Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Словари русского языка

Поиск

В мире справочной литературы по русскому языку сориентироваться достаточно сложно, однако необходимо. Словари как справочные книги, содержащие в себе систематическое описание языковых единиц, становятся наши помощниками, к которым мы обращаемся за консультацией постоянно: составляя документ, решая тест, придумывая поздравление…

Разберемся в системе словарей. Несмотря на то, что все они относятся к научно-справочному подстилю научного стиля (а следовательно, должны быть выдержаны в единой стилистике и должны содержать максимально сконцентрированную, необходимую для читателя информацию о чём-то), всё-таки различия между словарями могут быть значительными.

Прежде всего все словари нужно разделить на энциклопедические и лингвистические. Это действительно совершенно разные виды специальных книг, которые имеют отличные друг от друга единицы и способы описания. Энциклопедические словари дают описание определенной области знания в сжатом виде. Они представляют нашему вниманию не слова, а предметы, явления, понятия, персон. Возьмем, к примеру, словарную статью «ПУСТЫНЯ» в энциклопедическом словаре.

 

ПУСТЫНЯ, тип биома в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в П. сомкнутого покрова. П. Покрывают ок. 20% поверхности суши Земли и занимают обширные пространства в Сев. и Юго-Зап. Африке, Центр. и Юго-Зап. Азии, Австралии, на Западном побережье Юж. Америки. В зависимости от подстилающих пород различают каменистые, песчаные, глинистые, солончаковые и др. типы П. Типичные растения – эфедра, саксаул, солянка, кактусы, кендырь; много эфемеров и эфемероидов. Животный мир: антилопы, куланы, тушканчики, суслики, песчанки, ящерицы и многочисл. насекомые.

 

Описание, данное в энциклопедическом словаре, дает нам представление о пустыне, которое есть в узкой специальной научной картине мира. С помощью нелингвистических (!) терминов и условных обозначений перед нами «рисуют» полноценную картину данного явления, такой, какой её могут кратко представить нам ученые-географы. Само явление «пустыня» становится единицей описания в энциклопедическом словаре.

В лингвистическом же словаре единицей описания становится слово, лексическая группа, гнездо слов, морфема, т.е. языковая единица и её характеристики. К примеру, в толковом словаре русского языка п/р С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «ПУСТЫНЯ» толкуется уже совершенно иначе, нежели в энциклопедическом словаре.

ПУСТЫ'НЯ, -и, ж. 1. Большое, незаселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью. Безводная п. Ледяная, снежная п. (перен.: о больших пространствах льда, снега). 2. Безлюдная или малозаселённая местность (устар.). Уединиться от молвы в деревенской пустыне. Брошенные города превратились в пустыни // прил. пусты'нный, -ая, -ое. Пустынные районы, зоны. Пустынные растения.

 

Данная словарная статья содержит уже собственно лингвистическую информацию: толкование значений слова, краткую информация о его грамматических и стилистических свойствах в виде специ­альных сокращённых характеристик — помет и условных знаков, примеры использования (иллюстрации), производные слова. Обратите внимание, что здесь не дается строгого научного определения, что такое «пустыня». Здесь представлено отражение этого явления в наивной бытовой картине мира, которая, пусть не всегда до конца осознанная, есть у каждого носителя языка. Это подход к явлению не с точки зрения науки, с точки зрения практического сознания. Безусловно, какие-то характеристики пустыни представлены в обоих определениях: прежде всего, ключевой признак – отсутствие растительности. Но в остальном толкования в энциклопедическом и лингвистическом словаре отличаются.

Задание 1. Определите, из какого типа словарей извлечены данные словарные статьи. Проследите сходства и отличия в толкованиях энциклопедического и лингвистического словарей, объясните причины совпадений и несовпадений. Укажите типы сокращений, используемых в разных словарных статьях.

СЮРПРИ’З (франц. surprise), неожиданный подарок; неожиданность.

СЮРПРИ’З, -а, м. 1. То же, что неожиданность. Его приезд – приятный с. Вот так с.! (выражение удивления). 2. Неожиданный подарок. Преподнести с. ко дню рождения. || прил. сюрпри’зный, -ая, -ое (ко 2 знач.).

