Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация средств массовой информации и целевой аудиторииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СМИ являются одним из важнейших составляющих такого более широкого понятия, как «средства массовой коммуникации» (СМК)1.
Система средств массовой коммуникации объединяет все средства сбора, анализа, передачи, обработки и распространения общественно-значимой информации на региональном, национальном и глобальном уровнях. Обозначим компоненты этой системы: ♦ пресса (газеты, журналы); ♦ телевидение; ♦ радиовещание; ♦ информационные агентства; ♦ издательства; ♦ рекламные и PR-агентства; ♦ внутренние службы по связям с общественностью; ♦ Интернет; ♦ телефонная связь; ♦ слухи. К средствам массовой информации (СМИ), как правило, относят: ♦ журналы; ♦ газеты;телеканалы; ♦ информационные агентства; 1 Средства массовой коммуникации (СМИ — это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории. См. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — С. 432.
♦ радиостанции; ♦ web-сайты (официально зарегистрированные как СМИ). На современном этапе роль этих каналов передачи сообщений трудно переоценить: для информационного общества характерна тотальная медиатизация различных сфер социальной действительности, так как большинство его граждан непосредственно участвует в процессе создания, распространения и хранения информации. К примеру, в США и сфере нематериального производства занято свыше 60% работающего населения, а в сельском хозяйстве только около 3%. Сейчас электронные СМИ тоже претерпевают большие изменения, идет их развитие в сторону мультимедийности. Если несколько лет назад говорили о том, что радио исчезает, а влияние его уменьшается, отмечает заместитель председателя ФГУ РГРК «Голос России» по международным связям Эдуард Крусткалин, то «сейчас можно говорить о том, что в силу обретения им элементов мультимедийности (сайты с видеокартинкой, подкастинг и т.п.) начинается его возрождение. На Западе даже появился термин «цифровое возрождение радио». В перспективе возможно появление новых СМИ, образованных в результате слияния радио, телевидения и Интернета». Таковы мировые тенденции. В этом разделе мы не будем подробно описывать специфику каждого из видов СМИ, та к как информация по этой теме содержится в значительном количестве открытых источников. Вместе с тем, приведем результаты социологического исследования о том, из каких источников жители столицы России получают информацию. В представленной таблице отражен общий вектор распределения медиа-предпочтений основных возрастных групп населения (молодежь, лица среднего возраста, пенсионеры). Приведенные данные могут служить ориентиром для определения форм и методов работы пресс-службы с определенными возрастными аудиториями и средствами массовой информации. К примеру, из таблицы следует, что представители разных возрастных групп лишь по отношению к прессе проявляют консолидацию мнений, то есть около 36% представителей каждой категории используют прессу в качестве источника информации (хотя наименования этих СМИ наверняка отличаются), а телевидение наиболее популярно у представителей средней возрастной группы (72,9%). Остановимся на существующих подходах к классификации отдельных видов СМИ. 1. Классификация печатных средств массовой информации Существующие виды прессы можно классифицировать по нескольким признакам. Наиболее распространенным критерием классификации является территориальный, согласно ему можно выделить следующие уровни прессы:
♦ федеральный;
♦ региональный; ♦ районный.
Второй по степени значимости является классификация по принципу содержательной направленности. По этому критерию можно выделить: ♦ официальные издания (например, «Российская газета», «Тверская, 13», издания региональных администраций); ♦ общественно-политические издания (например,«Коммерсантъ», «Известия»); ♦ издания общей социальной направленности (например, «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда»,«Московский комсомолец»); ♦ информационно-развлекательные издания (например,«Биография», «Семь дней», «Караван историй); ♦ культурно-просветительские издания (например,«Вокруг света», «Московский журнал. История Государства российского»); ♦ детско-юношеские издания (например, «Пионерская правда», «Студенческий меридиан»); ♦ специализированные издания (предназначены для конкретной целевой аудитории или посвящены определенной тематике, например, «Женское здоровье»,«Офицеры», «Авторевю»); ♦ рекламные издания (например, «Обустройство&Ремонт», «Обучение&Карьера», «Из рук в руки»).
