Современные дидактические концепции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные дидактические концепции



Современные дидактические концепции

План изучения темы

1. Дидактика как теория обучения. Становление и развитие дидактики.

2. Предмет задачи и функции дидактики. Основные категории дидактики.

3. Дидактическая система и её элементы.

4. Концепции обучения. Современные концепции обучения.

Дидактика (от греч. «дидактикос» — поучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово поя­вилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обу­чения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал ди­дактике статус целостной и непротиворечивой теории вос­питывающего обучения.

Значительный вклад в развитие дидактики внесли такие выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги как: Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), Адольф Дистервег (1790-1816), Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), Джон Дьюи (1859-1925), Георг Кершенштейнер (1854-1932), Вильгельм Лай (1862-1926) и др.

На развитие отечественной дидактики в конце ХIХ – начале ХХ веков большое влияние оказали Пётр Фёдорович Каптерев (1849-1922), Станислав Теофиловия Шацкий (1878-1934), Павел Петрович Блонский (1884-1941), Альберт Петрович Пинкевич (1883-1939), Моисей Михайлович Пистрак (1888-1940), и др.

В период существования СССР наиболее существенный вклад в развитие дидактики внесли: Павел Николаевич Груздев (1889-1953), Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, Леонид Владимирович Занков (1901-1977), Борис Петрович Есипов (1899-1967), Михаил Александрович Данилов (1899-1973), Исаак Яковлевич Лернер, Михаил Николаевич Скаткин (1900-)и др.

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Дидактика– теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактика как общая теория образования и обучения рассматривает общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам. Эти закономерности получают отражение в преподавании каждой конкретной учебной дисциплины.

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По охвату изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики.

Современная дидактика отвечает на такие основные вопросы, как: для чего, зачем, кого учить, на какой основе, чему и как учить?

Современная дидактика отмечает, что в настоящее время существует не одна, а несколько обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теория развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компьютерного и др. видов и типов обучения, а сама дидактика не ограничивается только теорией образования и обучения, а выходит на уровень технологии обучения.

Поэтому, Дидактикуследует рассматривать как науку о теориях образования и технологиях обучения.

Современная дидактика решает ряд важных задач:

1. Описывает и объясняет процесс обучения и условия его реализации.

2. Разрабатывает более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

Задачи дидактики учитываются в определении предмета дидактики.

В педагогической науке нет единого понимания о предмете дидактики.

Мы будем считать, чтоПредмет дидактики– это процесс и результат преподавания и учения в их единстве и тесном взаимодействии, обеспечивающие организованное учителем усвоение учащимися содержания образования, в результате функционирования и саморазвития дидактических систем.

Основными функциями дидактики являются: теоретическая и нормативно-прикладная:

1) теоретическая: - изучение реальных процессов обучения;

- установление факторов и закономерностей связей между различными сторонами обучения;

- раскрытие их сущности;

- выявление тенденций перспектив развития и др.

2) нормативно-прикладная: - разработка проблем отбора содержания образования;- установление принципов обучения;

- установление нормативов применения методов и средств в обучение и др.

Современная дидактика имеет развитый понятийный аппарат. Основными категориями дидактики являются:

процесс обучения, зако­номерности и принципы обучения, содержание образования, методы об­учения, формы организации обучения, образование, обучение, учение.

В категориях отображены наиболее сущест­венные свойства и отношения дидактической реальности.

В последнее время дидактика представляет собой системную область научного знания. Об этом свидетельствуют работы многих отечественных учёных: Б.П. Беспалько, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.П. Беспалько и др.

Дидактическая система –это система процесса и результата обучения, сложная по составу, её центральными элементами являются преподавание (деятельность учителя как преподавателя) и учение (учебная деятельность учащихся).

Элементы дидактической системы:

1. Цели образования.

2. Цели обучения (чаще всего они более конкретизированы, чем цели образования).

3. Содержание обучения (теории; законы; явления; понятия; фактический материал, подлежащий усвоению учащимися).

4. Методы обучения (методы преподавания и учения).

5. Дидактические средства обучения (книги, учебные пособия, компьютерные обучающие программы и др.).

6. Методы контроля и оценки результатов обучения.

7. Результаты обучения (знания, умения и опыт познавательной и творческой деятельности, достигнутый учащимися в обучении).

8. Преподавание – деятельность учителя.