ФАЗОТРО’Н (от фаза и … трон) (синхроциклотрон), ускоритель тяжелых заряж. частиц (протонов, дейтронов и др.), в к-ром магн. поле постоянно во времени, а частота ускоряющего электрич. поля меняется. В совр. Ф. получают протоны с энергией до 1 ГэВ.

ФАЗОТРО’Н, -а, м. (спец.) Ускоритель тяжелых заряженных частиц.

РУ’КОПИСЬ, 1) в широком смысле – текст, написанный от руки или перепечатанный на пишущей машине. 2) Произведение письменности; изучением древних Р. занимается палеография. 3) В издат. деле – авторский текст, представленный в изд-во.

РУ’КОПИСЬ, -и, ж. 1. Подлинник или копия текста, написанные от руки или переписанные на пишущей машинке. Рукописи Чехова. Машинописная р. Передать р. в издательство. Рукописи не горят (афоризм; говорится в знач.: произведение творческого труда не может пропасть, погибнуть; высок.). 2. Памятник письменности, относящийся преимущ. ко времени до возникновения книгопечатания. Древние русские рукописи. II прил. рукопи’сный,-ая, -ое. Р. текст. Р. фонд.

КА’ИН, в библейской мифологии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля – «пастыря овец». Проклят богом за братоубийство и отмечен особым знаком («Каинова печать»).

КА’ИН, -а, м. (стар.) Изверг, преступник [по имени Каина – братоубийцы, согласно библейскому сказанию, проклятого Богом]. || прил. ка’инский, -ая, -ое и ка’инов, -а, -о. Каинова печать на ком-н. (о всеми отвергнутом предателе,; книж.).

 

Лингвистические словари неоднородны. Целевая установка составителей справочника, его адресат, количество представленных языков позволяют классифицировать подобные издания.

Выделяют словари одноязычные (словари родно­го языка, не подразумевающие перево­да материала на другой язык) и словари двуязычные (созданные специально для перевода).

Задание 2. Приведите примеры известных вам одноязычных и двуязычных словарей. Попробуйте сформулировать цель каждого издания, охарактеризовать его специфику.

 

Изучая русский язык, мы прежде всего сталкиваемся со словарями одноязычными. Попробуем систематизировать свои знания о словарях в нескольких классификациях.

В зависимости от главной цели и объекта описания лингвистические словари можно разделить на несколько основных групп:

1) словари, характеризующие смысло­вое содержание нарицательных языко­вых единиц. К этой группе можно отнести толковые, фразеологические, диа­лектные словари, словари иностранных слов и неологизмов;

2) словари, описывающие функционирование имен собственных. Это так называемые ономастические словари;

3) словари, характеризующие системные отношения в лексике русского языка. В этой группе находятся словари синонимов, антонимов, омонимов, па­ронимов;

4) словари, демонстрирующие результаты диахронного анализа язы­ковых явлений. Сюда отнесем этимологичес­кие, исторические словари;

5) словари, описывающие грамматическую систему русского слова. Это грамматические, сло­вообразовательные словари, словари морфем;

6) словари, отражающие нормы устной речи. Сюда относятся ор­фоэпические, акцентологические и другие словари трудностей, которые ориенти­руют на правильное речевое употреб­ление;

7) словари, отражающие нормы письменной речи - орфографические словари;

8) словари, описывающие индивидуальные особенности стиля крупнейших российских литераторов. Это так называемые словари языка писателя.

Задание 3. Познакомьтесь со словарными статьями из разных по целевой установке и объекту описания словарей. Обозначьте ключевые параметры отличия.

НАДЕ’ЖДА, -ы, ж. 1. Вера в возможность осуществления чего-н. радостного, благоприятного. Есть н. на выздоровление. В надежде на благоприятный исход (испытывая надежду на что-н.). Питать надежду (надеяться на что-н.). Подаёт надежды кто-н. (можно рассчитывать, что вырастет, приобретёт необходимые или ценные качества). Надежда умирает последней (афоризм). 2. Тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие. Сын — н. семьи.Вся надежда на кого-что (разг.) - помочь, выручить может только кто-что-н. Опаздываю, вся надежда на такси. (Толковый словарь русского языка п/р С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой).

