Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика социологии как науки.

Поиск

Структура социологии.

Социология развивается на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. По ориентации социологических исследований они подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Характерной особенностью социологического познания является наличие в нем различных типов теоретического исследования. Выделяются общесоциологические теории, претендующие на описание и объяснение развития общества в целом (т.н. теория общественно-экономических формаций К. Маркса; теория социального действия М.Вебера; теория обмена П. Блау; структурно-функциональная теория Т. Парсонса; теория социальной стратификации П. Сорокина и др.).

Второй класс теоретического каркаса социологии составляют специальные социологические теории, изучающие социальные тенденции и особенности функционирования социальных общностей в процессах их взаимодействия. К ним относятся теории «социального поведения» (т.н. бихевиористская), теории «социальных взаимодействий» (в частности, концепции Г. Зиммеля, Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Сорокина и др.), теории «социальных движений» (напр., теории Г. Блуммера, А. Турена и др.).

В социологии развиваются и применяются т.н. «отраслевые теории», формирующиеся на стыках социологии с другими науками, т.н. экономическая социология, политическая социология, социология права, социология образования и т.п. Эти теории изучают особенности развертывания социальных процессов; их тенденции, проявляющиеся не в обществе в целом, а в его различных сферах – в экономике, политике, культуре и т.д.

В зависимости от ориентированности социологических исследований их подразделяют на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные ориентированы на решение научных концептуальных проблем, с изучением глубинных процессов социальной реальности, тенденций и закономерностей ее развития, процессов интеграции и дезинтеграции в обществе, изменениями и динамикой социальных систем и их структур.

Прикладные социологические исследования ориентированы на решение актуальных социальных проблем практического характера, связанных с изучением и регулированием определенных социальных процессов в очерченных областях общественной жизни (т.н. возникновением безработицы, изменением демографической ситуации, девиантного поведения и т.п.). Ориентация – выработка практических рекомендаций и оптимальных управленческих решений.

Недопустимо резкое разграничение и противопоставление фундаментальных и прикладных исследований. Для того, чтобы этого не произошло, Р. Мертон предложил т.н. «теорию среднего уровня». Эта теория призвана обобщать и структурировать эмпирические данные в определенных областях социологического знания – т.н. изучение семьи, малых групп, процессов коммуникации и т.п.

Социологические исследования проходят ряд взаимосвязанных стадий (см. рис. 1). Проводимые исследования могут дифференцироваться на 2 уровня – макросоциологический и микросоциологический.

Микросоциология - это область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействия с ближайшим социальным окружением, она исследует поведение индивидов или малых групп в ситуациях межличностного взаимодействия.

Что же представляют микроуровни социологии? В отличие от макро- микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Она обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий. Определенные индивиды и их малые группы в своих повседневных поступках и взаимодействиях могут быть изучены прямым наблюдением, интервью, экспериментом. Такие методы трудно использовать для исследования больших общностей т.н. всех белорусов.

Микросоциология сходит из того, что основным, первичным компонентом человеческого поведения является выбор. Жизнь каждого человека – бесконечная серия различных выборов. При решении вопросов, касающихся индивидуального поведения личностей, следует исходить из социологического анализа тех смыслов и значений, которые люди придают этим явлениям при взаимодействии друг с другом.

Таким образом, главная тема микросоциологических исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, смыслы и значения, определяющие взаимодействие между людьми. Микросоциология ищет причины человеческого поведения в отношениях и взаимодействиях между личностью и другими людьми. Взаимодействие – это процесс, через который мы влияем друг на друга: поскольку действуя, мы влияем на окружающих нас людей, а так как действуют и другие люди, то и они оказывают влияние на нас. Поэтому мы постоянно отслеживаем и корректируем наши действия в соответствии с различными поступками других людей.

Американский социолог Дж. Хоманс считает, что взаимодействие людей можно понять и объяснить на основе применения принципа поощрения и наказания. Люди склонны возобновлять такие формы поведения, за которые они в недавнем прошлом были вознаграждены (признательность, похвала, деньги и т.д.).

