Эпоха Возрождения (14-16 вв.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха Возрождения (14-16 вв.).



На передний план идеологии начинают выдвигаться гуманистические и антропоцентрические мотивы, на новый лад перестраивается как общая картина мира с ее принципами природного и социального бытия, так и картина природы самого человека. От сверхъестественного описания мира философская мысль вновь обращается к отысканию естественных основ бытия. Здесь следует обратить внимание на то, что представители новой идеологии также опирались на античных мыслителей. По-своему интерпретируя сочинения Платона и Аристотеля, пытаясь освободить их от схоластики и теологии.

Изменение философско-мировоззренческих основ культуры не могло, конечно, не затронуть и вопросов социального бытия: проблем человека, общества и государства.

Идейным стержнем Возрождения становится гуманизм – система воззрений, признающая имманентную ценность человека, его право на свободу и земное счастье. Человек начинает рассуждать о самом себе, о своей жизни в мире, о своей природной сущности и земном предназначении, о смысле и цели своего бытия в понятиях естественных желаний и потребностей.

В ранней своей форме гуманизм представлен итальянскими мыслителями, одним из первых среди которых был Данте Алигьери (1265-1321). В своем бессмертном произведении «Божественная комедия» (1307-1321), а также в трактате «О народной речи» (1304-1307) он закладывает основы нового гуманистического мировоззрения, не отбрасывая теологические догматы, Данте проповедует равноправие двух истин – божественной и естественной, подчеркивая, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. При признании могущества Бога допускается и проявление творческих сил человека, поступки которого, по мнению Данте, обусловлены как божественным предопределением, так и его собственным сознанием, его волей. Ограничение воли Бога в действиях людей и подчеркивание творческих способностей самого человека – вот что являлось принципиальной позицией Данте, революционным тезисом новой европейской культуры.

Одним из ведущих исследователей и проповедников античной культуры стал Франческо Петрарка (1304-1374), который и считается «отцом гуманизма». Мыслитель пытался преодолеть идею двойственности истины, полагая, что истина может быть только одна, и для ее постижения необходимо очистить разум от схоластической мудрости. Познание у Петрарки оказывается более ценным достоянием, чем предзаданное религиозное знание. Человек в его концепции становится центральной фигурой бытия, антропоцентризм здесь используется для преодоления доктрины теоцентризма. Эта переориентация приводит к переосмыслению многих этических, эстетических и политических представлений. Для Петрарки было очевидно, что их основания и предпосылки надо искать не в божественном начале, а в самом человеке, в естественных условиях его существования. Творчество Петрарки, акцентированное на земных условиях человеческого бытия, оказало большое влияние на развитие европейской культуры, в том числе и в странах Восточной Европы.

Новая концепция человека не могла не повлиять и на решение ряда социально-политических вопросов.

Одним из первых идеологов новой концепции государства стал Никколо Маккиавелли (1469-1527). В своих политических трактатах «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции» Маккиавелли развивает идею активного использования человеком предназначений фортуны. Особенно велика роль свободной воли человека именно в политической деятельности. Стало утверждаться мнение, что политика вполне может быть отделена от религиозных предписаний, что в ней проявляется не божья воля, а естественные законы жизни, психология и логика людей, их земные потребности. Мотивами политической деятельности стали признаваться реальные интересы людей, проявляющиеся прежде всего в их стремлении к обогащению. Именно эти стремления, по мнению мыслителя, и определяют психологию людей, которая своеобразно преломляется в их политической деятельности, тем самым из политики изымался смысл священного действия, она становилась вполне земным и даже не всегда чистым делом. Интересы централизованного государства ставились выше интересов отдельного человека или отдельных групп населения, поэтому мораль политики уже не могла выводиться из моральных догм церкви, как в равной мере она не могла быть и абстрактно гуманной.

Никколо Маккиавелли первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждений платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. В лице Маккиавелли социология и политология обрели новое измерение, они стали наукой о поведении людей в обществе.

Маккиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей. Первый закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили. Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнят все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно раздавать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке и ответной благодарности (как поощрение).

Аналогичные идеи во Франции развивал Жан Боден (1530-1596), изложивший их в трактате «Шесть книг о государстве» (1576). Подобно Аристотелю, он считает, что государство возникает на основе семьи и служит ее укреплению, т.е. укреплению частной собственности. Имущественное неравенство признается естественным состоянием людей, которые должны подчиняться воле монарха. Сам же монарх в своих действиях считается независимым от церкви и должен выполнять лишь естественные требования, связанные с укреплением государства.