9. Учение или учебная деятельность учащихся.

10. Формы организации обучения (урок, лекция, семинар и др.).

11. Дидактические принципы, которые задают определённую стратегию обучения.

12. Дидактические условия, характеризующие в целом процесс обучения.

В современной психологической науке существует ряд концепций, предлагающих свое понимание процесса обучения. К ним относятся: ассоциативно-рефлекторная, деятельностная, концепция содержательного обобщения, поэтапного формирования умственных дей­ствий, бихевиористские концепции научения, гештальттеория усвоения и др.

Эти концепции получили широкое распространение в современной отечественной дидактике.

 

 

Принципы процесса обучения

План изучения темы

1. Дидактические принципы как нормативные требования к организации учебного процесса. Исторический характер принципов обучения.

2. Классификации принципов обучения. Совершенствование системы принципов обучения в современной дидактике.

3. . Дидактические основы применения принципов обучения в практической деятельности учителя.

История дидактики характеризуется настойчивым стрем­лением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидак­тических категорий закономерности, принципа, правила проходило в упорной борьбе взглядов.

Вплоть до недавнего времени в дидактике не существова­ло четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила.

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.

В современной дидактике устоялось положение, что при­нципы обучения исторически конкретны и отражают насущ­ные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учите­лей они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике, целям и задачам, формиро­ванию содержания, выбору форм и методов, стимулиро­ванию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Принципы обучения выступают в органическом единст­ве, образуя некоторую концепцию дидактического процес­са, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются.

Многочисленны попытки разработать систему дидакти­ческих принципов в работах исследователей нового време­ни. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

1. Сознательности и активности;

2. Наглядности;

3. Систематичности и последовательности;

4. Прочности;

5. Научности;

6. Доступности;

7. Связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических при­нципов.

Современные принципы обучение в рамках гуманистического подхода определяются его ведущими идеями: вся образовательная система должна быть ориентирована на идеи гуманизма; цели образования базируются на духовных факторах в сплаве знаний, эмоций и веры; не воспитать и обучить, а развивать человека в человеке, создавать условия для его саморазвития; культурная идентификация; помощь и поддержка; ситуация успеха и творческий поиск; ценностные представления о смысле бытия; творчество учителя.

Принципами обучения в гуманистической педагогике являются: принцип индивидуализированного подхода, который задает максимально индивидуализированный учебно-воспитательный процесс, реализуемый в гибких учебных планах и программах, подстраивающихся под каждого ученика; принцип свободы самовыражения, предполагающий творческую деятельность, рефлексию и свободу действий; принцип свободы в образовательном процессе, реализующий интеллектуальную, эмоциональную, волевую и духовную деятельность на основе предметно-деятельностного подхода; принцип ценности личности, заключающийся в признании самоценности личности каждого ученика вне зависимости от той роли, которую он играет, позиции, которую он занимает, мнения которого он придерживается; принцип эмоционально-ценностных ориентаций в обучении предполагает единство чувства и мысли в педагогическом процессе и др. принципы.

 

 

6. Содержание образования школьников как фундамент базовой культуры личности

План изучения темы

1. Сущность понятия «содержание образования». Его источники, принципы формирования и критерии отбора содержания образования.

2. Виды образования и его ступени. Содержание общего образования и его структура.

3. Компоненты образования и их единство.

4. Принципы обновления содержания образования на современном этапе.

5. Нормативные документы, определяющие содержание образования. Учебно-методические комплексы.

В общем виде образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.

Содержание образования включает систему знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит: знания об окружающем мире; обществе; современном производстве; культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретать знания и способы их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учеников.

Источниками содержания образования являются: наука и уровень ее развития; производство материальных и духовных благ; культура; опыт общественных отношений; духовные ценности общества; содержание общественных форм общественного сознания; виды деятельности.

Факторами, влияющими на отбор содержания образования являются: объективные и субъективные.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат принципы формирования содержания общего среднего образования.

Следует заметить, что в современной педагогической науке нет однозначного ответа на вопрос: какие принципы лежат в основе построения содержания образования, взгляды на принципы формирования содержания образования М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера; Пидкасистого И.П. и др. авторы.

