Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпоха Возрождения (14-16 вв.).
На передний план идеологии начинают выдвигаться гуманистические и антропоцентрические мотивы, на новый лад перестраивается как общая картина мира с ее принципами природного и социального бытия, так и картина природы самого человека. От сверхъестественного описания мира философская мысль вновь обращается к отысканию естественных основ бытия. Здесь следует обратить внимание на то, что представители новой идеологии также опирались на античных мыслителей. По-своему интерпретируя сочинения Платона и Аристотеля, пытаясь освободить их от схоластики и теологии. Изменение философско-мировоззренческих основ культуры не могло, конечно, не затронуть и вопросов социального бытия: проблем человека, общества и государства. Идейным стержнем Возрождения становится гуманизм – система воззрений, признающая имманентную ценность человека, его право на свободу и земное счастье. Человек начинает рассуждать о самом себе, о своей жизни в мире, о своей природной сущности и земном предназначении, о смысле и цели своего бытия в понятиях естественных желаний и потребностей. В ранней своей форме гуманизм представлен итальянскими мыслителями, одним из первых среди которых был Данте Алигьери (1265-1321). В своем бессмертном произведении «Божественная комедия» (1307-1321), а также в трактате «О народной речи» (1304-1307) он закладывает основы нового гуманистического мировоззрения, не отбрасывая теологические догматы, Данте проповедует равноправие двух истин – божественной и естественной, подчеркивая, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. При признании могущества Бога допускается и проявление творческих сил человека, поступки которого, по мнению Данте, обусловлены как божественным предопределением, так и его собственным сознанием, его волей. Ограничение воли Бога в действиях людей и подчеркивание творческих способностей самого человека – вот что являлось принципиальной позицией Данте, революционным тезисом новой европейской культуры. Одним из ведущих исследователей и проповедников античной культуры стал Франческо Петрарка (1304-1374), который и считается «отцом гуманизма». Мыслитель пытался преодолеть идею двойственности истины, полагая, что истина может быть только одна, и для ее постижения необходимо очистить разум от схоластической мудрости. Познание у Петрарки оказывается более ценным достоянием, чем предзаданное религиозное знание. Человек в его концепции становится центральной фигурой бытия, антропоцентризм здесь используется для преодоления доктрины теоцентризма. Эта переориентация приводит к переосмыслению многих этических, эстетических и политических представлений. Для Петрарки было очевидно, что их основания и предпосылки надо искать не в божественном начале, а в самом человеке, в естественных условиях его существования. Творчество Петрарки, акцентированное на земных условиях человеческого бытия, оказало большое влияние на развитие европейской культуры, в том числе и в странах Восточной Европы.
Новая концепция человека не могла не повлиять и на решение ряда социально-политических вопросов. Одним из первых идеологов новой концепции государства стал Никколо Маккиавелли (1469-1527). В своих политических трактатах «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции» Маккиавелли развивает идею активного использования человеком предназначений фортуны. Особенно велика роль свободной воли человека именно в политической деятельности. Стало утверждаться мнение, что политика вполне может быть отделена от религиозных предписаний, что в ней проявляется не божья воля, а естественные законы жизни, психология и логика людей, их земные потребности. Мотивами политической деятельности стали признаваться реальные интересы людей, проявляющиеся прежде всего в их стремлении к обогащению. Именно эти стремления, по мнению мыслителя, и определяют психологию людей, которая своеобразно преломляется в их политической деятельности, тем самым из политики изымался смысл священного действия, она становилась вполне земным и даже не всегда чистым делом. Интересы централизованного государства ставились выше интересов отдельного человека или отдельных групп населения, поэтому мораль политики уже не могла выводиться из моральных догм церкви, как в равной мере она не могла быть и абстрактно гуманной.