Сторонники символического интеракционизма (Ч. Кули, Г. Мид) исходят из того, что суть человеческого существования проявляется в способности осмысливать свои поступки окружающих при помощи определенных слов-символов, которые используются в процессе общения. Через символические взаимодействия люди служат друг другу своеобразным зеркалом, помогающим уточнять, изменять, совершенствовать свои действия и поступки. Мы получаем понятие о том, что мы собою представляем, приобретаем способность поставить себя на место другого. Г. Мид называл это «понятием роли других». Через такое взаимодействие формируется наше сознание и самосознание; мы начинаем узнавать не только окружающий мир и других людей, но и узнавать самих себя, как бы глядя на себя глазами других людей.

К числу наиболее известных микросоциологических теорий относится теория социального обмена (Дж. Хоманс и др.), символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид, Дж. Болдуин и др.), этнометодология (Г. Гарфинкель, Г. Сакс и др.).

Таким образом, микросоциология изучает индивидов и их ближайшее социальное окружение.

 


Эмпирическая социология.

 

Объективность познания в области социальных наук

характеризуется тем, что эмпирически данное всегда

соотносится с ценностными идеями…

Макс Вебер

 

Эмпирическое направление, возникшее в границах западной социологии в XX веке, явилось в известном смысле противопоставлением, теоретическим построением классической социологии XIX века. Становление эмпирической школы было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социальной философии XIX века, а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами и разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни.

В наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Именно поэтому она адаптировала следующие, безусловно, ценные для социологической науки постулаты позитивистского типа:

1) социальные явления подчиняются законам, в конечном счете, общим для природной и социально-исторической действительности;

2) методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;

3) социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.

В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляются по социальному заказу и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблем. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в ряде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. XX столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследований.

Чикагская школа эмпирической социологии представляла собой сложившееся в первой половине XX столетия специфическое подразделение университета со своими традициями исследовательской деятельности и огромным влиянием на социологов всей страны, а затем и всего мира.

Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале XX века как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логикой. Хотя ее роль в становлении социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, т.к. организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась, прежде всего, потребностями общества.

Эмпирическая социология это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использованием специальных методов (опросов, статистических методов и др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследования существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессий и отдельных ученых-социологов.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс «прагматизации» социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широком смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г. Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию не между биологическими, а между социальными явлениями и процессами.

В 40-50-е гг. XX века эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т. Парсонсом и его последователями. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане «принцип понимания» вытесняется «принципом объяснения». Но чем тщательнее разрабатывается понятийный аппарат в «теории социального действия» Т. Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р. Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений.

Характерными чертами эмпирической социологии являются:

1) отождествление научной социологии с эмпирической социологией;

2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;

3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви – академическую и прикладную.

Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологии города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е гг. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований. Прикладное направление эмпирической социологии во многих странах мира стало особой отраслью индустрии.

В 80-е гг. в прикладной ветви эмпирической социологии выделились два основных направления – социальная инженерия и клиническая социология – с подготовкой специалистов соответствующего профиля. Если первые, например, обобщив данные о финансовом положении компании, состоянии дел на рынке сбыта и технологии производства, предлагают перестроить управленческую структуру, то вторые проводят психологические тренинги с менеджерами с целью переориентации их создания. Как правило, специалисты обоих профилей работают в тесном контакте.

Итак, быстрое увеличение объемов прикладных исследований в мировой социологии в 70-90-е гг. принципиально изменило формы организации социологических институтов. Наряду с университетами на организации исследования сосредоточиваются лаборатории, бюро, исследовательские центры и т.д. Претерпела изменения и профессия социолога: возник тип практикующего социолога, эксперта по различным социальным проблемам, нередко консультанта фирмы и т.п. Эволюционируя подобным образом, эмпирическая социология активно включается в разработку проблем, в которых заинтересовано государство, бизнес, армия. Методика и техника, разработанные социологами-эмпериками и обогативные средства познания социальной действительности, позволяют получать информацию о процессах общественной жизни. Одновременно для преодоления ограниченности эмпирических исследований и качественной систематизации массы эмпирического материала в схемы, описания и объяснения возрастает необходимость сочетания в социологии эмпирических и теоретических подходов.

Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.

 


Структурный функционализм.

К середине 30-х годов социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализирую эмпирические факты. Они добивались только частных обобщений частных явлений или их классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее сознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.

За решение этой задачи взялся один из ведущих преподавателей социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Парсонс (1902 - 1979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу «Структура социального действия».

Структурный функционализм – один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социологического взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи.

