![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные теории и технологии, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач, их проектирование и решение
План изучения темы 1. Понятие о теориях и технологиях обучения. Их сущность и назначение. 2. Современные педагогические технологии и их характеристика. 3. Педагогическая техника и технология. Компоненты педагогической техники и их характеристика. 4. Педагогическая задача, ее виды, проектирование и решение. В педагогической науке понятие Педагогическая теория определяется как обобщение, которое показывает возможность существования других случаев такого же класса; обобщение педагогического опыта, практики воспитания, обучения, образования; развитая идеальная модель, представляющая определенный класс реальных педагогических явлений (личностно-ориентированного образования, воспитания человека культуры). Педагогическая техника представляет собой комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения. Педагогическая техника тесно связана с педагогической технологией и реализуется в ней. Педагогическая технология – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач обучения, воспитания и развития учащихся. Педагогическую технологию нередко рассматривают как направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного процесса. В.П. Беспалько раскрыл сущностный смысл педагогической технологии в педагогике: 1) с помощью педагогической технологии происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса; 2) педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося; 3) в педагогической технологии целенаправленное образование - центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: первый - диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала, второй – развитие личности в целом; 4) принцип целостности – разработка и практическая реализация педагогической технологии. Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах: 1) научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; 3) деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Б.Т. Лихачев предметом педагогической технологии считает конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. Задачи педагогической технологии: 1) отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности; 2) отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения; 3) обучение действиям с технологическим инструментарием; 4) развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать свою учебную деятельность; 5) воспитание привычки четко следовать требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и труда. Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются: 1) концептуальность; 2) системность; 3) управляемость; 4) эффективность; 5) воспроизводимость. Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части: 1) концептуальная основа; 2) содержательный компонент обучения; 3) процессуальная часть - технологический процесс. Организация и реализация этого педагогической технологии зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся: 1) принцип научности и доступности обучения; 2) принцип системности обучения и связи теории с практикой; 3) принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя; 4) принцип наглядности; 5) принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся. Преимуществом педагогической технологии перед методикой является: 1. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно. 2. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения. 3. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта. Вопросы педагогических технологий помогают учителям отвечать на извечные вопросы: какая цель должна быть достигнута и какова последовательность ее реализации? В результате рождаются вариативные способы решения педагогических задач и разнообразные педагогические системы, в основе которых функционирует технологический инвариант: цель – средства – правила и последовательность их использования – результат. Образовательный процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающих друг друга ситуаций. Каждая ситуация представляет систему сложных отношений: внутреннего мира субъектов, их воспитанности, обученности. Основными видами педагогических задач В.А. Сластенин считает следующие: по месту возникновения и протекания; по взаимодействующим субъектам и объектам; по сущности педагогического процесса (дидактические, воспитательные и др.); по заложенным в ситуации воспитательным перспективам и др. Выход из той или иной ситуации всегда требует от учителя решения педагогической задачи. Термин «задача» используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема; один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п. Любая педагогическая задача может иметь достаточно большое количество решений, так как она всегда субъективна, способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. Процесс решения задачи состоит из следующих этапов: 1) анализ ситуации и характера затруднений; 2) формулировка педагогической цели, т.е. чего следует добиться; 3) поиск путей и средств достижения поставленной цели; 4) анализ полученного результата; 5) анализ ошибок, определение возможностей других путей решения педагогической задачи. При решении педагогической задачи можно опираться на следующий алгоритм: 1. Уяснить в деталях педагогическую ситуацию (что произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позицию ребенка, его поведение и т.д.). 2. Вычленить педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в индивидуально-личностном становлении ребенка, к которому ведет ситуация. 3. Определить педагогическую цель, т.е. изменение ребенка, которого необходимо достичь в процессе решения задачи. 4. Определить несколько вариантов достижения цели. 5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант решения задачи. 6. Определить критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, методы оценки результата. 7. Реализовать продуманный план действий. 8. Провести рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.006 с.) |