Политика как общественное явление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика как общественное явление.



ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ

 

Политика – довольно сложное явление, определить её сущность и выявить ее содержание не так-то просто. До сих пор нет общепризнанного определения политики, можно встретить десятки различных вариантов. Политика означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами, партиями, нациями и государствами.

Политика - это один из основополагающих аспектов человеческого существования, одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек в той или иной форме или степени имеет дело с политикой, будь то в каком-либо государственном учреждении, предприятии, общественной организации, школе, церкви, разного рода клубах и ассоциациях, профсоюзах или политических партиях и т.д. Сами понятия "политика" и "политическое" характеризуются крайней многозначностью. Например, говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы и, как отмечал М.Вебер, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Поэтому очевидно, что выделение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений представляет собой трудную, но весьма актуальную задачу. Особенно возрастают роль и значение политики в переломные исторические периоды, когда радикальной трансформации подвергаются сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие установки, ориентации и т.д. Именно такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время наша страна.

Понятие «политика» произошло от древнегреческого понятия «polis», означавшее «город-государство». При помощи данного понятия греческие мыслители описывали устройство того или иного полиса, будь то Афины или Спарта, а также процессы функционирования этих городов-государств. Из всех «политических» понятий наиболее широко употреблялось понятие «государство». Все происходящие в государстве процессы трактовались как политические.

К миру политического пристальный интерес проявляли такие столпы общественной мысли древности, как Платон, Аристотель, Цицерон и др. Тогда и несколько позже были написаны фундаментальные трактаты и более мелкие сочинения под красноречивыми названиями: "Политика", "Государство", "Законы", "Республика", "Государь" и др.

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

 

Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, - наука о политике. Такая ее общая трактовка обычно не вызывает особых возражений, хотя вопрос о том, в каком объеме политология изучает политику, является дискуссионным. Исследователи трактуют эту проблему по-разному:

Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. Как это отражено в англо-американском «Словаре политического анализа», к нынешнему этапу развития ее предметное содержание значительно расширилось и обычно включает «управление на национальном и местном уровнях; сравнительный или межстрановый анализ; политику и политическое поведение; публичное право и судебно-правовое поведение; политическую теорию; публично-административную деятельность и организационное поведение; международные отношения». В этом случае политология – дисциплина, однопорядковая и с политической социологией, политической философией, политической психологией и т.п., т.е. одна из наук о политике.

Наиболее общими категориями политологии, охватывающими всю ее проблематику и отражающими ее специфику, выступают категории «политика» и «политическое».

Категория «политика» - это сложная категория, многомерная по содержанию. Производными от нее выступают категории: «мировая политика», «международная политика», «внешняя политика», «внутренняя политика», «социальная политика», «экономическая политика», «духовная политика», «национальная политика», «конфессиональная (религиозная) политика», «аграрная политика», «правовая политика», «геополитика» и т.д.

Категория «политическое» - также сложное понятие, оно более широко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса, явления, события к сфере политики. Эта категория конкретизируется в таких понятиях, как «политическое явление», «политическая жизнь», «политическая система», «политическая власть», «политические отношения», «политические интересы», «политические действия», «политические ценности», «политические конфликты», «политические партии», «политическое участие», «политическое сознание», «политический режим», «политическая организация общества», «политический прогресс» и т.д.

В политологии находят отражение понятия, которые характеризуют конкретные стороны и процессы политической жизни общества и личности. К ним относятся: «политическая активность», «политическое поведение», «политическое лидерство», «лигитимность», «политические установки», «избирательная система», «электоральное поведение» и т.д.

При анализе политических явлений и процессов политической жизни общества используются также понятия: общество, народ, свобода, право, патриотизм, справедливость, революция, эволюция, статус, политический строй, демократия, гласность и т.д.


МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В

ПОЛИТОЛОГИИ.

 

В современной политологии используются как традиционные, так и новые методы. Из традиционных издавна применяется в политологии исторический метод. Посредством этого метода описывается, например, история государства, характеризуются исторические личности.

К традиционным относится нормативный метод. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку путем их соотнесения с определенной нормой. Применяется в прогнозах всех типов.

Суть институционального метода заключается в «…реалистическом подходе к изучению институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность. Он позволяет понять реальность».