наде’жда, -ы (Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. п/р Р.И.Аванесова. М., 2001).

НАДЕЖДА, -ы, ж. Слав. Производные: Надеждушка; Надя; Надея; Надёна; Надёха; Надюха; Надюша; Надюня; Надюра; Надюся; Надина; Дина; Динуся; Надиша. [Заимств. из ст.-сл. яз., где появилось как калька с греч. Ср. греч. elpis — надежда. Др.-русск. форма имени — Надежа.] (Петровский Н.А. Словарь русских имен. М., 2000).

Надежда, ожидание, упование, чаяние, вера; предвкушение, предположение, предчувствие, виды на что, перспектива, шанс (шансы); мечта, иллюзия, химера. Ср. <Призрак>. Надежда лопнула, не оправдалась, не осуществилась, разбита, распалась; надежда обманула меня. Лишиться надежды, отчаиваться, разочароваться в чем; обмануться в своих ожиданиях. Он полон розовых надежд, он видит все в розовом свете. Этот юноша подает большие (блестящие) надежды. Луч надежды. Якорь спасения (последняя надежда). Тогда у всех блеснула надежда на реформу. Держаться за что, как за якорь спасения. Бог - якорь мой. Виды на урожай неблагоприятны. Сверх ожидания, паче чаяния. Уничтожить всякую надежду, отрезать путь к отступлению, сжечь свои корабли. Ср. <Мечта>.|| в надежде, возлагать надежды, ласкать себя надеждой, лишиться надежды, льстить себя надеждой, питать надежду, подавать надежду, терять надежду (Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных выражений. М., 1999).

надéжда. Заимств. из цслав.; ср. народн. надёжа, блгр. надзёжа, др.-русск. надежа (Нестор, Жит. Феодос.), ст.-слав. ΝAДЕЖДА έλπίς (Супр.), болг. надéжда. Из *na-dedįa от на и деть, dĕti, ст.-слав. ДЄЖДЖ «кладу». (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. T. III. М., 1971).

НАДЕЖДА, ж. Вера в то, что желаемое осуществится. > Возбуждать надежды. Сомов. Ядовитости не замечаю, а «самокритика» сильно растет. Ну, разумеется, и шахтинское дело нельзя забыть. Кроме того, разлад в Кремле… Яропегов. Возбуждает надежды? (ирон.) С 15. > Возбуждение неосновательных надежд. Мокроусов. -- сейчас, по случаю возбуждения неосновательных надежд, чернь несколько приутихла --. Б 118. > Оставить надежду. См. Оставить. С 63. || Ожидание чего-н. желаемого в сочетании с уверенностью в его осуществлении. > С надеждой. Сомов (с надеждой, почти с радостью) [о Богомолове]. Умер? С 77. (Словарь драматургии М.Горького. Вып. 2. Саратов, 1994).

 

Лингвистические словари, представляющие разнооб­разные сведения о слове, называют общими, или комплексными. К примеру, толковые словари традиционно не только объясняют значение слова, но и описывают его грамматические и стилистические свойства, представляют типичные словосочетания и фразеологические обороты, в которых оно употребляется, дают его правильное написание, ударение и произношение.

Те словари, которые дают информацию лишь об отдельных свойствах слова, называют частными, или аспектными. К аспектным словарям мы отнесем словари антонимов, синономов, паронимов, омонимов (они помогают избежать лексических неточностей в речи), все ортологические словари, содержащие характерис­тику слова с точки зрения правильности употребления (например, «Орфоэпический словарь русского языка» и «Орфографический словарь русского языка).

Особого упоминания требует классификация словарей по их адресату, в соответствие с которой выделяются словари общие (имеющие неограниченного адресата), учебные (предназначенные, к примеру, для школьников, для иностранцев, изучающих русский язык) и специализированные (например, для политиков, работников телевидения и радио).

Умение работать со словарями по русскому языку и культуре речи необходимо нам не только в учебной, но и в профессиональной деятельности, поэтому мы предлагаем вам научиться вчитываться в словарную статью и извлекать из неё нужную для себя информацию. Для работы над правильной речью вам обязательно придется использовать толковые словари как комплексные справочные издания, дающие широкий спектр информации о языковых единицах.

