Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование общеучебных умений и навыков школьников. Обучение школьников способам учебной деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План изучения темы 1. Психолого-педагогическая сущность понятий «умение», «навык». Психологическая и физиологическая природа умений. 2. Характеристика основных общих учебных умений: чтения, письма, речевые умения. Уровни умений. 3. Способы учебной деятельности школьников. 4. Выявление и способы диагностики уровней сформированности общеучебных умений и навыков учащихся. Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения. Понятие «знание» многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется как: часть сознания, нечто общее в отражении предметного разнообразия, способ упорядочения действительности, некоторый продукт и результат познания, способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта. Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения и навыки. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей. 3нания могут быть: донаучными; житейскими; художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности); научными (эмпирические и теоретические). Согласно В.И. Гинецинскому, учебное знание существует в трех формах: в форме учебной дисциплины; в виде учебного текста; в форме учебной задачи. Знания могут обладать разными качествами: системность, обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность. Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что, в свою очередь, обусловлено:
1) достигнутым уровнем познания данной области явлений; 2) целями обучения; 3) индивидуальными особенностями учащихся; 4) уже имеющимся у них запасом знаний; 5) уровнем их умственного развития; 6) адекватностью усваиваемого знания возрасту учащихся. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык. Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Уровни овладения учащимися действиями, соответствующие и учебным умениям, и навыкам: 0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения). 1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого); 2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников; 3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг; 4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык). Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их применения. Важнейшая функция применения - получение с его помощью новых знаний, т.е. превращение их в инструмент познания. Этапы формирования умственных действий и понятий: 1) Этап создания и поддержания мотивационной основы действия. 2) Этап создания ООД и уяснения ее испытуемыми. 3) Этап формирования действия в материальной или материализованной форме. 4) Этап формирования действия в громкой социализованной речи. 5) Этап формирования действия во «внешней речи про себя». 6) Этап формирования действия во внутренней речи. Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Все многообразие общеучебные умения и навыки можно представить в виде четырех групп 1. Учебно-организационные: ставить учебную задачу; понимать последовательность действий; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; оценивать свою деятельность и деятельность других; правильно оформлять и вести тетрадь. 2. Учебно-информационные: работать с учебником и дополнительной литературой; различать повествование, описание, рассуждение; составлять на основании текста таблицы, схемы, графики; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом; владеть различными видами пересказа. 3. Учебно-логические: выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям; давать определение по существенным признакам; высказывать суждения, подтверждать их фактами; обобщать, подытоживать информацию. 4. Учебно-коммуникативные: высказывать суждения; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга; распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.
15. Организация самостоятельной работы и исследовательской деятельности учащихся План изучения темы 1. Самостоятельность как качество личности. 2. Самостоятельная работа и ее виды. 3. Формы организации самостоятельной работы. 4. Формирование навыков самостоятельной работы. 5. Исследовательская деятельность школьников как эффективный путь организации самостоятельной работы учащихся ее уровни и виды.
Самостоятельность является качеством личности и условием формирования готовности школьников к самообразованию. О значении самостоятельной деятельности учащихся для эффективного развития общеучебных умений и навыков говорилось в работах как зарубежных так и отечественных педагогов: А.Дистервег, К.Ушинский и др. Самостоятельная работа учащихся представляет собой такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Самостоятельная работа учащихся является средством формирования их познавательных способностей, направленности на непрерывное самообразование. В современной педагогике выявлены четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся: копирующие действия, репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность. Два основных вида самостоятельной работы учащихся: самостоятельная работа на учебных занятиях под руководством учителя и без его участия и выполнение самостоятельных заданий вне учебных занятий. По форме организации самостоятельная работа может быть: индивидуальная, фронтальная, групповая. По уровню самостоятельности: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, фронтальные, групповые. В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе занятий: работа с книгой, упражнения, решение разнообразных задач, контрольные работы, диктанты, сочинения, подготовка докладов и рефератов, выполнение индивидуальных и групповых заданий, домашние лабораторные опыты и наблюдения, техническое моделирование и конструирование и др. Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Учебно-исследовательскую деятельность учащихся можно разделить на несколько видов: 1. Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. Осуществляется на базе школы на школьном оборудовании.
2. Исследовательская практика учащихся. 3. Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников. 4. Участие старшеклассников в олимпиадах конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. 5. Ученическое научно-исследовательское общество. Независимо от различных видов исследовательской деятельности учащихся выделяются следующие основные этапы учебного исследования: выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения; выбор темы исследования; выбор цели исследования; определение задач по достижению цели; определение методов исследования; сбор собственного материала; анализ и обобщение собранного материала; собственные выводы. Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности. Моделями организации исследовательской деятельности учащихся являются: обучение исследованию, приглашение к исследованию, систематическое исследование. Важным этапом каждого исследования является представления учащимися результатов научных исследований, подготовка сообщения, доклада по результатам проведенного исследования и оформление его результатов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.9 (0.012 с.) |