Учет наличия и поступления основных средств



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет наличия и поступления основных средств



Примерный перечень вопросов

для подготовки к экзамену по курсу «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит»

1. Общая характеристика бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к учету.

Бухучет – сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение деятельности предприятия на основании документов в различных измерениях.

Функции бух.учета:

1) контрольная – предусматривает осуществление контроля за использование различных ресурсов для того, чтобы руков-во располагало инф-ей, необх-ой для управл-ия

2) обеспечение сохранности собственности – для реал-ции этой ф-ции необх. наличие оборуд-х помещений и спец-ых приборов.

3) информационная – БУ явл-ся основным источником инф-ции для всех служб.

4) ф-ция обратной связи. БУ обесп-ет управленческий персонал данными о деят-ти п/п. На основе этой инф-ции и осущ-ся контроль за их выполнением, что ведет к новому потоку учета инф-ции.

5) Аналитическая

К внут пользов-м относ-ся – служ-ие, совет директоров, высш-й управ-ий персонал, менеджеры и т.д.Внеш-е польз-ли подраздел-ся на польз-лей с прямой, косвенной и без фин-го интереса. Прямой фин интерес- прямые или возможные инвесторы, банки, поставщики и др кредиторы. Косвенный фин интер-с- налог-ые и фин-ые органы, банки обслуж пред-е, страх комп-и, профсоюзы, заказчики.

Задачи бух.учета:

1) своевременное предоставление достоверной информации о хоз. деят-сти предприятия за определенный промежуток времени.

2) осуществление контроля за использованием средств предприятия, соблюдение смет, расходов ресурсов, сохранности материальных и денежных средств предприятия.

3) предотвращение отрицательных результатов хоз. деят-сти предприятия и выявление резервов фин. устойчивости.

Требования: - Сопоставимость показателей учета с показателями плана - Точность и объективность учета - Полнота - Ясность и доступность

-Экономичность и рациональность

2. Измерители, применяемые в учете. Виды учета в единой системе.

Натуральные измерители применяются для получения сведений об объектах учета. Трудовые измерители используются для исчисления количества труда и выражены в единицах времени (рабочий день, час.Денежный измеритель отражает объекты учета в едином, однородном выражении. Выражает кредитных и расчетных связей организаций.

Оперативный учет – это совокупность учетных процедур, которые обеспечивают информацией фазу текущего контроля, обращенного на отдельные участки хозяйственной деятельности объекта. Бухгалтерский учет – это система непрерывного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации.

Статистический учет - Это совокупность учетных процедур, которые обеспечивают информацией о количественной мере одинаковых экономических фактов, имеющих массовый характер.

 

 

3. Хозяйственные процессы

Хоз. операции – характерные отдельные хозяйственные действия, оказывающие влияние на изменения в составе имущества и источников образования. Совокупность хоз. операций составляет хоз. процесс. 3 хоз. процесса: снабжение, производство и реализация.

снабжение - состоит в том, что предприятие обеспечивается оборудованием, материалом, запчастями, топливом и т.д.;

производство - состоит в том, что предприятие производит готовую продукцию, оказывает услуги, выполняет работу;

реализация - предприятие продает готовую продукцию покупателям, сбывает услуги и работы заказчикам.

4. Хозяйственные средства

Хозяйственные средства –это объекты имущества организации, которые имеют стоимостное выражение. Хозяйственным средствам дается двойная характеристика: по видам и размещению, по источникам образования.

1 основные средства, доходные вложения,2 финансовые вложения,расчеты с учредителями,нематериальные активы.

По составу активы предприятия подразделяются на оборотные и внеоборотные активы.

По размещению оборотные активы делятся на активы, которые используются:

- в сфере производства

- сфере обращения

К внеоборотным средствам относятся основные средства и нематериальные активы.

