ТОП 10:

Билет 12. Журналистика как социальный институт. Социальные типы СМИ.



Билет 12. Журналистика как социальный институт. Социальные типы СМИ.

Жизнедеятельность общества во многом определяется как взаимодействие различных СИ.

Социальный Институтэто совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в какой-либо общественной сфере, приобретающая организационное оформление. Неслучайно СИ может определяться и следующим образом: система взаимодействующих друг с другом организаций, объединённых общим направлением деятельности. Наличие законодательной базы является признаком высоко развитого СИ.

Журналистика – это один из важнейших СИ современного общества, причём журналистика может активно вмешиваться в деятельность всех других СИ, поскольку имеет закреплённое законом право публично обсуждать их деятельность, в т.ч. критически.

В авторитарном обществе трудно говорить о журналистике как о самостоятельном, независимом СИ. Журналистика здесь скорее является одной из структур гос.власти и представляет собой инструмент реализации гос.политики.

Только в демократическом обществе СИ журналистика может приобретать настоящую независимость, самостоятельность. Журналистика демократического общества неоднородна, и в целом разделяется на 3 соц.типа СМИ:

Государственные СМИ

Частные СМИ

Общественные СМИ

Государственные СМИ могут учреждаться различными органами гос.власти как федерального, так и регионального уровня. Таким образом, государственные СМИ содержатся на средства налогоплательщиков. Получается, что государственные СМИ должны выражать интересы общества в целом, учитывать все существующие в нём социальные силы. На практике такого никогда не получится. Гос.СМИ в первую очередь выражают интересы собственно государства и, значит, тех социальных сил, которые представлены в гос.власти. Сам факт существования таких СМИ часто подвергается критике, а в развитых демократических странах они, как правило, отсутствуют. В РФ государство представлено во всех видах СМИ: РГ, ВГТРК, ИТАР-ТАСС, РИА Новости. Наиболее близки к выполнению значимых для всего общества функций из гос.СМИ – СМИ, специализирующиеся на таких сферах, как культура и спорт.

Частные СМИ. Гражданин демократического государства отличается от подданного авторитарного тем, что его права гарантированы, и он может их реализовать, в .т.ч. без участия государства. Для этого могут создаваться различные организации, которые и объединяются в понятие ГО. Сюда входят любые негосударственные организации. Это широкое понимание. В узком же ГО не включает коммерческие организации, создаваемые исключительно для получения прибыли. Уровень развития ГОэто один из главных критериев уровня демократии государства в целом. Соответственно, СМИ ГО также объединяет следующий признак: среди их учредителей отсутствуют органы гос.власти. Условно частные СМИ можно разделить на 3 группы:

• Общественно-политические СМИ. Основной темой для этой группы СМИ является политика. Информационная политика таких СМИ соответствует политической позиции их учредителей (СМИ влияния).

• Коммерческие СМИ создаются для получения прибыли. Активной политической деятельностью они, как правило, не занимаются, только бизнес. Или нечёткая политическая позиция.

• Социальные СМИ, для которых политика не является основной темой, которые выполняют в первую очередь именно социальные функции, связанные с соц.защитой населения, политические вопросы затрагиваются только по мере необходимости..

 

Общественные СМИ. Организацией деятельности общественных СМИ, их материальным обеспечением занимается, как правило, государство. Но при этом государство не может определить их информационную политику. Для этого государство совместно с ГО создаёт специальные общественные организации (наблюдательные советы). Помимо государства в попечительском совете, курирующем деятельность общественного СМИ, должны быть представлены все сколько-нибудь значимые соц.силы и журналистское сообщество, как практики, так и теоретики (наука, политика в меньшей степени, правозащитники). Основная функция наблюдательного совета – обеспечение баланса интересов различных соц.сил в информационно политике общественных СМИ (BBC, в Швеции). В РФ не представлены.

В развитом демократическом государстве СМИ всех соц.типов должны выражать не только частно-групповые интересы, но и учитывать интересы общества в целом.