В произведении Бодена намечается натуралистическая, в частности, географическая концепция, объясняющая различия народов и государств климатическими условиями. Так, предполагается, что для народов Севера характерны более суровые условия существования. Поэтому здесь проявляются сугубо физические качества личности: трудолюбие, воинственность, но слабый ум и, как следствие, необходимость подчинения мобилизующей воле сильного государства. Народы Юга физически слабые, менее приспособленные к самостоятельности, но в то же время хитрые и скупые, они подчиняются как государственной, так и церковной власти. Народы же умеренного пояса, по мнению Бодена, сочетают в себе все лучшие качества народов Севера и Юга. Здесь господствует талант, разумная государственность (конституционная монархия), власть, основанная на праве, развиваются наука, торговля и искусство. На этой основе доказывается необходимость абсолютной власти государства, которая обусловлена лишь природой общества и задачей укрепления власти.

Эпоха Возрождения отличается не только культурным развитием стран Западной и центральной Европы, но и идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых «социалистов-утопистов»: Томаса Мора (1478 - 1535) и Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639). Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд – обязанность всех, а распределение происходит по потребности.

Создателем первой литературной утопии, т.е. сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном, прямо-таки идиллическом обществе (дословно «утопия» значит «нигдея», т.е. место, которого нет), был Томас Мор. Впервые в мировой литературе Мор нарисовал подробную картину социалистического строя, основанного на коллективной собственности на средства производства. Сокращенный заголовок главного произведения Мора –«Утопия» - дал название всему домарксистскому периоду социалистических и коммунистических исканий и мечтаний.

Карьера Томаса Мора складывалась более чем удачно. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил хорошее образование, стал просвещеннейшим человеком своего времени, дружил с самыми выдающимися учеными-гуманистами. В его доме написал Эразм Роттердамский свою знаменитую «Похвалу глупости». Мор избирался членом парламента и его спикером, выполнял важные дипломатические поручения короны и пользовался исключительным авторитетом как юрист. В 1529 году Мор стал лордом-канцлером и надеялся таким образом, используя свой высокий пост, влиять на политику короля.

Мор неплохо писал и его произведения оказали большое влияние, и не только на современников. Достаточно сказать, что его «История Ричарда III» явилась одним из источников известной драмы Шекспира.

Но, как говорится, Мор сам себя погубил. Еще в 1516 году вышла в свет за границей «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» ил попросту «Утопия». Напечатана была эта книга в бельгийском городе Лувене и за какие-нибудь два-три года выдержала несколько изданий.

Но в 1532 году это произведение стало известно королю Генриху VII и карьере Мора наступи конец, а через 3 года Мора казнили. Причем его обвинили в государственной измене и приговорили к мучительной казни по требованию короля. Приговор гласил: «…влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту».

В день казни Мору сообщили о королевской милости: приговор заменялся обыкновенным отсечением головы, на что Мор заметил: «Избави Боже моих друзей от такой милости».

Не менее известным мыслителем того же направления эпохи Возрождения был Томмазо Кампанелла и его произведение «Город солнца». Его настоящее имя было Джован Доменико. Позже, когда он принял монашество, ему в честь святого Фомы Аквинского дали имя Фома. Томмазо. А еще с детства у него было прозвание в память одного из прадедов – Кампанелла, что значит колокол. Под этим именем он и вошел в историю.

Кампанелла был итальянцем по происхождению, уроженцем Калабрии – области Италии, которая находилась под властью испанцев. Он был сыном сапожника, но ему в детстве повезло и он смог овладеть грамотой. Ему хотелось учиться дальше, но для бедных дорога к знаниям шла тогда только через монастырь. И он в 14 лет уходит в монастырь ордена св. Доменика. В 23 года вышла его первая книга – «Философия, основанная на ощущениях». Именно тогда инквизиция впервые арестовала его.

Когда ему было 31 год, Кампанелла готовит восстание, чтобы освободить родную Калабрию от испанской тирании. Все было очень хорошо спланировано и подготовлено. Но планы восстания стали известны испанцам. Начались аресты и 6 сентября 1599 года Кампанелла был арестован. Он провел в тюрьме почти 27 лет.

Ему пришлось пережить все – и пытки инквизиции, и одиночество заключения, и ненависть своих близких – отца и брата, осужденных из-за него. Но страдания не сломили его, он продолжает мыслить и творить даже в тюрьме. В 1601 году он начинает свой знаменитый трактат «Город Солнца» о справедливом и разумном государстве, пишет лежа, изуродованными пыткой пальцами. «В оковах, но все же свободный, один, но все же не одинокий, стеная, но спокойный, я слушаю своих врагов» - даже его мучители удивлялись спокойности Кампанеллы. А он считал своим долгом выжить, чтобы поведать о пути ко всеобщему счастью и благоденствию, который он, как ему казалось, открыл.

