Социальная мобильность. Открытое и закрытое общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная мобильность. Открытое и закрытое общество



Социальная мобильность - это переход индивида или группы с одной социальной позиции на другую. Социальная мобильность бывает: Вертикальная и горизонтальная, Индивидуальная и групповая, Внутрипоколенная и межпоколенная.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (а также сословия, класса, касты) в другую.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Индивидуальная мобильность - изменения социальных характеристик индивида вследствие его личных усилий.

Групповая мобильность - изменение социальных характеристик индивида, вызванное повышением или понижением значимости той социальной группы, к которой он принадлежит, вследствие организованных массовых социальных перемещений.

Внутрипоколенная мобильность - изменения социальной позиции индивида на протяжении его активной жизнедеятельности, по сравнению с его возрастными группами.

Межпоколенная мобильность - изменения современного социального статуса одного поколения по отношению к предыдущему.

Открытое общество (демократический тип общества).Общество равных возможностей, где каждый имеет все шансы подняться на самые высокие ступеньки социальной иерархии. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договоренностей, достигнутых в процессе обсуждения.

Закрытое общество — общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается, как набор законов, имеющих сходство с законами природы — их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жестким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью». Закрытое общество, жесткой структурой препятствующее увеличению мобильности, тем самым противостоит и нестабильности. Закрытое общество склонно к специализации, а открытое - к творчеству.

 

Наука как социологический феномен. Предмет и проблематика социологии науки.

Наука- 1)исторически развивающаяся совокупность знаний

2)научная деятельность, практика, направленная на получение новых знаний.

3)социальный институт, в рамках которых осуществляется научная деятельность.

Наука – это особый вид теоретического знания, точнее, совокупность теоретических знаний специального характера, направленного на постижение законов бытия; а также социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств контроля и др.

ХХ век заставил рассматривать науку в ее социальном контексте, в системе культурных смыслов и значений, во взаимодействии разнообразных социальных явлений, в ее общественном функционировании. О роли науки в социальном развитии и обратном влиянии общества на науку говорил и классик социологии Макс Вебер (1864-1920). Наука, по его мнению, вплетена в социальное взаимодействие. Наука трактуется М.Вебером как способ рационализации социального действия во всех сферах его осуществления – от экономики до психологии. Генезис науки Вебер связывает с возникновением капитализма. Капитализм – торжество целерациональности, и наука становится условием и образцом для него.

Социология науки — отраслевая социологическая дисциплина, выявляющая социальные условия научной деятельности. Социология науки рассматривает как процессы становление науки в качестве социального института, так и социальную организацию, и социальные функции науки. Важную роль играет изучение вопросов организации совместной деятельности научных коллективов. Первые исследования по социологии науки начались в 1930-е годы. Среди них работы Роберта Мертона «Наука, технология и общество в Англии XVII в.» и «Наука и социальный порядок», в которых Мертон формулирует институциональную концепцию науки. Он считал, что предметом этой дисциплины должна быть наука как социальный институт, т.е. как специфическая система норм и ценностей. Мертон выделил универсальные нормы науки, которые выполняют функцию императивов, задают ориентации членам научного сообщества, составляют основу их профессионального поведения. Эти универсальные нормы образуют этос науки. К их числу Мертон отнес "универсализм", "коллективизм", "бескорыстность" и "организованный скептицизм".

 

 

Р.К.Мертон и мертоновская парадигма в социологии науки.

Он сформулировал научный этос – совокупность норм, действующих в научном сообществе. Заложил основу для теоретически согласованных эмпирических исследований науки, дал, по его собственному выражению, "аналитическую парадигму".

Мертон а принято считать основоположником " институциональной " социологии науки, так как наука для него прежде всего социальный институт. А любой социальный институт с точки зрения структурно-функционального анализа – это специфическая система ценностей и норм поведения.

Правила, регулирующие поведение в науке, не имеют статуса юридических законов. Их действенность связана с ориентацией членов научного сообщества на определенный комплекс ценностей и норм. Нормы выражаются в форме позволений, запрещений, предписаний, предпочтений и т.п. Эти императивы, передаваемые наставлением и примером и подкрепленные санкциями, составляют исторически сложившийся этос науки – основу профессионального поведения, профессиональной этики. Сам Мертонсформулировал этос из четырех норм, позднее Б. Барбер добавил еще две: рационализм и эмоциональную нейтральность.

Императив универсализма порождается внеличностным характером научного знания. Поскольку утверждения науки относятся к объективно существующим явлениям, то они универсальны в том смысле, что они справедливы везде, где имеются аналогичные условия, и их истинность не зависит от того, кем они высказаны. Ценность научного вклада не зависит от национальности, классовой принадлежности или личных качеств ученого. Эти характеристики не могут служить основанием для определения истинности научного знания, его признания или непризнания. Под универсализмом понимается независимость результатов научной деятельности от личностных характеристик ученого.

Императив коллективизма предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование. Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат сообществу. Потребность ученого как-то воспользоваться своей интеллектуальной "собственностью" удовлетворяется только через признание и уважение, которые он получает как автор открытия.

Императив бескорыстности предписывает ученому строить свою деятельность так, как будто кроме постижения истины у него нет никаких других интересов. В общем императив бескорыстности в наиболее широком толковании утверждает, что для ученого недопустимо приспосабливать свою профессиональную деятельность к целям личной выгоды.

Организованный скептицизм - никакой вклад в знание не может быть допущен без тщательной, всесторонней проверки. Норма скептицизма предписывает ученому подвергать сомнению как свои, так и чужие открытия и выступать с публичной критикой любой работы, если он обнаружил ее ошибочность.

Мертонпервым подверг систематическому исследованию профессиональное поведение ученых. Он первым сместил предмет социологического анализа из области продуктов научной деятельности в область ее процессов

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.007 с.)