Современные теории и технологии, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач, их проектирование и решение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные теории и технологии, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач, их проектирование и решение



План изучения темы

1. Понятие о теориях и технологиях обучения. Их сущность и назначение.

2. Современные педагогические технологии и их характеристика.

3. Педагогическая техника и технология. Компоненты педагогической техники и их характеристика.

4. Педагогическая задача, ее виды, проектирование и решение.

В педагогической науке понятие Педагогическая теория определяется как обобщение, которое показывает возможность существования других случаев такого же класса; обобщение педагогического опыта, практики воспитания, обучения, образования; развитая идеальная модель, представляющая определенный класс реальных педагогических явлений (личностно-ориентированного образования, воспитания человека культуры).

Педагогическая техника представляет собой комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения.

Педагогическая техника тесно связана с педагогической технологией и реализуется в ней. Педагогическая технология – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач обучения, воспитания и развития учащихся. Педагогическую технологию нередко рассматривают как направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного процесса.

В.П. Беспалько раскрыл сущностный смысл педагогической технологии в педагогике:

1) с помощью педагогической технологии происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса;

2) педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося;

3) в педагогической технологии целенаправленное образование - центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: первый - диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала, второй – развитие личности в целом;

4) принцип целостности – разработка и практическая реализация педагогической технологии.

Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:

1) научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

3) деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Б.Т. Лихачев предметом педагогической технологии считает конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.

Задачи педагогической технологии:

1) отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности;

2) отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

3) обучение действиям с технологическим инструментарием;

4) развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать свою учебную деятельность;

5) воспитание привычки четко следовать требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и труда.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

1) концептуальность;

2) системность;

3) управляемость;

4) эффективность;

5) воспроизводимость.

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

1) концептуальная основа;

2) содержательный компонент обучения;

3) процессуальная часть - технологический процесс.

Организация и реализация этого педагогической технологии зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

1) принцип научности и доступности обучения;

2) принцип системности обучения и связи теории с практикой;

3) принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;

4) принцип наглядности;

5) принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

Преимуществом педагогической технологии перед методикой является:

1. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

2. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

3. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

Вопросы педагогических технологий помогают учителям отвечать на извечные вопросы: какая цель должна быть достигнута и какова последовательность ее реализации? В результате рождаются вариативные способы решения педагогических задач и разнообразные педагогические системы, в основе которых функционирует технологический инвариант: цель – средства – правила и последовательность их использования – результат.

Образовательный процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающих друг друга ситуаций. Каждая ситуация представляет систему сложных отношений: внутреннего мира субъектов, их воспитанности, обученности.

Основными видами педагогических задач В.А. Сластенин считает следующие: по месту возникновения и протекания; по взаимодействующим субъектам и объектам; по сущности педагогического процесса (дидактические, воспитательные и др.); по заложенным в ситуации воспитательным перспективам и др.

Выход из той или иной ситуации всегда требует от учителя решения педагогической задачи.

Термин «задача» используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема; один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п.

Любая педагогическая задача может иметь достаточно большое количество решений, так как она всегда субъективна, способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя.

Процесс решения задачи состоит из следующих этапов:

1) анализ ситуации и характера затруднений;

2) формулировка педагогической цели, т.е. чего следует добиться;

3) поиск путей и средств достижения поставленной цели;

4) анализ полученного результата;

5) анализ ошибок, определение возможностей других путей решения педагогической задачи.

При решении педагогической задачи можно опираться на следующий алгоритм:

1. Уяснить в деталях педагогическую ситуацию (что произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позицию ребенка, его поведение и т.д.).

2. Вычленить педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в индивидуально-личностном становлении ребенка, к которому ведет ситуация.

3. Определить педагогическую цель, т.е. изменение ребенка, которого необходимо достичь в процессе решения задачи.

4. Определить несколько вариантов достижения цели.

5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант решения задачи.

6. Определить критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, методы оценки результата.

7. Реализовать продуманный план действий.

8. Провести рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.011 с.)