Основные средства — это средства труда, связанные с производством продукции, выполнением работ и услуг, которые служат в течение длительного времени

5. Предмет и общая характеристика метода бухгалтерского учета

Предметом бух. учета явл. финансово- хоз. деятельность предприятия. Объектами бух уч.:1.средства предприятия (активы) 2.источники их формирования ( пассивы), 3.хоз. процессы (снабжение, производство и реализация)

Метод бухгалтерского учета ¾ это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия.

Элементы метода БУ документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйстве операции, которое придает юридическую силу данным бухгалтерского учета;

инвентаризация - сопоставимость фактического наличия имущества и финансовых обязательств с данными бухучета на определенную дату;

счета бухучета – способ отражения и группировки текущего, взаимосвязанного имущества по составу и размещению и источникам образования

двойная запись на счетах - взаимосвязанное отражение хозяйственной операции на счетах бухучета, когда каждая операция одновременно отражается по дебету одного счета и кредиту другого на одну сумму;

денежная оценка - денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственны операций для получения обобщенных данных за текущий период организации в целом;

калькуляция - группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции, работ и услуг;

бухгалтерский баланс - источник информации, который представляе собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещ и источникам формирования, выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату

бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном финансовом положении организаци и результатах ее хозяйст деятельности, составляемой на основе данных бухучета по установленным формам.

 

 

6. Содержание и структура бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс- представляет собой систему показателей характеризующих финансово-хоз. деятельность предприятия, состояние средств и источников на определенную дату в денежной оценке. бух. баланс состоит из двух частей . Первая часть баланса называется активом, а вторая пассивом. Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе, и в пассиве отражается одно и то же – хозяйственные средства организации, но с разных сторон: в активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы.. Кроме деления на актив и пассив, баланс имеет разделы, группы, статьи. Статьи актива и пассива, сходные по экономическому содержанию, в балансе объединяются в разделы.

Главный принип баланса - равенство актива и пассива. Валюта баланса - сумма по активу и пассиву. Структура баланса – удельный вес отдельных статей в общей валюте баланса.

Структура и содержание актива баланса.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

•внеоборотные активы;

•оборотные активы;

•капитал и резервы;

•долгосрочные обязательства;

•краткосрочные обязательства.

Внеоборотные активы.

1.Нематериальные активы: права на объекты интеллект собственности; патенты, торговые знак

2.Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство.

3.Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката.

4.Финансовые вложения: инвестиции в дочерние общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; др финансовы вложения.

Оборотные активы.

1.Запасы: сырье, материалы; затраты в незавершенном производстве; готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные; расходы будущих периодов.

2.Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ;

3.Финансовые вложения: займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; финансовые вложения.

4.Денежные средства: расчетные счета; валютные счета; денежные средства.

Пассив. Капитал и резервы.

Уставной капитал. Добавочный капитал. Резервный капитал: резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами. Нераспределенная прибыль.

Долгосрочные обязательства.

1.Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

2.Прочие обязательства.

Краткосрочные обязательства.

1.Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

2.Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом организации; перед участниками по выплате доходов;

3.Доходы будущих периодов: резервы предстоящих расходов и платежей.

 

7. Хозяйственные операции и их влияние на статьи бухгалтерского баланса

Осн. 4 типа хоз. операций, под влиянием которых происходит измен. в балансе: 1) Операции, которые вызывают изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения. (напр., получены от поставщика на склад материалы на 70 тыс. р. Расчеты с поставщиком не произведены. При данной операции увеличиваются активы на 70 тыс. р. и увелич-ся кредиторск. задолженность перед поставщиком (пассив) на 70 тыс. р. Рав-во баланса при этом сохраняется, итог (валюта баланса) изменяется; 2) Операции, котор. вызывают изменение в активе и пассиве баланса в стор. уменьшения. (напр., перечислено с р/с в погашение задолженности поставщика сумма 70 тыс. р. Остаток ден. ср-в на р/с уменьшится, кредиторс. задолж. перед поставщиком также уменьшится на 70 тыс. р. Рав-во сохраняется, итог уменьшится; 3) Изменения происходят только в активе баланса. При этом одна или несколько статей актива увелич-ся на одну и ту же сумму. (напр., получено с р/с в кассу на хоз. расходы 400 тыс р. Остаток ден. ср-в в кассе увелич-ся на 400 тыс. р. Остаток ден. ср-в на р/с уменьшится на 400 тыс. р. Итог баланса не измен-ся, а рав-во актива и пассива сохран-ся); 4) Изменения происходят только в пассиве баланса. (напр., часть прибыли направлена на пополнение уставного фонда (1 млн. р.). При этом прибыль уменьшится на 1 млн. р., уставн. фонд увеличится на 1 млн. р. Итог баланса не меняется, рав-во актива и пассива сохраняется.

