Политическое господство как форма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое господство как форма



ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ. ТЕОРИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ

ГОСПОДСТВА М.ВЕБЕРА

 

Властные элементы возникают из динамики взаимодействия субъектов, обладающих волевым потенциалом, из горизонтальной и вертикальной структурированности общества.

Наиболее древней формой проявления власти выступает агрессия, направленная не на сородичей, а на соседей, вне первобытной родовой общины. На данном этапе власть осуществлялась сообща. Не существовало различия между собственно политической властью и другими источниками социального принуждения. В дальнейшем по мере выделения первобытной знати появляется социальное неравенство. Политическая власть становится достоянием группы вождей или одного из них, но пока еще не является наследственной.

По мере развития социума постепенно усиливается потребность в возникновении протогосударства. Протогосударство – самая ранняя из известных политических структур. Частной собственности как таковой по-прежнему нет. Происходит сакрализация власти, т.е. объявление ее священной. Личность при этом как бы отделяется от должности: важны не индивидуальные качества, а занимаемое место вождя, теперь уже наследуемое внутри данного рода. Вождь наделяется большой властью и превращается в символ. Впервые появляется администрация – центральный аппарат власти и региональные правители.

Процесс превращения правителя из слуги общества в законного субъекта власти находит завершение в раннем государстве. Его особенностью является огромная численность подданных. Впервые нарождается бюрократия, представляющая собой иерархичную систему управления, для которой характерны: четкое, на основе должностных инструкция, определение границ компетенции на каждом уровне госаппарата; принятие решений невзирая на лица, согласно законам и инструкциям; упорядоченный характер деятельности.

Отличительной чертой раннего государства выступает урбанизация – власть воплощается в таких городских символах, как дворцы и храмы, стратегические дороги и прочие образцы монументального строительства.

Логическим завершением эволюции политической власти выступает современное государство, где властью снова наделяется общество в целом благодаря наличию принципа разделения властей и ряда демократических институтов.

Господство – это форма власти, при которой приказы ее субъектов эффективны именно потому, что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными и законными, т.е.легитимными.

М. Вебер выделял три вида легитимного, или основанного на законе, господства – традиционное, рационально-легитимное и харизматическое.

Традиционная форма легитимного господства основывается на вере, что институт господства определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него власти и т.д.

Рационально-легитимное господство основывается на предложении, что существующая политическая система, атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам. Харизматическое господство отличается от остальным тем, что опирается на бессознательную веру масс в исключительные личностные качества вождя, его «ауру», его обладание некими выдающимися качествами. Господство всех трех видов признается законным, т.к. основывается на обыденном представлении, что всякая власть – от Бога, либо заложена основателями династии, либо соответствует естественному закону и т.д.

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

 

Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается в том, что законодательная власть осуществляется федеральным собранием. Федеральные законы принимаются государственной думой с последующим рассмотрением в совете федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды, образующие судебную систему, возглавляемую Кон.Суд, Вер.Суд, Выс.Арбит.Суд. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть.

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ. ТИПОЛОГИЯ ЭЛИТ И

СИСТЕМЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ.

 

Слово "элита" в переводе с французского языка означает "лучшее, отборное, избранное". Политическая элита - это небольшая группа людей, занимающая ведущее положение в политической жизни общества - как публичные (президент, премьер - министр, лидеры и ведущие члены партий), так и "теневые" (участники групп давления, крупные бизнесмены, ведущие журналисты).

В современной политологии выделяются следующие классификации элит по типам на основании тех или иных критериев:

1) В зависимости от источников влияния и авторитета элиты подразделяются на: а) наследственные, т.е. получившие свой статус по наследству (например, рыцарство или дворянская аристократия); б) ценностные - т.е. возвысившиеся за счет обладания ценными для общества качествами (образование, авторитет, высокая нравственность); в) властные - за счет обладания властью; г) функциональные - в зависимости от профессии, выполняющей определенную функцию в обществе.

2) По отношению к государственной власти: а) властная, в которую входят все те, кто обладает властью, т.е. "партия власти"; б) оппозиционная - т.е. элитные группы, отстраненные от власти и стремящиеся к ней вернуться.

3) По характеру отношений с обществом: а) открытая - т.е. допускающая в свои ряды выходцев из самых разных слоев своего общества; б) закрытая - т.е. рекрутирующая новых членов из состава собственной группы или слоя (например, дворянство);

4) По стилю управления и характеру отношений с обществом: а) демократическая - выражающая мнения и интересы большинства, допускающая участие широких масс в управлении;б) авторитарная - навязывающая большинству свою волю и не допускающая членов общества к осуществлению управления; в) либеральная - учитывающая мнения управляемых и допускающая их к участию в обсуждении принимаемых решений;.

Политологи выделяют две основных системы рекрутирования элит - система гильдий и т.н. антрепренерская (предпринимательская) системы. Особенностями системы гильдий являются: 1) Закрытость от общества, ограничение доступа в элиту новых членов; 2) Новые члены рекрутируются в основном из нижестоящих слоев самой же этой элиты; 3) Наличие большого ограничений и требований (фильтров) для вступающих в элиту новых членов: образование, происхождение, партийная принадлежность, стаж, и др.; 4) Ограниченность числа (круга) лиц, отбирающих в состав элиты новых членов.

Сильными сторонами гильдейской системы рекрутирования являются: преемственность состава и сохранение согласия внутри элиты и внутренняя стабильность. Ее очевидные минусы - бюрократизм, затрудненность продвижения "наверх" талантливых и способных инициировать необходимые перемены людей, застойность и неспособность реагировать на изменения ситуации и кризисы.

Особенностями антрепренерской (предпринимательской) системы рекрутирования соответственно являются: 1) Открытость, широкие возможности для выходцев из самых широких слоев общества войти в состав элиты; 2) Сравнительно незначительное число ограничений и требований для рекрутируемых в элиту новых людей (одаренность, компетентность, инициативность, соответствие моральным требованиям и др.); 3) Острое соперничество, конкуренция за право занять руководящие посты; 4) Большое значение при отборе имеют личные качества и индивидуальные заслуги претендента на место в элите. Подобная система рекрутирования существует в странах с устоявшейся демократической формой правления. Плюсы антрепренерской системы состоят в том, что она ценит одаренных и незаурядных людей, открыта для новых лидеров и нововведений, и в целом подконтрольна обществу. Столь же очевидны ее недостатки: большая степень риска и угроза возникновения нестабильности, опасность острого противоборства и раскола в элите, возможность выбора на руководящий пост не ответственного перед обществом профессионала, а демагога и популиста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.57.9 (0.008 с.)