Функции современной журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции современной журналистики



Коммуникативные функции Исторически детерминированная функция коммуникации связана с ее способностью обеспечивать обмен информацией, потребность в которой имманентна сознанию и вне которой человек не может существовать ни как индивид, ни как часть социальной системы.

Информационные функции коммуникации всецело связаны с социальными и пропагандистскими, которые для журналистики не ослабевают, а возрастают по мере развития социальных структур. Общественные ожидания в отношении журналистики (в особенности по отношению к электронным СМК) растут по мере того, как информационная интеграция общества вскрывает существенные различия и существенные противоречия в, казалось бы, сближающихся социальных группах.

Журналистика, как средство осуществления социальной коммуникации, поэтому должна реализовать эту потребность в информации о происходящем и, следовательно, ее функции в этом отношении формулируются достаточно традиционно.

Распространение сведений о фактах, событиях окружающей действительности, общественно-значимых сведений, имеющих существенное значение для аудитории.
Информирование о процессах, тенденциях и явлениях, происходящих в обществе и имеющих существенное для него значение.

Интегрируясь в общемировое информационное пространство, журналистика тем самым перенимает часть его функций, которые являются не чужеродными для нее, а имманентны ее природе и для которых журналистика осваивает новые средства. Таким образом, еще одной коммуникативной функцией журналистики является создание комплексной информационной (аудиовизуальной и графической) среды для межличностного и социального информационного обмена и общения как индивидуального, так и между социальными группами. Глобальная коммуникация во всем ее полиморфизме обеспечивает существование единой сферы межличностного общения, а, вбирая в себя в качестве подсистемы средства массовой коммуникации, вместе с тем, обогащается функциями социального общения и социального информационного обмена. Журналистика в силу своей коммуникативной, социальной и эстетической специфики, способна обеспечить это общение наиболее действенными средствами, персонифицировать его, сделать всеобщим достоянием, и обеспечить доступ к этому общению для огромной аудитории, в принципе для каждого из миллиардов жителей планеты.

Журналистика может и должна создавать среду для равноправного диалога между различными социальными группами - сколь ни велики они и не отличны по идеям, целям и организации, в ходе, которого могут разрешаться социальные противоречия и конфликты. Журналистика может и должна объединять в едином информационном пространстве противоречивые мнения и установки, которые, став достоянием общественности, именно на этом пространстве могут найти пути сближения или, во всяком случае, аргументы для доказательства собственной состоятельности. Эта функция особенно необходима в обществе, раздираемом конфликтами и расколотом на лагеря, обществе, не способном найти примирение на площадях и трибунах. Это та функция, которая способна перевести конфликт, разрушающий единство в конфликт, выявляющий проблему и, тем самым, приблизить его разрешение не на уровне уличной потасовки, но на позициях разумного и прагматического публичного диалога.

Консолидирующие функции. Несомненно, что журналистика должна уметь выявлять "точки схождения", находить примиряющие, общие положения для различных точек зрения. Функция выявления общего, консолидирующего в обществе за счет анализа множества фактов и всего спектра мнений, оценки процессов и тенденций - одна из важнейших в наше время. Журналистика способна порождать мифы и формировать стереотипы, она действует подобно ситу, через которое проскальзывает незначительное и в котором задерживается существенное, главное. Телевидение визуализирует действительность, типизирует ее за счет образного видения, создавая ее визуальные слепки, газеты создают ежедневную летопись времени, радио погружает нас в информационно и эстетически сформированную информационную среду. Показывать действительность в существенных проявлениях, отсеивать второстепенное, выделять главное, имеющее существенное значение для общества, создавать визуальный образ событий - это еще одна важная функция журналистики.

Пропагандистские функции. Пропагандистская система коммунистической эпохи охотно пользовалась обобщенными образами, как инструментом влияния. "Народ", как олицетворение абстрактного понятия власти, был инициатором всех без исключения серьезных процессов. Журналистика умела показывать этот усредненный образ путем весьма несложного монтажа типичных представителей социальных категорий - крестьян, рабочих, интеллигенции или различных их комбинаций.