8. Понятие и классификация учетных регистров. Способы исправления ошибок в учетных регистрах

Регистр бухучета- документ в котором производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации

Учетные регистры - это таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций.

По внешнему виду :

Бухгалтерские книги – книги для учетных записей, в которых все страницы сброшюрованы, пронумерованы и заключены в переплет(кассовая книга).

Карточки – листы плотной бумаги определенного формата для учетных записей, хранящихся в картотеке( инвентарные карточки)

Свободные листы(ведомость) изготовляются типографическим способом.

По названию

Хронологическая - записи операций производятся последовательно во времени, т.е. по мере их осуществлен(журнал регистр хоз операций, ордера)

Систематические регистры - запись операций производится по определенной системе( журналы-ордера)

Комбинированные регистры - хронологическая последовательность записей сочетается с их систематизацией в разрезе счетов(кассовая книга)

По объему содержания

синтетических счетов - без пояснительного текста, с указанием только даты, номера и суммы бухгалтерской проводки ( Главная книга).

аналитического учета (карточки,книги,опись)

комбинированные- сочетают в себе аналит и комбинир счета(журналы-ордера)

По формам

Односторонние регистры - это различные карточки для учета материальных ценностей, расчетов и других операций.(кассовая книга)

Двухсторонние регистры применяются в основном при ведении учета в книгах (книга учета производства)

Линейные регистры - здесь каждый аналитический счет отражается только на одной строке( для учета счетов)

Шахматные регистры хоз операция записывается лишь 1 раз и отражается одновременно по дебету и кредету счетов (по учету затрат производства)

Для исправления ошибочных записей

Корректурный способ заключается в зачеркивании неправильного текста или суммы и надписании над зачеркнутым правильного текста или суммы.

Дополнительная проводка применяется, когда в регистрах записана сумма меньше действительной. Она используется:

•если корреспонденция счетов указана правильно, но в меньшей сумме, чем следовало;

•фактическая себестоимость продукции (изделия) выше нормативной (плановой).

Способ «красное сторно» (отрицательная запись) применяется для исправления ошибочной корреспонденции счетов или большей, чем следовало, суммы. Исправительная проводка или сумма записывается учетные регистры красными чернилами. При подсчетах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итогов..

9. Учет процесса заготовления

Процесс снабжения представляет собой совокупность операций по обеспечению организаций предметами и средствами труда необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.

В бухгалтерском учете предметы труда учитываются на синтетических счетах: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Аналитический учет материалов ведется в соответствии с их номенклатурой. Номенклатура материалов представляет собой перечень отдельных видов, наименований и сортов материалов, используемых на предприятии. Каждому отдельному наименованию, размеру, профилю материалов присваивается постоянный номер (код). Этот код называется номенклатурным номером и проставляется во всех документах, связанных с учетом предметов труда.

Определять (калькулировать) фактическую себестоимость каждого предмета труда практически не представляется возможным. Текущий бухгалтерский учет заготовленных предметов труда ведется по твердым учетным ценам (оптовые цены поставщика или плановая себестоимость)

При первом способе на счете 10 «Материалы» отражается оптовая цена приобретенных ценностей. ТЗР учитываются на специальном субсчете «ТЗР», дополнительно открываемом к счету «Материалы».

