Структура социологического знания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней социологического познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура социологического знания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней социологического познания.



Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:

— Общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;

— Специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;

— Конкретные социологические исследования.

Эти три уровня социологического знания различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой делаемых при этом обобщений и выводов.

На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. На общетеоретическом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в развитии общества

На общетеоретическом уровне социологического анализа выявляются сущность общественных отношений, их специфическая роль и механизм взаимодействия, а также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов. Совокупность всех указанных выше отношений образует определенное общество, которое выступает как система данных отношений. Их более полный охват и глубокий научный анализ возможны только на уровне общесоциологических теорий или (что то же самое) общетеоретической социологии.

На этом уровне исследуется взаимодействие экономической, политической, духовной и других сфер жизни общества, вскрываются их взаимосвязи и взаимозависимости (например, воздействие современной научно-технической революции на социальную структуру общества, сферу науки и культуры).

На уровне общесоциологических теорий каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе, его многообразных связей с другими явлениями. Оно рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов, каковыми выступают указанные выше общественные отношения и соответствующие сферы общественной жизни, а так же объективные законы развития общества. В этом суть и основная особенность исследования общественных явлений и процессов на уровне общетеоретической социологии, выступающей в виде совокупности, точнее, системы общесоциологических теорий.

Специальные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательный ракурс намного уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. Например, экономическая и социальные сферы жизни общества. В этом случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы народного образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т.д.

Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить исчерпывающие представления относительно указанных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а так же сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем, в том числе связанных с повышением эффективности управления социально-экономическими процессами. В процессе применения специальных социологических теорий возможно (а нередко и необходимо) обращение к общесоциологическим теориям. Но и в этом случае главное внимание будет уделено той сфере жизни общества, в которой эти события происходят, прежде всего, анализу механизма функционирования этой сферы, происходящих в ней процессов, а так же решению возникающих здесь специфических социальных проблем. Специфика данных теорий заключается в том, что они органически связаны с практикой.

Следующий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Давая объективную информацию о тех или иных сторонах общественной жизни, конкретные социологические исследования могут помочь выявить существующие противоречия, а так же тенденции развития определенных социальных явлений и процессов. То и другое очень важно для научного понимания и решения социальных проблем, управления общественными процессами или, во всяком случае, для их всестороннего учета. Главное в конкретном социологическом исследовании - получить объективную информацию о том, что происходит в обществе, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми. Конкретные социологические исследования составляют важную область эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, ее объективных и субъективных сторон. Они заключаются в сборе фактов и материалов, наблюдениях и экспериментах, других способах получения данных о социальной действительности и их осмыслении. Все это суть моменты эмпирического познания действительности.

Происходит углубляющийся разрыв между теоретическим и эмпирическим, в 1950-х годах это проблема стала явной. Структурой социологического знания является теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой ТС является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания определяют прогресс в любой науке, как и в социологии. ТС – совокупность разнообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию. ЭС носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практический вопросов общественной жизни. ЭС в отличие от ТС не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности, эту проблему и решает ТС, путем создания универсальных социологических теорий. Спецификой ТС является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности. В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования. Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.

Одну из главных ролей в соотношении эмпирического и теоретического уровней играют теории среднего уровня (ТСУ). Они выступают посредниками между рабочими гипотезами эмпирических исследований и теоретическим уровнем. ТСУ носят аналитический характер и отражают проблемы людей, благодаря ТСУ эмпирические исследования становятся более фокусированными в теоретическом отношении, более системными, продуктивными, но тем не менее отражают проблемы людей и проблемы, связанные с человеческой реальностью.

В настоящее время под влиянием роста образования и культуры, развития науки и технических средств познания постоянно совершенствуются эмпирическое (опытное) знание людей различных сторон социальной действительности. Умножаются и усиливаются теоретические компоненты эмпирического знания, его связь с теоретическим мышлением. Эмпирическое познание явлений общественной жизни сформировалось в особую науку - эмпирическую социологию. Охарактеризованные выше уровни соц. знания - общесоциологические теории, специальные социологические теории, и конкретные социологические исследования - не изолированы друг от друга. Напротив, они органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру социологического знания, хотя роль их в данной структуре не одинакова. В ходе конкретных соц. исследованиях получают различного рода информацию о текущих процессах современной жизни, которая затем осмысливается на уровне специальных и общих соц. теорий. Это позволяет научно осознать процессы, протекающие в отдельных сферах общественной жизни и в целом в обществе. В то же время общесоциологические теории используются для решения проблем на уровне специальных социологических теорий и конкретных социологических исследований.