В 60-80-е годы ХХ столетия одним из широко применяемых в политологии стал сравнительный метод. Он предполагает сопоставление однотипных политических событий; на его основе делаются соответствующие выводы.

Системный метод в исследовании общественных, в том числе политических явлений был детально разработан в 50-60-е годы ХХ века Дэвидом Истоном. Суть метода заключается в исследовании политической жизни как системы.

Структурно-функциональный метод исследования политических явлений предполагает расчленение сложного объекта на составные части, выявление и изучение связей между ними.

В числе новых методов следует назвать бихевиористский, он ориентирует на систематическое наблюдение за поведением (личности, социальных групп).

С вышеперечисленными методами связаны наиболее распространенные методы прикладной политологии: метод экстренных оценок, метод имитационного моделирования, метод деловых игр, количественные методы.

Политология как научная и учебная дисциплина, отражающая многообразие политической жизни общества, выполняет следующие функции: гносеологическую, мировоззренческую, практически-прогностическую.

Гносеологическая, или теоретико-познавательная, функция политологии заключается в изучении политической реальности. Политология изучает тенденции развития политической жизни общества, происходящих в нем политических процессов, анализирует различные стороны политической деятельности людей и их политических отношений. Использование ею эмпирических исследований позволяет получать новые знания о политической действительности, расширять и конкретизировать представления о политике, ее роли в обществе, понимать и объяснять политическое развитие общества в целом.

Мировоззренческая функция политологии тесно связана с гносеологической и выражается в создании целостной картины политического развития общества, осмыслении места и роли политики в развитии всего общества и его основных сфер, в том числе экономической, правовой, духовной. Усвоение этого лежит в основе формирования политической культуры людей.

Практически-прогностическая функция политологии выражается в том, что, опираясь на научные знания, она разрабатывает рекомендации, касающиеся различных вариантов и способов политической деятельности, составляет прогнозы развития политических процессов для их использования в политической практике субъектов, вырабатывает предложения и рекомендации, необходимые для эффективного руководства и управления политической жизнью общества.

Теоретическая политология изучает сущность политики, её природу, значение для человека и общества, политические взаимоотношения между классами, нациями и государствами, а также между личностью, обществом и государством. Она выявляет и исследует закономерности, обусловливающие развитие политической жизни общества, отдельных политических процессов, явлений, событий. В рамках теоретической политологии исследуются способы познания политических явлений, соотношения в них рационального и иррационального.

Прикладная политология исследует частные политические проблемы, формирует знания, направленные на решение каждодневных практических задач политической жизни общества, на анализ складывающейся в нем конкретной политической ситуации. На основе знаний вырабатываются практические советы и рекомендации участникам политических событий относительно того, какие действия предпринять в сложившейся ситуации. Рекомендации прикладной политологии нередко направлены на повышение эффективности деятельности конкретных властных структур.

АРИСТОТЕЛЬ, ЦИЦЕРОН)

 

Государство возникло из потребности преодоления хаоса и определенной организации жизни общества, ибо только это могло обеспечить необходимые условия жизни людей, реализации их разнообразных интересов. Другая потребность, обусловившая возникновение государства, заключалась в необходимости установления социальной справедливости между людьми.

Произведение Платона «Государство» (10 книг) начинается и заканчивается решением проблемы справедливости как социально-политического и нравственного основания существования государства.

Платон создал модель идеального государства как сообщества людей, стоящих свои отношения на основе справедливости. Платон указывает на основные добродетели идеального государства: мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость.

Он характеризовал тимократию, при которой власть получают представители военного сословия, «как государство честолюбцев», в котором «зло смешалось с добром». В результате разложения тимократии, происходящего прежде всего под влиянием страсти к обогащению и всевозможным наслаждениям, формируется такой тип государства, как олигархия. При ней власть переходит в руки небольшого слоя богатых людей. Расслоение общества на богатых и бедных неизбежно приводит к обострению противоречий между ними. В этих условиях на смену олигархии приходит демократическая форма правления, при которой государственная власть переходит к народу. Основная ценность демократии – свобода. Однако, народ по Платону, не может разумно пользоваться этой ценностью. В результате наступают хаос и анархия. Все это ведет к замене демократии тиранией – «властью одного над всеми». Обостряются противоречия между тираном и народом. Жизнь большинства людей предельно ухудшается.

