Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Человек и информация в постиндустриальном обществе (2 Ч. )

Поиск

Содержание курса

Среди направлений психологической науки вычленяется отрасль, занимающаяся изучением различных видов и форм трудовой деятельности. Основная задача ее – определение психических особенностей человека с целью установления тех черт и качеств, которыми должен обладать специалист для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей. Специфика курса «Психология журналистики» заключается в том, что необходимым является изучение не только субъекта деятельности (журналиста, коммуникатора), но и объекта (реципиента информации – читателя, зрителя, слушателя).

Приступая к работе над курсом, студент прежде всего должен четко представлять себе психологическую природу различных средств массовой коммуникации. От этого зависят особенности построения и подачи журналистских материалов. Например, темп речи в теле- и радиопередачах, соотношение фона и изображения в телепрограммах, особенности речи при движущемся изображении, необходимость использования мужского или женского голоса, сочетание цветов на газетной и журнальной полосе, целесообразность использования шрифтов, различных по кеглю и начертанию и еще многое другое, что, может быть, разрозненно упоминается в различных учебных курсах, но должно быть объединено и подано под углом зрения психологии.

В соответствии с этими задачами курс «Психология журналистики» делится на три блока. В первый блок входят характеристики психологических особенностей и возможностей различных каналов массовой информации, обзор психологических и социально-психологических теорий функционирования МК и характеристика факторов, влияющих на восприятие журналистских произведений. При анализе одного из них – социального – особое внимание уделяется роли социальной установки. Только поняв механизм ее формирования и функционирования, можно объяснить такое явление, как мифологизация сознания. В то же время социальная установка – это мощный барьер, препятствующий проникновению в систему ценностей личности чуждых идей и мнений. Студент должен понимать механизм смены социальных установок (в конечном итоге – конверсии взглядов).

Второй блок курса посвящен характеристике психических свойств личности, принимающей информацию. Рассматриваются такие темы, как интересы, потребности, мотивы обращения к СМИ, особенности внимания и способы его привлечения к журналистским материалам. Здесь же анализируются социально-психологические особенности различных групп населения (возрастные, гендерные и т.д.), определяется специфика материалов, рассчитанных на эти группы.

Особое внимание во втором блоке уделяется таким формам воздействия на психику личности, как внушение и убеждение. Рассматриваются виды, формы, методы внушающего и убеждающего воздействия средств массовой информации, а также приемы манипулирования сознанием, использование нейролингвистического программирования. В связи с последними неизбежно встает вопрос об информационной безопасности личности, о приемах контрсуггестии.

В третьем блоке курса рассматриваются психические свойства личности коммуникатора: темперамент, характер, способности, экстравертность – интровертность и т.д., то есть, те качества, которые оказывают влияние на осуществление профессиональной деятельности.

Одной из составляющих журналистской деятельности является общение с источниками информации и с героями будущих материалов. Поэтому студент должен представлять специфику делового общения в области журналистики, знать причины возникновения барьеров при взаимодействии людей, находить пути их преодоления.

В третий блок входит также рассмотрение особенностей функционирования журналистского коллектива. Общеизвестно, что успешная деятельность редакционного (и всякого другого) коллектива во многом зависит от квалифицированного руководства. Поэтому студент должен иметь представление о типах руководителей и стилях руководства, о функциях руководителя, причинах конфликтов, возникающих в коллективе, и о том, как их избежать или погасить.

 

Место курса в профессиональной подготовке студента

Курс «Психология журналистики» рассчитан на соединение знаний по общей и социальной психологии с практическими нуждами редакций и журналистов. При этом он корреспондируется с теоретическими курсами «Социология» и «Социальная психология» а также с теоретико-практическим курсом «Основы творческой деятельности журналиста».