Никколо Маккиавелли первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждений платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. В лице Маккиавелли социология и политология обрели новое измерение, они стали наукой о поведении людей в обществе. Маккиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей. Первый закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили. Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнят все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно раздавать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке и ответной благодарности (как поощрение). Аналогичные идеи во Франции развивал Жан Боден (1530-1596), изложивший их в трактате «Шесть книг о государстве» (1576). Подобно Аристотелю, он считает, что государство возникает на основе семьи и служит ее укреплению, т.е. укреплению частной собственности. Имущественное неравенство признается естественным состоянием людей, которые должны подчиняться воле монарха. Сам же монарх в своих действиях считается независимым от церкви и должен выполнять лишь естественные требования, связанные с укреплением государства. В произведении Бодена намечается натуралистическая, в частности, географическая концепция, объясняющая различия народов и государств климатическими условиями. Так, предполагается, что для народов Севера характерны более суровые условия существования. Поэтому здесь проявляются сугубо физические качества личности: трудолюбие, воинственность, но слабый ум и, как следствие, необходимость подчинения мобилизующей воле сильного государства. Народы Юга физически слабые, менее приспособленные к самостоятельности, но в то же время хитрые и скупые, они подчиняются как государственной, так и церковной власти. Народы же умеренного пояса, по мнению Бодена, сочетают в себе все лучшие качества народов Севера и Юга. Здесь господствует талант, разумная государственность (конституционная монархия), власть, основанная на праве, развиваются наука, торговля и искусство. На этой основе доказывается необходимость абсолютной власти государства, которая обусловлена лишь природой общества и задачей укрепления власти. Эпоха Возрождения отличается не только культурным развитием стран Западной и центральной Европы, но и идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых «социалистов-утопистов»: Томаса Мора (1478 - 1535) и Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639). Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд – обязанность всех, а распределение происходит по потребности.
Создателем первой литературной утопии, т.е. сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном, прямо-таки идиллическом обществе (дословно «утопия» значит «нигдея», т.е. место, которого нет), был Томас Мор. Впервые в мировой литературе Мор нарисовал подробную картину социалистического строя, основанного на коллективной собственности на средства производства. Сокращенный заголовок главного произведения Мора –«Утопия» - дал название всему домарксистскому периоду социалистических и коммунистических исканий и мечтаний. Карьера Томаса Мора складывалась более чем удачно. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил хорошее образование, стал просвещеннейшим человеком своего времени, дружил с самыми выдающимися учеными-гуманистами. В его доме написал Эразм Роттердамский свою знаменитую «Похвалу глупости». Мор избирался членом парламента и его спикером, выполнял важные дипломатические поручения короны и пользовался исключительным авторитетом как юрист. В 1529 году Мор стал лордом-канцлером и надеялся таким образом, используя свой высокий пост, влиять на политику короля. Мор неплохо писал и его произведения оказали большое влияние, и не только на современников. Достаточно сказать, что его «История Ричарда III» явилась одним из источников известной драмы Шекспира. Но, как говорится, Мор сам себя погубил. Еще в 1516 году вышла в свет за границей «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» ил попросту «Утопия». Напечатана была эта книга в бельгийском городе Лувене и за какие-нибудь два-три года выдержала несколько изданий. Но в 1532 году это произведение стало известно королю Генриху VII и карьере Мора наступи конец, а через 3 года Мора казнили. Причем его обвинили в государственной измене и приговорили к мучительной казни по требованию короля. Приговор гласил: «…влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту».
В день казни Мору сообщили о королевской милости: приговор заменялся обыкновенным отсечением головы, на что Мор заметил: «Избави Боже моих друзей от такой милости». Не менее известным мыслителем того же направления эпохи Возрождения был Томмазо Кампанелла и его произведение «Город солнца». Его настоящее имя было Джован Доменико. Позже, когда он принял монашество, ему в честь святого Фомы Аквинского дали имя Фома. Томмазо. А еще с детства у него было прозвание в память одного из прадедов – Кампанелла, что значит колокол. Под этим именем он и вошел в историю. Кампанелла был итальянцем по происхождению, уроженцем Калабрии – области Италии, которая находилась под властью испанцев. Он был сыном сапожника, но ему в детстве повезло и он смог овладеть грамотой. Ему хотелось учиться дальше, но для бедных дорога к знаниям шла тогда только через монастырь. И он в 14 лет уходит в монастырь ордена св. Доменика. В 23 года вышла его первая книга – «Философия, основанная на ощущениях». Именно тогда инквизиция впервые арестовала его. Когда ему было 31 год, Кампанелла готовит восстание, чтобы освободить родную Калабрию от испанской тирании. Все было очень хорошо спланировано и подготовлено. Но планы восстания стали известны испанцам. Начались аресты и 6 сентября 1599 года Кампанелла был арестован. Он провел в тюрьме почти 27 лет. Ему пришлось пережить все – и пытки инквизиции, и одиночество заключения, и ненависть своих близких – отца и брата, осужденных из-за него. Но страдания не сломили его, он продолжает мыслить и творить даже в тюрьме. В 1601 году он начинает свой знаменитый трактат «Город Солнца» о справедливом и разумном государстве, пишет лежа, изуродованными пыткой пальцами. «В оковах, но все же свободный, один, но все же не одинокий, стеная, но спокойный, я слушаю своих врагов» - даже его мучители удивлялись спокойности Кампанеллы. А он считал своим долгом выжить, чтобы поведать о пути ко всеобщему счастью и благоденствию, который он, как ему казалось, открыл. И даже выйдя из тюрьмы почти через четверть века, он продолжает писать трактат за трактатом, находясь под надзором в монастыре. И опять участвует в заговоре – ведь родная его Калабрия под пятой все тех же испанцев! И опять провал и бегство во Францию, где и проходят последние годы гражданина Города Солнца – в нужде и изгнании. Что же за книги это были – «Утопия» и «Город Солнца», одна из которых привела своего автора на плаху, а другого заставила провести жизнь в нужде и неволе? Сюжет этих книг довольно прост: в них описываются порядки на острове Утопия и в Городе Солнца и образ жизни их жителей. Томас Мор и Кампанелла пытались создать облик общества, в котором нет никакой собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся и нет тунеядцев и никто не знает, что такое деньги. У Мора – это остров Утопия, у Кампанеллы – отдельно взятый город. Обе книги написаны в форме диалога и от имени некоего путешественника, случайно открывшего неведомую страну.