Таким образом, в дебете счета 10 «Материалы» отражается стоимость приобретенных материалов по оптовым ценам, а на субсчете «ТЗР» собираются транспортно-заготовительные расходы. Фактическая себестоимость предметов труда будет складываться из суммы оборотов по дебету счета «Материалы» и дебету субсчета «ТЗР».

 

10. Учет процесса производства

Участие в производстве трех основных моментов – труда, предметов труда и средств труда – приводит к образованию у предприятия соответствующих расходов:

· заработная плата, выплачиваемая рабочим;

· стоимость предметов труда

· амортизация средств труда в производстве.

·зп управленческого и обслуживающего персонала;

· стоимость предметов труда, расходуемых на общепроизводственные и общехозяйственные нужды (отопление и освещение помещений)

· амортизация зданий и хозяйственного инвентаря цехов и офиса предприятия.

Сумма всех расходов предприятия составляет себестоимость продукции.

Результатом расходов на производство является выпуск готовой продукции. Основными задачами бухучета на стадии производства являются:

1. Определение фактического объема производства.

2. Исчисление фактической себестоимости продукции. Для учета процесса производства в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета:

20 23 25 26 28 29 40 97 96

 

11. Учет процесса реализации

 

Процесс реализации представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции.

Целью отражения хозяйственных операций по реализации на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) Расчет финансового производится ежемесячно на основании документов, подтверждающих реализацию продукции (работ, услуг).

Для учета реализации используется счет 90 «Продажи». К нему в обязательном порядке открываются субсчета:

1.Выручка.

2.Себестоимость продаж.

3. НДС.

4. Акцизы.

9. Прибыль/убыток от продаж.

В процессе реализации продукции предприятие производит расходы по ее сбыту и доведению до потребителей, т.е. коммерческие расходы.

Учет коммерческих расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу».

Коммерческие расходы, относящиеся к остатку не отгруженной продукции, остаются на счете 44 и при составлении баланса отражаются по статье «Прочие запасы и затраты».

По дебету 44 отражаются произведенные расходы (К 60, 69, 70, 71, 76).

По кредиту 44 списываются расходы, относящиеся к реализованной продукции (Д 90).

Если договором поставки предусмотрен отличный от вышеуказанного общего порядка момент перехода права владения, пользования, распоряжения продукцией и риска ее случайной гибели от предприятия к покупателю (заказчику), то в этом случае принятые на учет по счету 45 «Товары отгруженные» списываются в дебет счета 90 с момента перехода продукции в собственность покупателя.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В соответствии с заключенными договорами предприятие может получать авансы под поставку материальных ценностей, под выполнение работ. Для их учета используется субсчет счета 62 «Расчеты по авансам полученным»

 

12. Классификация и оценка основных средств

Основные средства – часть имущества (активов) организации. По составу: Земельные участки, здания, машины и оборудование, транспортные средства, инвентарь, рабочий скот

По объему прав

Принадлежащие организации собственные, в том числе сданные в аренду; полученные в аренду;

находящиеся в оперативном управлении

По степени использования

в эксплуатации; находящиеся в запасе; на консервации; в стадии достройки, дооборудования; реконструкции; частичной ликвидации.

Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями предназначенный для выполнения определенных самостоятельных работ.

вида оценки основных средств:

Первоначальная, которая складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию.

Восстановительная – стоимость приобретения или строительства объекта исходя из действующих цен на текущий момент.

Остаточная – это расчетная величина, определяемая как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и износом. По остаточной стоимости основные средства отражаются в балансе.

Ликвидационная– стоимость лома, запасных частей и прочего, остающихся после разборки и ликвидации объекта ОС.

Первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и др. возмещаемых налогов.

Фактическими затратами являются:

суммы, уплачиваемые поставщику;

суммы, уплачиваемые по договору строительного подряда;

оплата информационных и консультационных услуг;

регистрационные сборы, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые при приобретении ОС;иные затраты.

Учет таких объектов ведется на счете 10 «Материалы», а списание производится на счета 20, 23, 25, 26, 44.

