Тема 2. Массовая коммуникация и специфика социально-психологического знания (2 ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Массовая коммуникация и специфика социально-психологического знания (2 ч.)



Структура общественного сознания. Роль общественной психологии в массовом сознании. Использование социально-психологических знаний в общественной жизни. Социальная психология и массовая коммуникация. Два направления психологических исследований массовой коммуникации: медиапрограммированное и человекоцентрированное. Проблема воздействия СМИ на аудиторию и осуществление социальных функций как основа медиапрограммированного направления. Удовлетворение потребностей определенных социальных групп и отдельного индивида как осуществление социально-психологических и психологических функций и основа человекоцентрированного направления. Психологические особенности различных каналов массовой коммуникации. СМИ и общественное мнение.

Использование методов психологии и социальной психологии в журналистике (наблюдение, анализ документов, опрос: интервью, анкета, социометрия, тестирование; эксперимент, биографический метод, метод значительных ситуаций, метод полярных профилей).

Литература

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. Пер. с англ. – СПб., 2004.

Биографический метод: история, методология, практика.- М., 1994.

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы действия. – М., 2003.

Бричевский Е.В. Информационная среда: государственное регулирование социальных процессов. – Краснодар, 2001.

Вебстер Ф. Теории информационного общества. – М., 2003.

Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности //Вестник МГУ. Серия XI. Журналистика. 1986, № 6.

Лукина М.М. Технология интервью. Учеб. пособие. - М., 2003.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М., 1999.

Никифоров А.Т., Семенов В.Е. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. Учеб. пособие.- Л., 1987.

Подберезникова Е.П. Интерактивное телевидение: формула взаимодействия. – М., 2003.

Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Учеб. пособие. – Л., 1983.

Терин В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. Изд. 2-е. – М., 2000.

Хагуров А.А. Социальный эксперимент. Логико-методологические и социальные проблемы. – Ростов-на-Дону, 1989.

Хассен С. Освобождение от психологического насилия. – М., 1999.

 

Тема 3. Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов (2 ч.)

Характеристика восприятия как психического феномена. Субъективность, избирательность восприятия. Понятие общей и социальной установки. Роль социальной установки в восприятии журналистской информации. Социальная установка и прогнозирование поведения личности. Парадокс Лапьера. Три этапа формирования социальных установок в процессе социализации личности. Основные факторы, влияющие на восприятие журналистских материалов: социальный, социально-психологический и психофизиологический. Социальные установки как основа социального фактора. Массовая коммуникация и смена социальных установок. Значение общих установок при действии социально-психологического фактора.

Индивидуальные психические свойства личности как основа психофизиологического фактора. Две группы индивидуальных психических свойств: свойства темперамента и индивидуальные качественные особенности психических процессов (быстрота и точность восприятия, объем и точность воспроизводства, память, внимание, особенности мышления). Виды мышления (словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное) и их учет в практике МК.

 

Литература

Аполлонова Л.П. Восприятие журналистского произведения //Методы исследования журналистики.- Ростов-на-Дону, 1984.

Бжалава И.Т. Восприятие и установка. – Тбилиси, 1965.

Галитарова Н.М. Барьеры в восприятии сообщений печати, радио, телевидения //Вестник МГУ. Серия XI. Журналистика. 1970, № 4.

Гуревич П.С. Приключения имиджа: технология создания телевизионного образа и парадоксы его восприятия. - М., 1991.

Величковский Б. Психология восприятии. Учеб. пособие. – М., 1973.

Мельник Г.С. Журналистский текст и его восприятие //Культура и журналистика.- СПб., 1995.

Олпорт Г. Природа предрассудка. – М., 1995.

Чаркивани Д. Информация, противоречие и смена социальных установок. – Тбилиси, 1980.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.008 с.)