Макросоциолоигческие концепции личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макросоциолоигческие концепции личности.



Макросоциология анализирует социальные структуры, большие социальные группы и общности. Она рассматривает возникновение и функционирование социальных структур, как один элемент или аспект структуры влияет на другой, как элементы фнукционируют в качестве целостных систем. В качестве наиболее важных социальных структур, изучаемых макросоциологией, выступают следующие социальные институты: государство, различные организации – школа, суд, прокуратура, предприятие и т.д., а также культура, религия, политический и экономический строй. Люди с самого рождения включены в систему социальных структур, испытывают на себе их влияние всю жизнь.

Социология, как самостоятельная наука, начинается с макросоциологического анализа общества. Макросоциолоигческий подход в исследовании общества был характерен Огюсту Конту. Ведущая идея, сформулированная им: общество есть важная система, органически связанная с понятием законов.

Самым важным, по его мнению, является закон трех стадий. Согласно этому закону общество в своем развитии проходит последовательно три стадии. Первая – теологическая, охватывающая древность, раннее средневековье. С 1300 года начинается вторая стадия развития общества – метафизическая. В этот период господствует «метафизический дух», оперирующий интегративными понятиями – «всеобщая справедливость», «народ», «государство» и т.д. На смену этой стадии приходит позитивная. На этой стадии преодолевается устаревшая метафизика, ее место занимает позитивная наука, в том числе социология, призванная дать человечеству конкретное знание об обществе.

Макросоциолоигческий подход к исследованию общества характерен и для К. Маркса и его последователей. Главное в его учении – идея материалистического понимания истории, которая выделяет в качестве основы общественного развития способ производства материальных благ. На основании социально-исторической смены способов производства и связанного с этим изменения главного субъекта производственной деятельности – рабов, крестьян, пролетариата, - в марсовой социологии сформулировано понятие «общественно-экономической формации» как специфической стадии общественного развития.

Наиболее известной макросоциологической теорией в конце XIX века стал функционализм. Его возникновение связано с деятельностью английского социолога Г. Спенсера. Исследуя общество, он сравнивал его с живым организмом, подобным человеческому телу. Подобно этому каждая часть общества – экономическая, политическая, религиозная и т.д. – выполняет свою функцию. И чем более согласованы между собой эти функции, тем устойчивей целостный организм, тем эффективнее он функционирует. Однако в отличие от индивидуального организма, который обладает конкретностью, общественный организм всегда дискретен. Это значит, что общество не должно поглощать отдельную личность, а напротив, должно «служить» индивидам, его составляющим.

Дальнейшее развитие функционализм получил в трудах французского социолога Э. Дюркгейма и американских социологов Т. Парсонса, Р. Мертона, К. Дэвиса и др. Т Парсонс, в частности, связал представление о целостности социальной системы (экономический + политический и др.) с системой социальных действий. Действие – процесс в системе «субъект действия - ситуация», имеющий мотивационное значение для действующего индивида или группы.

В структурном отношении социальные действия состоят из 3-х классов объектов: социальных («Я» или группа), физических (окружающая среда – средства, условия действия «Я»), культурных (символы культуры, идеи, ценности, убеждения, традиции – объекты ситуации для «Я»).

Представители функциональной социологии исходят из того, что функции отдельного социального объекта вплетены в социальную жизнь. Это означает, что социальная система, т.н. социальная структура общества, вместе со своими компонентами имеет определенный тип единства, так называемое «функциональное единство». Такое единство – состояние, в котором все части социальной системы работают совместно, гармонично, согласованно. Основное требование функционального анализа общественных процессов заключается, по словам Р. Мертона, в том, чтобы объект анализа представлял стандартизированное, т.е. типизированное, повторяющееся явление, такое, как социальные роли, институты, социальные процессы, номы, группы, социальные структуры. Все перечисленное как раз и составляет набор единиц макросоциологического исследования общества, происходящих в нем процессов.