13. Документальное оформление и учет поступления основных средств

Поступающие ОС оформляются актом приемки-передачи объекта ОС (ф. № ОС-1) в 1 экз. В бухгалтерии на основании акта оформляется инвентарная карточка ОС (ф. № ОС-6). Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС (ф. № ОС-3).

Внутреннее перемещение ОС оформляется накладной на внутреннее перемещение объекта ОС (ф. № ОС-2).

Операции по ликвидации всех ОС оформляют актом на списание объекта ОС (ф. № ОС-4).

Синтетический учет наличия и движения ОС ведут на активном, сальдовом счете 01 по первоначальной стоимости. Сальдо дебетовое - отражает сумму первоначальной стоимости действующих и находящихся в запасе и на консервации собственных ОС предприятия. Оборот по дебету отражает поступление, оборот по кредиту – выбытие объектов по разным причинам.

Текущая аренда

2. Долгосрочная (финансовая, лизинг) аренда (с выкупом основных средств)

Учет текущей аренды у арендодателя (арендатора) включает в себя следующие разделы:

· Сдача (прием) основных средств в аренду

· Начисление арендной платы к получению (к перечислению)

· Отражение затрат по ремонту и капитальным вложениям по арендованным основным средствам

· Возврат арендованных основных средств.

При учете имущества, сдаваемого в аренду, на счете 01 "Основные средства" организации нарушают порядок ведения бухгалтерского учета

Распространенной ошибкой многих организаций является учет имущества, в частностиосновных средств, сдаваемых в аренду, на счете 01. Несмотря на то, какая часть имущества сдается в аренду, на какой срок, основные средства и другое имущество, сдаваемое в аренду, необходимо учитывать на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Такая норма предусмотрена:

– Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (комментарий к счету 03) (далее – Инструкция № 89);

– Инструкцией об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (п. 23) (далее – Инструкция № 127).

Примерный перечень вопросов

для подготовки к экзамену по курсу «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит»

1. Общая характеристика бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к учету.

Бухучет – сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение деятельности предприятия на основании документов в различных измерениях.

Функции бух.учета:

1) контрольная – предусматривает осуществление контроля за использование различных ресурсов для того, чтобы руков-во располагало инф-ей, необх-ой для управл-ия

2) обеспечение сохранности собственности – для реал-ции этой ф-ции необх. наличие оборуд-х помещений и спец-ых приборов.

3) информационная – БУ явл-ся основным источником инф-ции для всех служб.

4) ф-ция обратной связи. БУ обесп-ет управленческий персонал данными о деят-ти п/п. На основе этой инф-ции и осущ-ся контроль за их выполнением, что ведет к новому потоку учета инф-ции.

5) Аналитическая

К внут пользов-м относ-ся – служ-ие, совет директоров, высш-й управ-ий персонал, менеджеры и т.д.Внеш-е польз-ли подраздел-ся на польз-лей с прямой, косвенной и без фин-го интереса. Прямой фин интерес- прямые или возможные инвесторы, банки, поставщики и др кредиторы. Косвенный фин интер-с- налог-ые и фин-ые органы, банки обслуж пред-е, страх комп-и, профсоюзы, заказчики.

Задачи бух.учета:

1) своевременное предоставление достоверной информации о хоз. деят-сти предприятия за определенный промежуток времени.

2) осуществление контроля за использованием средств предприятия, соблюдение смет, расходов ресурсов, сохранности материальных и денежных средств предприятия.

3) предотвращение отрицательных результатов хоз. деят-сти предприятия и выявление резервов фин. устойчивости.

Требования: - Сопоставимость показателей учета с показателями плана - Точность и объективность учета - Полнота - Ясность и доступность

-Экономичность и рациональность

2. Измерители, применяемые в учете. Виды учета в единой системе.

Натуральные измерители применяются для получения сведений об объектах учета. Трудовые измерители используются для исчисления количества труда и выражены в единицах времени (рабочий день, час.Денежный измеритель отражает объекты учета в едином, однородном выражении. Выражает кредитных и расчетных связей организаций.