Аристотель продолжил исследование проблемы государства. Он считал, что сущность государства заключается в политическом общении между людьми. Аристотель говорит о «правильных» и «неправильных» формах государственного устройства. К первым он относит монархию, аристократию и политию. В этих случаях верховная власть принадлежит соответственно одному человеку, слою благородных аристократов или же большинству общества, правящих, исходя из общественной пользы. При «неправильных» формах государственного устройства правители исходят прежде всего из своих эгоистических интересов. К таким формам Аристотель относит тиранию, олигархию и демократию. Власть тирана направлена на осуществление его интересов при полном игнорировании интересов всех слоев общества. Олигархия выступает как отклонение от аристократии и выражает интересы немногочисленной группы наиболее богатых людей. Демократия же истолковывается Аристотелем как отклонение от политики.

Из римских мыслителей особого внимания заслуживают идеи государственного деятеля и философа Марка Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В работах “О государстве” и “О законах” он попытался сформулировать механизмы усовершенствования римского государства.

Государство Цицерон трактовал как “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. Их согласие основано на присущих человеческой природе качествах - разуме и справедливости, которые составляют естественное право, высший, истинный закон.

Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых: “Под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане”. Тем самым он заложил основы теории правового государства.

Наилучшей формой государственного устройства Цицерон признавал “смешанную” форму государства. Она сочетает достоинства царской власти (забота монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (свобода народа).

АВГУСТИН, ФОМА АКВИНСКИЙ)

 

В средние века политические взгляды европейских мыслителей чаще всего облекались в религиозную форму и имели религиозное содержание, соответствующее духу божественного откровения. Основным источником религиозного толкования проблем общественной жизни, в том числе политической власти, государства, свободы человека, выступала «вечная книга» - Библия. Наиболее яркими представителями религиозной и политической мысли средневековой Европы были Августин Аврелий и Фома Аквинский.

Августин, прозванный Блаженным, развивал взгляды о божественном предопределении развития человеческого общества.

Государство выступает в сочинении Августина в виде «Града земного», противостоящего «Граду Божиему». Обосновывая разделение власти на церковную и светскую, государственную, Августин говорил о безусловном приоритете церковной власти, идущем от Бога. Власть государственная, объяснял он, регулирует поведение и деятельность людей в их временном земном существовании и сама является временной. Уже поэтому она должна подчиняться божественной власти, направляющей жизнь вечную. Земным олицетворением божественной власти выступает Христианская Церковь.

Ф.Аквинский пытается осмыслить роль и значение в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. При каждой из них реализуется определенная форма власти, и реализуется она прежде всего посредством соответствующей формы государственного правления.

По мнению Аквинского, ни одна из названных выше форм государства не является совершенной, ибо не может создать всех необходимых условий для счастья и блага людей, хотя из них он предпочитал монархию.

Если правитель пришел к власти путем обмана народа или же дворцового переворота, а также если он подавляет народ и в целом правит несправедливо, то, по мнению Аквинского, народ может восстать против такого правителя и лишить его власти. Он указывает на ситуации, когда подобное восстание будет оправдано:

Если власть выступает против законов Бога и элементарных моральных принципов, в случае превышения властью ее компетенций, например, установления чрезмерных налогов… когда правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо.

Нетрудно видеть, что подобная концепция выражает интересы Церкви, ее стремление подчинить светскую власть своему влиянию.

Ф.Аквинский выступал против идеи социального равенства. Он истолковывал политическое и правовое неравенство существовавших сословий как вполне естественное, вытекающее из различий природных способностей людей. Отсюда его вывод о неустранимости сословного неравенства. Политические воззрения Августина Аврелия и Фомы Аквинского оказали существенное влияние на дальнейшее развитие христианской политической мысли.

А.ГАМИЛЬТОН)

 

Политические взгляды американских просветителей представляют собой яркую страницу в истории передовой общественной мысли. Он формировались под непосредственным воздействием борьбы колониальной Америки против английского владычества, которую называют революционно-освободительной войной (1775-1783). Некоторые из просветителей были ее участниками, возглавляли и направляли ее.