Рассмотрим для примера словарную статью из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, выясним, какую информацию можно почерпнуть из этого источника, как следует интерпретировать условные обозначения и сокращения, принятые в словаре.

Словарная статья выглядит следующим образом:

ФОРПО'СТ, -а, м. 1. Передовой пост, укрепленный пункт, аванпост. 2. перен. Передовой пункт, опора чего-н. (высок.). Ф. науки. çç прил. форпо'стный, -aя, -ое (к 1 знач.).

 

Для интерпретации словарной статьи необходимо усвоить некоторые ключевые термины (обозначим их жирным шрифтом).

Итак, заглавное слово словарной статьи – ФОРПОСТ. Из самого заглавного слова мы узнаем орфографическую справку, то, как пишется слово. Очевидно, что слово сложное с точки зрения орфографии, оно содержит безударную гласную О. В заглавном слове дана также акцентологическая справка – ударение в данном слове ставится на второй слог. Далее следует грамматическая справка – обозначены ударение формы родительного падежа единственного числа (формы, ближайшей к начальной) и род данного существительного (мужской). После грамматической справки представлено толкование значений заглавного слова словарной статьи. Мы видим, что эта лексическая единица многозначная, имеет два значения, из которых первое прямое, а второе – переносное. Толкование, представленное в словаре, описательное. Словарная статья имеет иллюстративный материал – словосочетание Форпост науки – ко второму значению. В словарной статье обозначена стилистическая характеристика второго значения – слово в этом значении относят к высокому стилю. Далее указана словообразовательная справка – дается слово, производное от заглавного: прилагательное форпостный, у которого также можно описать орфографическую, акцентологическую, грамматическую справки, а также прокомментировать его значение.

!!! Обратите внимание на следующие сложности:

1) В словарной статье может быть указана орфоэпическая справка: в квадратных скобках указывается транскрипция сложного с точки зрения произношения буквосочетания. К примеру, в словарной статье к слову КОПЕ'ЕЧНЫЙ будет дана транскрипция [ шн ].

2) Грамматические справки у слов, относящихся к разным частям речи, будут отличаться друг от друга. Следует запомнить, что обычно для существительного даются форма родительного падежа единственного числа и информация о роде слова: ЛИ'ЧНОСТЬ, -и, ж. Типичная ошибка, которую допускают при интерпретации этого фрагмента словарной статьи, заключается в том, что окончание родительного падежа единственного числа принимают за окончание именительного падежа множественного числа. Будьте корректны! Типичная грамматическая справка для глагола будет состоять из указания форм 1 и 2 лица, единственного числа настоящего/будущего времени, а также информации о виде глагола: ПОЗИ'РОВАТЬ, -рую, -руешь; несов. В словарной статье к прилагательному будут содержаться формы мужского, женского и среднего рода единственного числа именительного падежа: ОБОЮДОО'СТРЫЙ, -ая, -ое.Таковы типичные грамматические справки. Факультативно в словарной статье могут быть представлены и другие формы слова, прежде всего вызывающие сложности при образовании. К примеру, следующая словарная статья ХЛЕВ, -а, о хле'ве, в хлеву', мн. –а', -о'в, м., помимо основных грамматических сведений, содержит информацию об образовании вариантных форм предложного падежа единственного числа, а также форм именительного и родительного падежа во множественном числе. В фрагменте словарной статьи (РАССЛЕ'ДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -дуй; -анный; сов. и несов., что), кроме обязательной видовой характеристики и форм 1 и 2 лица, единственного числа настоящего/будущего времени, приведены формы повелительного наклонения единственного числа и формы страдательного причастия прошедшего времени, образованного от данного глагола. Помимо того словарная статья содержит сведения о синтаксическом управлении: относительное местоимение что подсказывает, что зависимое от данного глагола существительное должно стоять в винительном падеже и должно быть неодушевленным. Ещё один пример: НЕПРЕЛО'ЖНЫЙ, -ая, -ое; -жен, -жна. Помимо традиционных полных форм данного прилагательного, в словаре обозначены также краткие формы мужского и женского рода.

3) О наличии омонима сигнализирует индекс, стоящий рядом с заглавным словом заглавной статьи: ПАЛА'ТА1, -ы, ж. Омонимы – слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Следует отличать многозначные слова от омонимов. Семантика омонимов абсолютно не связана друг с другом, тогда как значения многозначного слова обычно производны друг от друга.

