость, эффективность групповой деятельности).

4.Феномены межгруппового взаимодействия. Групповая дифференциация.

5. Управление малой группой. Лидерство в группе.

Термины и понятия: малая группа, референтная группа, формальные/неформальные группы, лидер, коллектив, групповая сплоченность, динамика группы, суггестия, межличностные отношения, социальная перцепция, каузальная атрибуция, стереотип, эффект «ореола», «первичности», установка, межличностная аттракция.

Практические задания.

1..С помощью методики М. Рокича выявите доминирующие ценностные ориентации в вашей группе. С какими ценностями и нормами группы Вы не согласны и почему?

2. Конформизм, сущность, причины. Подберите методики (вопросники), позволяющие выявить степень конформности, суггестивности. Проведите анкетирование в своей группе. Результаты представьте устно и графически.

3. Диагностика уровня развития малой группы(В.Б.Шапарь);

4. Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

5. Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).

6. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах.(А.С. Чернышов, С.В. Сарычева).

7. Диагностика психологического климата в малой производственной группе(В.В. Шпалинский,Э.Г.Шелест).

*Практическое занятие (для студентов специальности «Социальная педагогика»).

Семинарское занятие №6

Тема: Психология конфликта.

Цель: Изучить механизм зарождения конфликта и научить студентов способам его регулирования и разрешения. Раскрыть суть понятия «переговорная концепция». Рассмотреть этапы ведения переговоров и способы подачи позиции.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие межличностного конфликта. Общая характеристика мотивационной и когнитивной концепции источников межличностного конфликта. Функции, структура и динамика межличностного конфликта.

2. Психология агрессивного поведения. Основные теории агрессии. Методы систематического изучения агрессии. Биологические и социальные детерминанты агрессии. Индивидуальные детерминанты агрессии. Превентивные меры и управление агрессией.

3.Гендерная динамика в межличностных отношениях. Социально-психологические особенности сексуальных меньшинств.

4. Симпатия, уважение, дружба, любовь.

Термины и понятия: агрессия, конфликт, компромисс, избегание, конфликтогены, сотрудничество, ассертивность, функции межличностного конфликта.

Практические задания:

1. Проведите тестирование студентов с помощью методики Томаса. Дайте характеристику группы, основываясь на её результатах.

Семинарское занятие № 7.

Семинарское занятии № 8

Практическое занятие № 9

Семинарское занятие №10

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Психология общения

1. Подготовьте доклад на тему: «Пространственно-временная организация общения» и «Взаимосвязь общения и совместной деятельности».

2. Аттракция и каузальная атрибуция как механизмы межличностного восприятия.

3. Сравните использование жестов, мимики и других форм невербальной экспрессии лицами разных национальностей в общении. Поясните, чем обусловлены данные отличия.

Тема: Психология конфликта.

1. Представьте поэтапную схему – этапов переговорного процесса.

2. Аргументируйте собственную точку зрения: Проблема одиночества - способ избегания конфликтов или результат конфликтного поведения?

3. Подготовьте (разработайте) коррекционную программу по снижению подростковой агрессивност (задание для группы 21 ЕСП), младших школьников (задание для группы 21 ЕН).

Тематика рефератов

 

1. Взаимосвязь социальной психологии с философией, социологией, психологией.

2. Социально-психологическая компетентность специалиста.

3. Проблема соотношения биологического и социального в личности.

4. Основные социально-психологические теории личности.

5. Психология взаимодействия и взаимопонимания.

6. Социально-психологические механизмы подражания

7. Психодрама как метод активного социально-психологического обучения и развития.

8. Игровой метод, основанный на трансактном анализе Э. Берна.

9. Перцептивно-ориентированный тренинг и его роль в развитии коммуника­тивной компетентности.

10. Проблема развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии

11. Социально-психологический климат группы и пути его оп­тимизации.

12. Теории лидерства в отечественной и зарубежной психологии.

13. Психология межгрупповых отношений

14. Историческая эволюция семьи.

15. Психологические проблемы создания семьи.

16. Слухи как социально-психологическое явление.

17. Социально-психологические феномены в группе.

18. Межличностные конфликты.

19. Жизненный цикл и личностные кризисы.

20. Влияние общественных отношений на характер и содержание взаимодействия между людьми при решении социальных проблем в государстве.

21. Образ руководителя в современном сознании общества.

22. Межличностная аттракция как механизм формирования привязанностей людей в различных условиях общественных отношений.

23. Гендерные, возрастные, профессиональные большие группы.

24. Социальные классы и слои. Социальные движения.

25. Массовидные явления психики как феномены, характеризующие большие социальные группы (массы и толпы) людей.

26. Психология толпы.

27. Стратометрическая концепция коллектива А. В. Петровского.

28. Параметрометрическая концепция коллектива Л. И. Уманского.

29. Современные социально-психологические проблемы коллектива.

30. Влияние стиля руководства на внутригрупповые настроения.

31. Психологические предпосылки повышения эффективности взаимопонимания людей в различных условиях.

