Составитель: Карелина И.О., кандидат педагогических наук, доцент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель: Карелина И.О., кандидат педагогических наук, доцент



Материал к коллоквиуму

Составитель: Карелина И.О., кандидат педагогических наук, доцент

Тема: Проблема классификации и выбора методов обучения

понятие метода и приема обучения. Слово «метод» в переводе с греч. означает «путь исследования» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. Существуют различные определения метода обучения.

 

Дидакт Определение Пояснения
И.Ф. Харламов Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Акцент ставится на обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение).
Ю.К. Бабанский Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Подчеркивается тесная связь способов обучающей деятельности учителя (преподавание) и способов учебной деятельности учащихся (учение).
Н.В. Савин, П.И. Пидкасистый Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.   Подчеркивается равноправие обеих сторон (учителя и учащихся) в организованной деятельности. Но при некоторых видах самостоятельной работы совместная деятельность отсутствует, при контрольной работе она запрещена, кроме того у ученика и учителя различные цели (ученик стремится выполнить задание учителя и получить хорошую отметку, учитель стремится передать ему знания и научить выполнять задания определенного типа).
Т.А. Ильина Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся. Главная задача учителя – включить учащегося в учебный процесс и помочь организовать учебную деятельность.

 

методы обучения (в трактовке С.А. Смирнова) – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы с учебником выделяют такие приемы, как конспектирование, подготовка тезисов, составление словаря по пройденной теме, составление схемы.

Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов. Например, прием составления схемы может быть элементом метода работы с учебником (когда учащиеся составляют схему прочитанного текста) и элементом метода объяснения учителем нового материала (когда учащиеся составляют схему нового материала урока).

Один и тот же способ обучения может выступать и как метод и как прием обучения, например, объяснение – это метод обучения, однако в ходе практической работы, когда учитель раскрывает решение какой-либо задачи, объяснение выступает как прием.

Эволюция методов обучения.

Развитие методов обучения происходило по мере развития человечества.

1. В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Доминировали методы наблюдения и повторения действий взрослых в процессе передачи подрастающему поколению накопленного опыта.

2. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний, развития речи и обогащения словарного запаса произошел переход к словесным объяснениям, благодаря которым стало возможным за небольшой отрезок времени передавать объем знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь. Передача информации осуществлялась с помощью устного, письменного, позднее – печатного слова, т.е. слово стало главным носителем информации. Обязанностью ученика было заучивание передаваемой информации. Такое обучение получило название догматического, наибольшего расцвета оно достигло в эпоху Средневековья (V-XV вв.).

3. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия возрос, в этот период получают развитие методы наглядного обучения, что способствовало повышению эффективности процесса обучения наряду с обращением к гуманным методам обучения, постепенным отказам от авторитарных средств (эпоха Возрождения, XIV-XVI вв.; Новое время, XVII-XIX вв.).

4. На рубеже XIX-XX вв. особый интерес вызвала концепция учения через деятельность с использованием практических методов обучения.

5. Дальнейший поиск привел к широкому распространению проблемных методов обучения (педагогика Дж. Дьюи (1859-1952); классические положения проблемного обучения изложены в концепции А.М. Матюшкина,1972 г.). Это вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям.

6. Развитие психологии привело к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих способностей. Это послужило основой для разработки и применения методов развивающего обучения (одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым в 60-е гг. XX в., в 70-е гг. XX в. была разработана теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова).

Т.о., появление каждой новой группы методов обучения свидетельствовало о попытке освоения человечеством области возможностей. Ни один из методов обучения не является универсальным, наибольшего эффекта можно достигнуть, используя систему методов, дополняющих друг друга, ориентированных на единую цель.

варианты классификаций методов обучения.

Автор, основание классификации Классификация
Е.Я. Голант Основание: уровень активности учащихся 1. Пассивные методы обучения (учащиеся только слушают и смотрят): рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация. 2. Активные методы обучения (организуется самостоятельная работа учащихся): работа с книгой, лабораторный метод.
М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер Основание: уровень включения в продуктивную (творческую) деятельность 1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод (учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают (рецепция – восприятие), осознают и фиксируют в памяти. Приемы: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация. 2. Репродуктивный метод (воспроизведение учеником учебных действий по алгоритму, используется для приобретения учащимся умений и навыков). 3. Проблемное изложение изучаемого материала (учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия, учащиеся следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом научного мышления). 4. Частично-поисковый (эвристический) метод (учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, при этом целостное решение проблемы отсутствует). 5. Исследовательский метод (учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы; этот метод обеспечивает развитие у учащихся способностей творческого применения знаний).
Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе Основание: источники получения знаний 1. Словесные методы(источник – устное или печатное слово). 2. Наглядные методы(источник – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). 3. Практические методы(источник – практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков). Эта классификация получила широкое распространение
М.А. Данилов, Б.П. Есипов Основание: дидактические цели 1. Методы приобретения новых знаний. 2. Методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике. 3. Методы проверки и оценки знаний, умений, навыков. Это наиболее практичная классификация в дидактическом отношении. Недостаток классификации: отсутствуют методы закрепления изучаемого материала.