4) В словаре представлены несколько способов толкования слова: описательный (через описательную конструкцию), синонимический (с помощью конструкции То же, что …), через производящее однокоренное слово (с помощью условного сокращения См.)

5) Научитесь интерпретировать специальные пометы, используемые в словаре. Обратите внимание, что отсутствие помет значимо!

Специальные пометы в словарях:

1. Функционально-стилистические (книжн., разг., научн., газетн., публ., канц., оф.-дел., худож.). Если нет такой пометы – слово межстилевое;

2. Ограничивающие сферу употребления (Территориальное ограничение: обл., диал., южн., уральск. и т. п.; профессиональное ограничение: спец., матем., лингв., грамм., морск., геодез., и т. п.; социальное ограничение: жарг., арготич., прост.). Если нет такой пометы – слово общеупотребительное;

3. Указывающие на закрепленность слова за пассивным запасом (Нов., неол., арх., истор., устар.). Если нет такой пометы – слово принадлежит активному запасу словаря;

4. Указывающие на эмоционально-экспрессивную окраску слова (Поэт., возвыш., груб., уменьш., ласк. и т. п.). Если нет такой пометы – слово нейтрально по эмоционально-экспрессивной окраске.

 

Каждое значение слова может быть прокомментировано по четырем указанным ниже позициям. Возьмем, к примеру, такую словарную статью:

 

АНЕКДО’Т, -а, м. 1. Очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным острым концом. Рассказать а. Скабрёзный а. Политический а. 2. перен. Смешное происшествие (разг.). А. случился с кем-н. || уменьш. анекдо’тец, -тца, м. (к 1 знач.). || прил. анекдоти’ческий, -ая, -ое.

 

При толковании слова в первом значении не было использовано ни одной специальной пометы, следовательно, можно утверждать, что в этом значении слово АНЕКДОТ межстилевое, общеупотребительное, эмоционально-экспрессивно нейтральное и входит в активный запас языка. Во втором же значении появляется функционально-стилистическая помета разг., поэтому во втором значении данное слово описывается как разговорная, общеупотребительная, нейтральная единица из активного запаса словаря.

 

Задание 4. Отработайте анализ грамматических, орфоэпических, акцентологических и словообразовательных справок на примере данных словарных статей из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

АНДА’НТЕ [тэ] (спец.). 1. нареч. О темпе исполнения музыкальных произведений: медленно, плавно. 2. нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его в таком темпе.

АПЕЛЬСИ'Н, -а, род. мн. –ов, м. Цитрусовое дерево, а также сочный ароматный кисло-сладкий плод его с мягкой кожурой оранжевого цвета. ¨ Как свинья в апельсинах понимает кто (разг. ирон.) – о том, кто совершенно не разбирается, ничего не смыслит в чем-н. êê прил. апельси'нный, -ая, -ое и апельси'новый, -ая, -ое. Апельсинная корка.

ВРУЧИ’ТЬ, -чу’, -чи’шь; -чённый (-ён, -ена’); сов., кого-что кому. 1. Отдать в руки, непосредственно. В. повестку. В. лично. 2. Вверить, поручить (книжн.). В. свою судьбу кому-н. || несов. вруча’ть, -а’ю, -а’ешь. || сущ. вруче’ние, -я, ср.

ДЕКЛАРАТИ'ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна (книжн.). 1. полн. ф. Имеющий форму декларации (во 2 знач.), торжественный. Д. тон. 2. Чисто словесный, внешний. Обещания носят д. характер. êê сущ. декларати'вность, -и, ж.

ДЖЕРСИ' и ДЖЕ'РСИ. 1. нескл., ср. Плотный трикотажный материал, а также одежда из такого материала. Шелковое, шерстяное, хлопчатобумажное д. 2. неизм. Об одежде: из такого материала. Костюм д. || прил. джерсо'вый, -ая, -ое (к 1 знач.).