 

Требования к уровню освоения содержания курса

Предполагается, что в результате усвоения материалов лекционного курса, семинарских и практических занятий студент должен знать:

современную учебную и научную литературу по психологии журналистики;

основные отечественные и зарубежные исследования в области современных психологических теорий СМИ;

особенности психологической природы различных средств массовой информации;

понимать психологические особенности функционирования массовой коммуникации.

Студент должен уметь:

использовать основные методы общей и социальной психологии для сбора информации;

использовать психологические знания в процессе делового общения для установления контактов с героями и источниками информации;

разбираться в природе барьеров, возникающих на пути восприятия журналистских материалов;

владеть приемами суггестии и контрсуггестии;

использовать различные типы аргументации в структуре убеждающего воздействия СМИ;

использовать знание психических свойств личности в процессе профессиональной журналистской деятельности;

разбираться в природе конфликтов, возникающих в коллективах, в том числе и журналистских, находить пути их разрешения.

 

 

Литература ко всему курсу

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для факультетов психологии университетов. – М., 1980.

Богомолова Н.М. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1991.

Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. – М., 1986.
Конецкая В.П. Социальная коммуникация. М., 1997.

Кузин В.И. Психология журналистики. Методические указания. – СПб., 2001

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста – СПб., 2002.

Кузнецов М., Цыкунов И. Практическая психология PR и журналистики: Как позволить другим делать по-вашему. – М., 2002.

Мельник Г.С.Mass-media: психологические процессы и явления.- СПб., 1996.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации.- М., 2000.

Проблемы медиапсихологии /Сост. Е.Е.Пронина. – М.,2002.

Проблемы медиапсихологии – 2 /Сост. Е.Е.Пронина. – М., 2003.

Психолингвистические проблемы массовой коммуникации /Под ред. А.А.Леонтьева. – М., 1974.

Рощин С.К. Психология и журналистика. – М., 1997.

Шерковин Ю. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб., 2001.

Учебник по психологии (любой).

 

Литература

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. Пер. с англ. – СПб., 2004.

Биографический метод: история, методология, практика.- М., 1994.

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы действия. – М., 2003.

Бричевский Е.В. Информационная среда: государственное регулирование социальных процессов. – Краснодар, 2001.

Вебстер Ф. Теории информационного общества. – М., 2003.

Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности //Вестник МГУ. Серия XI. Журналистика. 1986, № 6.

Лукина М.М. Технология интервью. Учеб. пособие. - М., 2003.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М., 1999.

Никифоров А.Т., Семенов В.Е. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. Учеб. пособие.- Л., 1987.

Подберезникова Е.П. Интерактивное телевидение: формула взаимодействия. – М., 2003.

Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Учеб. пособие. – Л., 1983.

Терин В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. Изд. 2-е. – М., 2000.

Хагуров А.А. Социальный эксперимент. Логико-методологические и социальные проблемы. – Ростов-на-Дону, 1989.

Хассен С. Освобождение от психологического насилия. – М., 1999.

 

Литература

Аполлонова Л.П. Восприятие журналистского произведения //Методы исследования журналистики.- Ростов-на-Дону, 1984.

Бжалава И.Т. Восприятие и установка. – Тбилиси, 1965.

Галитарова Н.М. Барьеры в восприятии сообщений печати, радио, телевидения //Вестник МГУ. Серия XI. Журналистика. 1970, № 4.

Гуревич П.С. Приключения имиджа: технология создания телевизионного образа и парадоксы его восприятия. - М., 1991.

Величковский Б. Психология восприятии. Учеб. пособие. – М., 1973.

Мельник Г.С. Журналистский текст и его восприятие //Культура и журналистика.- СПб., 1995.

Олпорт Г. Природа предрассудка. – М., 1995.

Чаркивани Д. Информация, противоречие и смена социальных установок. – Тбилиси, 1980.

 

 

Литература

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М., 1996.

Голубева Э.Я. Индивидуальные особенности памяти человека. - М., 1980.

Дубровина И.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2003.

Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003.

Корнилов И.Е. Психологические проблемы понимания. – М., 1978.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986.

Лебедев А.Н. Психологическое исследование воздействия рекламы на поведение потребителя. - М., 1998.

Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // По ту сторону принципа удовольствия: Пер. с нем. - М., 1992.

Учебник по психологии (любой).

 

 

Литература

Аполлонова Л.П. Типы словесной информации и их использование в журналистике// Методы исследования журналистики. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1987.

Березкина О.П. Социально-психологические технологии создания политического имиджа.- СПб., 1997.

Дилтс Р. Фокусы языка: Изменение убеждений с помощью НЛП. – М., 1997.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. – М., 1997.

Залесный Е.Г. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994.

Ивин А.А. Теория аргументации. - М., 1997.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М., 1996.

Крысько В. Секреты психологической войны. – Минск, 1999.

Куликов В.Н. Психология внушения. Учеб. пособие. – Иваново, 1978.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. – М.- Киев, 2000.

Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974.

Психология влияния. Хрестоматия. – СПб., 2000.

Тертычный А.А. Психология публицистического убеждения. – М., 1989.

Чалдин Р. Психология влияния. – СПб., 1999.

 

Литература

Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? – М., 1993.

Васильева Л.А. Делаем новости! Учеб. пособие. – М., 2003.

Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., 1994.

Грачев Г.В. Информационная безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – М., 2000.

Гуревич П.С. Приключения имиджа: технология создания телевизионного образа и парадоксы его восприятия. – М., 1991.

Журналист: российско-американские социологические исследования /Отв. ред. С.Г.Колесник. - М., 1998.

Зазыкин В.Г. Психология проницательности. – М., 2001.

Как надо и не надо говорить в эфире. Советы практика. – М., 2000.

Маркелов К.В. Карьера в журналистике: Типология профессионального становления и поведения журналиста. Учеб. пособие. – М., 1996.

Матвеева Л., Аникеева Т., Молчанова Ю. Экранный образ и личностные особенности телеведущих //Психологический журнал. 1999,Т. 20, №1.

Кузнецов М. Как позволить другим делать по-вашему: речевые и поведенческие стратегии журналиста. Уч.-практич. пособие. – М., 2001.

Незнайкин А.Н. Как манипулировать журналистами. Практическое пособие.- М., 2004

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003..

Почепцов Г. Имиджеология. – М.- Киев, 2001.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М., 2002.

Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера. – М., 2001.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. - Великий Новгород; СПб., 1999.

Фиском Дж. Телевизионная культура. – М., 1987.

Чисхольм П. Уверенность в себе: Путь к деловому успеху. Пер. с англ. – М., 1994.

Шостак М. «Роли» и «маски» репортера //Журналист, 1998, № 11, 12.

Штрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 30 минут. Пер. с англ. – М., 1998.

Литература

Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. – М., 1980.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учеб. пособие. – М., 2001.

Караваева Е.Е., Матвеева Л.В. Особенности образов партнеров по общению в телевизионной коммуникации //Вопросы психологии. 2001, №4.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1990.

Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. 3-е изд. – Ростов н/Д, 1991.

Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике: Учеб. пособие.- СПб., 2001.

Панкратов В.И. Уловки в спорах и их нейтрализация. – М., 1996.

Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб., 1999.

Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. – М., 1989.

Пиз А. Язык жестов. Пер. с англ. - М., 1995.

Психология профессионального общения //Социальное функционирование журналистики. – СПб., 1994.

Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.

Спивак В.А., Андреева И.В. Этика делового общения и делопроизводства. Учеб. пособие. – М., 1994.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. – М., 1990.

Форчун Д., Карагулла Ш. Современная психологическая защита. – Киев, София, 1993.

 

 

Литература

Деспер Г. Управление персоналом. Пер. с англ. – М., 1997.

Зингерт В., Лонг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

Кабаченко Г.С. Психология управления. – М., 1996.

