Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура социологического знания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней социологического познания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. Исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни: — Общесоциологические теории, или общетеоретическая социология; — Специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные; — Конкретные социологические исследования. Эти три уровня социологического знания различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой делаемых при этом обобщений и выводов. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. На общетеоретическом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в развитии общества На общетеоретическом уровне социологического анализа выявляются сущность общественных отношений, их специфическая роль и механизм взаимодействия, а также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов. Совокупность всех указанных выше отношений образует определенное общество, которое выступает как система данных отношений. Их более полный охват и глубокий научный анализ возможны только на уровне общесоциологических теорий или (что то же самое) общетеоретической социологии. На этом уровне исследуется взаимодействие экономической, политической, духовной и других сфер жизни общества, вскрываются их взаимосвязи и взаимозависимости (например, воздействие современной научно-технической революции на социальную структуру общества, сферу науки и культуры). На уровне общесоциологических теорий каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе, его многообразных связей с другими явлениями. Оно рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов, каковыми выступают указанные выше общественные отношения и соответствующие сферы общественной жизни, а так же объективные законы развития общества. В этом суть и основная особенность исследования общественных явлений и процессов на уровне общетеоретической социологии, выступающей в виде совокупности, точнее, системы общесоциологических теорий. Специальные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательный ракурс намного уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. Например, экономическая и социальные сферы жизни общества. В этом случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы народного образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т.д. Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить исчерпывающие представления относительно указанных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а так же сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем, в том числе связанных с повышением эффективности управления социально-экономическими процессами. В процессе применения специальных социологических теорий возможно (а нередко и необходимо) обращение к общесоциологическим теориям. Но и в этом случае главное внимание будет уделено той сфере жизни общества, в которой эти события происходят, прежде всего, анализу механизма функционирования этой сферы, происходящих в ней процессов, а так же решению возникающих здесь специфических социальных проблем. Специфика данных теорий заключается в том, что они органически связаны с практикой. Следующий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Давая объективную информацию о тех или иных сторонах общественной жизни, конкретные социологические исследования могут помочь выявить существующие противоречия, а так же тенденции развития определенных социальных явлений и процессов. То и другое очень важно для научного понимания и решения социальных проблем, управления общественными процессами или, во всяком случае, для их всестороннего учета. Главное в конкретном социологическом исследовании - получить объективную информацию о том, что происходит в обществе, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми. Конкретные социологические исследования составляют важную область эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, ее объективных и субъективных сторон. Они заключаются в сборе фактов и материалов, наблюдениях и экспериментах, других способах получения данных о социальной действительности и их осмыслении. Все это суть моменты эмпирического познания действительности. Происходит углубляющийся разрыв между теоретическим и эмпирическим, в 1950-х годах это проблема стала явной. Структурой социологического знания является теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой ТС является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания определяют прогресс в любой науке, как и в социологии. ТС – совокупность разнообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию. ЭС носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практический вопросов общественной жизни. ЭС в отличие от ТС не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности, эту проблему и решает ТС, путем создания универсальных социологических теорий. Спецификой ТС является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности. В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования. Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания. Одну из главных ролей в соотношении эмпирического и теоретического уровней играют теории среднего уровня (ТСУ). Они выступают посредниками между рабочими гипотезами эмпирических исследований и теоретическим уровнем. ТСУ носят аналитический характер и отражают проблемы людей, благодаря ТСУ эмпирические исследования становятся более фокусированными в теоретическом отношении, более системными, продуктивными, но тем не менее отражают проблемы людей и проблемы, связанные с человеческой реальностью. В настоящее время под влиянием роста образования и культуры, развития науки и технических средств познания постоянно совершенствуются эмпирическое (опытное) знание людей различных сторон социальной действительности. Умножаются и усиливаются теоретические компоненты эмпирического знания, его связь с теоретическим мышлением. Эмпирическое познание явлений общественной жизни сформировалось в особую науку - эмпирическую социологию. Охарактеризованные выше уровни соц. знания - общесоциологические теории, специальные социологические теории, и конкретные социологические исследования - не изолированы друг от друга. Напротив, они органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру социологического знания, хотя роль их в данной структуре не одинакова. В ходе конкретных соц. исследованиях получают различного рода информацию о текущих процессах современной жизни, которая затем осмысливается на уровне специальных и общих соц. теорий. Это позволяет научно осознать процессы, протекающие в отдельных сферах общественной жизни и в целом в обществе. В то же время общесоциологические теории используются для решения проблем на уровне специальных социологических теорий и конкретных социологических исследований. Социологическое воображение Заботы — частные проблемы, составляющие содержание повседневной жизни отдельного человека, осознаваемые им и поддающиеся контролю. Таковы факты личной биографии. Проблемы (issues) носят общественный характер и не подвластны индивидуальному контролю, но, так или иначе, влияют на повседневную жизнь данного человека. Они затрагивают социальную структуру и институты общества. Это могут быть циклы деловой активности и экономические кризисы, смена правительства, университетская политика, войны, безработица и т.д. Когда в городе со стотысячным населением только один безработный, это его личное затруднение, связанное с потерей средств существования и с психологическими переживаниями. Но если в стране, где 50 млн. жителей, 5 млн. безработных, то речь идет о социальной проблеме, к обсуждению которой необходимо привлечь внимание общественности. Причиной могут быть нарушения или неполадки в институтах образования, занятости, производства, следствием — резкое изменение психологического климата в обществе. То же самое касается и войны. Если стоит вопрос о том, как выжить на войне, как сделать на этом карьеру, куда вложить деньги, чтобы превратить войну в прибыльный бизнес, надо говорить о личных вопросах. Но сама по себе война как форма массового действия, затрагивающая судьбы многих людей, является социальной проблемой. Наконец, в семье конфликт между супругами — это их личная забота, но когда уровень разводов в первые четыре года брака превышает 250 на 1 тыс., — это показатель структурных сдвигов в обществе. Чтобы малое понимать в тесной связи с большим, надо развивать социологическое воображение. Оно позволяет увидеть, что социальная сцена общества заполнена живыми людьми с их каждодневными заботами и тревогами. Системами координат социального анализа, который присущ классикам социологии, обладавшим, согласно Миллсу, богатым воображением, служат человеческие заботы и социальные проблемы, т.е. микро- и макро- события. Такова исходная точка отсчета социолога. Современные социологи пытаются заменить их абстрактными статистическими величинами. «Социальная наука должна касаться проблем биографии и истории, а также их пересечения внутри социальной структуры. Три момента — биография, история, общество — служат точками отсчета изучения человека». Философия «социологического воображения» не сводит индивида к совокупности биологических или неповторимо личностных черт. Человек — социальный тип, которого можно адекватно понять, только пропустив его биографию через призму социальных институтов и социальной структуры. Человек рождается в организации, растет в семье, обучается в школе и университете, работает на предприятии. Вся его жизнь состоит из череды социальных ролей, выполняемых им в конкретных институтах. Смена ролей — это одновременно и смена уровней зрелости личности. Социологическое воображение — особый угол зрения, методологический инструмент, прием социального ученого. В его основе лежит идея о том, что индивид может осмыслить жизненный опыт и «масштаб» своей судьбы, только поместив себя в рамки своего времени и своего общества; он может оценить жизненные шансы, только соотнеся собственное положение с положением тех, кто находится в сходных обстоятельствах. Классики определяют идеал и нормы социологического анализа, который решает три группы взаимосвязанных вопросов. Социолог должен ответить: а) какова структура данного общества (из каких компонентов она состоит, как они взаимосвязаны, какое конкретное влияние оказывают)?; б) какое место занимает это общество в человеческой истории?; в) какие типы мужчин и женщин превалируют в данном обществе и в данный исторический период? Таковы вопросы, которые обязательно задает себе ученый, обладающий социологическим воображением. Миллс предлагает способы стимулирования воображения: 1) выливание скрытых связей (перекликается с латентными функциями Мертона); 2) игра в слова – обнаружение домыслов в синонимах того явления, которые мы рассматриваем; 3) составление классификаций, типологий, построение графиков, моделей, таблиц, диаграмм; 4) рассмотрение противоположного; 5) историческое сравнение; 6) обновление форм изложения материала – применяется научная лексика. С точки зрения Миллса, научное письмо должно быть интересным, приближенным к журналистскому тексту. Миллс рекомендует избегать жестких исследовательских процедур, нужно быть методологом, рассматривать личные заботы и общественные проблемы, не изучать последовательно мелкие фрагменты, а схватывать социальную структуру в целом, избегать узкую академическую специализацию, воспринимать человека как действующее лицо на социально – исторической арене, а не как изолированный фрагмент реальности. Социологическое воображение – способность отстраниться от привычной рутинной повседневности, чтобы взглянуть на нее новыми глазами (по Гидденсу).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.113 (0.011 с.) |