ПО’ЛДЕНЬ, полу’дня и по’лдня, м. 1. Середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее обычно 12 часам. Ровно в п. Жаркий п. После полудня. 3а’ полдень и за по’лдень (после полудня). Перед полуднем. К полудню. 2. То же, что юг (в 1 знач.) (устар. высок.). Гонец повернул на п. || прил. полдне’вный, -ая, -ое и полу’денный, -ая, -ое. П. зной. П. край.

СОЛИ’ТЬ, солю’, соли’шь и со’лишь; со’ленный; несов., что. 1. Класть во что-н. соль для вкуса. С. кушанье. 2. Готовить, консервировать в солёном растворе. С. грибы, огурцы. Зачем тебе столько вещей, с. что ли? (т.е. зачем тебе так много; разг. ирон.). || сов. посоли’ть, -олю’, -о’лишь и –оли’шь; -о’ленный и засоли’ть, -олю’, -о’лишь и –оли’шь; -о’ленный (ко 2 знач.). || сущ. соле’ние, -я, ср., со’лка, -и, ж. (ко 2 знач.), засо’л, -а, м. (ко 2 знач.) и засо’лка, -и, ж. (ко 2 знач.). || прил. соли’льный -ая, -ое (ко 2 знач.; спец.), засо’лочный, -ая, -ое (ко 2 знач.) и засо’льный, -ая, -ое.

Задание 5. Прокомментируйте, какие типы помет использованы в предложенных ниже словарных статьях. Что означают эти пометы? О чем свидетельствует отсутствие помет того или иного типа помет?

ВПРЯМЬ (прост. и обл.). 1. нареч. Действительно, в самом деле, вправду. Ты в. болен. 2. частица. Выражает уверенность: так и есть, на самом деле. В. с ума сошел. ¨ И впрямь – то же, что впрямь. И впрямь пора отдохнуть. Уже утро. – И впрямь светает.

ИЗВЕ’ДАТЬ, -аю, -аешь; -анный; сов., что (высок.). Узнать на опыте. И. горе, беду. Многое изведал на своём веку. || несов. изве’дывать, -аю, -аешь.

И’ЗВЕРГ, -а, м. Жестокий человек, мучитель. ♦ Изверг рода человеческого (разг., обычно бран.) — то же, что изверг.

ЛО'ВЧИЙ, -ая, -ее. 1. Предназначенный, приученный к ловле, охоте. Ловчая собака. Ловчие птицы (соколы, беркуты, ястребы). Л. орган (у насекомоядных растений). 2. Устроенный для ловли зверей (спец.). Л. ров. Ловчая яма.

ОЗАДА'ЧИТЬ, -чу, -чишь; -ченный; сов., кого (что). 1. Привести в недоумение, затруднить, смутить. О. кого-н. вопросом. 2. Дать задачу, задание (разг. шутл.). êê несов. озада'чивать, -аю, -аешь.

ПРОПЕДЕ’ВТИКА, [дэ’], -и, ж. (книжн.). Предварительный круг знаний о чём-н. || прил. пропедевти’ческий, -ая, -ое. П. курс (краткий).

СУ’ДАРЬ, -я, м. (устар.). Форма вежливого, учтивого, иногда ирон. обращения, господин (в 4 знач.). || ж. суда’рыня, -и.

УЗАКОНЕ’НИЕ, -я, ср. 1. см. узаконить, 2. Постановление, имеющее силу закона (устар. офиц.). Собрание правительственных узаконении.

 

Задание 6. Выполните контрольную работу по теме «Анализ словарной статьи толкового словаря»: проанализируйте по плану одну из предложенных словарных статей к многозначному слову из толкового словаря русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Обратите внимание на комментарии к выполнению задания.

БЛАЖЕ’ННЫЙ, -ая, -ое; -же’н, -же’нна. 1. В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. Б. миг. Блажен, кто верует (афоризм). 2. полн. ф. Не совсем нормальный [ первонач. юродивый] (разг.). 3. То же, что святой (в 1 знач.) (устар.). Храм Василия Блаженного. ♦ В блаженном неведении (ирон.) — в полном неведении (о чём-н. плохом, неблагополучном). || сущ. блаже’нность, -и, ж. (к 1 знач.).

