Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».



 

Ж-ка как всякая серьезная деят-ть в обществе представляет собой социальный институт. Соц институт в совр обществе имеет под собой некий юридический документ. Ж-ка как социальный институт действует в рамках, а не так как хочет. Ж-ка практически никогда не выступает как самост соц институт. В ж-ке всегда присутствует учредитель. Группа граждан не есть институт. По закону, кто угодно может создать СМИ.

Форма собственности – одна из характеристик СМИ как субъекта ры­ночных отношений, является основанием для анализа средств массовой ин­формации с точки зрения источников финансирования, вложенного капи­тала. СМИ – частные предприятия осуществляют деятельность на средства частных лиц, организации, корпораций, в основе их функционирования лежит частный капитал (индивидуальные предприятия, холдинги, конгломераты). Государственные СМИ находятся в собственности государственных струк­тур и обычно значительную часть финансирования получают из госбюджета. Общественные СМИ, согласно принципам функционирования, огражде­ны от влияния большого бизнеса и государства. Это достигается за счет ис­пользования особых источников финансирования и методов управления. Фи­нансовыми поступлениями общественных медиа-компаний могут быть абонен­тская плата (налоги за пользование телевизионными и радиоприемниками), доходы от рекламы, государственные субсидии, благотворительные взносы и т.д. Ж-ка участвует в политической деят-ти. Большинство программ и изданий ориентировано на политическую ситуацию. Ж-ка - прежде всего, это политический институт. Ж-ка обладает политической властью в обществе. Ж-ка - “четвертая власть”. Власть - некоторое могущество, способность влиять на сознание и поведение людей. Это некое насильств стимулир, экон стимулир, идеол власть - власть над умами людей. Ж-ка работает в области идеолог власти. Первые 3 власти: законодательная, судебная и исполнительная. 4 власть: внутриинституциональная, действует только на членов этого института. 5 и 6: власть авторитета и доверия. 7 власть: власть денег. 8 - власть общ мнения. Термин “четвертая власть” предполагает, что ж-ка вне государственной власти (первых трех). Но ее власть огромна, и она может быть даже сильнее государственной, первой власти. 1,2,3 - президент, прав-во, суд. СМИ как власть также распол властн полномоч разн хар-ра и силы, поэтому представл о СМИ как 4 вл-ти без детализир харак-тик страдают неточн-ю. Реализуя свои непоср-организац ф-ции, все СМИ оказ-ся как бы инструм-том доп контроля по отнош к спец органам. СМИ также оказ-ся помощ-ком гос вл-ти. СМИ юридич ни в коем случ не явл доп-ной вл-ю к 3 провозгл Конст-ей. Ее сила - в дух-но-идеолог воздействии, в формир-и массового созн-я и направл-ти воли, что проявл прежде всего через сост-е обществ мнения во всем его идейном наполн-и, во всех его "знаньевых" и "дельностных" компон-тах. к ней стрем-ся все власти, особ – полит (взаимовлиян).

 

4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования СМИ.

В советс. Ленинское время: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Сегодня С.Н.Корконосенко функциями журналистики называет совокупность ее социальных ролей. Сущность ролевой характеристики заключается в выявлении ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями (Производственно-экономическую, Регулирующую, Информационно-коммуникативную, духовно-идеологическую). Функции журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе (определение Е.П.Прохорова). Московская школа журналистики выделяет следующие функции: - Коммуникативная (устанавливает контакт между журналистом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций), - Идеологическая, и - Культурно-образовательная (ответственны за формирование мировоззрения аудитории СМИ на научном уровне миропонимания), - рекламно-справочная (формируют миросозерцание, то есть картину мира на чувственном уровне - журналистика помогает человеку организовать свой быт), – рекреативная (эмоциональную сферу человека); - организаторская (подводит итог журналистской деятельности, представляя собой достигнутые ею результаты).

ПРОБЛЕМЫ: признаки атрофирования сознания. Информация, которую получает человек сегодня безгранична по объему и весьма противоречива по содержанию. Зачастую не представляется возможным отличить истину от только гипотезы или откровенной лжи. Весьма распространенные технологии манипулирования общественным сознанием отбивают у человека всяческое желание вообще делать попытки какого-либо анализа. Это и есть главная причина атрофирования сознания и формирования цинизма как формы защиты от массированного оболванивания. Журналистика ставит своей задачей как можно более адекватное отражение мира, выявление истины, чтобы аудитория имела возможность принимать решения, позволяющие ей достичь оптимальных результатов при минимальных затратах в реализации своих потребностей. А различные коммуникативные технологии озабочены тем, чтобы аудитория совершала действия, направленные на реализацию не своих потребностей, а потребностей источника информации. Потребности ИИ и аудитории не обязательно совпадают.

