Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс обучения как система. Функции обучения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План изучения темы 1. Обучение как способ организации педагогического процесса. Двусторонний характер и структура обучения. 2. Функции обучения. 3. Психологические основы процесса обучения. 4. Категории обучения. Знания, умения, навыки. 5. Учебно-познавательный и учебный процесс. 6. Методологические основы познавательной деятельности учащихся. 7. Логика, этапы, звенья процесса обучения. Зарождение воспитательной деятельности как необходимости передачи социального опыта подрастающему поколению предполагало целостность самого воспитательного процесса. Он включал в себя как овладение подростками суммой определенных знаний, умений и навыков, так и формирование у них стойкости, выносливости, терпения, развития воли, физическую подготовку. Игры, обряды, ритуалы служили основной формой накопления и передачи опыта. Однако становление педагогической деятельности привело в итоге к дифференциации, а в дальнейшем к разграничению и противопоставлению обучения и воспитания. Фактором этого процесса были постоянный рост и усложнение социального опыта, который мог усваиваться новым поколением только при условии специальной целенаправленной его передачи. Но уже в середине XIX века прогрессивные педагоги И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев и др. выдвигали обоснованные аргументы в пользу интеграции обучения и воспитания. Потребность практической подготовки детей в школе вызвала в 70-х годах интерес к целостности педагогического процесса. Наметились различные подходы понимания сущности целостности учебно-воспитательного процесса (М.А. Данилов, Т.А. Ильина, В.В, Краевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.). В то же время авторы современных концепций склонны считать, что обучение, в отличие от процесса воспитания, имеет свои специфические особенности. Это процесс познания, в результате которого под руководством учителя в сознании ребенка происходит отражение реальной действительности. Познавательная деятельность - это единство восприятия, осмысления, теоретического мышления и практической деятельности. Ученик учится, он познает мир. Познание осуществляется на каждом шагу во всех видах деятельности - производительной, эстетической, общественно-полезной, художественной, обучающей. Но только в обучении познание оформляется в процесс учения. Обучение - это процесс движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Это двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика. Обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся, когда первый передает знания и руководит процессом обучения, а второй (ученик) усваивает знания и вырабатывает умения и навыки. Обучение — это процесс, в котором видится участие обоих: учитель, осуществляющий деятельность преподавание, и ученик, осуществляющий деятельность учение. Их совместная деятельность определяет характер процесса обучения. Преподавание условно приписывается деятельности учителя, так как он не только передает знания, но и воспитывает, развивает потребности и знания, развивает способности детей, задаст задания и упражнения, ведет контроль знаний, то есть осуществляет педагогическую деятельность, педагогический процесс. Успех обучения в конечном итоге зависит и от умения учителя общаться с учеником. Ученик не только усваивает знания. Он развивает в себе потребность к познанию, осмыслению, самостоятельному приобретению знаний, проявляет активность в познании, применяет и использует знания, развивает свои креативные качества и при этом общается (с учителем и учениками), то есть ученик учится. Исходя из этого, определим основные структурные компоненты процесса обучения: преподавание, содержание обучения, учение. Процесс обучения выполняет три функции: образовательную (научающая), воспитывающую и развивающую. Образовательная функция - это вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков и использование этих знаний на практике. Научные знания - это факты, понятия, законы, закономерности, теории, теоремы, даты, события и др. Научные знания должны быть достоверными (отражать истинную картину мира), систематичными (в системе, последовательными, упорядоченными, осознанными, логичными). Конечным результатом образовательной функции процесса обучения является действенность знаний, то есть их сознательное применение учеником на практике. Воспитывающая функция предопределяется содержанием обучения, формами обучения и методами обучения. Кроме того, она осуществляется посредством общения учителя