Коричевский Р.Л. Если вы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1996.

Морено Дж. Социометрия. – М., 1975.

Психология управления /Л.К.Аверченко, Г.М.Залесов, Р.И.Мокшанцев, М.В.Удальцова. – Новосибирск, 1996.

Рабочая книга практического психолога: технология эффективной деятельности. Пособие для специалистов, работающих с персоналом. - М., 1996.

Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. – М., 1997.

Самыгин С.И., Столяренко Б.Д. Психология управления. Учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, 1997.

Секреты умелого руководителя. – М., 1997.

 

 


Темы

для самостоятельного изучения

Психологические теории личности и журналистика

Бихевиоризм и его задача – предсказать и проконтролировать открытое поведение. Теория подкрепления, использования стимулов с целью достижения определенной реакции индивида. Использование информации как основного стимула в массовой коммуникации, рекламе, PR. Необихевиоризм, понятие промежуточных переменных как факторов, служащих связующим звеном между воздействием стимулов и ответными реакциями. Разработка методов ведения пропаганды, психологической войны, выборных кампаний в рамках теории бихевиоризма и необихевиоризма.

Классический психоанализ З.Фрейда об основных источниках активности личности. Архетипы коллективного бессознательного, отражение их в СМИ. Влияние фрейдизма на сферу теории и практики рекламы, создание искусственных потребительских стереотипов. Неофрейдизм и исследование межличностных отношений. Анализ ситуации социальных потрясений в рамках неофрейдизма.

Трансактный анализ и трансакция как элементарная частица взаимодействия. Э.Берн о трех возможных ЭГО-состояний личности. Особенности Родительского, Взрослого и Детского Я- состояния, их отражение в журналистских материалах. Жизненный сценарий личности, условия его формирования. Осознание журналистом собственного жизненного сценария и при необходимости – изменение его.

Теория групповой динамики, изучающая процессы взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

Социометрия – выявление отношений внутри группы по социальным критериям (если речь идет о трудовом коллективе - профессиональным, организаторским, эмоциональным). Использование журналистом социометрического метода при анализе конфликтной ситуации, определении неформального лидера, положения героя в группе.

Литература

Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. – СПб., 1992.

Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М., 2002.

Кишкель Е.Н. Управленческая психология. – М., 2002.

Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2000.

Райгородский Д.Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара, 1996.

Столяренко Б.Д., Самыгин С.И. Психология. – Ростов-на-Дону, 1998.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.
[Л1] Нейролингвистическое программирование: основные принципы и механизмы действия

 

История создания НЛП. Суть метода, его универсальный характер, возможность применения в любом виде деятельности для развития способностей личности, достижения успеха. Характеристика репрезентативных систем: визуальной, аудиальной и кинестетической. Основные предикаты репрезентативных систем. Паттерны в НЛП. Функция вербальных паттернов. Фрейм, или психологическая рамка. Влияние фрейма на интерпретацию отдельных переживаний и событий. Рефрейминг как возможность иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения. Якорь в НЛП. Якоря, наиболее часто применяемые в радио- и телевизионных программах. Использование НЛП для активизации творческого процесса, для создания эффективного убеждающего текста, для преодоления барьеров в общении, а также в пропагандистском воздействии на аудиторию. НЛП в рекламе. Характеристика основных метапрограмм в рекламном бизнесе. НЛП в PR-деятельности. Ответственность журналиста, применяющего технику НЛП.

Литература

Адлер Х. НЛП: современные психотехнологии. – СПб., 2000.

Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб., 1996.

Выготский Л. Мышление и речь. – М., 1996.

Горин С. НЛП: техники россыпью. – М., 1999.

Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. – Воронеж, 1993.

Гринфельд М. Стратегический PR – это далеко не общественные связи // «Yes!», 2000, №1.

Дилтс Р. Применение НЛП в литературном творчестве. – М., 1997.

