Процесс обучения как система. Функции обучения.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс обучения как система. Функции обучения.



План изучения темы

1. Обучение как способ организации педагогического процесса. Двусторонний характер и структура обучения.

2. Функции обучения.

3. Психологические основы процесса обучения.

4. Категории обучения. Знания, умения, навыки.

5. Учебно-познавательный и учебный процесс.

6. Методологические основы познавательной деятельно­сти учащихся.

7. Логика, этапы, звенья процесса обучения.

Зарождение воспитательной деятельности как необ­ходимости передачи социального опыта подрастающему поколению предполагало целостность самого воспитатель­ного процесса. Он включал в себя как овладение подрос­тками суммой определенных знаний, умений и навыков, так и формирование у них стойкости, выносливости, тер­пения, развития воли, физическую подготовку. Игры, об­ряды, ритуалы служили основной формой накопления и передачи опыта. Однако становление педагогической дея­тельности привело в итоге к дифференциации, а в даль­нейшем к разграничению и противопоставлению обуче­ния и воспитания.

Фактором этого процесса были постоянный рост и усложнение социального опыта, который мог усваиваться новым поколением только при условии специальной це­ленаправленной его передачи. Но уже в середине XIX века прогрессивные педагоги И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев и др. выдвигали обосно­ванные аргументы в пользу интеграции обучения и вос­питания. Потребность практической подготовки детей в школе вызвала в 70-х годах интерес к целостности педа­гогического процесса. Наметились различные подходы по­нимания сущности целостности учебно-воспитательного процесса (М.А. Данилов, Т.А. Ильина, В.В, Краевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.).

В то же время авторы современных концепций склон­ны считать, что обучение, в отличие от процесса воспита­ния, имеетсвои специфические особенности. Это процесс познания, в результате которого под руководством учите­ля в сознании ребенка происходит отражение реальной действительности.

Познавательная деятельность - это единство вос­приятия, осмысления, теоретического мышления и прак­тической деятельности. Ученик учится, он познает мир. Познание осуществляется на каждом шагу во всех видах деятельности - производительной, эстетической, общественно-полезной, художественной, обучающей. Но толь­ко в обучении познание оформляется в процесс учения.

Обучение - это процесс движения от незнания к зна­нию, от неполного знания к более полному. Это двусто­ронний процесс взаимодействия учителя и ученика.

Обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся, когда первый передает знания и руководит про­цессом обучения, а второй (ученик) усваивает знания и вырабатывает умения и навыки. Обучение — это процесс, в котором видится участие обоих: учитель, осуществля­ющий деятельность преподавание, и ученик, осуществля­ющий деятельность учение. Их совместная деятельность определяет характер процесса обучения. Преподавание ус­ловно приписывается деятельности учителя, так как он не только передает знания, но и воспитывает, развивает потребности и знания, развивает способности детей, зада­ст задания и упражнения, ведет контроль знаний, то есть осуществляет педагогическую деятельность, педагогичес­кий процесс. Успех обучения в конечном итоге зависит и от умения учителя общаться с учеником.

Ученик не только усваивает знания. Он развивает в себе потребность к познанию, осмыслению, самостоятель­ному приобретению знаний, проявляет активность в по­знании, применяет и использует знания, развивает свои креативные качества и при этом общается (с учителем и учениками), то есть ученик учится. Исходя из этого, оп­ределим основные структурные компоненты процесса обу­чения: преподавание, содержание обучения, учение.

Процесс обучения выполняет три функции: образова­тельную (научающая), воспитывающую и развивающую.

Образовательная функция - это вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков и использова­ние этих знаний на практике. Научные знания - это факты, понятия, законы, закономерности, теории, теоремы, даты, события и др. Научные знания должны быть дос­товерными (отражать истинную картину мира), система­тичными (в системе, последовательными, упорядоченны­ми, осознанными, логичными). Конечным результатом образовательной функции процесса обучения является дей­ственность знаний, то есть их сознательное применение учеником на практике.

Воспитывающая функция предопределяется содер­жанием обучения, формами обучения и методами обуче­ния. Кроме того, она осуществляется посредством об­щения учителя и ученика. В процессе обучения воспитыва­ются определенные взгляды, отношения, качества лич­ности (добросовестность, инициативность, ответствен­ность, коллективизм). Формирование собственных взгля­дов, мнений, установок, суждений, поведения - это формирование мировоззрения, что характеризует главную задачу воспитывающей функции обучения.