Существуют также типы классификации печатных СМИ но объемам тиража (крупнейшие, крупные, средние, малые) и праву собственности (частные, государственные, с иностранным участием и т.п.). Однако с точки зрения актуальности использования в работе сотрудников пресс-служб, наиболее оптимальной представляется классификация по содержательной направленности. С помощью разделения СМИ на данные категории можно облегчить процесс определения изданий, на взаимодействие с которыми должны ныть направлены основные усилия пресс-службы.
К печатным СМИ, с которыми пресс-службы наиболее часто осуществляют взаимодействие, относятся официальные издания, общественно-политические издания и издания пищей социальной направленности.
Рис. 1. Распределение сегментов аудитории по предпочитаемым каналам получения информации социально-политической тематики1
1 Данные представленные на основании массового опроса 10 000 москвичей, проведенного ЛНО «НИИ Социологии» (Москва, июнь-июль 2008 года). Примечание: респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, результаты указаны в процентах.
контактов, созданию конструктивных взаимодействий и мониторингу сообщений этих СМИ следует уделять особое внимание. В то же время для более взвешенного и точного выбора группы изданий, на работу с которой будет направлена активность подразделения, необходимо учитывать различные дополнительные характеристики СМИ. Важными критериями выступают следующие основные показатели: ♦ определение информационной стратегии учредителей издания и тех групп интересов (политических и финансовых), которые оказывают наибольшее влияние на позицию редакции;общая политика редакции и отношение ее (потенциальное или уже имеющееся) к той теме, которую хочет освещать пресс-служба; ♦ степень охвата аудитории (тираж, популярность, - уровень доверия населения к информации, исходящей из этого источника; возможности пресс-службы в плане выстраивания конструктивных отношений с конкретным изданием.
Продолжая разговор о классификации печатных СМИ, следует отметить, что в большинстве случаев на практике пресс-службам крупных институтов приходится взаимодействовать с федеральными изданиями. Также с помощью информационных лент и агентств информация, распространяемая пресс-службой, становится доступной региональной и районной прессе. При этом следует выделить следующую закономерность: в крупных городах выше влияние федеральных изданий, а на территориях с преобладанием сельского населения выше уровень доверия к местной, региональной прессе. 2. Классификация телевизионных каналов и радиостанций Электронные СМИ наиболее удобно классифицировать через признак «форма собственности». Российские телеканалы и радиостанции можно разделить по форме собственности на следующие группы: - государственные (например, «Первый канал», «Телеканал «Россия», «Голос: России», «Russia today»); - частные (например, РЕН-ТВ, «Эхо Москвы», «Сити-FM»). Классификация по данному признаку облегчает задачу пресс-службы, так как определяет специфику СМИ и, соответственно, обозначает приоритетные подходы по взаимодействию с ними. Заместитель председателя ФГУ РГРК «Голос России» по международным связям Эдуард Крусткалн при этом подчеркивает: «У любого СМИ, помимо того, что оно выполняет общественно значимую функцию, которую оно само себе присвоило, — так исторически сложилось — есть свои корпоративные интересы, не зависящие от того фактора, что в России практически все СМИ кому-то принадлежат. Соответственно, информация, которую журналисты преподносят тем или иным образом, имеет определенную окраску, которая зачастую имеет прямое отношение к корпоративным интересам конкретного масс-медиа». Применительно к государственным электронным СМИ наиболее распространенной технологией работы будут личные договоренности, основанные на принципе «услуга за услугу», применительно к частным — вовлечение СМИ в вопросы, поднимаемые пресс-службой путем событийной коммуникации, и вступление в договорные отношения с возможностью получения бонусов в виде бесплатного размещения материалов.
Телевизионные каналы и радиостанции также можно классифицировать по территориальному признаку: ♦ федеральные (например, «Телеканал «Россия», «НТВ»,«Спорт», «Милицейская волна»); ♦ региональные (например, «ТВЦ», «Столица», «ТВ-6»,«ТВ-100 Петербург»).
Для справедливости отметим, что приведенное деление иногда можно считать условным. В частности, ТВЦ, являясь московским каналом транслируется на другие регионы России. Для того чтобы понимать специфику современного медийного пространства, которая очень сильно влияет на выбор пресс-службой форм и методов работы, необходимо учитывать то, что самую большую аудиторию охватываемым,| ют телепередачи и рекламные блоки, которые трансли-
руются с 18.00 до 22.00 в будние дни (так называемый «прайм-тайм»), а также различные новостные программы.
