Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактические новации XIX - начала XX В. Характеристика исторического периодаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
XIX век — этап в истории общемировой, и прежде всего западноевропейской, цивилизации, период, характеризующийся ожесточенной социальной, политической и экономической борьбой, масштаб которой оказал значительное влияние и на развитие образовательной системы. Именно образование стало ареной существенных преобразований в обществе в условиях промышленного переворота и развития разнообразных политических сил. Общая эволюция системы образования была связана со значительными различиями, которые характеризовали темп, масштабы и направленность образовательных реформ в различных странах Европы. Обращение к «школьному вопросу» стимулировалось самыми разнообразными социальными процессами: • борьбой за политическую власть в стране; • ограничением в праве на образование низших социальных сословий; • стремлением либо упрочить, либо разрушить традиционные культурные устои; • борьбой за национальное или культурное объединение различных государств и т. д. В связи с этим возникает настоятельная необходимость четко представить общие концептуальные подходы к функциям и роли образования в прогрессивном развитии того или иного государства. Именно школа рассматривалась в различных педагогических концепциях и проектах как залог государственного прогресса и национального процветания. Известный представитель французской школы Ж. Симон писал: «Народ, который имеет лучшие школы, — первый народ; если он не таков сегодня, он станет таким завтра». Поэтому возрастание социальной функции образования привело к осознанию потребности в широком реформировании всей школьной системы. При этом особое внимание уделялось расширению возрастных и социальных границ школьного образования посредством: • отделения образования от церкви и его перехода под юрисдикцию государства и общественных организаций; • законодательного оформления взаимоотношений между государством и школой; • оформления параллельно сосуществующих систем клерикального и светского образования; • отказа от сословности при организации различных типов учебных заведений; • борьбы за централизацию или децентрализацию школьной системы; • установления взаимосвязи между образованием и развитием науки; • становления относительно преемственной системы учебных заведений (на ступени начального и среднего образования); • признания необходимости организации всеобщего обязательного начального образования; • ориентации на использование закрепившихся в социуме культурных и национальных традиций при организации учебной работы. Данные особенности стимулировали в том числе и необходимость значительных преобразований собственно в учебном процессе, т.е. развитие дидактики как педагогического направления. Наиболее существенные изменения произошли на ступени начальной и средней школы, так как ломка старых консервативных принципов обучения вела к пересмотру как общих целей, задач, содержания образовательного процесса, так и самой методики обучения. При этом получило теоретическое обоснование положение, согласно которому в «начальной школе» была признана направленность образовательного процесса на практическое обучение, а «средняя школа» должна была ориентироваться как на «классическую» модель, связанную с получением гуманитарного образования, так и на «современную» модель, опирающуюся на изучение реальных — естественных, физико-математических и социально-политических — дисциплин. Таким образом, перед образованием была поставлена вполне утилитарная задача — подготовка либо руководителей, общественных лидеров, либо религиозно и политически лояльного подрастающего поколения. Для формирования каждого подобного типа личности и существовала соответствующая образовательная модель, реализуемая на ступени начального, среднего и высшего обучения. Развитие системы образования Начальная школа. Основным типом подобного учреждения стала массовая религиозно ориентированная государственная (платная или бесплатная) школа с 7-летним сроком обучения, дававшая своим ученикам элементарные сведения по арифметике, основам религии (катехизис), обучавшая основам чтения, письма, рисования (для мальчиков) и рукоделия (для девочек), различных видов практической трудовой деятельности. В качестве таковых в различ- ных европейских странах выступали дайм-скул, школы для оборвышей, небольшие школы (Великобритания), моноклассы (Франция), иррегулярные школы (США), церковно-приходские школы (Россия). Одновременно следует отметить, что в программах отдельных учебных заведений нередко в форме факультатива присутствовали такие предметы, как история, география, начала естествознания, физики или химии, а также различные виды сельскохозяйственных работ. Основной формой организации учебной работы была классно-урочная система, когда ученики подразделялись на классы по возрастным группам и фронтально осваивали сведения по отдельным дисциплинам. Уровень подготовки в таких учебных заведениях был достаточно низким, так как использовались традиционные, закрепившиеся еще в эпоху Средневековья принципы и методы обучения. Дополнительным свидетельством этого был, например, тот факт, что большое количество собственно учителей в школах были малограмотны. Средняя школа. Практически во всех странах Западной Европы, в Америке и России присутствовало разделение средних учебных заведений на «неогуманистические» лицеи (Франция) и гимназии классического направления (Германия и Россия), публичные школы-пансионаты (Великобритания) и «современные» школы — реальные училища, городские школы, школы смешанного типа (Германия), коллежи (Франция), грамматические школы (Великобритания), академии и хай-скул (США), уездные и реальные училища (Россия) и т. д. В XIX в. происходило значительное увеличение количества подобных как государственных, так и частных учебных заведений. Однако расширение контингента средней школы вело к необходимости ограничения доступа в них представителей низших слоев, что осуществлялось за счет введения высокой платы за обучение. Становление системы среднего обучения было связано также с координацией учебных программ, направленных на обязательное изучение общеобразовательных дисциплин, а также на углубленное освоение предметов определенного цикла — гуманитарного, естественно-научного, математического, философского, риторического и т.д. Необходимость расширения сферы научных знаний учащихся и повышения эффективности общеобразовательной подготовки в сРедней школе продиктовала направленность на создание новых Дидактических моделей организации учебного процесса, которые Позволили бы изменить всю систему преподавания. Подобные дидактические разработки стимулировались также целым рядом ус-л°вий, а именно: • революцией в естествознании, разработкой новых концепций Эволюции человека и человеческой цивилизации; • началом проведения исследований в области возрастной и педагогической психологии, связанных с получением новых данных о природе детства. В качестве новых дидактических моделей выступали некоторые преобразования в классической классно-урочной системе как наиболее распространенной форме организации коллективной учебной работы. Ее основным недостатком исследователи считали отсутствие приспособленности школьного образования к индивидуальным способностям учеников. В связи с этим, например, немецкий педагог Й.А.Зиккенгер (1858—1930) реформировал систему начального образования в г. Мангейме, благодаря чему данная модель получила название «мангеймская система». Основным критерием для зачисления учеников в классе был выбран не возрастной критерий, а различия в интеллектуальном развитии детей. Согласно данной системе, существовало четыре ряда классов. 1. Основные — для детей, имеющих средние интеллектуальные способности. 2. Поддерживающие — для учащихся малоспособных, которые обычно не кончают школу. 3. Вспомогательные — для умственно отсталых детей. 4. Так называемые переходные классы для наиболее способных учеников. Таким образом, ученики изначально имели различные шансы на получение определенного образования на основании результатов проводимых психометрических обследований и характеристик учителей. Продолжительность обучения в разных типах классов также была различной: от 4 лет — во вспомогательных и поддерживающих до 8 лет — в основных. Подобное распределение учащихся по классам на основе своеобразной концепции педагогического отбора Й. А. Зиккенгера представляло собой лишь своеобразную модификацию классно-урочной системы без изменения собственно ее сущности. Высшая школа. Развитие системы высшего образования в XIX в. практически не претерпело каких-либо существенных изменений, так как система обучения в институтах, университетах и академиях оставалась во многом традиционной, ориентированной на общеобразовательную и профессиональную подготовку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.223.120 (0.009 с.) |