В том или ином виде функциональных подход существовал во всех социологических концепциях, где общество рассматривалось системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом. Соответственно в обществе изыскивались подобия органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Такие идеи были и у Платона, и у Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Руссо. Вычленение собственно социологии как науки шло с XIX века параллельно превращению биологии в особую науку. Это привело к более широким аналогиям с функционально расчлененным организмом и первым социологическим формулировкам понятия функции. Так, Спенсер в «Основаниях социологии» доказывает, что общество есть организм, наличие в нем структурной дифференциации говорит о «правильном понимании» функций как «несходных частей» политического тела и живого тела. Дюркгейм дает уже более тонкие и содержательные определения: «Слово функция употребляется в двух довольно различных значениях. То оно означает систему жизненных движений – отвлекаясь от их последствий, то, выражает отношение соответствия, существующее между этими движениями и известными потребностями организма. Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует».

Т. Парсонс, оценивая результаты развития эмпирической социологии в США в 20-30–е годы, отмечал, что не могли удачно завершаться попытки построить «исчерпывающие эмпирические обобщения», как в еще более ранние попытки установить значение различных «факторов» в определении социальных явлений. Он подчеркивал, что факторные теории (например, теория общественных формаций К. Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы, так как, по его мнению, игнорировали фундаментальный принцип любой науки: изучение фактов только специфических для нее явлений.

Цель теоретической деятельности Т. Парсонса – усилить внимание к пренебрегаемым ранее «социальным элементам» социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться «адекватного» описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы «на все относящиеся к делу научно важные вопросы». А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщенной концептуальной схемы.

Ценности (образцы) Т. Парсонс рассматривал как главные элементы особого механизма связи между социальными и культурными системами, а нормы – как социальные явления, регулирующие конкретные социальные процессы и отношения.

Согласно основным положениям структурно-функциональной теории социальных систем, общество – социальная система, достигшая по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. Эта точка зрения Т. Парсонса на общество как социальную систему полностью расходится с общепринятым в 50-е гг. взглядом на общество как на совокупность конкретных индивидов и сближается с воззрением К. Маркса на общество как на сумму связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Но, в отличие от К. Маркса, члены общества рассматриваются Парсонсом как часть окружения данной социальной системы, внутренних условий ее функционирования. Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспекты тенденции к классовому конфликту в западном типе социальной системы: индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей; определенная противоположность между властью и подчиненными: развитие различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре, неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое противоборство.

Уже это ранее определение содержит в себе проблематику всего последующего функционализма: если в обществе имеет место нечто, отвечающее его потребностям, то является ли это следствием индивидуального сознания и удовлетворения потребности или же здесь иного рода зависимость?

«Функциональное единство» социологического анализа, подчеркивает Мертон, определяется не «сверху», не при помощи какой-либо теории, а в бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах культуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носят императивный, принудительный характер в первую очередь для всех общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизованным объектам, которыми могут повторяющиеся и типовые явления, характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы, институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля и т.д.).

автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия «функция». Функция – это те «наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде». Дисфункция – это «те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде». В проявлении функции может быть две формы – явная и скрытая.

Т. Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания «социального порядка», а Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни.

Основная теорема «функционального анализа» по Мертону гласит, как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явлениями. При этом функциональный результат способствует выживанию системы, ее приспособлению к окружающей среде.

 


Функции социологии.

Тесная связь социологии с жизнью определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет.

Как общественная наука социология выполняет теоретико-познавательную и управленческую (практическую) функции; в свою очередь, они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные: мировоззренческую, методологическую, просветительскую, прогностическую, профилактическую, функцию социального контроля и т.п. На наш взгляд, эти функции зависят от первых двух, или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты посредством их понимания.

Теоретико-познавательная и управленческая функции социологии также тесно связаны. Научный взгляд на историю является отправной базой для долгосрочного прогноза и в то же время выполняет функцию методологии исследования общественной жизни, сознания и поведения людей. Полученные теоретические данные и концептуальный аппарат позволяют детально анализировать общественные процессы, а также прогнозировать возможное их развитие в будущем с учетом многообразных и специфических условий в заданных границах места и времени.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, познание проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития. Она имеет целью изучение проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни, и выработку рекомендаций относительно их решения.