Оперативный учет – это совокупность учетных процедур, которые обеспечивают информацией фазу текущего контроля, обращенного на отдельные участки хозяйственной деятельности объекта. Бухгалтерский учет – это система непрерывного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации.

Статистический учет - Это совокупность учетных процедур, которые обеспечивают информацией о количественной мере одинаковых экономических фактов, имеющих массовый характер.

 

 

3. Хозяйственные процессы

Хоз. операции – характерные отдельные хозяйственные действия, оказывающие влияние на изменения в составе имущества и источников образования. Совокупность хоз. операций составляет хоз. процесс. 3 хоз. процесса: снабжение, производство и реализация.

снабжение - состоит в том, что предприятие обеспечивается оборудованием, материалом, запчастями, топливом и т.д.;

производство - состоит в том, что предприятие производит готовую продукцию, оказывает услуги, выполняет работу;

реализация - предприятие продает готовую продукцию покупателям, сбывает услуги и работы заказчикам.

4. Хозяйственные средства

Хозяйственные средства –это объекты имущества организации, которые имеют стоимостное выражение. Хозяйственным средствам дается двойная характеристика: по видам и размещению, по источникам образования.

1 основные средства, доходные вложения,2 финансовые вложения,расчеты с учредителями,нематериальные активы.

По составу активы предприятия подразделяются на оборотные и внеоборотные активы.

По размещению оборотные активы делятся на активы, которые используются:

- в сфере производства

- сфере обращения

К внеоборотным средствам относятся основные средства и нематериальные активы.

Основные средства — это средства труда, связанные с производством продукции, выполнением работ и услуг, которые служат в течение длительного времени

5. Предмет и общая характеристика метода бухгалтерского учета

Предметом бух. учета явл. финансово- хоз. деятельность предприятия. Объектами бух уч.:1.средства предприятия (активы) 2.источники их формирования ( пассивы), 3.хоз. процессы (снабжение, производство и реализация)

Метод бухгалтерского учета ¾ это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия.

Элементы метода БУ документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйстве операции, которое придает юридическую силу данным бухгалтерского учета;

инвентаризация - сопоставимость фактического наличия имущества и финансовых обязательств с данными бухучета на определенную дату;

счета бухучета – способ отражения и группировки текущего, взаимосвязанного имущества по составу и размещению и источникам образования

двойная запись на счетах - взаимосвязанное отражение хозяйственной операции на счетах бухучета, когда каждая операция одновременно отражается по дебету одного счета и кредиту другого на одну сумму;

денежная оценка - денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственны операций для получения обобщенных данных за текущий период организации в целом;

калькуляция - группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции, работ и услуг;

бухгалтерский баланс - источник информации, который представляе собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещ и источникам формирования, выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату

бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном финансовом положении организаци и результатах ее хозяйст деятельности, составляемой на основе данных бухучета по установленным формам.

 

 

6. Содержание и структура бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс- представляет собой систему показателей характеризующих финансово-хоз. деятельность предприятия, состояние средств и источников на определенную дату в денежной оценке. бух. баланс состоит из двух частей . Первая часть баланса называется активом, а вторая пассивом. Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе, и в пассиве отражается одно и то же – хозяйственные средства организации, но с разных сторон: в активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы.. Кроме деления на актив и пассив, баланс имеет разделы, группы, статьи. Статьи актива и пассива, сходные по экономическому содержанию, в балансе объединяются в разделы.

Главный принип баланса - равенство актива и пассива. Валюта баланса - сумма по активу и пассиву. Структура баланса – удельный вес отдельных статей в общей валюте баланса.

Структура и содержание актива баланса.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

•внеоборотные активы;

•оборотные активы;

•капитал и резервы;

•долгосрочные обязательства;

•краткосрочные обязательства.

Внеоборотные активы.

1.Нематериальные активы: права на объекты интеллект собственности; патенты, торговые знак

2.Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство.

3.Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката.

4.Финансовые вложения: инвестиции в дочерние общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; др финансовы вложения.

Оборотные активы.