32. Социально-психологические особенности воздействия на людей в современных условиях.

33. Психологическая характеристика социального самочувствия людей.

34. Социально-психологический анализ факторов формирования общественного мнения у представителей различных социальных групп.

35. Психологические предпосылки повышения сплоченности людей в малой группе (коллективе).

36. Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах.

37. Морально-психологический климат в обществе и его различных социальных группах.

38. Влияние межличностных отношений на характер формирования группового мнения.

39. Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях.

40. Влияние национально-психологических особенностей людей на их поведение и деятельность.

41. Психология политического лидерства.

42. Психология политической власти и властных отношений в современном обществе.


Вопросы к экзамену.

1. Предмет и задачи современной социальной психологии.

2. Методологические проблемы современной социальной психологии.

3. Использование методов воздействия в социальной психологии.

4. Использование методов исследования в социальной психологии.

5. Дискуссионные проблемы применения методов социально-психологического исследования.

6. История становления социальной психологии как науки.

7. Вклад классического бихевиоризма Б. Скиннера в социальную психологию.

8. Социально-когнитивный подход А. Бандуры.

9. Вклад гештальтпсихологии и когнитивизма в социальную психологию.

10. Феномен «рассеянного психоанализа» в социальной психологии.

11. Основные положения символического интеракционизма Дж. Мида.

12. Определение социальной группы. Классификация групп.

13. Социально-психологическая характеристика больших групп. Особенности исследования больших групп.

14. Психологические способы воздействия в больших группах: заражение, внушение, подражание, мода.

15. Социально-психологическая характеристика малых групп. Этапы развития малой группы.

16. Групповая сплоченность и факторы, на нее влияющие. Проблема групповой совместимости.

17. Конформизм, причины и типы конформизма.

18. Динамика проявления конформизма в группе (эксперименты М. Шерифа, С. Аша и С. Милграма).

19. Факторы, влияющие на конформное поведение.

20. Нонконформизм, причины его проявления в поведении человека. Черты характера и принципы поведения нонконформного человека.

21. Социальная власть, типы социальной власти.

22. Лидерство, теории лидерства.

23. Признаки лидеров.

24. Типологии лидерства.

25. Стадии достижения статуса лидера.

26. Структура группы: структура социальной власти, социометрическая и коммуникативная. Эффективные способы управления малой группой.

27. Феномены влияния группы на личность: социальная фасилитация, факторы влияния на нее.

28. Социальная леность, избегание социальной лености.

29. Деиндивидуализация, избегание деиндивидуализации.

30. Принятие группового решения. Групповая дискуссия, формы ее проведения.

31. Психологические явления, возникающие в процессе группового решения.

32. Межгрупповое взаимодействие (эксперименты М. Шерифа и Г. Тэшфела). Преодоление ингруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации.

33. Общая характеристика общения: функции, типы и виды общения.

34. Общение как коммуникация. Кодирование и декодирование информации. Факторы, влияющие на декодирование.

35. Невербальное поведение, его элементы. Роль невербального поведения в коммуникативном поведении человека.

36. Основные закономерности декодирования невербального поведения.

37. Проксемические средства общения.

38. Обратная связь, ее средства, правила адекватной подачи.

39. Общение как перцепция. Социально – перцептивные характеристики общения. Эмпатия; факторы, влияющие на ее формирование.

40. Идентификация, ее влияние на формирование личности. Использование эмпатии и идентификации в практической работе психолога.

41. Рефлексия как социально – перцептивная характеристика личности.

42. Факторы, влияющие на точность восприятия. Стереотипизация, эффекты стереотипизации.

43. Каузальная атрибуция, ошибки каузальной атрибуции.

44. Барьеры общения и возможные пути их преодоления.

45. Аттракция в общении; факторы, влияющие на аттракцию.

46. Общение как интеракция. Типы интеракции. Условия оптимального использования каждого типа.

47. Описание структуры взаимодействия в трансактном анализе.

48. Понятие социального конфликта. Функции конфликта. Структура конфликта.

49. Разрешение социальных конфликтов.

50. Проблема установки в социальной психологии. Функции и структура социальной установки. Феномен Р. Лапьера.

51. Соотношение социальной установки и поведения.

52. Повышение силы социальных установок. Изменение социальных установок

53. Определение агрессии, виды агрессии. Теории возникновения агрессии.

54. Факторы, влияющие на агрессивное поведение.

55. Ослабление агрессии.

56. Понятие социализации. Основные параметры, социально-психологические механизмы социализации. Основные институты социализации человека в обществе.

57. Социализация ребенка в современном мире.

58. Практические приложения социальной психологии. Основные направления и задачи прикладной социальной психологии.

59. Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

60. Роли социального практического психолога в обществе. Психолог – практик на производстве, его основные задачи и направления работы.

61. Работа психологов – практиков в области массовой коммуникации и рекламы

62. Практический психолог в школе, его основные виды деятельности в ней.

63. Социальная психология семьи.

64. Вклад практической социальной психологии в политику и правосудие.


РВУЗ КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (г.ЯЛТА)

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.073 с.)