Управленческая функция – это нахождение разумных способов решения конкретных общественных проблем «здесь» и «сейчас», равно как и проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий «там» и «потом». Важным моментом при этом является прогноз ближайших и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции. С этой функцией тесно связана функция социального управления, т.е. использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Он охватывает самые широкие области – от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран до социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Одна из важнейших функций современной социологии – мировоззренческая. По меткому выражению одного из выдающихся русских социологов П. Лаврова, об этом можно судить определенно: «Если социология не формулирует национальную идею, общественный идеал, не указывает направления движения общества на пути к прогрессу, то она превращается в пустую болтовню».

 


Социальный закон

 

Иначе говоря, социальные законы не имеют иной реальности, кроме как в приближении, в тенденции, в среднем.

Итак, социология обращает внимание на то, что социальная закономерность не может проявляться иначе как в средней, общественной, массовой закономерности или взаимопогашении индивидуальных отклонений в ту или другую сторону.

Каково же отклонение каждой средней равнодействующей величины от абсолютных требований данного социального закона? Это отклонение пропорционально общественно полезному времени, необходимому для достижения общей социальной цели. Чем больше будут отклонения, тем больше времени понадобиться обществу для достижения стоящих перед ним целей. Следовательно, величина времени зависит от индивидуальных действий личности, характер которых может быть познан на индивидуальном уровне.

Научное познание характера и обстоятельств действий людей позволяет корректировать их посредством изменения условий жизнедеятельности, сокращая тем самым сроки достижения стоящих перед обществом социальных целей. Люди изменяют свои общественные отношения на основе знания социальных законов, приводя эти отношения в более или менее полное соответствие с объективными закономерностями общественного развития.

Следует различать формы проявления законов социального развития и законов функционирования. Законы развития проявляются как причинные условия изменения процессов, ситуаций. Форма проявления законов функционирования – это следствие функционирования явления, которое направлено на сохранение социальной системы, в которой данное явление существует и действует. Т.н., подготовка кадров высшей квалификации есть следствие функционирования системы образования. Совершенствовать это следствие – значит не только сохранять, но и укреплять социальные системы, для которых готовятся эти кадры. Иными словами, функционирующая система – это система, в которой в состоянии равновесия сохраняется, по крайней мере, одно свойство независимо от изменений других причинно связанных с ним свойств. Поскольку функционирование системы направлено на реализацию определенной цели, постольку ее функции складываются в соответствии с этой целью.

Будучи формой проявления, средняя равнодействующая социальных действий индивидов, которая выступает как показатель отклонения данной системы социальных отношений от требований социального закона, не раскрывает специфику и содержание соответствующего социального процесса. Эту специфику можно раскрыть, только исследуя механизм действия социальных законов, т.е. показав принцип построения системы социальных связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу в конкретных условиях места и времени. Именно поэтому научный подход к исследованию социальных отношений заключается в выяснении зависимостей, складывающихся в рамках общественных и государственных форм, существующих только в данное время и у данных народов.

Анализ системы социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности индивидов, невозможен вне их интересов и ориентаций, а также социальных действий и взаимодействий с другими людьми, общностями и т.д. Социальная связь может выражать прямую зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений. Опосредствующими элементами этой зависимости могут выступать могут выступать как ситуационные факторы, так и личностные особенности индивидов, а также принятая обществом система социальных норм и средств социального контроля, накладывающих определенные ограничения на характер социальных действий людей. Поэтому, чтобы выявить среднюю равнодействующую и степень ее «отклонения» от требований того или иного социального закона (или социальной цели), необходимо установить: а) направленность действий сходных групп людей в одинаковых условиях; б) систему социальных связей, рамки которых эта деятельность обусловливает; в) степень повторяемости и устойчивости социальных действий групп личностей в условиях данной социальной системы функционирования.

Под действием социальных законов формируются социальные качества личностей. Последние через отношения людей проявляются в существующем в обществе образе жизни. Если средняя равнодействующая величина социальных отношений личностей приобретает устойчивую тенденцию приближения к требованиям того или иного закона, то это свидетельствует о социальной эффективности механизма его действия. Отклонение средней равнодействующей величины социальных отношений личности от объективных требований социального закона влечет за собой дисфункцию в социальном механизме или ведет к ее моральному износу.

Социологические исследования отношений классов, социальных слоев, групп, личностей позволяет не только выявить формы проявления социальных законов в различных сферах жизнедеятельности общества, но и устранять последствия.

 


Важнейшие термины, употребляемые в первой теме.