Видное место принадлежит политическим воззрениям Томаса Джефферсона. Они были выражены в содержании так называемой «Декларации независимости». В Декларации провозглашено начало существования США как самостоятельного и независимого государства и изложены принципы, на которых оно строилось. В частности, дано обоснование принципов взаимоотношений между людьми в новом государстве, гражданских прав и свобод личности, проблем социального равенства. В Декларации говорится о стремлении человека к счастью как о важнейшей морально-психологической установке его существования в обществе.

Джефферсон постоянно подчеркивал, что человек – не только природное, но и общественное существо. Поэтому его потребности могут быть удовлетворены только в его общении с другими людьми. Это особенно касается политического общения людей по поводу осуществления их политических прав и свобод. Лучшей формой государственного устройства Джефферсон считал демократическую республику как выражение подлинного народовластия, с присущими ей политическими институтами, посредством которых защищаются и реализуются политические права и свободы граждан. Джефферсоном было обосновано право народа на реформирование государственной власти и даже на ее «революционное ниспровержение», если эта власть действует вопреки интересам народа, узурпирует права и свободы человека.

Большое влияние на умы людей оказали взгляды видного представителя демократического направления американского просвещения Томаса Пейна. Как и другие демократически настроенные идеологи американской освободительной борьбы, Т.Пейн настаивал на том, чтобы политические, юридические и духовные права были в равной степени гарантированы всем гражданам США независимо от их имущественного положения, профессиональных занятий, вероисповедания.

Т. Пейн не питал особых симпатий по отношению к государству, рассматривал его как орган, закрепляющий социальное неравенство и подавляющий гражданские права и свободы личности. Пейн придавал решающее значение соблюдению Конституции. В то же время Т.Пейн не видел несправедливости в существовании имущественных различий граждан. А «основополагающим принципом свободы» считал обеспечение политического и правового равенства граждан.

Ярким выразителем другого направления американской общественно-политической мысли 18 в. был Александр Гамильтон. Он выражал экономические и политические интересы не широких демократических масс, а узкого слоя торговой и промышленной буржуазии. Он обосновывал необходимость развития капитализма в США и всячески поддерживал представителей крупного капитала. Гамильтон делит американцев на «меньшинство» и «большинство» и открыто провозглашал, что государство должно создаваться меньшинством, управляться им и служить его интересам. Он ратовал за сотрудничество государства с торгово-финансовыми кругами США. При этом он всячески обосновывал необходимость создания сильного федеративного государства с сосредоточением большой власти у федеральных органов.

Политические взгляды Джефферсона, Пейна, Гамильтона и других американских просветителей 18 в. при всем их сходстве и различии оказали серьезное воздействие на развитие политического сознания американского общества и решение практических проблем становления государственности Соединенных Штатов Америки.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Политическая власть – это реальная способность данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм. Она проявляется в форме социального господства, ведущей роли или руководства тех или иных социальных классов, а чаще всего в сочетании вышеназванных форм. В отличие от государственной политическая власть реализуется не только государственным аппаратом и его подразделениями, но и через деятельность политических партий, а также различных общественных организаций: профессиональных союзов, общественных фондов и движений, а также творческих организаций и т.д.

Политическая власть обладает рядом особенностей. К ним относятся:

· Право на легальное использование насилия против антиобщественых элементов;

· Наличие единого центра принятия решений;

· Выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных социальных групп;

· Обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;

· Целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определенного общественного мнения.

Структура власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект.
Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.

Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ
(распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект власти.

Власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

ГОСПОДСТВА М.ВЕБЕРА

 

Властные элементы возникают из динамики взаимодействия субъектов, обладающих волевым потенциалом, из горизонтальной и вертикальной структурированности общества.

Наиболее древней формой проявления власти выступает агрессия, направленная не на сородичей, а на соседей, вне первобытной родовой общины. На данном этапе власть осуществлялась сообща. Не существовало различия между собственно политической властью и другими источниками социального принуждения. В дальнейшем по мере выделения первобытной знати появляется социальное неравенство. Политическая власть становится достоянием группы вождей или одного из них, но пока еще не является наследственной.