БОБ1, -а’, м. 1. мн. Однолетнее травянистое растение сем. бобовых с овальными семенами, заключенными в стручки. 2. Плод растения сем. бобовых. ♦ Бобы разводить (разг.) — заниматься пустой болтовнёй, говорить ерунду [ первонач. о гадании на бобах]. На бобах (остаться, сидеть) (разг.) — ни при чём. II прил. бобо’вый, -ая, -ое.

БРАТА'ТЬСЯ, -а'юсь, -а'ешься; несов., с кем. 1. Вступать в тесную дружбу, в братские отношения (разг.). 2. О солдатах воюющих армий: прекращать военные действия, взаимно выказывая чувства товарищества. êê сов. побрата'ться, -аюсь, -аешься. êê сущ. брата'ние, -я, ср. (ко 2 знач.). Б. в окопах.

ДЕКЛАРАТИ'ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна (книжн.). 1. полн. ф. Имеющий форму декларации (во 2 знач.), торжественный. Д. тон. 2. Чисто словесный, внешний. Обещания носят д. характер. êê сущ. декларати'вность, -и, ж.

ЗАЧИ'Н, -а, м. 1. То же, что почин (во 2 знач.) (прост.). 2. В народной словесности: традиционное начало. Былинный з. З. сказки. çç прил. зачи'нный, -ая, -ое.

КАНОНИЗОВА’ТЬ, -зу’ю, -зу’ешь; -ова’нный и КАНОНИЗИ’РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов. 1. что. Признать (-авать) каноном (в 1 знач.), таким, к-рый должен быть каноном (книжн.). К. положения какого-н. учения. 2. кого (что). В религии: причислить (-пять) к лику святых, признать (-авать) церковно узаконенным. К. великого праведника. К. в святые. || сущ. канониза’ция, -и, ж.

НЮХ, -а, м.. 1. To же, что обоняние (у животных). У собак хороший н. 2. перен. Сообразительность, чутьё (разг. шутл.). У него н. на всё новое.

ОТДЫХА’ТЬ, -а’ю, -а’ешь; несов. 1. Отдыхом восстанавливать силы; проводить свой отдых где-н. Спортсмены отдыхают после тренировок. Семья отдыхает в Крыму. Заезд отдыхающих (сущ.) в дом отдыха. 2. Восстанавливать свои силы сном (прост.). Не буди его: отдыхает после обеда.Глаз отдыхает на ком-чём — о приятном, успокаивающем зрелище. || сов. отдохну’ть, -ну’, -нёшь. О. душой (успокоиться). Мы отдохнём! (говорится в знач.: когда-н. нам будет легче, лучше).

ПАРТЕ’Р [тэ’], -а, м. 1. Нижний этаж зрительного зала (плоскость пола) с местами для зрителей. Билет в п. Кресла в партере. 2. Плоская открытая часть сада, парка с газонами, цветниками (спец.). Цветочный п. || прил. парте’рный, -ая, -ое.

РА’КУРС, -а, и РА’КУРС, -а, м. 1. Положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удалённых от переднего плана частей (спец.). 2. В фото- и киносъёмке: необычная перспектива, получаемая путём резкого наклона оси объектива. 3. (ра’курс), перен. Точка зрения, угол зрения (книжн.). Увидеть что-н. в новом ракурсе. || прил. ра’курсный, -ая, -ое и раку’рсный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).

РЕМА’РКА, -и, ж. 1. Отметка, примечание (устар.). Ремарки на полях книги. 2. В пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида. || прил. рема’рочный, -ая, -ое (ко 2 знач.).

РИСКОВА'ТЬ, -ку'ю, -ку'ешь; несов. 1. Действовать, зная об имеющемся риске, опасности. Не боится р. кто-н. 2. кем-чем. Подвергать кого-чего-н. риску (в 1 знач.). Р. своим здоровьем. 3. с неопр. Подвергаться риску, ставить себя перед возможной неприятностью. Рискуем опоздать. || однокр. рискну'ть, -ну', -нешь (к 1 и 2 знач.).

СЛЁЗНЫЙ, -ая, -ое. 1. см. слеза. 2. Жалобный, имеющий цель разжалобить (разг.). Слезная просьба. Слезно (нареч.) умолять. 3. слезные железы (спец.) – выделяющие слезную жидкость парные сложные железы, расположенные у верхнего наружного края глазницы, а также в наружной оболочке глаза.