Дилтс Р. Стратегии гениев. Т. 1. – М., 1998.

Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. – Обнинск, 1995.

Льюис Б., Пуселик Ф. Магия нейролингвистического программирования без тайн. Пер. с англ. – СПб., 1995.

Плигин А., Герасимов А. Руководство к курсу «НЛП – практик». М., 2001.

Тиунов С Нейролингвистическое программирование: поиск оптимума.

http://www.computerra.ru/1998/18//5.html.

 

 


Форма отчетности - зачет, проводимый на основе рейтинговой системы. Учитывается посещений лекций (1 балл), активность в работе на семинарах (до 5 баллов), положительная оценка по итоговой контрольной работе (до 5 баллов). Высшее количество баллов – 45. Допустимый нижний предел – 30 баллов. Студент, не набравший 30 баллов, может компенсировать это представлением одного самостоятельно подготовленного реферата (до 10 баллов).

 

 

Дополнение к теме

«Психологические проблемы управления журналистским коллективом»

Советы Дэвида Рэндалла, много лет проработавшего редактором лондонской газеты «Observer»:

Ликвидируйте барьеры между собой и подчиненными. Редакторы и руководители отделов должны сидеть вместе с подчиненными. Если есть у вас личный кабинет,.. закрывайте дверь только по необходимости.

Добейтесь того, чтобы ваша справедливость была заметна. Это особенно важно в отношении платы и условий работы. Относитесь ко всем одинаково, где это возможно, и делайте это открыто.

Поддерживайте личный контакт с каждым из сотрудников – пусть это даже будет просто приветствие или прощание в конце рабочего дня. Если у вас нет времени, выкроите его. Чем больше штат, тем это важнее. Поинтересуйтесь, как продвигается работа, есть ли новые идеи, как дети, как провел выходные. Делайте это, даже если некоторые сотрудники вам не нравятся.

Приветствуйте новые идеи. Это ваша работа – создать атмосферу, где сотрудники могли бы высказывать рискованные идеи и дерзкие мысли.

Давайте подчиненным знать, как они работают. Вам следует самому выносить вердикт по каждой статье и сообщать его автору.

Установите правила и следите, чтобы их соблюдали. Они должны быть абсолютно понятными для всех и охватывать наиболее частые ситуации в жизни редакции: сверхурочные, рабочее время, работа в выходные, ночные смены и пр. Если, например, сотрудник заболел, то должен сообщить об этом до 10 утра, если репортер на задании, то каждые два часа должен звонить в редакцию.

Если вам приходится кого-то уволить, сделайте это быстро и со всей откровенностью. Это всегда неприятно, но надо сообщить наедине и без обиняков честно изложить причины. Не надо, чтобы у человека возникла мысль о возможной отсрочке этого решения. Но позвольте ему самому решать, как он объяснит коллегам свой уход.

Сообщайте плохие новости прямо. Не надо говорить, что материал неплохой, но в газете нет места.

Не надо, когда что-то не ладится, придумывать отговорки и прятаться за спину других (редактора, руководителя отдела, издателя и т.п.). Может создаться впечатление, что с вами не стоит иметь дела, потому что вы не властны над чем-то важным. Лучше отправиться сразу к тому, от кого это зависит. О том, что редактор отклонил статью, вы можете сказать лишь в том случае, если вы не согласны с редактором, отстаивали статью, но полагаете, что журналист - взрослый человек и примет это как часть обычных редакционных трений.

Признавайте свои ошибки.

Никогда не просите подчиненных работать более длинный день, чем вы сами.

Хвалите на людях, критикуйте с глазу на глаз.

Шлите записки со словами похвалы.

Убедитесь, что сотрудникам работается легко. Это отразится и на газете. Легко – это когда а) смех в редакции, б)руководитель гибкий по отношению к рабочему графику сотрудника, в)постоянно думает, кому из сотрудников какая работа больше подходит и следит за тем, чтобы они выполняли те задания, что им больше по душе.