Главной задачей СМИ в демократическом обществе считается информационное обеспечение демократии. Демократия при этом понимается как делиберативная (все решения должны приниматься после согласительных обсуждений в обществе). В современном демократическом обществе свобода информации рассматривается как основное право человека и критерий всех видов свободы. Это означает, что главным условием адекватной реализации гражданином предоставленных ему прав и свобод является информированность о соц.действительности.

Плюрализмэто такой подход к общественной жизни, который признаёт нормальной и даже плодотворной ситуацию наличия в обществе различных точек зрения по всяким соц.вопросам, вплоть до противоположных. Плюрализм имеет центробежную и центростремительную составляющие.

Центробежная – разделение общества на различные соц.силы, являющиеся носителями различных соц.позиций, не должна приобретать антиобщественный характер.

Центростремительный плюрализм предполагает стремление к выработке общепринятых решений на основе обсуждения и согласования позиций различных общественных сил.

Толерантностьэто терпимое отношение к носителям других позиций. Однако это только одна из составляющих этого понятия.

Толерантностьэто способность к взаимодействию с носителями других позиций, к совместному участию в общественной жизни, в выработке необходимых обществу решений.

Таким образом, плюрализм и толерантность являются взаимодополняющими правилами, руководствуясь которыми демократическая журналистика должна поддерживать широкий соц.диалог в обществе. Соц.диалог в наилучшем случае должен обеспечивать устойчивый баланс интересов всех действующих в обществе соц.групп, т.е. общественное согласие, консенсус. В некоторых случаях соц.диалог может приводить не к консенсусу, а к соц.компромиссу – выработке приемлемого решения на основе взаимных уступок различных общественных сил. Худшим вариантом является соц.конфликт. Он, по возможности, должен конструктивно разрешаться.

 

 

Билет 16. Общие положения закона РФ «О СМИ»: свобода массовой информации, цензура, злоупотребления свободой массовой информации, понятие СМИ.

Согласно закону, в РФ:

Поиск, получение и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических средств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ Не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о СМИ.

Под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, предназначенная для неограниченного круга лиц , имеющая постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одн ого раза в год.

Под редакцией СМИ понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск СМИ.

Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию и принимающего окончательные решения в отношении производства и выпуска СМИ.

Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию.

Под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемого деяния, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Также запрещается распространение в СМИ сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда преимуществ их использования, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

При освещении контртеррористической операции запрещается распространения в СМИ сведений о спец.средствах, технических приёмах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.

 

 

Билет 12. Журналистика как социальный институт. Социальные типы СМИ.

Жизнедеятельность общества во многом определяется как взаимодействие различных СИ.

Социальный Институтэто совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в какой-либо общественной сфере, приобретающая организационное оформление. Неслучайно СИ может определяться и следующим образом: система взаимодействующих друг с другом организаций, объединённых общим направлением деятельности. Наличие законодательной базы является признаком высоко развитого СИ.

Журналистика – это один из важнейших СИ современного общества, причём журналистика может активно вмешиваться в деятельность всех других СИ, поскольку имеет закреплённое законом право публично обсуждать их деятельность, в т.ч. критически.

В авторитарном обществе трудно говорить о журналистике как о самостоятельном, независимом СИ. Журналистика здесь скорее является одной из структур гос.власти и представляет собой инструмент реализации гос.политики.

Только в демократическом обществе СИ журналистика может приобретать настоящую независимость, самостоятельность. Журналистика демократического общества неоднородна, и в целом разделяется на 3 соц.типа СМИ:

Государственные СМИ

Частные СМИ

Общественные СМИ

Государственные СМИ могут учреждаться различными органами гос.власти как федерального, так и регионального уровня. Таким образом, государственные СМИ содержатся на средства налогоплательщиков. Получается, что государственные СМИ должны выражать интересы общества в целом, учитывать все существующие в нём социальные силы. На практике такого никогда не получится. Гос.СМИ в первую очередь выражают интересы собственно государства и, значит, тех социальных сил, которые представлены в гос.власти. Сам факт существования таких СМИ часто подвергается критике, а в развитых демократических странах они, как правило, отсутствуют. В РФ государство представлено во всех видах СМИ: РГ, ВГТРК, ИТАР-ТАСС, РИА Новости. Наиболее близки к выполнению значимых для всего общества функций из гос.СМИ – СМИ, специализирующиеся на таких сферах, как культура и спорт.