Однако работа с телевидением, если сравнивать ее со стоимостью сотрудничества с другими видами СМИ, требует существенных материальных вложений. Поэтому, включая использование этого инструмента PR в свой медиаплан, следует ответственно отнестись к определению формы и содержания. этой работы: иногда пятисекундный рекламный ролик, регулярно транслируемый в течение месяца, может принести больший результат, чем тридцатиминутная передача, полностью посвященная деятельности организации, которую целевая аудитория может просто не увидеть.
С советских времен у многих людей, в частности, у ряда нынешних руководителей, осталось повышенное доверие к печатному слову и информации телевидения. Им просто приятно видеть себя в СМИ, а вопрос эффективности этой работы их мало волнует.
Компетентный пресс-секретарь должен говорить своему руководителю о последствиях тех или иных действий в информационном пространстве: где эффект будет нулевой, где отрицательный, а где затраченные средства будут несопоставимы с полученным результатом.
В современных условиях ни в коем случае нельзя пренебрегать использованием ресурса радио, в силу отмеченного выше «цифрового возрождения» этого СМИ.
Можно с уверенностью сказать, что эпоха тотального влияния СМИ на общественное мнение началась с массового распространения радиовещания. С появлением и распространением телевидения позиция радио заметно ослабла. В настоящее время, по мнению многих экспертов, радио возвращает себе утраченные позиции и становится более влиятельным субъектом производства и передачи информации. Отчасти это связано с тем, что ритм жизни современных больших городом и мегаполисов вынуждает их жителей получать информацию на слух во время работы или нахождения в дороге, при этом на просмотр телевизионных программ остается все меньше времени. Современные отечественные радиостанции можно разделить на две неравные группы: музыкальные и информационные.
Музыкальных значительно больше, они более популярны, но не могут считаться эффективным инструментом PR персоны или организации, не имеющей отношения к шоу-бизнесу, потому что, как правило, играют для слушателя роль музыкального фона и их информационная функция сводится к регулярной передаче краткого блока новостей. Что касается информационных станций, которых значительно меньше, чем музыкальных, то особого внимания заслуживает радио «Эхо Москвы», которое популярно среди представителей среднего класса и либерально настроенной общественности. Классификация web-сайтов Сравнительно новым видом средств массовой информации являются ресурсы сети Интернет. С точки зрения интересов пресс-службы, наиболее оптимальной является классификация web-сайтов через разделение их по признаку тематической направленности: ♦ новостные (например, http://www.lenta.ru/, http://www.rbk.ru/); - экспертно-аналитические (например, http:// www.regions.ru/, http://www.kreml.org/); ♦ все остальные ресурсы сети.
Главное достоинство интернет-ресурсов заключается в значительно более низких ценах на размещение материалов, чем в других СМИ, и мобильном обновлении информации, которое осуществляется по мере ее поступления. Также необходимо подчеркнуть, что размещение материалов па многих профильных ресурсах может быть бесплатным. Одним из необходимых условий этого является личная инициатива пресс-службы или пресс-секретаря, направленная на продвижение материалов своей организации.
Классификация web-сайтов по специализации и охвату территории. ♦ Корпоративные (Интранет1). Интранет — внутренняя, частная сеть организации. Как правило, Интранет — это Интернет в миниатюре, который построен им использовании протокола IP для обмена и совместного использо вания некоторой части информации внутри этой организации (http://ru.wiki pedia.org/).
Сайты «для внутреннего пользования», ориентированные на коллектив сотрудников определенной организации. ♦ Локальные. Сайты, ограниченные какой-либо местной, локальной проблематикой. ♦ Региональные. Ресурсы, охватывающие по своей направленности проблематику конкретной территории. ♦ Федеральные. Интернет-ресурсы, являющиеся общезначимыми для всех субъектов Федерации, освещающие широкий круг вопросов. ♦ Специализированные. Сайты из этой категории ограничены определенной тематикой, интересующей определенную группу пользователей сети.