(Рэндалл Д. Универсальный журналист. - Великий Новгород; СПб., 1999

 

Дополнение к теме «Нейролингвистическое программирование:

основные принципы и механизмы действия»

 

Словарь терминов
Аудиальный
– имеющий отношение к слуху или восприятию звуковых колебаний органами слуха.

Ведущая репрезентативная система – система (одно из пяти чувств), которую индивид систематически использует для обработки и организации своего опыта прежде всех остальных. Эта система может определять как личные качества индивида, так и его способности к обучению.

Визуальный – относящийся к зрению.

Вкусовой - относящийся к вкусу или вкусовым ощущениям.

Вторичная выгода – ситуация, когда некоторое, на первый взгляд проблематичное или отрицательное поведение, на самом деле выполняет и положительную функцию.

Идентичность - ощущение того, кем мы являемся, организующее наши убеждения, способности или поступки в единую систему.

Калибровка - способность прочтения бессознательных невербальных реакций другого человека в процессе текущего взаимодействия путем установления однозначного соответствия между наблюдаемыми поведенческими признаками и характерным внутренним состоянием.

Кинестетика - относящееся к телесным ощущениям. В НЛП термин «кинестетика» используется как собирательный для всех сенсорных переживаний, включая тактильные, висцеральные (внутренностные, относящиеся к внутренним органам) и эмоциональные.

Ключи доступа - неявно выраженные признаки, способные одновременно как вызывать действие, так и указывать, какой репрезентативной системой человек пользуется, когда мыслит. Характерные виды ключей доступа включают в себя: движения глаз, тон голоса и темп речи, позу, жесты и характер дыхания.

Контекст - обстановка, сложившаяся вокруг конкретного события. Данная обстановка во многих случаях будет определять истолковывание конкретного опыта или события.

Критерии - ценности или стандарты, которые человек применяет для принятия решения или суждения.

Метамодель - модель, разработанная Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, выявляющая проблематичные или неоднозначные категории языковых стереотипов.

Метапрограмма - уровень ментального программирования, на котором мы сортируем и дробим наши сенсорные опыты. Метапрограммы носят более отвлеченный характер, чем специальные умственные стратегии, и определяют наш подход к конкретному вопросу в целом, а не отдельным деталям умственного процесса.

Метафора - процесс размышления о какой-либо ситуации или явлении как о чем-то ином, то есть рассказ, иносказание и аналогия.

Моделирование - процесс наблюдения, составления и внедрения модели поведения, мышления и других внутренних процессов людей, добившихся успеха в определенной области.

Нейролингвистическое программирование - поведенческая модель и набор тщательно продуманных технических приемов, методов и методологий, начало которым было положено Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером в 1975 году. Определенное как исследование структуры субъективного опыта для лучшего понимания процессов, обуславливающих совершенство личности, НЛП изучает формы и стереотипы, или «программы», получающие развитие благодаря взаимодействию между мозгом («нейро»), языком («лингвистическое») и телом. Технические приемы, методы и методологии были разработаны на основе наблюдения форм и моделей человеческого совершенства, воплощенного в наиболее выдающихся представителях различных сфер профессионального общения, включая психотерапию, бизнес, здравоохранение и образование.

Паттерн - систематически повторяющийся, устойчивый элемент (фрагмент) или последовательность элементов (фрагментов) поведения. Вербальный паттерн - структура, которая встречается в речи человека вне зависимости от контекста.

Перевод - процесс перефразировки, при котором формулировка в предикатах одной репрезентативной системы заменяется на формулировку в другой.

Поведенческая гибкость - способность изменять свое поведение для получения иной реакции.

Подстройка - метод, применяемый профессионалами общения для быстрого нахождения взаимопонимания с теми, с кем необходимо войти в контакт, путем подражания отдельным особенностям их поведения, то есть окружение или повторение в своем поведении характерных особенностей поведения собеседника.

