Классические концепции элит (Г. Моска, В. Парето, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические концепции элит (Г. Моска, В. Парето,



Р.МИХЕЛЬС)

 

Первые теории элиты появились в конце 19-начале 20 вв., когда проблема элиты стала объектом специального исследования в работах итальянских мыслителей Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и немецкого социолога Роберта Михельса.

В качестве основных факторов образования элит общества выдвигались такие, как:

· Неравенство индивидуальных способностей людей и их стартовых жизненных позиций;

· Неизбежность возникновения в современном обществе всеобъемлющих, тотальных организационных структур, в которых выделяется «руководящее меньшинство» и «руководимое большинство»;

· Достижение обществом такого уровня организации труда, при котором управленческий труд приобретает особую значимость и престижность;

· Связь управленческого труда с получением привилегий, с распределением ресурсов и ценностей общества.

Особо подчеркивали классики элитаризма ведущую роль «правящей элиты» в социально-политическом процессе. Так, в частности, Г.Моска отмечал, что правящая элита вначале концентрирует в своих руках государственное управление, затем монополизирует власть, выполняя все политические функции. При этом она пользуется всеми преимуществами, которые дает эта власть. По мнению Моска, господство меньшинства необратимо, ибо это господство «организованного меньшинства» над «неорганизованным большинством».

Несколько отличную от Моска позицию занимал В.Парето. Его концепция правящей элиты, которую он часто именует «аристократией», была более психологична. Существенным фактором утверждения «аристократии» Парето считал ее психологические качества и способности. Все современные общества, по словам Парето, отличаются природой своих правящих элит. Управляя большинством, элиты прибегают к силе и хитрости. Парето использует при этом известную типологию «правящих государей» итальянского мыслителя 16 в. Н.Макиавелли, который подразделял их на «львов» и «лис».

«Львы» - это такие элиты, которые управляют с помощью насилия, неравномерно распределяя материальные ценности общества, а также власть, престиж, почести. В отличие от них «лисы» - это элиты, поддерживающие свою власть с помощью хитрости, коварства, изворотливости, политико-финансовых комбинаций.

Младший современник Парето, немецкий мыслитель Роберт Михельс в качестве основы элитарной дифференциации общества выдвинул «железный закон олигархии». Согласно этому закону любая, даже самая радикальная организация всегда имеет явно выраженную тенденцию к олигархии, т.е. неизбежно распадается на «руководящее меньшинство и руководимое большинство». Достигая высокого уровня сложности, организация создает систему иерархически организованного и рационального управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти наверху и уменьшению влияния рядовых членов.

На примере создания и функционирования государственных, профсоюзных, партийных организация Р. Михельс показывает, как все более расширяется и разветвляется их официальный аппарат, увеличиваются доходы, демократия заменяется «всесилием исполнительных органов». По существу Михельс формулирует одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.

Теория Михельса, как и другие классические теории элит (Моска, Парето), послужили основой для возникновения современных концепций элитаризма, в которых феномен элиты был подвергнут обстоятельному теоретическому и эмпирическому анализу.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТИПОЛОГИИ

ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ

 

В регулировании политических процессов, в определении стратегии, целей и приоритетов политики важная роль принадлежит специфическому субъекту политики – политической элите (элита – лучшие, отборные, избранные группы или представители какой-либо части общества). Она концентрирует в своих руках власть путем монополизации права на принятие политических решений.

В качестве объекта властвования политической элиты выступают рядовые граждане общества, политические группы и партии, общественно-политические движения и организации.

Во второй половине ХХ в. складывается сразу несколько подходов к исследованию проблемы элитарности общества. Среди них доминирующими являются макиавеллистский, ценностный, структурно-функциональный и либеральный.

Макиавеллистский подход берет начало от элитаристских концепций Г.Моска и В.Парето. Решающее значение этот подход придает различиям между пассивным большинством – массой и властвующим привилегированным меньшинством – элитой, которая наделена особыми способностями к управлению различными сферами общества и прежде всего экономической и политической. Главной считается управляющая, административная функция элиты, ее руководящее и господствующее положение.