 

 

Материал к коллоквиуму

Составитель: Карелина И.О., кандидат педагогических наук, доцент

Тема: Проблема классификации и выбора методов обучения

понятие метода и приема обучения. Слово «метод» в переводе с греч. означает «путь исследования» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. Существуют различные определения метода обучения.

 

Дидакт Определение Пояснения
И.Ф. Харламов Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Акцент ставится на обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение).
Ю.К. Бабанский Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Подчеркивается тесная связь способов обучающей деятельности учителя (преподавание) и способов учебной деятельности учащихся (учение).
Н.В. Савин, П.И. Пидкасистый Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.   Подчеркивается равноправие обеих сторон (учителя и учащихся) в организованной деятельности. Но при некоторых видах самостоятельной работы совместная деятельность отсутствует, при контрольной работе она запрещена, кроме того у ученика и учителя различные цели (ученик стремится выполнить задание учителя и получить хорошую отметку, учитель стремится передать ему знания и научить выполнять задания определенного типа).
Т.А. Ильина Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся. Главная задача учителя – включить учащегося в учебный процесс и помочь организовать учебную деятельность.

 

методы обучения (в трактовке С.А. Смирнова) – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы с учебником выделяют такие приемы, как конспектирование, подготовка тезисов, составление словаря по пройденной теме, составление схемы.

Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов. Например, прием составления схемы может быть элементом метода работы с учебником (когда учащиеся составляют схему прочитанного текста) и элементом метода объяснения учителем нового материала (когда учащиеся составляют схему нового материала урока).

Один и тот же способ обучения может выступать и как метод и как прием обучения, например, объяснение – это метод обучения, однако в ходе практической работы, когда учитель раскрывает решение какой-либо задачи, объяснение выступает как прием.

Эволюция методов обучения.

Развитие методов обучения происходило по мере развития человечества.

1. В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Доминировали методы наблюдения и повторения действий взрослых в процессе передачи подрастающему поколению накопленного опыта.

2. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний, развития речи и обогащения словарного запаса произошел переход к словесным объяснениям, благодаря которым стало возможным за небольшой отрезок времени передавать объем знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь. Передача информации осуществлялась с помощью устного, письменного, позднее – печатного слова, т.е. слово стало главным носителем информации. Обязанностью ученика было заучивание передаваемой информации. Такое обучение получило название догматического, наибольшего расцвета оно достигло в эпоху Средневековья (V-XV вв.).

3. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия возрос, в этот период получают развитие методы наглядного обучения, что способствовало повышению эффективности процесса обучения наряду с обращением к гуманным методам обучения, постепенным отказам от авторитарных средств (эпоха Возрождения, XIV-XVI вв.; Новое время, XVII-XIX вв.).

4. На рубеже XIX-XX вв. особый интерес вызвала концепция учения через деятельность с использованием практических методов обучения.

5. Дальнейший поиск привел к широкому распространению проблемных методов обучения (педагогика Дж. Дьюи (1859-1952); классические положения проблемного обучения изложены в концепции А.М. Матюшкина,1972 г.). Это вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям.

6. Развитие психологии привело к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих способностей. Это послужило основой для разработки и применения методов развивающего обучения (одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым в 60-е гг. XX в., в 70-е гг. XX в. была разработана теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова).

Т.о., появление каждой новой группы методов обучения свидетельствовало о попытке освоения человечеством области возможностей. Ни один из методов обучения не является универсальным, наибольшего эффекта можно достигнуть, используя систему методов, дополняющих друг друга, ориентированных на единую цель.

варианты классификаций методов обучения.

Автор, основание классификации Классификация
Е.Я. Голант Основание: уровень активности учащихся 1. Пассивные методы обучения (учащиеся только слушают и смотрят): рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация. 2. Активные методы обучения (организуется самостоятельная работа учащихся): работа с книгой, лабораторный метод.
М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер Основание: уровень включения в продуктивную (творческую) деятельность 1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод (учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают (рецепция – восприятие), осознают и фиксируют в памяти. Приемы: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация. 2. Репродуктивный метод (воспроизведение учеником учебных действий по алгоритму, используется для приобретения учащимся умений и навыков). 3. Проблемное изложение изучаемого материала (учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия, учащиеся следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом научного мышления). 4. Частично-поисковый (эвристический) метод (учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, при этом целостное решение проблемы отсутствует). 5. Исследовательский метод (учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы; этот метод обеспечивает развитие у учащихся способностей творческого применения знаний).
Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе Основание: источники получения знаний 1. Словесные методы(источник – устное или печатное слово). 2. Наглядные методы(источник – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). 3. Практические методы(источник – практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков). Эта классификация получила широкое распространение
М.А. Данилов, Б.П. Есипов Основание: дидактические цели 1. Методы приобретения новых знаний. 2. Методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике. 3. Методы проверки и оценки знаний, умений, навыков. Это наиболее практичная классификация в дидактическом отношении. Недостаток классификации: отсутствуют методы закрепления изучаемого материала.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.015 с.)