Подстройка к будущему - процесс мысленного репетирования с самим собой какой-либо будущей ситуации, чтобы желаемое поведение было естественным и самопроизвольным.

Позиция восприятия - конкретная перспектива или точка зрения. В НЛП имеются три основные позиции, которые можно занять при восприятии конкретного опыта. Первая – позиция восприятия опыта своими собственными глазами, ассоциируется с точкой зрения первого лица. Вторая подразумевает переживание некоторого опыта с позиции «собеседника». Третья требует отстраненности и восприятия взаимоотношений между нами и другими людьми с позиции стороннего наблюдателя.

Предикаты - слова (такие, как глаголы, наречия и прилагательные), которыми пользуются для характеристики подлежащего. В НЛП предикаты служат для определения репрезентативной системы, которой человек пользуется при обработке информации.

Раппорт - установление атмосферы доверия, гармонии и сотрудничества при каких либо взаимоотношениях.

Синестезия - процесс наложения различных репрезентативных систем, характеризующийся такими явлениями, как «визуально-чувственные цепи», в которых человек выводит свои ощущения из того, что видит, и «аудиально-чувственные цепи», в которых человек получает свои ощущения из того, что слышит. Одновременная и неосознаваемая связь между каналами восприятия. Соединены между собой могут быть две любые сенсорные модальности.

Стратегия - некоторая последовательность тщательно продуманных мыслительных и поведенческих шагов, направленных на достижение конкретного результата. В НЛП в качестве наиболее важного аспекта стратегии рассматриваются репрезентативные системы, используемые для выполнения отдельных конкретных шагов.

Субмодальности - этим термином обозначаются особые качества ощущений, воспринимаемые каждым из пяти чувств. Например, визуальные субмодальности включают цвет, форму, движение, яркость, глубину и т.д.; аудиальные - громкость, высоту, темп и т.д.; кинестетические – такие качества, как давление, температура, местоположение и т.д.

Условия хорошо сформированной цели - набор условий, необходимых для получения эффективного и экологичного результата. В НЛП конкретная цель считается хорошо сформированной, если ее можно:

выразить в положительных терминах; 2) определить и оценить на основе сенсорного опыта; 3) сохранить положительные побочные продукты нынешнего состояния; 4) адекватно контекстуализировать с целью соответствия внешней экологии; а кроме того, если 5) процесс достижения этой цели может быть начат, продолжен и завершен тем, кто желает ее достичь.

Фрейм, или психологическая «рамка». Устанавливает рамки и ограничения при взаимодействии человека с окружающим миром. Оказывает огромное влияние на то, как мы интерпретируем отдельные переживания и события, как реагируем на них, поскольку выполняет функцию «расстановки пунктов» в этих переживаниях и напрягает наше внимание.

Рефрейминг - помещение какого-либо образа или переживания в новый фрейм, изменение рамки в отношении утверждения, чтобы придать ему другой смысл (например: наш беды – ничто по сравнению со страданиями других людей).

Цитирование - случай, когда сообщение, которое вы хотите сделать, заключено в скобки, как если бы оно было высказано кем-то иным. Цитирование в НЛП можно соотнести с косвенным внушением.

Экологичность изменений - набор учтенных выгод, получаемых в результате применения НЛП. Неэкологичность – набор неучтенных изменений, когда человек может потерять гораздо больше, чем приобретает (например, избавление от лишнего веса может привести к анорексии – полному исхуданию).

Якорь - связь между внутренним состоянием человека и внешним стимулом. К якорям можно отнести прикосновение, звук, запах, визуальные символы и т.д., вызывающие у человека определенные переживания, воспоминания. Якоря могут возникать естественным образом и устанавливаться намеренно.

Якорение - процесс, посредством которого стимул или репрезентация служат толчком для проявления реакции.