Компонентами содержания образования являются: знания о природе, обществе, человеке: проверенный практикой результат действительности, адекватное отражение её в мышлении человека (понятия и термины; факты повседневной действительности и науки; теории и законы; научные и социальные идеи; знания о способах деятельности, методах познания, истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений); опыт осуществления деятельности (умения – возможность успешного выполнения действий и решения поставленных задач на основе имеющихся знаний; навыки и привычки – многократно повторённые, доведённые до автоматизма действия: обобщённые познавательные (работы с учебной и научно-популярной литературой, проведения наблюдений, самостоятельного моделирования и построения гипотезы, постановка эксперимента; анализа, синтеза, обобщений и т.п.); практические (измерительные, вычислительные, графические, обращения с приборами, аппаратурой и техническими устройствами и т.п.); организационные (планировать, организовывать своё время, работу и т.п.); оценочные (оценка достоверности результатов работы, их научности и т.п.); опыт творческой деятельности; виды деятельности: решение новых проблем и перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; владение альтернативным мышлением, неалгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами деятельности; формирование новых способов деятельности; сферы деятельности: умственная, нравственная, трудовая, эстетическая, экологическая, экономическая и т.д.; опыт эмоционально-ценностных отношений: обуславливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, эмоциональную окрашенность, мотивы деятельности и т.д.

Нормативными документами, определяющими содержание образования являются: образовательный стандарт – федеральный нормативный документ, определяющий: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников. Его компонентами являются: федеральный, национально-региональный и школьный.Учебный план – это нормативный документ, направляющий деятельность учебного заведения; документ, содержащий перечень изучаемых документов, их распределение по годам обучения, количество часов на каждый предмет; сертификат учебного заведения, определяющий:продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п.

Учебные план общеобразовательной школы разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций.

Типовые учебные планы не всегда подходят для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.

В структуре базисного учебного плана выделяется: инвариативная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств школьников; вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся, учитывающая их личностные особенности. Эти части независимые, но пересекаются между собой.

В связи с этим в учебном плане выделяются 3 основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия по выбору; факультативные занятия.

Учебная программанормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету. Структура изложения учебной программы может быть:линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.

Структура учебной программы: объяснительная записка о целях изучения данного предмета, основные требования к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.

 

Обучение в сотрудничестве

План изучения темы

1. Сотрудничество педагога и учащихся как условие эффективности педагогического процесса.

2. Педагогика сотрудничества, ее содержание.

3. Методы, приемы и способы обучения в сотрудничестве.

4. Технология организации педагогического взаимодействия и сотрудничества в обучении.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона.

В последние годы идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, так как сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а, следовательно, педагогична. Основной характерной особенностью обучения является организация демократических отношений между педагогом и учащимися в учебном процессе, формирование благоприятного психологического микроклимата в процессе совместной познавательной деятельности.

Вариантами обучения в сотрудничестве являются: обучение в команде (особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой (проблемой или вопросом), подлежащими изучению); «пила» - (учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты, логические или смысловые блоки); учимся вместе – (класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала). Можно выделить три отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм работы в малых группах:

1. Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.

2. Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.

3. Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса как ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают свое поведение, что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения:

1. Зависимость от единой цели, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.

2. Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи. Данная зависимость может быть на уровне разделения труда, ролевых функций, учебного материала (инструментов, оборудования), разделенного между учениками группы (например, одни ножницы, один лист бумаги, одни краски и т.д.).

3. Зависимость от формы поощрения. Каждый ученик получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются никак.

Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя. Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:

1) помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;

2) помогите учащимся понять из чего это умение/навык состоит;

3) организуйте практику;

4) убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет, он выполняет задания по овладению навыком/умением;

5) стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики;

6) создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;

7) стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

Технология организации педагогического взаимодействия и сотрудничества в обучении включает в себя четыре шага в подготовке, планировании и организации педагогического взаимодействия в сотрудничестве.

 

Современные дидактические концепции

План изучения темы

1. Дидактика как теория обучения. Становление и развитие дидактики.

2. Предмет задачи и функции дидактики. Основные категории дидактики.

3. Дидактическая система и её элементы.

4. Концепции обучения. Современные концепции обучения.

Дидактика (от греч. «дидактикос» — поучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово поя­вилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обу­чения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал ди­дактике статус целостной и непротиворечивой теории вос­питывающего обучения.