Социологическое воображение

Заботы — частные проблемы, составляющие содержание повседневной жизни отдельного человека, осознаваемые им и поддающиеся контролю. Таковы факты личной биографии. Проблемы (issues) носят общественный характер и не подвластны индивидуальному контролю, но, так или иначе, влияют на повседневную жизнь данного человека. Они затрагивают социальную структуру и институты общества. Это могут быть циклы деловой активности и экономические кризисы, смена правительства, университетская политика, войны, безработица и т.д. Когда в городе со стотысячным населением только один безработный, это его личное затруднение, связанное с потерей средств существования и с психологическими переживаниями. Но если в стране, где 50 млн. жителей, 5 млн. безработных, то речь идет о социальной проблеме, к обсуждению которой необходимо привлечь внимание общественности. Причиной могут быть нарушения или неполадки в институтах образования, занятости, производства, следствием — резкое изменение психологического климата в обществе. То же самое касается и войны. Если стоит вопрос о том, как выжить на войне, как сделать на этом карьеру, куда вложить деньги, чтобы превратить войну в прибыльный бизнес, надо говорить о личных вопросах. Но сама по себе война как форма массового действия, затрагивающая судьбы многих людей, является социальной проблемой. Наконец, в семье конфликт между супругами — это их личная забота, но когда уровень разводов в первые четыре года брака превышает 250 на 1 тыс., — это показатель структурных сдвигов в обществе. Чтобы малое понимать в тесной связи с большим, надо развивать социологическое воображение. Оно позволяет увидеть, что социальная сцена общества заполнена живыми людьми с их каждодневными заботами и тревогами. Системами координат социального анализа, который присущ классикам социологии, обладавшим, согласно Миллсу, богатым воображением, служат человеческие заботы и социальные проблемы, т.е. микро- и макро- события. Такова исходная точка отсчета социолога. Современные социологи пытаются заменить их абстрактными статистическими величинами. «Социальная наука должна касаться проблем биографии и истории, а также их пересечения внутри социальной структуры. Три момента — биография, история, общество — служат точками отсчета изучения человека». Философия «социологического воображения» не сводит индивида к совокупности биологических или неповторимо личностных черт. Человек — социальный тип, которого можно адекватно понять, только пропустив его биографию через призму социальных институтов и социальной структуры. Человек рождается в организации, растет в семье, обучается в школе и университете, работает на предприятии. Вся его жизнь состоит из череды социальных ролей, выполняемых им в конкретных институтах. Смена ролей — это одновременно и смена уровней зрелости личности. Социологическое воображение — особый угол зрения, методологический инструмент, прием социального ученого. В его основе лежит идея о том, что индивид может осмыслить жизненный опыт и «масштаб» своей судьбы, только поместив себя в рамки своего времени и своего общества; он может оценить жизненные шансы, только соотнеся собственное положение с положением тех, кто находится в сходных обстоятельствах. Классики определяют идеал и нормы социологического анализа, который решает три группы взаимосвязанных вопросов. Социолог должен ответить: а) какова структура данного общества (из каких компонентов она состоит, как они взаимосвязаны, какое конкретное влияние оказывают)?; б) какое место занимает это общество в человеческой истории?; в) какие типы мужчин и женщин превалируют в данном обществе и в данный исторический период? Таковы вопросы, которые обязательно задает себе ученый, обладающий социологическим воображением.

Миллс предлагает способы стимулирования воображения: 1) выливание скрытых связей (перекликается с латентными функциями Мертона); 2) игра в слова – обнаружение домыслов в синонимах того явления, которые мы рассматриваем; 3) составление классификаций, типологий, построение графиков, моделей, таблиц, диаграмм; 4) рассмотрение противоположного; 5) историческое сравнение; 6) обновление форм изложения материала – применяется научная лексика. С точки зрения Миллса, научное письмо должно быть интересным, приближенным к журналистскому тексту. Миллс рекомендует избегать жестких исследовательских процедур, нужно быть методологом, рассматривать личные заботы и общественные проблемы, не изучать последовательно мелкие фрагменты, а схватывать социальную структуру в целом, избегать узкую академическую специализацию, воспринимать человека как действующее лицо на социально – исторической арене, а не как изолированный фрагмент реальности. Социологическое воображение – способность отстраниться от привычной рутинной повседневности, чтобы взглянуть на нее новыми глазами (по Гидденсу).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.84.65.73 (0.006 с.)