 

[Л1]

Содержание курса

Среди направлений психологической науки вычленяется отрасль, занимающаяся изучением различных видов и форм трудовой деятельности. Основная задача ее – определение психических особенностей человека с целью установления тех черт и качеств, которыми должен обладать специалист для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей. Специфика курса «Психология журналистики» заключается в том, что необходимым является изучение не только субъекта деятельности (журналиста, коммуникатора), но и объекта (реципиента информации – читателя, зрителя, слушателя).

Приступая к работе над курсом, студент прежде всего должен четко представлять себе психологическую природу различных средств массовой коммуникации. От этого зависят особенности построения и подачи журналистских материалов. Например, темп речи в теле- и радиопередачах, соотношение фона и изображения в телепрограммах, особенности речи при движущемся изображении, необходимость использования мужского или женского голоса, сочетание цветов на газетной и журнальной полосе, целесообразность использования шрифтов, различных по кеглю и начертанию и еще многое другое, что, может быть, разрозненно упоминается в различных учебных курсах, но должно быть объединено и подано под углом зрения психологии.

В соответствии с этими задачами курс «Психология журналистики» делится на три блока. В первый блок входят характеристики психологических особенностей и возможностей различных каналов массовой информации, обзор психологических и социально-психологических теорий функционирования МК и характеристика факторов, влияющих на восприятие журналистских произведений. При анализе одного из них – социального – особое внимание уделяется роли социальной установки. Только поняв механизм ее формирования и функционирования, можно объяснить такое явление, как мифологизация сознания. В то же время социальная установка – это мощный барьер, препятствующий проникновению в систему ценностей личности чуждых идей и мнений. Студент должен понимать механизм смены социальных установок (в конечном итоге – конверсии взглядов).

Второй блок курса посвящен характеристике психических свойств личности, принимающей информацию. Рассматриваются такие темы, как интересы, потребности, мотивы обращения к СМИ, особенности внимания и способы его привлечения к журналистским материалам. Здесь же анализируются социально-психологические особенности различных групп населения (возрастные, гендерные и т.д.), определяется специфика материалов, рассчитанных на эти группы.

Особое внимание во втором блоке уделяется таким формам воздействия на психику личности, как внушение и убеждение. Рассматриваются виды, формы, методы внушающего и убеждающего воздействия средств массовой информации, а также приемы манипулирования сознанием, использование нейролингвистического программирования. В связи с последними неизбежно встает вопрос об информационной безопасности личности, о приемах контрсуггестии.

В третьем блоке курса рассматриваются психические свойства личности коммуникатора: темперамент, характер, способности, экстравертность – интровертность и т.д., то есть, те качества, которые оказывают влияние на осуществление профессиональной деятельности.

Одной из составляющих журналистской деятельности является общение с источниками информации и с героями будущих материалов. Поэтому студент должен представлять специфику делового общения в области журналистики, знать причины возникновения барьеров при взаимодействии людей, находить пути их преодоления.

В третий блок входит также рассмотрение особенностей функционирования журналистского коллектива. Общеизвестно, что успешная деятельность редакционного (и всякого другого) коллектива во многом зависит от квалифицированного руководства. Поэтому студент должен иметь представление о типах руководителей и стилях руководства, о функциях руководителя, причинах конфликтов, возникающих в коллективе, и о том, как их избежать или погасить.

 

Место курса в профессиональной подготовке студента

Курс «Психология журналистики» рассчитан на соединение знаний по общей и социальной психологии с практическими нуждами редакций и журналистов. При этом он корреспондируется с теоретическими курсами «Социология» и «Социальная психология» а также с теоретико-практическим курсом «Основы творческой деятельности журналиста».

 

Требования к уровню освоения содержания курса

Предполагается, что в результате усвоения материалов лекционного курса, семинарских и практических занятий студент должен знать:

современную уче



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.133 (0.016 с.)