Способ- вовлечение людей в процессы СМИ - рождаются новые формы работы СМИ. Журналист, получив отзыв, включает автора в изучение поднятой проблемы, помогает ему удостовериться в правоте или ошибочности своих заключений. Общение в рамках информационного пространства журналиста и аудитории позволяет вскрыть всю глубину и сложность проблемы, не обходя при этом «острых углов». ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СМИ: общественное (вызов соц.активности народа), правовое и экономическое (рынок СМИ- журналиста в отдельности в работе с массами)

 

5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы СМИ в современных условиях.

Лозунг св. печати был выдвинут в 17 веке. 3 концепции св.печати: авторитарная(исходит из того, что ж-ка должна действовать в интересах власти, инакомысл. подвергаются жестокому прессингу); полная свобода печати(противовес авторит., право на св.печати без всяких огранич.); ответственная свобода ж-ки (утверждается право на св.слова,св.распростр.мыслей и идей, право искать, получать и распростр.ин-цию,право на св.печати,ТВ и РВ.Цензура запрещается,но права и свободы а также огранич.устан.законом). Джон Мильтон в своих антиепископальных трактатах в 40-х он говорит о необх ограничения королевской власти, хотя еще не выступает против монархии как таковой. Мильтон написал обращение к парламенту о свободе печати “Ареопагитика” (1644). Ареопаг - собрание мудрых, греческое слово. Мильтон впервые формулирует проблему взаимоотношений печати и власти. Он считал, что власть не имеет права управлять печатью. Основные положения Мильтона:1.Как хорошие, так и дурные правители могут ошибаться. 2.Власть может быть ложно осведомлена. 3.Необходимо ценить чистосердечные указания, слово ж-та, слово печати. Свободная печать может помочь правителю. “Убить хорошую книгу то же, что убить хорошего человека”.

Концепции свободы печати: 1)Америк: СМИ ни от кого не зависят, согласно 1-й поправке, ни Прав-во, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ. + СМИ все больше становятся экон пред-ем, а не просто ср-вом распростр идей, и поэтому в США все СМИ подчиняются также Закону об экон предпр-х. 2)Англ концепция: СМИ должны подчиняться решению Парламента, он назначает комиссии, кот контр деятельность СМИ. 4 комиссии 3)Франц: СМИ подчин Констит (принята в 1881); и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на СМИ. 4)Нем: СМИ подчиняются фед.законам.

Теории прессы. В авторитарную группу - пресса должна поддерж политику прав-ва. Издатель или редактор обязан брать у прав-ля лицензию на пр-во печатной продукции. Через эту систему лицензий, а также путем прямой цензуры, прав-во защ себя от критики со стороны СМИ. Допуск частное или обществ владение СМИ, но не разр любая критика строя. Л иберальная теория прессы выросла напрямую из идей и взглядов эпохи Просвещения в Англии в 18 (Мильтон, Локк)- пресса должна служить общ-ву в целом, помогать распространять правду путем его информир-я и развлеч. Пресса должна нах в частных руках, но каждый гр-н должен иметь право издавать свою газету. Контроль над прессой должен осущ путем защиты правды и принципа участия граждан в свободном рынке обмена идеями. В результате этих постулатов, претворенных в жизнь, правдивые СМИ должны будут найти своих сторонников и читателей, которые собственным кошельком будут поддерживать правдивых ж-тов и издателей. Теория социальной ответственности - СМИ, кот находится под защитой «Закона о правах», долж нести соц ответств за р-ты своей деят. Каждый член общества должен иметь возможность выступить в прессе только по общественно-значимому вопросу, а сами СМИ должны находиться до определенной степени под контролем местной общ-ти. Кроме вышеперечисленных точек зрения на свободу печати в обществе известна и теория тоталитарной ж-ки - поддержание советской системы. Полит, экон и иному контролю за СМИ со стороны прав-ва и секретных служб. В современных условиях пресса выступает агентом тех сил, в чьих руках находятся экон, полит и соц рычаги влияния на общество. Основные постулаты свободы печати рыночной модели заключаются в том, что ж-ты свободны от всякого внешнего контроля; свободная пресса это та пресса, которая не обслуж власть и не подтасов факты в интересах власти; нет необходимости в особой политике для того, чтобы гарантировать свободу печати. В марксистской модели свобода печати означает, что мнения всех людей публикуются, а не только тех, кто обладает богатством; свободная пресса противостоит угнетению; национальная политика должна быть направлена на то, чтобы свобода печати имела правильную форму. В развивающейся модели: свободная печать означает свободу совести для ж-тов; свободная пресса менее важна, чем выживание всей нации; национальная политика должна обеспечивать юридическую защиту свободы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.7.85 (0.008 с.)