В обществе, созданном Мором и Кампанеллой должны быть все равны. Однако в «Утопии» Мора встречается такой класс людей как рабы, «которые не только постоянно пребывают в работе, но и находятся в цепях». И в «Утопии» Мора, и в «Городе Солнца» Кампанеллы существует социальная иерархия, где некие начальники и наблюдатели управляют всей жизнью граждан, а власть верховного правителя очень напоминает диктатуру, что явно противоречит подлинному равенству. А «наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство» (по Кампанелле) вообще смахивает на нацизм. Сами люди как «перекати-поле», не имеют ни корней, ни привязанности ни друг к другу, ни к своим детям. Каждые два года (по Мору) их перемещают из города в деревню и наоборот. (очень напоминает как совсем недавно направляли из городов в колхозы на уборочные работы). Каждые 10 лет жители обмениваются своими домами. И вообще у них все регламентировано, все делается по звонку – ложатся спать около 8 вечера, спят 8 часов, а в предрассветные часы (когда особенно хорошо спится нормальным людям) устраивают публичные чтения, причем участвуют в них только те, кто были кем-то отобраны для науки (поневоле захочется быть дураком, чтобы выспаться). Люди одеты у обоих авторов совершенно одинаково – «одежу носят они белого цвета, и стирается она ежемесячно», а поскольку люди заняты в основном сельским трудом, можно себе представить эти сомнительные «белые одежды». Но выбор одежды это мелочи, по сравнению с тем, что те же начальники подбирают мужчин и женщин для продолжения рода, как скот: «Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же – с худыми. А худые – с полными, дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга» (по Кампанелле). «Вскормленный грудью младенец передается на попечение» неких старцев, которые обучают их говорить, а впоследствии эти старцы занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска» и т.д. «Дома, спальни и все прочее необходимое», (надо думать, и зубные щетки тоже), как пишет Кампанелла, у жителей города Солнца общие. Из этого следует, что и болезни у них тоже общие и весьма часты всевозможные эпидемии. «Должностные лица получают большие и лучшие порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям, выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на военных занятиях». Угощение объедками – «считается одной из величайших почестей». Итак, и у Мора, и у Кампанеллы – «производство потомства имеет ввиду интересы государства, а интересы частных лиц - лишь постольку, поскольку они являются частями государства». Из этого следует, что человек – не индивидуум, а лишь маленький винтик большой машины, называемой государством. Прочтя обе работы модно сделать вывод, что в них изображен идеал тоталитарного государства, где верховный правитель избирается пожизненно и имеет неограниченную власть, где все регламентировано, начиная с причесок и кончая воспитанием детей, где человек никогда не принадлежит себе, но всегда находится под наблюдением начальников. Остается одна малость – где найти такого правителя и столько умных и «совершенно чуждых скаредного корыстолюбия (как писал о самом Море Эразм Роттердамский)» начальников, чтобы они могли справедливо и разумно управлять людьми. Кампанелла, будучи в изгнании во Франции, на одной из своих книг, изданных в Париже, сделал посвящение кардиналу Ришелье: «И Город Солнца, который я изобразил, а тебе надлежит воздвигнуть, да воссияет вечным и немеркнущим светом». Остается только надеяться, чтобы это пожелание никогда не сбылось.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.022 с.) |