По мнению авторов, современной пресс-службе необходимо более активно использовать ресурсы сети Интернет в процессе продвижения своей информации, так как по эффективности данный канал коммуникации уже опережает печатные СМИ (особенно, если организация хочет говорить с молодежью). При этом один из наших экспертов, председатель совета директоров компании развития общественных связей «КРОС» Виталий Дымарский подчеркивает: «Чем «богаче» сайт, чем он интереснее (например, с видеокартинкой), тем больше та польза, которую он может принести». Классификация целевой аудитории1 Каждая пресс-служба в своей работе должна понимать, какие группы населения являются ее целевой аудиторией, то есть той частью общества, на которую, прежде всего, направлена активность подразделения. В зависимо- 1 Целевая аудитория это термин, используемый в маркетинге, рекламе или PR для обозначения группы людей, объединенных общими признаками, или определенная ради какой-либо цели или задачи. В рекламе и PR целевой аудиторией, называют группу лиц, на которую направлено сообщение или мероприятие (http:// ru.wikipedia.org/).
сти от конкретных целей и задач, аудитория может меняться. К примеру, пресс-релизы одной пресс-службы, выпущенные в течение одного часа, могут быть предназначены для совершенно разных целевых аудиторий.
Специфика восприятия информации аудиторией зависит от следующих показателей: ♦ общий уровень образования; ♦ уровень информированности о проблеме; ♦ степень интереса к проблеме; ♦ актуальность проблемы в конкретный момент времени и насыщенность информационного пространства ♦ навыки владения специализированной терминологией; ♦ уровень развития способности к адекватной смысловой интерпретации текста и его дальнейшей передаче с минимальными искажениями.
Вопрос о делении российского общества на целевые аудитории является актуальным по той причине, что от специфики группы, для которой предназначено сообщение, зависит выбор методов его распространения, стилистическое и лингвистическое оформление, манера подачи основной идеи сообщения и многие другие обстоятельства. К сожалению, многие пресс-службы недостаточно внимания уделяют этому вопросу и распространяют информационные материалы в едином стиле по уже отработанной и наиболее простой схеме. Естественно, при таком подходе кисок риск того, что сообщение потеряется в информационном потоке и его не воспримут те, для кого оно предназначалось. Если цель передачи сообщения четко определена, то его основной тезис должен быть сформулирован максимально просто и понятно. Чтобы стать фактом массового сознания (когда целевую аудиторию составляет практически все общество), он должен регулярно и часто повториться в СМИ. Этот метод не нов, но по-прежнему остается одним из самых эффективных при работе с массовой аудиторией. Если пресс-служба не имеет безграничной ресурсной базы, то она должна в своей работе стремиться к адресному размещению материалов, определяя и
учитывая специфику целевой группы, внимание которой планируется привлечь, и возможности дальнейшего самопроизвольного распространения по информационным каналам.
Для специалистов в области общественных коммуникаций очевиден тот факт, что современное общество все больше сегментируется. В связи с этим различные группы населения имеют индивидуальные стратегии потребления, получения и усвоения информации, поэтому все сложней становится находить идентификационные характеристики групп и подходы к привлечению их внимания. К примеру, одна целевая группа может сказать, что стакан наполовину пуст, а другая ответит, что он наполовину полон! Каждый вкладывает свой индивидуальный смысл в слова, поэтому в некоторых ситуациях, чтобы не получилось непонимания и разночтения следует использовать язык цифр, с помощью которого можно определить, что в стакане находится 50% вещества от возможного объема. Но данный универсальный метод не всегда применим, так как он не учитывает специфику восприятия каждой вероятной аудитории потребителей этой информации. Поэтому технологии работы пресс-службы, ориентированные на достижение сознания потребителя, претерпевают постоянные изменения и подвержены влиянию ожиданий различных сегментов общества.
Например, если раньше (10-15 лет назад) было вполне корректно объединять в категорию «молодежь» граждан в возрасте от 16 до 27 лет, то сейчас более целесообразно выделять группы с трехлетним интервалом: 16-18 лет; 19-21 год; 22-24 года; 25~27 лет. Естественно, при работе с этими группами уместны отличающиеся друг от друга подходы. Ниже мы на примере данных групп проведем возможный анализ специфики их восприятия, который может служить основанием для выработки плана деятельности пресс-службы.
