Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составитель: Карелина И.О., кандидат педагогических наук, доцент
Материал к коллоквиуму Составитель: Карелина И.О., кандидат педагогических наук, доцент Тема: Проблема классификации и выбора методов обучения понятие метода и приема обучения. Слово «метод» в переводе с греч. означает «путь исследования» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. Существуют различные определения метода обучения.
методы обучения (в трактовке С.А. Смирнова) – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы с учебником выделяют такие приемы, как конспектирование, подготовка тезисов, составление словаря по пройденной теме, составление схемы.
Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов. Например, прием составления схемы может быть элементом метода работы с учебником (когда учащиеся составляют схему прочитанного текста) и элементом метода объяснения учителем нового материала (когда учащиеся составляют схему нового материала урока). Один и тот же способ обучения может выступать и как метод и как прием обучения, например, объяснение – это метод обучения, однако в ходе практической работы, когда учитель раскрывает решение какой-либо задачи, объяснение выступает как прием. Эволюция методов обучения. Развитие методов обучения происходило по мере развития человечества. 1. В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Доминировали методы наблюдения и повторения действий взрослых в процессе передачи подрастающему поколению накопленного опыта. 2. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний, развития речи и обогащения словарного запаса произошел переход к словесным объяснениям, благодаря которым стало возможным за небольшой отрезок времени передавать объем знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь. Передача информации осуществлялась с помощью устного, письменного, позднее – печатного слова, т.е. слово стало главным носителем информации. Обязанностью ученика было заучивание передаваемой информации. Такое обучение получило название догматического, наибольшего расцвета оно достигло в эпоху Средневековья (V-XV вв.). 3. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия возрос, в этот период получают развитие методы наглядного обучения, что способствовало повышению эффективности процесса обучения наряду с обращением к гуманным методам обучения, постепенным отказам от авторитарных средств (эпоха Возрождения, XIV-XVI вв.; Новое время, XVII-XIX вв.). 4. На рубеже XIX-XX вв. особый интерес вызвала концепция учения через деятельность с использованием практических методов обучения.
5. Дальнейший поиск привел к широкому распространению проблемных методов обучения (педагогика Дж. Дьюи (1859-1952); классические положения проблемного обучения изложены в концепции А.М. Матюшкина,1972 г.). Это вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям. 6. Развитие психологии привело к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих способностей. Это послужило основой для разработки и применения методов развивающего обучения (одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым в 60-е гг. XX в., в 70-е гг. XX в. была разработана теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Т.о., появление каждой новой группы методов обучения свидетельствовало о попытке освоения человечеством области возможностей. Ни один из методов обучения не является универсальным, наибольшего эффекта можно достигнуть, используя систему методов, дополняющих друг друга, ориентированных на единую цель. варианты классификаций методов обучения.
Материал к коллоквиуму Составитель: Карелина И.О., кандидат педагогических наук, доцент Тема: Проблема классификации и выбора методов обучения понятие метода и приема обучения. Слово «метод» в переводе с греч. означает «путь исследования» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. Существуют различные определения метода обучения.
методы обучения (в трактовке С.А. Смирнова) – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы с учебником выделяют такие приемы, как конспектирование, подготовка тезисов, составление словаря по пройденной теме, составление схемы.
Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов. Например, прием составления схемы может быть элементом метода работы с учебником (когда учащиеся составляют схему прочитанного текста) и элементом метода объяснения учителем нового материала (когда учащиеся составляют схему нового материала урока). Один и тот же способ обучения может выступать и как метод и как прием обучения, например, объяснение – это метод обучения, однако в ходе практической работы, когда учитель раскрывает решение какой-либо задачи, объяснение выступает как прием. Эволюция методов обучения. Развитие методов обучения происходило по мере развития человечества. 1. В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Доминировали методы наблюдения и повторения действий взрослых в процессе передачи подрастающему поколению накопленного опыта. 2. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний, развития речи и обогащения словарного запаса произошел переход к словесным объяснениям, благодаря которым стало возможным за небольшой отрезок времени передавать объем знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь. Передача информации осуществлялась с помощью устного, письменного, позднее – печатного слова, т.е. слово стало главным носителем информации. Обязанностью ученика было заучивание передаваемой информации. Такое обучение получило название догматического, наибольшего расцвета оно достигло в эпоху Средневековья (V-XV вв.). 3. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия возрос, в этот период получают развитие методы наглядного обучения, что способствовало повышению эффективности процесса обучения наряду с обращением к гуманным методам обучения, постепенным отказам от авторитарных средств (эпоха Возрождения, XIV-XVI вв.; Новое время, XVII-XIX вв.). 4. На рубеже XIX-XX вв. особый интерес вызвала концепция учения через деятельность с использованием практических методов обучения. 5. Дальнейший поиск привел к широкому распространению проблемных методов обучения (педагогика Дж. Дьюи (1859-1952); классические положения проблемного обучения изложены в концепции А.М. Матюшкина,1972 г.). Это вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям. 6. Развитие психологии привело к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих способностей. Это послужило основой для разработки и применения методов развивающего обучения (одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым в 60-е гг. XX в., в 70-е гг. XX в. была разработана теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Т.о., появление каждой новой группы методов обучения свидетельствовало о попытке освоения человечеством области возможностей. Ни один из методов обучения не является универсальным, наибольшего эффекта можно достигнуть, используя систему методов, дополняющих друг друга, ориентированных на единую цель.
варианты классификаций методов обучения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.008 с.) |