По мере развития социума постепенно усиливается потребность в возникновении протогосударства. Протогосударство – самая ранняя из известных политических структур. Частной собственности как таковой по-прежнему нет. Происходит сакрализация власти, т.е. объявление ее священной. Личность при этом как бы отделяется от должности: важны не индивидуальные качества, а занимаемое место вождя, теперь уже наследуемое внутри данного рода. Вождь наделяется большой властью и превращается в символ. Впервые появляется администрация – центральный аппарат власти и региональные правители.

Процесс превращения правителя из слуги общества в законного субъекта власти находит завершение в раннем государстве. Его особенностью является огромная численность подданных. Впервые нарождается бюрократия, представляющая собой иерархичную систему управления, для которой характерны: четкое, на основе должностных инструкция, определение границ компетенции на каждом уровне госаппарата; принятие решений невзирая на лица, согласно законам и инструкциям; упорядоченный характер деятельности.

Отличительной чертой раннего государства выступает урбанизация – власть воплощается в таких городских символах, как дворцы и храмы, стратегические дороги и прочие образцы монументального строительства.

Логическим завершением эволюции политической власти выступает современное государство, где властью снова наделяется общество в целом благодаря наличию принципа разделения властей и ряда демократических институтов.

Господство – это форма власти, при которой приказы ее субъектов эффективны именно потому, что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными и законными, т.е.легитимными.

М. Вебер выделял три вида легитимного, или основанного на законе, господства – традиционное, рационально-легитимное и харизматическое.

Традиционная форма легитимного господства основывается на вере, что институт господства определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него власти и т.д.

Рационально-легитимное господство основывается на предложении, что существующая политическая система, атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам. Харизматическое господство отличается от остальным тем, что опирается на бессознательную веру масс в исключительные личностные качества вождя, его «ауру», его обладание некими выдающимися качествами. Господство всех трех видов признается законным, т.к. основывается на обыденном представлении, что всякая власть – от Бога, либо заложена основателями династии, либо соответствует естественному закону и т.д.

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

 

Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается в том, что законодательная власть осуществляется федеральным собранием. Федеральные законы принимаются государственной думой с последующим рассмотрением в совете федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды, образующие судебную систему, возглавляемую Кон.Суд, Вер.Суд, Выс.Арбит.Суд. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть.

СИСТЕМЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ.

 

Слово "элита" в переводе с французского языка означает "лучшее, отборное, избранное". Политическая элита - это небольшая группа людей, занимающая ведущее положение в политической жизни общества - как публичные (президент, премьер - министр, лидеры и ведущие члены партий), так и "теневые" (участники групп давления, крупные бизнесмены, ведущие журналисты).

В современной политологии выделяются следующие классификации элит по типам на основании тех или иных критериев:

1) В зависимости от источников влияния и авторитета элиты подразделяются на: а) наследственные, т.е. получившие свой статус по наследству (например, рыцарство или дворянская аристократия); б) ценностные - т.е. возвысившиеся за счет обладания ценными для общества качествами (образование, авторитет, высокая нравственность); в) властные - за счет обладания властью; г) функциональные - в зависимости от профессии, выполняющей определенную функцию в обществе.

2) По отношению к государственной власти: а) властная, в которую входят все те, кто обладает властью, т.е. "партия власти"; б) оппозиционная - т.е. элитные группы, отстраненные от власти и стремящиеся к ней вернуться.

3) По характеру отношений с обществом: а) открытая - т.е. допускающая в свои ряды выходцев из самых разных слоев своего общества; б) закрытая - т.е. рекрутирующая новых членов из состава собственной группы или слоя (например, дворянство);

4) По стилю управления и характеру отношений с обществом: а) демократическая - выражающая мнения и интересы большинства, допускающая участие широких масс в управлении;б) авторитарная - навязывающая большинству свою волю и не допускающая членов общества к осуществлению управления; в) либеральная - учитывающая мнения управляемых и допускающая их к участию в обсуждении принимаемых решений;.

Политологи выделяют две основных системы рекрутирования элит - система гильдий и т.н. антрепренерская (предпринимательская) системы. Особенностями системы гильдий являются: 1) Закрытость от общества, ограничение доступа в элиту новых членов; 2) Новые члены рекрутируются в основном из нижестоящих слоев самой же этой элиты; 3) Наличие большого ограничений и требований (фильтров) для вступающих в элиту новых членов: образование, происхождение, партийная принадлежность, стаж, и др.; 4) Ограниченность числа (круга) лиц, отбирающих в состав элиты новых членов.

