Кафедра педагогики и психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра педагогики и психологии



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к семинарским занятиям и выполнению самостоятельной работы по дисциплине

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов направления подготовки

6.010102 «Начальное образование»,

Социальная педагогика».

Евпатория, 2012


Составитель: Раскалинос Валерия Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Евпаторийского института социальных наук, РВУЗ КГУ (г. Ялта)

 

Раскалинос В.Н.. Методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов по дисциплине «Социальная психология» (по требованиям кредитно-модульной системы). – Евпатория, «Фактор», 2012. – 20 с. – на русск. языке.

 

 

Методические указания составлены на основе учебной программы по дисциплине «Социальная психология», соответствующей государственным образовательным стандартам и требованиям кредитно-модульной системы.


Данные методические указания регламентируют подготовку к семинарским, практическим аудиторным занятиям и задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов направления подготовки 6.010102 «Начальное образование» и 6.010106 «Социальная педагогика».

Первая часть методических указаний касается обязательной для выполнения подготовки к семинарским и практическим занятиям и содержит следующие направления:

1. Вопросы для самоподготовки – студенту необходимо оформить краткие конспективные ответы на вопросы в отдельной тетради для семинарских занятий, а также подготовиться к устному обсуждению указанных проблем и сформулировать собственную точку зрения в рамках вопроса;

2. Термины и понятия – студенту необходимо дать четкие точные определения указанных понятий в списке в соответствии с каждой темой. Таким образом, к концу изучения курса студенты оформит словарь по дисциплине «Социальная психология»;

3. Практическое задание содержит перечень заданий, выполнение которых проводится непосредственно в учебной время, но требует предварительной подготовки студента (нахождение указанной психодиагностической методики, подбор теоретического материала, предварительных наблюдений и пр.).

Вторая часть методических указаний касается необязательной для выполнения самостоятельной работы и содержит следующие направления:

1. Краткие конспективные ответы на предлагаемые вопросы;

2. Высказывание собственной точки зрения на проблему (в письменной форме);

3. Подготовку докладов (допускается предоставление доклада в печатном варианте, при условии отсутствия информации интернет-ресурсов).

4. Тематика рефератов. Для получения баллов за реферат (максимум 12 баллов) студенту необходимо пройти защиту реферата на аудиторном занятии.

В методических указания содержаться ориентировочные вопросы к экзамену и таблица оценивания учебных достижений студентов.


Семинарское занятие №1

Тема: Предмет и методы социальной психологии

Цель: Раскрыть базовые понятия предмета, выделить цели, задачи и методы, используемые в социальной психологии. Ознакомить студентов с методами, применяемыми в социальной психологии.

Вопросы для подготовки:

  1. Предмет, цели и задачи социальной психологии. Объект социально-психологического исследования.
  2. Многомерность предмета социальной психологии: смежные области науки.
  3. Методы социально-психологических исследований: наблюдение, анализ документов, социометрия, референтометрия, групповая оценка личности (ГОЛ), тесты.

Термины и понятия: социальная психология, контент-анализ, социология, социум, социальная динамика, социометрия, массовое сознание, идеология, общественные ценности, референтометрия.

Практическое задание:

1. Систематизируйте и обобщите в форме таблицы исторический очерк возникновения социальной психологии: Истоки социально-психологических знаний в мифологических, религиозных и философских воззрениях ученых древности. Предпосылки развития социально-психологических знаний в эпоху Просвещения и в Новое время. Социально-психологическая проблематика в историко-революционной социологии 19 в. Становление социальной психологии в России.

Семинарское занятие 2.

Тема. Основные теории социальной психологии (2 часа).

Цель: Раскрыть базовые теории социальной психологии, выделить цели, задачи и методы, используемые в соответствующих теориях социальной психологии.

Вопросы для подготовки:

1. Бихевиоризм Б. Скиннера и необихевиоризм А. Бандуры.

2. Гештальттеория и когнитивизм.

3. Психоанализ.

4. Теория символического интеракционизма.

Практическое задание:

В ходе занятия группа делится на 4 подгруппы, каждая из которых решает практическую задачу, связанную с использованием одной из теорий (бихевиоризма Скиннера, теории социального научения, гештальтеории или символического интеракционизма). В конце занятия группа озвучивает для других студентов свое решение и отвечает на возможные вопросы.

Семинарское занятие №3

Тема: Психология общения

Цель: Изучить основные закономерности общения.

Вопросы для подготовки:

1. Содержание, цели и средства общения.