Журналистика должна обладать функцией, визуализировать, персонифицировать социальные процессы и идеи, которые в этой форме наиболее защищены от фальсификации и камуфляжа. Недаром так раздражает нынешних политиков-антисемитов, фашистов, экстремистов не то, что о них говорят в негативном ключе, а то, что их показывают такими, какие они есть. Зеркало журналистики заставляет их бороться с собственным отражением, проклинать средство ("пенять на зеркало"), требовать его полного устранения.
Любопытно, что именно в современном российском обществе, не имеющем отчетливой единой идеологической направленности весьма отчетливо просматривается смена социальной метафоры журналистики в целом. Журналистика теперь готова не просто сообщать или поражать воображение, не просто доводить до сведения и призывать к чему-то, она отчетливо стремится обрести облик мифического всезнающего божества, готового дать ответы и подсказку в любой ситуации (и даже туманно предсказать грядущее). Она отказалась от монолога, и отнюдь не чурается прямого общения. Ведя иллюзорный или истинный диалог с аудиторией, журналистика изыскивает средства быть необходимой, так как только аудитория может стать тем хлебом и тем вином, которым она насыщается и за счет которого существует. Информационное пространство, которое создает современная журналистика, уже не воспринимает право аудитории участия в нем, как посягательство на святая святых, а напротив, всячески подчеркивает и поощряет это участие.

В социальном смысле она пытается установить некую иллюзию равноправия и тем самым вызвать к себе особую степень доверия, не достижимую при иных условиях. Журналистика стремится реализовать функцию ориентации каждого в происходящих процессах, создания определенного мировоззрения, приобретения социального опыта, что, по сути дела является составляющей частью пропаганды, через анализ действительности.
Общество все отчетливее проявляет стремление знать истину, однако вне четкого понимания, что такое истина, и какая истина этому обществу нужна, готово довольствоваться ее авторитетной интерпретацией. В постоянных попытках соответствовать избранной линии не всезнающего демиурга, носителя конечного знания, а всепонимающего холодного аналитика, авгура, предсказывающего по осколкам и фрагментам действительно происходящих событий ближайшее и отдаленное будущее, журналистика, словно на гигантском операционном столе препарирует факты, раскладывает их, рассекает вдоль и поперек.
Функция анализа действительности, происходящих в ней событий, изложения мнений по поводу значения отдельных фактов и их совокупности становится определяющей облик информационной и аналитической журналистики нынешнего периода и наиболее влиятельной в определении ее роли в социальной жизни общества.
Средства массовой информации работают в условиях, когда "идут бесконечные разборки между их новыми хозяевами, а они сами превратились в ландскнехтов на страже сиюминутных и сомнительных интересов своих работодателей", по словам Я. Засурского. "Поскольку сражение идет не за информационное пространство, не за аудиторию, но за хождение во власть, наша журналистики рискует из демократического института, обслуживающего интересы общества, выродиться в корпоративный институт, состоящий на службе противоборствующих олигархий". Действенность пропаганды средствами журналистики явно смещает функциональные акценты нынешнего ее состояния. Сбалансированность журналистики в трактовке политических и социальных процессов определенно выходит на первый план по отношению к воздействию.

Идеологические функции. Журналистика, как и прежде, создает сложнейший комплекс мифологем, стереотипных образов действительности в силу того или иного социального заказа, но теперь они воплощают не единое устремление однородного по установкам и идеологии общества к светлому будущему, а некую результирующую разнонаправленных общественных устремлений, без определенного и видимого исхода. Если тоталитарное государство в своем стремлении указать направление, в котором обществу должно двигаться, сформулировать единую идеологию создавало визуальный образ грядущего, то современное общество, существующее вне сколь-нибудь ясной идеологии, пытается отобразить при помощи журналистики воображаемое настоящее. Теперь управляющим рычагом становится не идеология, а экономика.

Культурно-просветительские функции. Явный признак духовного кризиса общества в целом, отчетливо виден в малоуспешной попытке разделить манипуляторские, пропагандистские и истинно культурные векторы воздействия СМИ. Впрочем, в силу традиций западное общество нашло компромисс, при котором каждый потребитель массовой информации получает то, что ему персонально необходимо. Готовые довольствоваться суррогатом культуры от масс-медиа, живут в мире иллюзорном и смоделированном бесчисленными фабриками грез, постигая произведения искусства, литературы, кинематографа по их телевизионным версиям, вариациям и ремейкам, те, кому требуется истинная культура имеют возможность свои предпочтения реализовать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.007 с.)