Сильными сторонами гильдейской системы рекрутирования являются: преемственность состава и сохранение согласия внутри элиты и внутренняя стабильность. Ее очевидные минусы - бюрократизм, затрудненность продвижения "наверх" талантливых и способных инициировать необходимые перемены людей, застойность и неспособность реагировать на изменения ситуации и кризисы.

Особенностями антрепренерской (предпринимательской) системы рекрутирования соответственно являются: 1) Открытость, широкие возможности для выходцев из самых широких слоев общества войти в состав элиты; 2) Сравнительно незначительное число ограничений и требований для рекрутируемых в элиту новых людей (одаренность, компетентность, инициативность, соответствие моральным требованиям и др.); 3) Острое соперничество, конкуренция за право занять руководящие посты; 4) Большое значение при отборе имеют личные качества и индивидуальные заслуги претендента на место в элите. Подобная система рекрутирования существует в странах с устоявшейся демократической формой правления. Плюсы антрепренерской системы состоят в том, что она ценит одаренных и незаурядных людей, открыта для новых лидеров и нововведений, и в целом подконтрольна обществу. Столь же очевидны ее недостатки: большая степень риска и угроза возникновения нестабильности, опасность острого противоборства и раскола в элите, возможность выбора на руководящий пост не ответственного перед обществом профессионала, а демагога и популиста.

 

Р.МИХЕЛЬС)

 

Первые теории элиты появились в конце 19-начале 20 вв., когда проблема элиты стала объектом специального исследования в работах итальянских мыслителей Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и немецкого социолога Роберта Михельса.

В качестве основных факторов образования элит общества выдвигались такие, как:

· Неравенство индивидуальных способностей людей и их стартовых жизненных позиций;

· Неизбежность возникновения в современном обществе всеобъемлющих, тотальных организационных структур, в которых выделяется «руководящее меньшинство» и «руководимое большинство»;

· Достижение обществом такого уровня организации труда, при котором управленческий труд приобретает особую значимость и престижность;

· Связь управленческого труда с получением привилегий, с распределением ресурсов и ценностей общества.

Особо подчеркивали классики элитаризма ведущую роль «правящей элиты» в социально-политическом процессе. Так, в частности, Г.Моска отмечал, что правящая элита вначале концентрирует в своих руках государственное управление, затем монополизирует власть, выполняя все политические функции. При этом она пользуется всеми преимуществами, которые дает эта власть. По мнению Моска, господство меньшинства необратимо, ибо это господство «организованного меньшинства» над «неорганизованным большинством».

Несколько отличную от Моска позицию занимал В.Парето. Его концепция правящей элиты, которую он часто именует «аристократией», была более психологична. Существенным фактором утверждения «аристократии» Парето считал ее психологические качества и способности. Все современные общества, по словам Парето, отличаются природой своих правящих элит. Управляя большинством, элиты прибегают к силе и хитрости. Парето использует при этом известную типологию «правящих государей» итальянского мыслителя 16 в. Н.Макиавелли, который подразделял их на «львов» и «лис».

«Львы» - это такие элиты, которые управляют с помощью насилия, неравномерно распределяя материальные ценности общества, а также власть, престиж, почести. В отличие от них «лисы» - это элиты, поддерживающие свою власть с помощью хитрости, коварства, изворотливости, политико-финансовых комбинаций.

Младший современник Парето, немецкий мыслитель Роберт Михельс в качестве основы элитарной дифференциации общества выдвинул «железный закон олигархии». Согласно этому закону любая, даже самая радикальная организация всегда имеет явно выраженную тенденцию к олигархии, т.е. неизбежно распадается на «руководящее меньшинство и руководимое большинство». Достигая высокого уровня сложности, организация создает систему иерархически организованного и рационального управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти наверху и уменьшению влияния рядовых членов.

На примере создания и функционирования государственных, профсоюзных, партийных организация Р. Михельс показывает, как все более расширяется и разветвляется их официальный аппарат, увеличиваются доходы, демократия заменяется «всесилием исполнительных органов». По существу Михельс формулирует одну из первых концепций бюро



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.064 с.)