♦ Группа подростков от 14 до 18 лет будет воспринимать информацию, подающуюся в виде простых слоганов, таких как «Делай как я», «Это модно» и т.д., в силу влияния коллективных настроений и достаточно низкого уров-
ня критического мышления. Поэтому сообщения должны быть простыми, яркими и «сочными», а основную мысль не стоит прятать в текст, с нее должно начинаться сообщение. ♦ Группа молодежи от 19 до 21 года, с одной стороны,стремится учиться, а с другой — ориентирована на поиск быстрых решений. Представителями данной группы востребованы несложные логические цепочки рассуждений(они испытывают потребность в аргументации, но в то же время слишком глубокий анализ их утомляет). Среди наиболее востребованной молодежью этого возраста информации — разного рода книги и статьи, содержащие популярные технологические советы (как в профессиональной,так и в личной сфере). ♦ Группа молодых людей от 22 до 24 лет, как правило, не приветствует назидательного обращения с ней, более ориентирована на равноправные отношения между собой и субъектом передачи информации. В большинстве своем ее представители уже являются сформировавшимися личностями, но по-прежнему уделяют большое внимание внешнему оформлению и подаче материала. Для
♦ При работе с молодежью в возрасте от 25 до 27 лет актуален деловой стиль взаимодействия, более глубокое (аналитическое) проникновение в тему и насыщенная фактологическая база. Здесь в большей степени следует ориентироваться на разумно-логические конструкции, приводя доказательства в поддержку своей позиции. Навязываемая «массовая» модель поведения («делай так, ведь это круто») не будет иметь большого успеха, необходимы более сложные объяснения.
По приблизительно такой схеме возможен анализ всех метальных целевых групп, которые будут выделены пресс-службой, исходя из решаемых ею задач. При этом стоит понимать, что на предпочтения аудитории влияет очень много разнообразных факторов. К примеру, рабочие на крупных государственных предприятиях несколько отличаются по специфике мировоззрения от рабочих малых коммерческих производств, соответственно, и подходы к данным группам должны быть несколько отличающимися друг от друга. В этом плане примечателен пример мобилизационной психологии, который в 2005 году продемонстрировал легендарный директор ВАЗа Владимир Каданников, выступая перед рабочими предприятия. На собрании коллектива «он вышел, большой такой, мрачный, помолчал и вдруг говорит: "Мужички, придется затянуть пояски",— рассказывает старый вазовец. — Проняло до слез»1... Перед нами наглядный пример того, как различаются подходы в отношении разных целевых групп. Если бы, к примеру, подобная сцена в отношениях между руководителем и коллективом произошла на небольшой, частной фирме, скорее всего она не вызвала бы столь сентиментальной реакции, так как в этом случае отношения основаны не на производственных традициях, а на более меркантильных соображениях. В случае крупного государственного предприятия федерального значения, каким в приведенном примере выступает «Волжский автомобильный завод», для сотрудников его очень большое значение имеют такие слова, как «долг», «профессиональная честь», «заводской патриотизм», «семейные трудовые династии».
Помимо демографического и тендерного критериев выделения целевых аудиторий целесообразно дифференцировано учитывать следующие факторы: ♦ характер занятости группы (например, учащиеся школы, учащиеся колледжа, учащиеся ВУЗа, служащие, рабочие); ♦ доминирующая сфера общих интересов (принадлежность к определенной субкультуре, религиозной общине, фанатскому движению, клубу любителей конкретной марки автомобилей и т.п.);
Каменский А. ИЖу понятно // Русский Newsweek. № 41 (71). 2005. Адрес публикации в сети Интернет: http://www.runewsweek.ru /economics/6903/
♦территориальная специфика (какими границами очерчивается целевая аудитория, имеются ли местные особенности и в чем они проявляются). Таким образом, определение целевых аудиторий и поиск технологий работы с ними является в определенном смысле слова искусством, требующим не только опыта, но и развитой профессиональной интуиции.
В заключение подчеркнем, что правильный выбор групп, на которые должна быть направлена основная информационная активность, позволяет в значительной степени сэкономить ресурсы пресс-службы и повысить эффективность ее работы, а, следовательно, повысить престиж данного отдела в организации и принести ему дополнительные бонусы.
Глава 4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ Кадровый вопрос во все времена был одним из самых актуальных. Еще звери в басне И.А. Крылова пробовали садиться и так, и сяк, а музыки все равно не получалось. В современных условиях качество и квалификация трудовых ресурсов зачастую оставляют желать лучшего.
