ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ



РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Покуда жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него.

Современные представления о правах и свободах основаны на содержании Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН и в1948 г.

В соответствии со сферами реализации принадлежащие личности права и свободы можно разделить на несколько групп: личные, политические, экономические, социокультурные и экологические.

Личные, или гражданские, права напрямую связаны с такими естественными правами, как право на жизнь, неприкосновенность личности и жилища от незаконного задержания и вторжения, а также телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свободу труда и занятий, передвижения и выбора места жительства и т.д. Эти права призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу личности.

Политические права призваны создать предпосылки для активного участия гражданина в политической жизни. Они включат в себя право на гражданство, доступ к государственным должностям, контроль над действиями власти, участие в выборах, выбора вероисповедания и др. Особое внимание уделяется свободе слова в форме гласности, пропаганды своих убеждений, в т.ч. в форме преподавания.

Экономические права напрямую связаны с условиями хозяйственной деятельности и предполагают право человека на участие в общественной собственности и на владение частной собственностью, личную экономическую инициативу и частное предпринимательство, но в рамках государственного регулирования.

Социокультурные права являются следствием государственного регулирования развития экономики. Чем больше налоговых поступлений в бюджет, тем больше средств для обеспечения социальной защищенности граждан, медицинских программ, выплаты стипендий и материальной помощи, льгот пенсионерам и прочих материальных благ.

Экологические права – это право человека жить в благоприятной природной среде, иметь своевременную и исчерпывающую информацию о ее состоянии и в случае необходимости взыскивать в судебном порядке средства на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

Наряду с индивидуальным существует и коллективное право, субъектами которого выступают семья, производственные коллективы, этнические общности.

Одной из важнейших задач федеративного государства является обеспечение единых стандартов осуществления и защиты прав человека во всех субъектах Федерации. Для России эта проблема особенно актуальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально- политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения.

Нарушению этих стандартов нередко способствуют содержащиеся в конституциях, уставах и законах многих субъектов Российской Федерации положения, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что в некоторых из них действие принципа равенства прав и свобод человека и гражданина распространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действие прав и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляются определенные преимущества гражданам, принадлежащим к титульной для данного субъекта Федерации национальности. В практике Конституционного Суда неоднократно рассматривались дела о несоответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов РФ, регламентирующих избирательные права граждан, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Принятие нового законодательства в области прав человека - важное условие их гарантированности и защиты. Однако для обеспечения прав человека необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. В этой связи особенно актуально создание комплексного механизма, единой системы обеспечения и защиты прав человека. Система защиты прав человека включает: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И

СТРУКТУРА

 

Политическое сознание – это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политическая реальность (политические отношения, институты, деятельность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.

Структура политического сознания достаточно сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений. Вполне правомерно выделение особенностей политического сознания в зависимости от его носителя, субъекта, т.е. какой-либо социальной общности. В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать классы, сословия, нации, возрастные группы и т.д.

Другим ведущим основанием выделения структурных элементов политического сознания являются глубина и адекватность постижения им политической реальности. По этому критерию выделяют уровни политического сознания – теоретический и обыденный, идеологический и психологический.

Политическая теория (философия политики, социология политики, политология и пр.) – это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций и т.д.

Обыденное политическое сознание – это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей. Как правило, эти представления, опирающиеся на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий, склонностью к персонификации политических проблем.

Два других уровня политического сознания – политическая идеология и политическая психология – частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику.

Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию – глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы.

Другим уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая психология – совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания.

Сложность структуры политического сознания обусловлена еще и тем, что в ней присутствуют, если можно так выразиться, «внесистемные» элементы, которые хотя и считаются культурными анахронизмами, но все же не потеряли еще своей функциональной полезности. Речь идет о таких своеобразных феноменах, как политические мифы и утопии.


ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ, ЕЁ СПЕЦИФИКА

И ФУНКЦИИ

 

Политическую идеологию часто называют «ядром» политического сознания. Именно она разрабатывает концептуальные политические схемы, объясняет и оправдывает возникающие политические коллизии, проявляет и рационализирует смутные и неопределенные политические «чувства» народных масс.

Идеология – это взгляд на социум с позиций определенной социальной группы, преследующей свои интересы. Но в условиях идеологической конкуренции с другими социальными группами возникает большой соблазн обнаружить в мыслях и действиях соперников скрытые, корыстные мотивы, далекие от искреннего стремления к «чистой» истине. Поэтому любая критика «своей» идеологии рассматривается прежде всего как проявление предвзятости, ангажированности критикующей стороны интересами явно вненаучного порядка. Так, марксизм, например, сомнение в истинности своих идей нередко истолковывал как стремление буржуазии извратить реальное положение дел в интересах сохранения своего господства. Либерализм любую критику в свой адрес подает как попытку покушения на неотчуждаемые права и свободы индивида и т.д. Такой способ защиты «идейной чистоты» в пропагандистском плане достаточно эффективен, однако делая идеологию маловосприимчивой к критике, он уменьшает ее шанс на объективное воспроизведение реальности. Идеологи начинают видеть в последней то, что они хотят увидеть, то, что «разрешается» видеть идеологическими постулатами.

Идеология стремится переустроить, преобразить мир в соответствии с определенным идеалом, она всегда нацелена в будущее.

Мечты индивидуальности сбываются чаще, чем общественные. Хотя их главное назначение – дать социальный ориентир, побудить массы людей к практическому действию. А для этого данный «ориентир» должен быть немного приподнят, возвышен над реальностью. Защищать, например, «жизненные интересы нации», «идеалы свободы и демократии», «конституционный порядок» и прочее куда благороднее и почетнее, чем просто контролировать какие-либо сырьевые ресурсы вроде нефти и газа, хотя последнее в современных условиях как раз и является в большинстве случаев подлинной основой первого. Это, конечно, не означает, что все выдвигаемые идеологиями цели иллюзорны или лицемерны, просто такова специфика выполнения идеологией своих главных задач и функций.

К числу ведущих функций идеологии относятся следующие:

· Целеобразующая – формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;

· Программно-практическая – перевод теории в практик: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования;

· Интегративная – сплочение, формирование единства социальной группы;

· Мотивирующая – побуждение людей к политической активности;

· Коммуникативная – формирование особого языка политического общения – знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».

К числу основных функций идеологии можно также отнести познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандистскую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и т.д. Таково в целом назначение идеологии в современном мире.




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.016 с.)