И даже выйдя из тюрьмы почти через четверть века, он продолжает писать трактат за трактатом, находясь под надзором в монастыре. И опять участвует в заговоре – ведь родная его Калабрия под пятой все тех же испанцев! И опять провал и бегство во Францию, где и проходят последние годы гражданина Города Солнца – в нужде и изгнании.

Что же за книги это были – «Утопия» и «Город Солнца», одна из которых привела своего автора на плаху, а другого заставила провести жизнь в нужде и неволе?

Сюжет этих книг довольно прост: в них описываются порядки на острове Утопия и в Городе Солнца и образ жизни их жителей. Томас Мор и Кампанелла пытались создать облик общества, в котором нет никакой собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся и нет тунеядцев и никто не знает, что такое деньги. У Мора – это остров Утопия, у Кампанеллы – отдельно взятый город. Обе книги написаны в форме диалога и от имени некоего путешественника, случайно открывшего неведомую страну.

В обществе, созданном Мором и Кампанеллой должны быть все равны. Однако в «Утопии» Мора встречается такой класс людей как рабы, «которые не только постоянно пребывают в работе, но и находятся в цепях».

И в «Утопии» Мора, и в «Городе Солнца» Кампанеллы существует социальная иерархия, где некие начальники и наблюдатели управляют всей жизнью граждан, а власть верховного правителя очень напоминает диктатуру, что явно противоречит подлинному равенству. А «наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство» (по Кампанелле) вообще смахивает на нацизм.

Сами люди как «перекати-поле», не имеют ни корней, ни привязанности ни друг к другу, ни к своим детям. Каждые два года (по Мору) их перемещают из города в деревню и наоборот. (очень напоминает как совсем недавно направляли из городов в колхозы на уборочные работы). Каждые 10 лет жители обмениваются своими домами. И вообще у них все регламентировано, все делается по звонку – ложатся спать около 8 вечера, спят 8 часов, а в предрассветные часы (когда особенно хорошо спится нормальным людям) устраивают публичные чтения, причем участвуют в них только те, кто были кем-то отобраны для науки (поневоле захочется быть дураком, чтобы выспаться).

Люди одеты у обоих авторов совершенно одинаково – «одежу носят они белого цвета, и стирается она ежемесячно», а поскольку люди заняты в основном сельским трудом, можно себе представить эти сомнительные «белые одежды». Но выбор одежды это мелочи, по сравнению с тем, что те же начальники подбирают мужчин и женщин для продолжения рода, как скот: «Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же – с худыми. А худые – с полными, дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга» (по Кампанелле).

«Вскормленный грудью младенец передается на попечение» неких старцев, которые обучают их говорить, а впоследствии эти старцы занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска» и т.д.

«Дома, спальни и все прочее необходимое», (надо думать, и зубные щетки тоже), как пишет Кампанелла, у жителей города Солнца общие. Из этого следует, что и болезни у них тоже общие и весьма часты всевозможные эпидемии.

«Должностные лица получают большие и лучшие порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям, выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на военных занятиях». Угощение объедками – «считается одной из величайших почестей».

Итак, и у Мора, и у Кампанеллы – «производство потомства имеет ввиду интересы государства, а интересы частных лиц - лишь постольку, поскольку они являются частями государства». Из этого следует, что человек – не индивидуум, а лишь маленький винтик большой машины, называемой государством.

Прочтя обе работы модно сделать вывод, что в них изображен идеал тоталитарного государства, где верховный правитель избирается пожизненно и имеет неограниченную власть, где все регламентировано, начиная с причесок и кончая воспитанием детей, где человек никогда не принадлежит себе, но всегда находится под наблюдением начальников. Остается одна малость – где найти такого правителя и столько умных и «совершенно чуждых скаредного корыстолюбия (как писал о самом Море Эразм Роттердамский)» начальников, чтобы они могли справедливо и разумно управлять людьми.

Кампанелла, будучи в изгнании во Франции, на одной из своих книг, изданных в Париже, сделал посвящение кардиналу Ришелье: «И Город Солнца, который я изобразил, а тебе надлежит воздвигнуть, да воссияет вечным и немеркнущим светом». Остается только надеяться, чтобы это пожелание никогда не сбылось.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.022 с.)