Как уже говорилось выше, в отношении структуры пресс-службы нет универсальных правил, данный вопрос решается индивидуально. Отсутствие у руководства четкого представления о целях и задачах пресс-службы (в большинстве случаев такого представления нет) напрямую отражается на ее штатном составе. Например, в коммерческих компаниях на пресс-службу часто возлагается функция внутрикорпоративного PR. Как правило, пресс-служба формируется, исходя из представлений руководителя PR-подразделения: сколько штатных единиц он заложит. Если руководитель научится грамотно ставить задачи этому подразделению своей организации, он сможет оценить степень достижения тех результатов, на которые он рассчитывал. При наличии четко сформулированных задач можно подобрать исполнителей, выработать критерии оценки их работы. Пока акцент в основном делается на количественные показатели (например, в день размещается по два пресс-релиза, хотя никакие СМИ ни от одной структуры их в таком количестве брать не будут), ведется работа «на отчет». Лучше было бы дать один пресс-релиз в неделю, после которого будет несколько реальных публикаций.
Как показывает практика, две трети сотрудников пресс-служб не понимают, что количество созданных ими пресс-
релизов не влияет на эффективность продвижения бренда организации. Вот мнение издателя журнала «Советник» Владимира Ганина: «В последнее время на редакционный адрес стали все чаще приходить пресс-релизы, содержание которых порой заставляет задавать себе вопрос о психическом и душевном здоровье их авторов.
То агентство взяло на практику десяток детишек из младшей группы близлежащего детского сада, то отчеты о выполненных заданиях сотрудникам предлагается сдавать в стихотворной форме, а в одном агентстве решили переставить все двери в офисе, чтобы коллектив научился ориентироваться в непривычной обстановке».
Эксперты отмечают, что проблема кадров характерна не только для пресс-служб, но и для всей сферы PR и коммуникаций в целом. Председатель совета директоров компании развития общественных связей «КРОС» Виталий Дымарский рассказывает, что «когда в конце 80-х гг. XX века в России СМИ получили полную свободу, этот рынок быстро разросся за короткое время (все начали выпускать журналы, газеты и т.п.), а кадров для этого не было, поэтому в СМИ оказалось очень много случайных людей. Рост рынка не был синхронизирован с подготовкой профессиональных кадров, при том, что профильные программы и факультеты открывались очень активно, профессионализм преподавателей также часто оставлял желать лучшего. То же самое можно отнести и к PR как к принципиально новому для нашей страны направлению деятельности (ранее существовало только понятие «пропаганда»)». В этой связи, на наш взгляд, необходимо проминирование развития рынка на предмет того, какие специалисты и в каком количестве будут востребованы в ближайшем будущем. Ниже перечислены основные негативные условия, влияющие на возникновение проблемы нехватки квалифицированных кадров для пресс-служб:
хороших специалистов по данному профилю на рынкетруда ограниченное количество, в частности, и потому, что в Общероссийском классификаторе специально отсутствует позиция «пресс-секретарь». В лучшем
случае в пресс-службе работают те, кто имеет профильное образование по смежным специальностям, таким как «журналистика», «связи с общественностью», «социология»; на рынке труда существует значительное число вакансий для специалистов по связям с общественностью, которые порой заполняют люди, не имеющие специального образования и профессионального опыта. В большинстве случаев даже те, кто обучался по профилю, не обладают навыками работы в пресс-службах. При этом поиск профессионала в этой сфере на рынке труда затруднен, так как в услугах такого специалиста заинтересованы многие коммерческие компании; — значительное число ВУЗов нацелено только на заработок денег и поэтому не предъявляют жестких требований к собственным выпускникам. Это снижает общее качество подготовки; — в целом российское высшее образование мало ориентировано на практику: учащийся получает базу в виде теоретической основы, но не знает способов ее применения. Система практик и профориентации сейчас, к сожалению, развита слабо. Низкое внимание ВУЗов к кейсам, — многие из тех, кто получает высшее образование, делает это не для реального овладения конкретной профессией, а для достижения иных целей (получить отсрочку от службы в армии и т.д.). Поэтому профиль будущего образования зачастую выбирается случайно, в результате чего после окончания учебы человек работает не по призванию, а иногда и не по специальности. Безусловно, этот фактор препятствует появлению профессионалов в пресс-службах, так как зачастую в этот отдел (как и в целом в сегмент PR) стремятся попасть граждане, считающие, что «ничего сложного в этом нет», а просто нужно что-то говорить или что-то писать. Попытки решить проблему кадров путем «доучивания» прямо на производстве тоже не всегда приносят желаемый результат. В частности, семинары и тренинги, которые во многих организациях проводятся регулярно, в большинстве случаев не приносят желаемого эффекта. К сожалению, многие сотрудники относятся к этим мероприятиям не как к необходимому элементу повышения собственной квалификации, а как к «обязаловке», через которую надо пройти. Навязанные знания не работают: человек должен быть сам заинтересован в поиске информации, которая нужна ему для работы. Практика свидетельствует: обучающие мероприятия эффективны только когда аудитория сама жаждет знаний. Руководитель управления по связям с общественностью компании «Росгосстрах-Столица» Александр Сидоров отмечает еще одну проблему, которая часто возникает при реализации программ корпоративного обучения, она «заключается в приглашении специалистов, не знающих специфики организации. Они дают отвлеченную, концептуальную информацию, неприменимую на рабочем столе сотрудника, сидящего напротив преподавателя. В результате этого знания становятся неприменимыми и в рабочем процессе. Получается как в анекдоте: «Лесорубы ■ сломали новую японскую пилу, поскольку экспериментировали с ней, а потом привычно взялись за топоры».