Ценностный подход в отличие от макиавеллистского считает элиту не только «организованным управляющим меньшинством», но и наиболее творческой и продуктивной частью общества, наделенной высокими интеллектуальными и нравственными качествами.

Ценностный подход к проблеме элитарности общества, как и макиавеллистский, неоднократно подвергался критике в отечественной и западной политологии за абсолютизацию роли правящей элиты в обществе и ее жесткое противопоставление пассивному большинству.

Обстоятельная характеристика основных признаков правящей элиты была дана сторонниками структруно-функционального подхода. Они впервые выделили в качестве главного признака элиты ее социальный статус в системе властных структур.

По мнению представителей этого подхода американских политологов Гарольда Лассуэла и Сеймура Липсета к элите относятся те личности и группы людей, которые обладают высоким социальным положением в обществе и занимают ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных).

Либеральный подход к элитарности общества отличают демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элит. К активным сторонникам этого подхода можно отнести австрийского социолога Йозефа Алоиса Шумпетера и американского социолога и политолога Чарлза Райта Миллса. Следуя элитарной традиции, они определяли элиту как властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей.

В леволиберальной концепции Миллса, как и в некоторых других современных теориях элит, впервые была предпринята попытка классифицировать элиты, дать их типологию.

В современной политологии принято различать две основные системы рекрутирования политических элит: Г) закрытую — «систему гильдий», когда преобладает отбор претендентов из различных слоев самой элиты» и 2) открытую — «антрепренерскую» когда идет конкурсный отбор по личностным качествам из самых широких слоев населения.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЙ

МАРКЕТИНГ

 

Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий». Лидер – это авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах. Среди различных форм лидерства политическое лидерство занимает особое положение в силу того, что в общественной жизни оно наиболее зримо, значимо влияет на ход событий, затрагивающих судьбы большого числа людей.

Политическое лидерство неразрывно связано с феноменом власти, фиксируя при этом властные отношения между субъектами и объектами политики. Характеризуя политическое лидерство, нельзя обойти вниманием и тот факт, что в подавляющем большинстве политические лидеры – мужчины.

Сложностью феномена политического лидерства объясняется существование нескольких подходов к трактовке этого понятия. Политическое лидерство – это:

· Разновидность власти.

· Влияние на других людей, для которого характерны следующие особенности. Во-первых, это влияние должно быть постоянным. К политическим лидерам нельзя относить людей, оказавших разовое воздействие на политические процессы. Во-вторых, воздействие политического лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество. В-третьих, влияние политического лидера опирается на авторитет, доверие его сторонников, признание правомерности руководства;

· Управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений;

· Особого рода предпринимательство, при котором политические «предприниматели» обменивают свои программы решения общественных проблем, реализации интересов граждан на руководящие должности. Не случайно политические лидеры так щедры на обещания и посулы во время выборов, правда, придя к власти, чаще весьма скупы на их выполнение.

Политическое лидерство - это постоянное и легитимное влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

Политический маркетинг – это «совокупность разнообразных методов изучения «рынка» (т.е.населения) и эффективной коммуникации с ним с целью воздействия на политическое поведение граждан».

Применительно к институту лидерства политический маркетинг включает следующие основные аспекты:

· Формирование имиджа лидера;

· Сегментирование рынка;

· Позиционирование;

· Воздействие на выбранную группу.

· Имидж политического лидера есть результат сознательного и целенаправленного конструирования облика. Формирование имиджа, или образа, политического лидера – не пустая трата времени и сил. Экономистам известно, что спрос на товар в немалой степени определяется не только его объективными характеристиками, но и субъективным его восприятием, совокупностью свойств, которые привлекают покупателя. Применительно к политическом лидеру можно сказать, что его образ должен в наибольшей мере отражать ожидания существующих и возможных сторонников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.242.249 (0.069 с.)