Значительный вклад в развитие дидактики внесли такие выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги как: Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), Адольф Дистервег (1790-1816), Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), Джон Дьюи (1859-1925), Георг Кершенштейнер (1854-1932), Вильгельм Лай (1862-1926) и др.

На развитие отечественной дидактики в конце ХIХ – начале ХХ веков большое влияние оказали Пётр Фёдорович Каптерев (1849-1922), Станислав Теофиловия Шацкий (1878-1934), Павел Петрович Блонский (1884-1941), Альберт Петрович Пинкевич (1883-1939), Моисей Михайлович Пистрак (1888-1940), и др.

В период существования СССР наиболее существенный вклад в развитие дидактики внесли: Павел Николаевич Груздев (1889-1953), Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, Леонид Владимирович Занков (1901-1977), Борис Петрович Есипов (1899-1967), Михаил Александрович Данилов (1899-1973), Исаак Яковлевич Лернер, Михаил Николаевич Скаткин (1900-)и др.

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Дидактика– теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактика как общая теория образования и обучения рассматривает общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам. Эти закономерности получают отражение в преподавании каждой конкретной учебной дисциплины.

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По охвату изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики.

Современная дидактика отвечает на такие основные вопросы, как: для чего, зачем, кого учить, на какой основе, чему и как учить?

Современная дидактика отмечает, что в настоящее время существует не одна, а несколько обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теория развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компьютерного и др. видов и типов обучения, а сама дидактика не ограничивается только теорией образования и обучения, а выходит на уровень технологии обучения.

Поэтому, Дидактикуследует рассматривать как науку о теориях образования и технологиях обучения.

Современная дидактика решает ряд важных задач:

1. Описывает и объясняет процесс обучения и условия его реализации.

2. Разрабатывает более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

Задачи дидактики учитываются в определении предмета дидактики.

В педагогической науке нет единого понимания о предмете дидактики.

Мы будем считать, чтоПредмет дидактики– это процесс и результат преподавания и учения в их единстве и тесном взаимодействии, обеспечивающие организованное учителем усвоение учащимися содержания образования, в результате функционирования и саморазвития дидактических систем.

Основными функциями дидактики являются: теоретическая и нормативно-прикладная:

1) теоретическая: - изучение реальных процессов обучения;

- установление факторов и закономерностей связей между различными сторонами обучения;

- раскрытие их сущности;

- выявление тенденций перспектив развития и др.

2) нормативно-прикладная: - разработка проблем отбора содержания образования;- установление принципов обучения;

- установление нормативов применения методов и средств в обучение и др.

Современная дидактика имеет развитый понятийный аппарат. Основными категориями дидактики являются:

процесс обучения, зако­номерности и принципы обучения, содержание образования, методы об­учения, формы организации обучения, образование, обучение, учение.

В категориях отображены наиболее сущест­венные свойства и отношения дидактической реальности.

В последнее время дидактика представляет собой системную область научного знания. Об этом свидетельствуют работы многих отечественных учёных: Б.П. Беспалько, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.П. Беспалько и др.

Дидактическая система –это система процесса и результата обучения, сложная по составу, её центральными элементами являются преподавание (деятельность учителя как преподавателя) и учение (учебная деятельность учащихся).

Элементы дидактической системы:

1. Цели образования.

2. Цели обучения (чаще всего они более конкретизированы, чем цели образования).

3. Содержание обучения (теории; законы; явления; понятия; фактический материал, подлежащий усвоению учащимися).

4. Методы обучения (методы преподавания и учения).

5. Дидактические средства обучения (книги, учебные пособия, компьютерные обучающие программы и др.).

6. Методы контроля и оценки результатов обучения.

7. Результаты обучения (знания, умения и опыт познавательной и творческой деятельности, достигнутый учащимися в обучении).

8. Преподавание – деятельность учителя.

9. Учение или учебная деятельность учащихся.

10. Формы организации обучения (урок, лекция, семинар и др.).

11. Дидактические принципы, которые задают определённую стратегию обучения.

12. Дидактические условия, характеризующие в целом процесс обучения.

В современной психологической науке существует ряд концепций, предлагающих свое понимание процесса обучения. К ним относятся: ассоциативно-рефлекторная, деятельностная, концепция содержательного обобщения, поэтапного формирования умственных дей­ствий, бихевиористские концепции научения, гештальттеория усвоения и др.

Эти концепции получили широкое распространение в современной отечественной дидактике.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.69 (0.022 с.)