2. Формы, функции, виды и уровни общения.

3. Вербальная и невербальная коммуникация. Общение как коммуникация, интеракция и как социальная перцепция.

4. Воздействие в процессе общения.

Термины и понятия: общение, коммуникация, интеракция, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, кинесика, проксемика, коммуникативный барьер, межличностные отношения, реципиент, коммуникатор, рефлексивное, нерефлексивное слушание, социальная перцепция, каузальная атрибуция, стереотип суггестия,, эффект «ореола», «первичности», установка, межличностная аттракция.

Практические задания.

1. Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Интерпретация результатов по группе.

2. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири). Интерпретация результатов по группе.

Семинарское занятие № 4.

Тема: Феномены больших социальных групп и массовидных социальных явлений.

Цель: Раскрыть содержание понятий, научиться классифицировать большие группы, знать механизм их образования и развития.

Вопросы для подготовки:

1.Большая социальная группа - определение, сущность, структура.

2. Классификация групп по типу управления.

3. Стихийные группы. Феномен толпы. Психология панических состояний.

4. Социально-психологические феномены в больших группах.

5. Проблема группового сознания. Структура и динамика массового сознания. Общественное сознание. Политическая психология.

6. Роль средств массовой коммуникации. Реклама. Мода. Пропаганда.

7. Социально-психологические особенности полов.

Термины и понятия: класс, нация, страта, демократия, олигархия, охлократия, анархия, космополитизм, национализм, подражание, убеждение, суггестия.

Практические задания выполняется в подгруппах:

1. Мода как механизм подражания. Подготовьте мини инсценировку о распространении моды в массы (реклама, маркетинг) и её влиянии на потребителя. Какие мотивы двигают подростком, студентом, менеджером, психологом, светской львицей в стремлении быть модным?

2. Поведение толпы. Цель- наблюдение и сравнение поведения толпы различных видов. Оценку производите по 5 бальной шкале: 1-мало или нет, 3-умеренная степень, 5- очень много. Выберите две ситуации, когда собирается толпа с одной и той же целью(послушать музыку),но на разные концерты(классическая и рок-музыка).Выберите 3 момента временив течение концерта и оцените поведение аудитории.

 

№ концерта Момент 1 Момент 2 Момент 3
Кол-во разговоров      
Кол-во криков      
Кол-во физических движений      
Кол-во физических контактов и прикосновений      
Степень активности аудитории (махание руками. крики, танцы, подпевание….)      
Прочее      

 

1.Какие модели поведения наиболее характерны для аудитории на каждом из концертов?

2. Каковы причины различий в поведении аудиторий?

3. Как можно охарактеризовать настроение или «групповое чувство» каждой из аудиторий? Как настроение связано с поведением аудитории?

4. Как можно применить результаты вашего анализа к другим ситуациям с участием толпы?

Семинарское занятие № 5

Тема: Психология малой группы (4 часа)

Цель: Раскрыть понятие, структуру малой группы и научиться выявлять групповую дифференциацию. Научиться диагностировать процессы, происходящие в малых группах.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие «малая группа» и ее характеристики.

2. Структура малой группы и её виды.

3. Характеристика групповых феноменов (групповое поле, давление, воздействие, групповая сплоченность, принятие группового решения, межличностная совместимость, эффективность групповой деятельности).

4.Феномены межгруппового взаимодействия. Групповая дифференциация.

5. Управление малой группой. Лидерство в группе.

Термины и понятия: малая группа, референтная группа, формальные/неформальные группы, лидер, коллектив, групповая сплоченность, динамика группы, суггестия, межличностные отношения, социальная перцепция, каузальная атрибуция, стереотип, эффект «ореола», «первичности», установка, межличностная аттракция.

Практические задания.

1..С помощью методики М. Рокича выявите доминирующие ценностные ориентации в вашей группе. С какими ценностями и нормами группы Вы не согласны и почему?

2. Конформизм, сущность, причины. Подберите методики (вопросники), позволяющие выявить степень конформности, суггестивности. Проведите анкетирование в своей группе. Результаты представьте устно и графически.

3. Диагностика уровня развития малой группы(В.Б.Шапарь);

4. Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

5. Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).

6. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах.(А.С. Чернышов, С.В. Сарычева).

7. Диагностика психологического климата в малой производственной группе(В.В. Шпалинский,Э.Г.Шелест).

*Практическое занятие (для студентов специальности «Социальная педагогика»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.011 с.)