1.Запасы: сырье, материалы; затраты в незавершенном производстве; готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные; расходы будущих периодов.

2.Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ;

3.Финансовые вложения: займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; финансовые вложения.

4.Денежные средства: расчетные счета; валютные счета; денежные средства.

Пассив. Капитал и резервы.

Уставной капитал. Добавочный капитал. Резервный капитал: резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами. Нераспределенная прибыль.

Долгосрочные обязательства.

1.Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

2.Прочие обязательства.

Краткосрочные обязательства.

1.Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

2.Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом организации; перед участниками по выплате доходов;

3.Доходы будущих периодов: резервы предстоящих расходов и платежей.

 

7. Хозяйственные операции и их влияние на статьи бухгалтерского баланса

Осн. 4 типа хоз. операций, под влиянием которых происходит измен. в балансе: 1) Операции, которые вызывают изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения. (напр., получены от поставщика на склад материалы на 70 тыс. р. Расчеты с поставщиком не произведены. При данной операции увеличиваются активы на 70 тыс. р. и увелич-ся кредиторск. задолженность перед поставщиком (пассив) на 70 тыс. р. Рав-во баланса при этом сохраняется, итог (валюта баланса) изменяется; 2) Операции, котор. вызывают изменение в активе и пассиве баланса в стор. уменьшения. (напр., перечислено с р/с в погашение задолженности поставщика сумма 70 тыс. р. Остаток ден. ср-в на р/с уменьшится, кредиторс. задолж. перед поставщиком также уменьшится на 70 тыс. р. Рав-во сохраняется, итог уменьшится; 3) Изменения происходят только в активе баланса. При этом одна или несколько статей актива увелич-ся на одну и ту же сумму. (напр., получено с р/с в кассу на хоз. расходы 400 тыс р. Остаток ден. ср-в в кассе увелич-ся на 400 тыс. р. Остаток ден. ср-в на р/с уменьшится на 400 тыс. р. Итог баланса не измен-ся, а рав-во актива и пассива сохран-ся); 4) Изменения происходят только в пассиве баланса. (напр., часть прибыли направлена на пополнение уставного фонда (1 млн. р.). При этом прибыль уменьшится на 1 млн. р., уставн. фонд увеличится на 1 млн. р. Итог баланса не меняется, рав-во актива и пассива сохраняется.

8. Понятие и классификация учетных регистров. Способы исправления ошибок в учетных регистрах

Регистр бухучета- документ в котором производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации

Учетные регистры - это таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций.

По внешнему виду :

Бухгалтерские книги – книги для учетных записей, в которых все страницы сброшюрованы, пронумерованы и заключены в переплет(кассовая книга).

Карточки – листы плотной бумаги определенного формата для учетных записей, хранящихся в картотеке( инвентарные карточки)

Свободные листы(ведомость) изготовляются типографическим способом.

По названию

Хронологическая - записи операций производятся последовательно во времени, т.е. по мере их осуществлен(журнал регистр хоз операций, ордера)

Систематические регистры - запись операций производится по определенной системе( журналы-ордера)

Комбинированные регистры - хронологическая последовательность записей сочетается с их систематизацией в разрезе счетов(кассовая книга)

По объему содержания

синтетических счетов - без пояснительного текста, с указанием только даты, номера и суммы бухгалтерской проводки ( Главная книга).

аналитического учета (карточки,книги,опись)

комбинированные- сочетают в себе аналит и комбинир счета(журналы-ордера)

По формам

Односторонние регистры - это различные карточки для учета материальных ценностей, расчетов и других операций.(кассовая книга)

Двухсторонние регистры применяются в основном при ведении учета в книгах (книга учета производства)

Линейные регистры - здесь каждый аналитический счет отражается только на одной строке( для учета счетов)

Шахматные регистры хоз операция записывается лишь 1 раз и отражается одновременно по дебету и кредету счетов (по учету затрат производства)

Для исправления ошибочных записей

Корректурный способ заключается в зачеркивании неправильного текста или суммы и надписании над зачеркнутым



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.04 с.)