Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные теории и технологии, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач, их проектирование и решениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План изучения темы 1. Понятие о теориях и технологиях обучения. Их сущность и назначение. 2. Современные педагогические технологии и их характеристика. 3. Педагогическая техника и технология. Компоненты педагогической техники и их характеристика. 4. Педагогическая задача, ее виды, проектирование и решение. В педагогической науке понятие Педагогическая теория определяется как обобщение, которое показывает возможность существования других случаев такого же класса; обобщение педагогического опыта, практики воспитания, обучения, образования; развитая идеальная модель, представляющая определенный класс реальных педагогических явлений (личностно-ориентированного образования, воспитания человека культуры). Педагогическая техника представляет собой комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения. Педагогическая техника тесно связана с педагогической технологией и реализуется в ней. Педагогическая технология – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач обучения, воспитания и развития учащихся. Педагогическую технологию нередко рассматривают как направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного процесса. В.П. Беспалько раскрыл сущностный смысл педагогической технологии в педагогике: 1) с помощью педагогической технологии происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса; 2) педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося; 3) в педагогической технологии целенаправленное образование - центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: первый - диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала, второй – развитие личности в целом; 4) принцип целостности – разработка и практическая реализация педагогической технологии. Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах: 1) научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; 3) деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Б.Т. Лихачев предметом педагогической технологии считает конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. Задачи педагогической технологии: 1) отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности; 2) отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения; 3) обучение действиям с технологическим инструментарием; 4) развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать свою учебную деятельность; 5) воспитание привычки четко следовать требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и труда. Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются: 1) концептуальность; 2) системность; 3) управляемость; 4) эффективность; 5) воспроизводимость. Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части: 1) концептуальная основа; 2) содержательный компонент обучения; 3) процессуальная часть - технологический процесс. Организация и реализация этого педагогической технологии зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся: 1) принцип научности и доступности обучения; 2) принцип системности обучения и связи теории с практикой; 3) принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя; 4) принцип наглядности; 5) принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся. Преимуществом педагогической технологии перед методикой является: 1. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно. 2. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения. 3. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта. Вопросы педагогических технологий помогают учителям отвечать на извечные вопросы: какая цель должна быть достигнута и какова последовательность ее реализации? В результате рождаются вариативные способы решения педагогических задач и разнообразные педагогические системы, в основе которых функционирует технологический инвариант: цель – средства – правила и последовательность их использования – результат. Образовательный процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающих друг друга ситуаций. Каждая ситуация представляет систему сложных отношений: внутреннего мира субъектов, их воспитанности, обученности. Основными видами педагогических задач В.А. Сластенин считает следующие: по месту возникновения и протекания; по взаимодействующим субъектам и объектам; по сущности педагогического процесса (дидактические, воспитательные и др.); по заложенным в ситуации воспитательным перспективам и др. Выход из той или иной ситуации всегда требует от учителя решения педагогической задачи. Термин «задача» используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема; один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п. Любая педагогическая задача может иметь достаточно большое количество решений, так как она всегда субъективна, способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. Процесс решения задачи состоит из следующих этапов: 1) анализ ситуации и характера затруднений; 2) формулировка педагогической цели, т.е. чего следует добиться; 3) поиск путей и средств достижения поставленной цели; 4) анализ полученного результата; 5) анализ ошибок, определение возможностей других путей решения педагогической задачи. При решении педагогической задачи можно опираться на следующий алгоритм: 1. Уяснить в деталях педагогическую ситуацию (что произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позицию ребенка, его поведение и т.д.). 2. Вычленить педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в индивидуально-личностном становлении ребенка, к которому ведет ситуация. 3. Определить педагогическую цель, т.е. изменение ребенка, которого необходимо достичь в процессе решения задачи. 4. Определить несколько вариантов достижения цели. 5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант решения задачи. 6. Определить критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, методы оценки результата. 7. Реализовать продуманный план действий. 8. Провести рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.210.16 (0.01 с.) |