Макросоциологический подход к исследованию социальных процессов развивают также представители социологической теории социального конфликта, в особенности немецкий социолог второй половины XX века Ральф Дарендорф. По его мнению, социальный (классовый) конфликт представляет собой норму развития социальной системы. В отличие от К. Маркса, который считал, что в основе социального конфликта находится борьба противоборствующих классов за обладание собственностью, Р. Дарендорф утверждает, что основной конфликт является противоборством между социальными группами, у которых власть, и теми, которые ее лишены. Конфликт способен выполнять не только разрушительную, но и созидательную функцию. Положительная функция конфликта заключается в его воздействии на усиление адаптивности системы, т.е. ее лучшей приспособленности к внутренним и внешним установкам ее развития.

Макросоциологический подход к исследованию обществаа развивает известный теоретик социологии, которые ее лишены. Конфликт способен выполнять не только разрушительную, но и созидательную функцию. Положительная функция конфликта заключается в его воздействии на усиление адаптивности системы, т.е. ее лучшей приспособленности к внутренним и внешним установкам ее развития.

Макросоциологический подход к исследованию общества развивает известный теоретик социологии Н. Луман. Опираясь на парсоновский функционализм, он, в отличие от него, представляет социальные системы как динамичные образования, которые возникают в процессе выработки согласия между участниками социального взаимодействия по поводу их переживаний, стремлений и действий. В центр исследования при этом ставится взаимодействие социальной системы с окружающей средой в трех основных измерениях: предметном, временном и социальном.

 


Эмпирическая социология.

 

Объективность познания в области социальных наук

характеризуется тем, что эмпирически данное всегда

соотносится с ценностными идеями…

Макс Вебер

 

Эмпирическое направление, возникшее в границах западной социологии в XX веке, явилось в известном смысле противопоставлением, теоретическим построением классической социологии XIX века. Становление эмпирической школы было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социальной философии XIX века, а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами и разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни.

В наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Именно поэтому она адаптировала следующие, безусловно, ценные для социологической науки постулаты позитивистского типа:

1) социальные явления подчиняются законам, в конечном счете, общим для природной и социально-исторической действительности;

2) методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;

3) социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.

В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляются по социальному заказу и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблем. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в ряде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. XX столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследований.

Чикагская школа эмпирической социологии представляла собой сложившееся в первой половине XX столетия специфическое подразделение университета со своими традициями исследовательской деятельности и огромным влиянием на социологов всей страны, а затем и всего мира.

Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале XX века как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логикой. Хотя ее роль в становлении социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, т.к. организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась, прежде всего, потребностями общества.

Эмпирическая социология это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использованием специальных методов (опросов, статистических методов и др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследования существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессий и отдельных ученых-социологов.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс «прагматизации» социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широком смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г. Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию не между биологическими, а между социальными явлениями и процессами.

В 40-50-е гг. XX века эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т. Парсонсом и его последователями. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане «принцип понимания» вытесняется «принципом объяснения». Но чем тщательнее разрабатывается понятийный аппарат в «теории социального действия» Т. Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р. Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений.

Характерными чертами эмпирической социологии являются:

1) отождествление научной социологии с эмпирической социологией;

2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;

3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви – академическую и прикладную.

Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологии города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е гг. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований. Прикладное направление эмпирической социологии во многих странах мира стало особой отраслью индустрии.

В 80-е гг. в прикладной ветви эмпирической социологии выделились два основных направления – социальная инженерия и клиническая социология – с подготовкой специалистов соответствующего профиля. Если первые, например, обобщив данные о финансовом положении компании, состоянии дел на рынке сбыта и технологии производства, предлагают перестроить управленческую структуру, то вторые проводят психологические тренинги с менеджерами с целью переориентации их создания. Как правило, специалисты обоих профилей работают в тесном контакте.

Итак, быстрое увеличение объемов прикладных исследований в мировой социологии в 70-90-е гг. принципиально изменило формы организации социологических институтов. Наряду с университетами на организации исследования сосредоточиваются лаборатории, бюро, исследовательские центры и т.д. Претерпела изменения и профессия социолога: возник тип практикующего социолога, эксперта по различным социальным проблемам, нередко консультанта фирмы и т.п. Эволюционируя подобным образом, эмпирическая социология активно включается в разработку проблем, в которых заинтересовано государство, бизнес, армия. Методика и техника, разработанные социологами-эмпериками и обогативные средства познания социальной действительности, позволяют получать информацию о процессах общественной жизни. Одновременно для преодоления ограниченности эмпирических исследований и качественной систематизации массы эмпирического материала в схемы, описания и объяснения возрастает необходимость сочетания в социологии эмпирических и теоретических подходов.

Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.

 


Структурный функционализм.

К середине 30-х годов социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализирую эмпирические факты. Они добивались только частных обобщений частных явлений или их классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее сознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.

За решение этой задачи взялся один из ведущих преподавателей социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Парсонс (1902 - 1979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу «Структура социального действия».

Структурный функционализм – один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социологического взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи.

В том или ином виде функциональных подход существовал во всех социологических концепциях, где общество рассматривалось системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом. Соответственно в обществе изыскивались подобия органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Такие идеи были и у Платона, и у Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Руссо. Вычленение собственно социологии как науки шло с XIX века параллельно превращению биологии в особую науку. Это привело к более широким аналогиям с функционально расчлененным организмом и первым социологическим формулировкам понятия функции. Так, Спенсер в «Основаниях социологии» доказывает, что общество есть организм, наличие в нем структурной дифференциации говорит о «правильном понимании» функций как «несходных частей» политического тела и живого тела. Дюркгейм дает уже более тонкие и содержательные определения: «Слово функция употребляется в двух довольно различных значениях. То оно означает систему жизненных движений – отвлекаясь от их последствий, то, выражает отношение соответствия, существующее между этими движениями и известными потребностями организма. Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует».

Т. Парсонс, оценивая результаты развития эмпирической социологии в США в 20-30–е годы, отмечал, что не могли удачно завершаться попытки построить «исчерпывающие эмпирические обобщения», как в еще более ранние попытки установить значение различных «факторов» в определении социальных явлений. Он подчеркивал, что факторные теории (например, теория общественных формаций К. Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы, так как, по его мнению, игнорировали фундаментальный принцип любой науки: изучение фактов только специфических для нее явлений.

Цель теоретической деятельности Т. Парсонса – усилить внимание к пренебрегаемым ранее «социальным элементам» социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться «адекватного» описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы «на все относящиеся к делу научно важные вопросы». А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщенной концептуальной схемы.

Ценности (образцы) Т. Парсонс рассматривал как главные элементы особого механизма связи между социальными и культурными системами, а нормы – как социальные явления, регулирующие конкретные социальные процессы и отношения.

Согласно основным положениям структурно-функциональной теории социальных систем, общество – социальная система, достигшая по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. Эта точка зрения Т. Парсонса на общество как социальную систему полностью расходится с общепринятым в 50-е гг. взглядом на общество как на совокупность конкретных индивидов и сближается с воззрением К. Маркса на общество как на сумму связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Но, в отличие от К. Маркса, члены общества рассматриваются Парсонсом как часть окружения данной социальной системы, внутренних условий ее функционирования. Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспекты тенденции к классовому конфликту в западном типе социальной системы: индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей; определенная противоположность между властью и подчиненными: развитие различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре, неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое противоборство.

Уже это ранее определение содержит в себе проблематику всего последующего функционализма: если в обществе имеет место нечто, отвечающее его потребностям, то является ли это следствием индивидуального сознания и удовлетворения потребности или же здесь иного рода зависимость?

«Функциональное единство» социологического анализа, подчеркивает Мертон, определяется не «сверху», не при помощи какой-либо теории, а в бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах культуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носят императивный, принудительный характер в первую очередь для всех общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизованным объектам, которыми могут повторяющиеся и типовые явления, характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы, институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля и т.д.).

автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия «функция». Функция – это те «наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде». Дисфункция – это «те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде». В проявлении функции может быть две формы – явная и скрытая.

Т. Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания «социального порядка», а Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни.

Основная теорема «функционального анализа» по Мертону гласит, как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явлениями. При этом функциональный результат способствует выживанию системы, ее приспособлению к окружающей среде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.021 с.)