1. Социология

2. Объект социологии

3. Предмет социологии

4. Законы социологии

5. Социальное

6. Функции социологии

 

Вопросы для самоконтроля и повторения.

1. Что изучает социология, ее определение.

2. Каков объект социологии?

3. В чем заключается предмет социологии?

4. Законы социологии.

5. В чем суть социального?

6. В чем состоит сущность основных функций социологии?

7. В чем состоят отличительные особенности микросоциологии?

8. Каковы особенности макросоциологических концепций?

9. В чем заключается сущность эмпирических социологических исследований?

10. Что представляют собой теоретические социологические исследования?

11. Какие типы теорий существуют в социологии?

12. Каковы особенности фундаментальных социологических исследований?

13. На что ориентированы прикладные социологические исследования?

 

Литература.

1. Бабосов Е.М. Объект, предмет и задачи социологии как науки // Бабосов Е.М. Социология. – Мн., 1998. Ч.1, гл. 1.

2. Гидденс Э. Введение в социологию // Гидденс Э. Социология. – М., 1999. Ч. 1.

3. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995.

4. Кравченко А.И. Социология. – М., 2002. Гл. 1.

5. Фролов С.С. Социология. – М., 1996. Разд. 1.

 


Новое время (17 – сер. 19 вв.)

Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти – причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он бы искал общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему выгоднее. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но, объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду, либо достичь уважения и почестей. Поэтому человеческое общество не будет ни очень большим, ни очень устойчивым. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство – наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительного существования общества – взаимный страх, а не любовь и расположение.

Естественное состоояние – война всех против всех или социальная борьба за выживание. Она характеризует повседневную жизнь людей в догражданском обществе. Иное дело гражданское общество – высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникают собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате прекращается война всех против всех.

Свой вклад в развитие натуралистических концепций общества внесли английские материалисты 16 – 18 вв., среди которых выделяется Т.Гоббс.

В работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) этот мыслитель изложил новое представление о природе человека и государства.

Абстрагируясь от теологии при объяснении государства и права, Гоббс стремился вывести их признаки из естественной природы человека. Причем сама эта природа отнюдь не идеализировалась им, наоборот, человек в своем естестве представал как существо жадное, эгоистичное и честолюбивое. Эта «природность» была присуща человеку в его естественном, догосударственном состоянии, в котором проявлялись две крайности – стремление к равенству и вражда.

Недвусмысленно признается, что люди, имеющие от природы равные качества, имеют равное право на все. Но в этом равенстве заложена и опасность раздора, ибо для всех не хватает тех благ, на которые люди могут претендовать, поэтому в свободном обществе, т.е. в обществе, где нет верховной власти государства, права человека неизбежно ущемляются, в силу чего и возникают постоянные конфликты между людьми.

Это естественное состояние равенства неминуемо приводит к войне, в которой каждый отстаивает свои права. Жизнь людей без общей власти, держащей всех в страхе, по Гоббсу, порождает состояние, названное им «войной против всех».

Ясно, что если общество будет долго находиться в таком состоянии, то оно неминуемо должно будет погибнуть. Поэтому страх смерти и желание мира необходимо ведут людей к ограничению своих прав в пользу общих законов и верховной власти.

Суть этих законов заключается в том, что вырабатывается общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что опасно для его собственной жизни, каждый человек в силу этого правила должен стремиться к миру и к самозащите. На этой основе вырабатывается нравственно-правовой принцип: человек, по Гоббсу, должен довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допускал бы у других людей по отношению к себе.

На этой основе Гоббсом разрабатывается целая система естественных законов, предваряющих появление государства, ибо сами по себе эти законы без соответствующей поддержки со стороны крепкой власти не могут обеспечить мирное сосуществование людей. Поэтому государство – это прежде всего сила, обеспечивающая действенность всех законов. Наличие его означает добровольное ограничение личной свободы.

При таком определении государства вполне естественно следует договорной характер его образования, когда люди, осознав небезопасность своего естественного свободного существования, вынуждены согласиться на ограничение своих прав и подчиниться верховной власти.

Гоббс рассматривает общественный договор как акт перехода людей из естественного состояния в состояние гражданское, т.е. в состояние государственное. Государственная власть переводит общество в новое качественное состояние. Передав власть государству, люди должны мириться со своей несвободой, которая компенсирует им опаснос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.189 (0.021 с.)