Частные СМИ. Гражданин демократического государства отличается от подданного авторитарного тем, что его права гарантированы, и он может их реализовать, в .т.ч. без участия государства. Для этого могут создаваться различные организации, которые и объединяются в понятие ГО. Сюда входят любые негосударственные организации. Это широкое понимание. В узком же ГО не включает коммерческие организации, создаваемые исключительно для получения прибыли. Уровень развития ГОэто один из главных критериев уровня демократии государства в целом. Соответственно, СМИ ГО также объединяет следующий признак: среди их учредителей отсутствуют органы гос.власти. Условно частные СМИ можно разделить на 3 группы:

• Общественно-политические СМИ. Основной темой для этой группы СМИ является политика. Информационная политика таких СМИ соответствует политической позиции их учредителей (СМИ влияния).

• Коммерческие СМИ создаются для получения прибыли. Активной политической деятельностью они, как правило, не занимаются, только бизнес. Или нечёткая политическая позиция.

• Социальные СМИ, для которых политика не является основной темой, которые выполняют в первую очередь именно социальные функции, связанные с соц.защитой населения, политические вопросы затрагиваются только по мере необходимости..

 

Общественные СМИ. Организацией деятельности общественных СМИ, их материальным обеспечением занимается, как правило, государство. Но при этом государство не может определить их информационную политику. Для этого государство совместно с ГО создаёт специальные общественные организации (наблюдательные советы). Помимо государства в попечительском совете, курирующем деятельность общественного СМИ, должны быть представлены все сколько-нибудь значимые соц.силы и журналистское сообщество, как практики, так и теоретики (наука, политика в меньшей степени, правозащитники). Основная функция наблюдательного совета – обеспечение баланса интересов различных соц.сил в информационно политике общественных СМИ (BBC, в Швеции). В РФ не представлены.

В развитом демократическом государстве СМИ всех соц.типов должны выражать не только частно-групповые интересы, но и учитывать интересы общества в целом.

Главной задачей СМИ в демократическом обществе считается информационное обеспечение демократии. Демократия при этом понимается как делиберативная (все решения должны приниматься после согласительных обсуждений в обществе). В современном демократическом обществе свобода информации рассматривается как основное право человека и критерий всех видов свободы. Это означает, что главным условием адекватной реализации гражданином предоставленных ему прав и свобод является информированность о соц.действительности.

Плюрализмэто такой подход к общественной жизни, который признаёт нормальной и даже плодотворной ситуацию наличия в обществе различных точек зрения по всяким соц.вопросам, вплоть до противоположных. Плюрализм имеет центробежную и центростремительную составляющие.

Центробежная – разделение общества на различные соц.силы, являющиеся носителями различных соц.позиций, не должна приобретать антиобщественный характер.

Центростремительный плюрализм предполагает стремление к выработке общепринятых решений на основе обсуждения и согласования позиций различных общественных сил.

Толерантностьэто терпимое отношение к носителям других позиций. Однако это только одна из составляющих этого понятия.

Толерантностьэто способность к взаимодействию с носителями других позиций, к совместному участию в общественной жизни, в выработке необходимых обществу решений.

Таким образом, плюрализм и толерантность являются взаимодополняющими правилами, руководствуясь которыми демократическая журналистика должна поддерживать широкий соц.диалог в обществе. Соц.диалог в наилучшем случае должен обеспечивать устойчивый баланс интересов всех действующих в обществе соц.групп, т.е. общественное согласие, консенсус. В некоторых случаях соц.диалог может приводить не к консенсусу, а к соц.компромиссу – выработке приемлемого решения на основе взаимных уступок различных общественных сил. Худшим вариантом является соц.конфликт. Он, по возможности, должен конструктивно разрешаться.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.015 с.)