Обозначим специфические условия работы в пресс-службе, которые влияют на подбор кадров. ♦ Работа с людьми. Мы сознательно не употребляем слово «общение», потому что, как показывает практика, человек, который уверен в том, что он «общается с клиентом», а не «работает с клиентом» не способен качественно выполнять свои обязанности. Рекомендация: в пресс-службу должны подбираться сотрудники, которые обладают необходимыми качествами для работы с людьми (презентабельный вид, грамотная, письменная и устная речь, владение иностранным языком, мобильность, стрессоустойчивость, инициативность). ♦ Применение передовых технологий. Работу пресс-службы лишь в том случае можно считать успешной, если
сотрудники эффективно применяют новые технологии в своей работе, идут не только «в ногу со временем», но и опережают его развитие. Рекомендация: сотрудники пресс-службы должны отслеживать все модные тенденции и течения в области технологических новинок, молодежных движений, настроений общественной мысли, анализировать политическую и экономическую конъюнктуру (не только по распоряжению начальства, но и по своей инициативе). Все это необходимо для того, чтобы сообщения, исходящие от организации, были востребованным информационным продуктом, имеющим сильное воздействие на целевую аудиторию. ♦ Оперативность. Одним из основных свойств хорошей пресс-службы можно признать то, что она всегда успевает дать собственную интерпретацию события, управляет информационным контентом, формирующимся вокруг своей организации. Рекомендация: в пресс-службу, особенно на руководящую должность, должны подбираться специалисты, осознающие ценность времени, умеющие «держать удар» и быстро реагировать на новые вводные. Это важно для того, чтобы информация не превращалась в точку зрения третьей стороны («оправдывается тот, кто виноват»). ♦ Ответственность. От личных действий, поведения и даже внешнего вида сотрудников пресс-службы зависит имидж организации в целом. Рекомендация: в коллектив пресс-службы должны подбираться сотрудники, осознающие высокий уровень личной и коллективной ответственности, способные брать на себя выполнение важных задач, а также отдающие себе отчет в том, что в любое время может потребоваться их работа, так как пресс-служба находится на передовой формирования имиджа неси организации. ♦ Стрессоустойчивость. Работа в пресс-службе сопряжена со значительными психоэмоциональными перегрузками сотрудником, которые должны осуществлять взаимодействие с общественностью и быть готовыми к тому, что в любое время дня и ночи могут потребоваться их услуги. Рекомендация: в коллектив пресс-службы должны попадать сотрудники морально и психологически устойчивые, готовые к тому, что им придется выполнять свои обязанности в сложных, а порой экстремальных условиях.
Безусловно, наличие профессионалов хорошего уровня и пресс-службе еще не гарантирует того, что данный институт будет эффективно функционировать. Необходимо иметь четкие принципы создания команды для объединения изначально разобщенных специалистов в единый коллектив. Этот принцип важен для пресс-служб организаций всех форм собственности. В рамках рассматриваемого нами подразделения в рабочем процессе не может быть разных точек зрения, толкований и домыслов, так как это может породить несогла
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.199.182 (0.021 с.) |