Функционально-смысловые типы научной речи



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционально-смысловые типы научной речи



Структура письменного научного текста определяется основными функционально-смысловыми типами научной речи – описанием и рассуждением.

Научное описание не имеет сюжета и действующих лиц. Его цель – раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи и соотношения. Простой вариант композиции описания определяет процесс исследования автором того или иного предмета, процесса, явления. Усложнённый вариант композиции может содержать теоретические отступления, рассуждения автора по поводу наблюдения и т.д. В научных описаниях часто рассматривают группу предметов, сравнивают и обобщают их признаки. Описание присутствует практически во всех научных жанрах.

Наиболее распространённый тип научной речи – рассуждение. Строится рассуждение как цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях, выявлении причинно-следственных связей, позволяющих делать обобщения и выводы.

 

Тип речи Функции Сфера применения Жанры Размеры Композиция
Повествование Изображение жизни во времени и пространстве Художественная литература, история, реже – б деловой мир Эпические, драматические   Любые, до романов-эпопей - Экспозиция - Завязка - Развитие действия - Кульминация - Развязка
Описание Образы, картины, признаки Поэзия, отчасти – проза, реже – наука Пейзажная лирика, пейзаж, интерьер в повести Малые   - Общее представление о предмете - Отдельные признаки предмета - Авторская оценка, вывод, заключение
Рассуждение Анализ, обобщение, доказательство и др. Наука, деловой мир   Научные монографии, статьи Любые, до многих томов - Тезис (высказывается какая-то мысль) - Доказательство (или опровержение) этой мысли - Вывод (заключение)

Методы логической организации научного текста

Различают следующие методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложение и аналогия.

Дедукция [лат. deductio выведение] - основное средство доказательства, прдставляющее собой логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или новым общим выводам [15]. Дедуктивный метод используют при рассмотрении какого-либо дела на основании известного положения или закона. Дедуктивное рассуждение предполагает выдвижение тезиса (гипотезы), его развитие, обоснование, доказательство истинности или опровержение и выводы. На этапе развития обоснования тезиса применяются различные типы аргументов – логических и психологических доводов: толкование тезиса, «доказательство от причины», мнения авторитетов, «доказательство от противного», факты, примеры, сравнения. Этот метод рассуждения применяется в научных дискуссиях, теоретических статьях, на семинарах в студенческой аудитории.

Индукция [лат. inductio возбуждение, наведение; побуждение] – умозаключение от фактов к некоторому общему утверждению (гипотезе) [15]. Индукция может быть полной и неполной. При полной индукции общий вывод делается на основании знания обо всех элементах данного класса, при неполной – на основании знаний о некоторых элементах.

Композиция индуктивного рассуждения такова. До вступления тезис не выдвигается. Во вступлении определяется цель предпринятого исследования. В основной части излагаются факты, делается анализ, сравнение и синтез материала. На этой основе делаются выводы, устанавливаются закономерности. Научные сообщения на конференциях, диссертационные исследования, отчеты по научно-исследовательской работе строятся по схеме индуктивного умозаключения.

Как разновидность индуктивного умозаключения рассматривается проблемное изложение. В ходе лекции, доклада, в тексте монографии, диссертационного исследования формируется та или иная проблема. Предлагается несколько вариантов её решения, некоторые анализируются более подробно. Автор, вскрывая внутренние противоречия проблемы, демонстрирует процесс решения той или иной задачи. Слушатель (читатель) следит за логикой изложения, становится активным участником мыслительной деятельности. Таким образом, постановка в определённой последовательности проблемных вопросов и их решение подводит к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей (см. приложение Г).

Метод аналогии в изложении восходит к «умозаключению по аналогии». Профессор МГУ В.Ф. Асмус приводил в своих лекциях по логике такой исторический пример умозаключения по аналогии. Открытие Галилеем 4-х больших планетоподобных спутников у Юпитера позволило подкрепить гипотезу Коперника о центральном положении Солнца и движении вокруг него других планет. Он сравнивал систему спутников Юпитера с Солнечной системой. В обеих системах имеется ряд общих для них признаков. Это позволило сделать умозаключение по аналогии. Этот метод логической организации научного текста имеет приблизительный характер.

Оформление письменного научного текста

Подтвердить правильность своей точки зрения помогает цитирование:

· цитата должна быть неразрывно связана с текстом. Она приводится в кавычках, точно по тексту, с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме, что и в первоисточнике. Пропущенные слова, предложения, абзацы при цитировании обозначаются многоточием. Не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка);

· цитата как самостоятельное предложение (после точки, заканчивающей предшествующее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы. Например:

Стремление понять законы сущего ведет не к рассмотрению случайности в качестве объективной реальности, но к ее истолкованию в качестве начальной стадии познания объекта, обусловленной несовершенством нашего знания. «Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность» (Цицерон). (В источнике: «… нет ничего…»);

· цитата, включенная в текст после подчинительного союза что, ибо, если, потому что и т.д., заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы. Например:

Академик АН УССР Н. Амосов писал, что «образование само по себе не создает благородного человека, но повышает возможность привить идеал, поскольку расширяет образовательные каналы, через которые действуют искусство и наука». (В источнике: «Образование…»);

· цитата, помещённая после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставиться). Например:

С точки зрения исторического тяготения, культурных предпочтений, русская нация есть нация европейская: «…как русская литература, при всей своей оригинальности, есть одна из европейских литератур, так и сама Россия при всех своих особенностях есть одна из европейских наций» (Вл. Соловьев). (В источнике: «…и как русская…».);

· если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются. Например:

О. Павел Флоренский о слове пишет, в частности, следующее: «Слово – конденсатор воли, конденсатор внимания, конденсатор всей душевной жизни… Термин как слово слов, как слово спрессованное, как сгущенный самый существенный сок слова, есть такой конденсатор душевной жизни преимущественно» (П. Флоренский);

· когда предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, восклицательный или вопросительный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением; или ставят необходимый знак, если цитата не является самостоятельным предложением (входит в текст авторского предложения). Например:

О свободе личности можно говорить, только признавая право личности на самобытность. В этом отношении знаменательно восклицание
Н. Гумилева: «Я не хочу, чтобы меня смешивали с другими – а это требует, чтобы и я сам не смешивал себя с другими!»
;

· цитироваться также может слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения;

· при цитировании не по первоисточнику следует указать:
«Цит. по: … ». Как правило, это делается лишь в том случае, если источник является труднодоступным (редкое, или зарубежное издание и т.п.) Например:

Первый шаг в научном творчестве, по Пуанкаре, о – «искание особой красоты, основанное на чувстве гармонии». (Цит по: Флоренский П. Имена: Сочинения. – М.: Эксмо, 2006.);

· передавая мысль автора своими словами (непрямое цитирование), необходимо сделать это точно, например: Платон говорил, что невежественными бывают только те, которые решаются таковыми оставаться.

Особого внимания заслуживает оформление библиографического описаниянаучного текста. Приведем примеры оформления в соответствии с Изменениями №1 СТП 07 – 2005.

Книга одного автора

Бахвалов, Н. С. Численные методы [Текст]: учебное пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов. – М.: Физматлит : Лаб. Базовых знаний, 2002. – 630 с.: ил.

Книга двух авторов

Агафонова, Н. Н. Расчет автоматизированных тракторных двигателей [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 52 с.: ил.

Книга четырёх и более авторов

Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов /
Э. А. Арустамов [и др.]; отв. ред. Э. А. Арустамов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ИД «Дашков и К», 2002. – 678 с.: ил.

Многотомные издания

Издание в целом

Справочник по нормированию труда [Текст]: в 2 т. / под общ. ред.
А. А. Пригарина, В. С. Серова. – М.: Машиностроение, 1996. – 2 т.

Отдельный том

Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / Владимир Казьмин. – М.: Астрель, 2002. – 503 с.: ил.

Словари

Социальная работа [Текст]: словарь-справочник / под ред.
В. И. Филоненко. – М.: ЭБМ-Контур, 1998. – 480 с.

Сборник научных трудов

Рыночная трансформация экономики предпринимательства [Текст]: состояние и перспективы: сб. науч. тр. / Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса; под ред. Романова В. А. – Шахты: ЮРГУЭС, 2001 – 172 с.: ил.

Материалы конференций

«Воспитательный процесс в высшей школе России», межвузовская науч.-практич. конф. (2001; Новосибирск). Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе России», 26-27 апр. 2001 г. [Текст]: [посвящ. 50-летию НГАВТ: материалы] / редкол.: А. Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск: НГАВТ, 2001. – 157 с.

Авторефераты диссертаций

Бреславцева, Н. А. Система балансовых отчетов и концентрация балансового управления экономическими процессами [Текст] : автореф. д-ра экон. наук: 08. 00. 12 / Бреславцева Нина Александровна; Донская гос. академия сервиса. – М., 1998. – 58 с. – Библиогр.: с. 50-57.

Диссертации

Прокопенко, Н. Н. Теория, принципы и методы нелинейной активной коррекции прецизионных аналоговых микроэлектронных устройств автоматики [Текст] : дис. д-ра техн. наук: 05. 13. 05: защищена 21. 12. 2000: утв. 17. 04. 2001 / Прокопенко Николай Николаевич. – Шахты, 2000. – 113 с.: ил.

Статья из газеты

Михайлов, С. А. Езда по-европейски [Текст]: система платных дорог в России находится в начал. стадии развития / Сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.

Статья из журнала

Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнителем [Текст] / А. Н. Боголюбов, А. Л. Делицын,
М. Д. Малых // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3. Физика. Астрономия. – 2001. – № 5. – С. 23 – 25.

Статья из научного сборника

Современные системы передачи информации [Текст] / П. В. Рогожин // Компьютерная грамотность: сб. ст. / сост. П. А. Павлов. – 2-е изд. – М., 2001. – С. 68 – 99.

Статья из книги (глава)

Ткач, М. М. Технологическая подготовка гибких производственных систем [Текст] / М. М. Ткач // Гибкие автоматизированные производственные системы: учебник / М. М. Ткач, Н. И. Васильев, О. П. Баруздин. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7-26.

Электронные издания

Ресурсы локального доступа

Под автором

Цветков, В. Я. Компьютерная графика: рабочая программа [Электронный ресурс]: для студ. заоч. формы обучения геодез. и др. спец-тей / В. Я. Цветков. – Электрон. дан. и прогр. – М.: МИИГА и к, 1999. – дискета. – Систем. требования: IBM PC, Windows 95, Word 6.0. – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 0329900020.

Под заглавием

Библиография по социальным и гуманитарным наукам, 1995 – 1998 [Электронный ресурс] / Ин-т науч. информ. по обществ. Наукам (ИНИОН). – Электрон. дан. и прогр. (33 файла: 459658539 байт). – М., [1995]. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. – Систем. требования: ИПС «IRBIS» 500 кб; DOS 3.3 и выше. – Загл. с вкладыша контейнера. – Содерж.: 1. Библиогр.: 241280 записей. 2. Рубрикатор ИНИОН: 4901 записей.

Ресурсы удаленного доступа

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В.; Web-мастер
Козлова Н. В. – Электр. дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997 – Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

Электронные ресурсы

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM): зв.; цв.; 12 см + рук. пользователя (1 л.). – (Интерактивный мир).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.016 с.)