и ученика. В процессе обучения воспитываются определенные взгляды, отношения, качества личности (добросовестность, инициативность, ответственность, коллективизм). Формирование собственных взглядов, мнений, установок, суждений, поведения - это формирование мировоззрения, что характеризует главную задачу воспитывающей функции обучения. Правильно организованное обучение всегда развивает. Развивающая функция осуществляется под руководством учителя. Развиваются речь, мышление ученика. Идет развитие сенсорное, двигательное, эмоционально-волевое, мотивационно-потребностное, интеллектуальное. Развиваются умственные силы ребенка — память, внимание, воображение и др. Начиная с 60-х годов в педагогической науке разрабатывались различные подходы к построению развивающего обучения. Например, Л.В. Занков утверждает, что мышление учащихся развивается в процессе обучения. Он определил принципы развивающего обучения (увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе, на высоком уровне сложности, опережающее обучение и др.). В. Эльконин, В. Давыдов, Н. Менчинская, И. Якиманская, И. Лернер, Н. Матюшкин, говоря о развивающем обучении, считали, что проблемное обучение — это основа развития, придавали большое значение развивающим методам. Предполагалось, что развитие идет поэтапно на основе теории поэтапного формирования умственных действий (П. Гальперин, Н. Талызина). Развитие учебных действий и учебной деятельности (Е. Кабанова-Меллер) также являются определяющим фактором развития. Психологические основы деятельности учащихся в учебном процессе составляют мотивы, познавательный интерес, отношение к учению. Мотив - это важнейший компонент учения. Это побуждения, которыми руководствуется ученик, осуществляя те или иные учебные действия. Это то, что заставляет его учиться. К учению школьника побуждает ряд мотивов, которые не выступают отдельно, а взаимодействуют друг с другом. Принято различать три группы мотивов. Первая группа - непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциях (положительных или отрицательных) — яркость, новизна, занимательность содержания материала, внешние атрибуты, интересное преподавание учителем, привлекательность самой личности учителя, боязнь получить плохую отметку, нежелание огорчить родителей, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе. Вторая группа - перспективно-побуждающие мотивы. Основаны на понимании значимости знаний в жизни вообще, учебного предмета, конкретных знаний, умений. Это связь знаний с будущей профессией, стремление поступить в вуз, чувство долга, ответственности за семью, свое будущее, выбор специальности. Третья группа - интеллектуально-побуждающие мотивы. Ученик получает удовлетворение от самого процесса обучения: • учусь потому, что интересно; • удовлетворение любознательности, удовлетворение потребности в знаниях; • расширение своего культурного кругозора. Познавательный интерес обеспечивает высокий уровень и результативность обучения. Он обеспечивает активность ученика в обучении, самостоятельность деятельности, стремление к хорошим результатам в обучении. Различаются уровни развития познавательного интереса; пути его развития, условия формирования. Развитие познавательного интереса проходит ряд этапов - любознательность, привлекательность, занимательность, любопытство. Познавательный интерес имеет свои существенные признаки, которые проявляются в учебной, внеучебной деятельности и в семье. Немаловажное значение в диагностике познавательного интереса имеет и познавательная активность личности. Познавательный интерес развивается в процессе обучения за счет предметного содержания, фактора новизны информации, раскрытия современных достижений в науке, а также формами, средствами, методами обучения. Потребность в обучении - это внутренний мотив, который является источником познания. Существует механизм развития потребности, о котором должен знать учитель. Путем удовлетворения потребности в знаниях каждый раз вызывается новая потребность в знаниях у учащегося. Зная этот механизм, учитель должен постоянно создавать на уроке все условия для удовлетворения потребности учащихся в знаниях. Отношение учащихся к учению влияет на результат процесса обучения. Если школьник безответственный, недобросовестный, недисциплинированный, ленивый, он никогда не достигнет больших успехов в учении. Весьма часто в практике работы учитель замечает, что такой характер отношений ребенка к работе мешает получить ему хороший результат, даже если он обладает хорошими психическими и интеллектуальными возможностями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.008 с.) |