Правильно организованное обучение всегда развива­ет. Развивающая функция осуществляется под руковод­ством учителя. Развиваются речь, мышление ученика. Идет развитие сенсорное, двигательное, эмоционально-во­левое, мотивационно-потребностное, интеллектуальное. Раз­виваются умственные силы ребенка — память, внимание, воображение и др.

Начиная с 60-х годов в педагогической науке разра­батывались различные подходы к построению развиваю­щего обучения. Например, Л.В. Занков утверждает, что мышление учащихся развивается в процессе обучения. Он определил принципы развивающего обучения (увели­чение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе, на высоком уровне сложности, опере­жающее обучение и др.).

В. Эльконин, В. Давыдов, Н. Менчинская, И. Якиман­ская, И. Лернер, Н. Матюшкин, говоря о развивающем обучении, считали, что проблемное обучение — это основа развития, придавали большое значение развивающим ме­тодам. Предполагалось, что развитие идет поэтапно на основе теории поэтапного формирования умственных дей­ствий (П. Гальперин, Н. Талызина). Развитие учебных действий и учебной деятельности (Е. Кабанова-Меллер) также являются определяющим фактором развития.

Психологические основы деятельности учащихся в учебном процессе составляют мотивы, познавательный ин­терес, отношение к учению.

Мотив - это важнейший компонент учения. Это по­буждения, которыми руководствуется ученик, осуществляя те или иные учебные действия. Это то, что заставляет его учиться. К учению школьника побуждает ряд мотивов, которые не выступают отдельно, а взаимодействуют друг с другом. Принято различать три группы мотивов.

Первая группа - непосредственно-побуждающие мо­тивы, основанные на эмоциях (положительных или от­рицательных) — яркость, новизна, занимательность со­держания материала, внешние атрибуты, интересное преподавание учителем, привлекательность самой лично­сти учителя, боязнь получить плохую отметку, нежелание огорчить родителей, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе.

Вторая группа - перспективно-побуждающие моти­вы. Основаны на понимании значимости знаний в жизни вообще, учебного предмета, конкретных знаний, умений. Это связь знаний с будущей профессией, стремление по­ступить в вуз, чувство долга, ответственности за семью, свое будущее, выбор специальности.

Третья группа - интеллектуально-побуждающие мо­тивы. Ученик получает удовлетворение от самого про­цесса обучения:

• учусь потому, что интересно;

• удовлетворение любознательности, удовлетворение по­требности в знаниях;

• расширение своего культурного кругозора. Познавательный интерес обеспечивает высокий уро­вень и результативность обучения. Он обеспечивает ак­тивность ученика в обучении, самостоятельность деятельности, стремление к хорошим результатам в обучении. Различаются уровни развития познавательного интереса; пути его развития, условия формирования. Развитие по­знавательного интереса проходит ряд этапов - любозна­тельность, привлекательность, занимательность, любопыт­ство. Познавательный интерес имеет свои существенные признаки, которые проявляются в учебной, внеучебной де­ятельности и в семье. Немаловажное значение в диагнос­тике познавательного интереса имеет и познавательная активность личности. Познавательный интерес развива­ется в процессе обучения за счет предметного содержа­ния, фактора новизны информации, раскрытия современ­ных достижений в науке, а также формами, средствами, методами обучения.

Потребность в обучении - это внутренний мотив, который является источником познания. Существует ме­ханизм развития потребности, о котором должен знать учитель. Путем удовлетворения потребности в знаниях каждый раз вызывается новая потребность в знаниях у учащегося. Зная этот механизм, учитель должен посто­янно создавать на уроке все условия для удовлетворения потребности учащихся в знаниях.

Отношение учащихся к учению влияет на результат процесса обучения. Если школьник безответственный, недобросовестный, недисциплинированный, ленивый, он никогда не достигнет больших успехов в учении. Весьма часто в практике работы учитель замечает, что такой ха­рактер отношений ребенка к работе мешает получить ему хороший результат, даже если он обладает хорошими пси­хическими и интеллектуальными возможностями.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.009 с.)