СПЕ’ТЬСЯ, спою’сь, споёшься; сов. 1. Достичь согласованности в совместном пении. Хор спелся. 2. перен., с кем. Достичь полного согласия в чём-н. (разг. неодобр.). || несов. спева’ться, -а’юсь, -а’ешься.

ТЕЗА'УРУС [ тэ ], -а, м. (спец.). 1. Словарь языка, ставящий задачу полного отражения всей его лексики. 2. Словарь или свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-н. специальной сферы. || прил. теза'урусный, -ая, -ое.

УЛЕТЕ’ТЬ, улечу’, улети’шь; сов. 1. Летя, удалиться, направиться куда-н. Самолёт улетел. Птицы улетели на юг. 2. (1 и 2 л. не употр.). Исчезнуть, миновать. Надежда улетела. Улетело счастливое время. || несов. улета’ть, -а’ю, -а’ешь.

ХУДОРО’ДНЫЙ, -ая, -ое; -ден. -дна (устар.). 1. Бедного рода, незнатного происхождения (о дворянах). X. помещик. 2. То же, что неплодородный. Худородная земля. || сущ худоро’дство, -а, ср. (к 1 знач.) и худоро’дность, -и, ж. (ко 2 знач.).

Э’ТАК (разг.). 1. мест. нареч. То же, что так (в 1 знач.). Э. ничего не получится. Пробовал и так и э. (по-всякому). 2. вводн. сл. Примерно, приблизительно. Километров, э., двадцать или тридцать.

План анализа словарной статьи толкового словаря:

1. Заглавное слово словарной статьи.

2. Орфографическая справка.

3. Акцентологическая и орфоэпическая справки.

4. Грамматическая справка.

5. Лексико-семантические сведения:

· Отражение многозначности и омонимии;

· Тип толкования;

· Достаточность/недостаточность толкования.

6. Иллюстративный материал.

7. Пометы.

8. Словообразовательная справка.

Комментарии к выполнению контрольной работы № 1

Пункт 1 - заглавное слово словарной статьи всегда стоит в её начале. При написании заглавного слова словарной статьи обычно используются прописные буквы и жирный шрифт.

Пункт 2 - предполагает оценку орфографической сложности данного заглавного слова. Необходимо сравнить написание и произношение слова: если будет наблюдаться расхождение, значит, слово сложное с точки зрения орфографии. Нужно указать, что именно вызывает сложность.

Пункт 3 – необходимо отметить, куда падает ударение в слове. Если есть орфоэпическая справка (небольшая транскрипция), прокомментировать ее следующим образом: Буквосочетание … произносится как …

Пункт 4 – предполагает интерпретацию данной в словаре информации о частеречной принадлежности, морфологических признаках и синтаксических свойствах заглавного слова. Обычно для существительного даются формы им. и род. п. ед. ч. и информация о роде; для глагола – начальная форма, формы 1,2 лица ед. ч. настоящего/будущего времени и информация о виде; для прилагательного – формы м., ж. и ср. р. ед. ч. им. п. Факультативно появляются другие формы. У остальных слов обозначено, к какой части речи они относятся. Словарная статья может содержать сведения о синтаксическом управлении: относительное местоимение подскажет падеж зависимого слова и его характеристику с точки зрения категории одушевленности.

Пункт 5 – содержит описание семантики заглавного слова словарной статьи. В этом пункте необходимо отметить, сколько значений и каких (прямых или переносных) дано в толковом словаре. Определить тип толкования (описательный, синонимический, через однокоренное слово). О наличии омонима сигнализирует индекс, стоящий рядом с заглавным словом заглавной статьи. Определение достаточности толкования предполагает самостоятельную оценку словарной статьи (если вам известно значение заглавного слова, которое не отражено в словаре, попытайтесь сформулировать его, если необходимо, добавьте специальную помету).

Пункт 6 – предполагает анализ примеров, показывающих употребление слова в речи. Необходимо точно указать, что дано в качестве иллюстративного материала (словосочетания, предложения, фразеологизмы, пословицы) и в каком количестве.

Пункт 7 – демонстрирует знание характеристик употребления слова, представленных в словаре с помощью специальных помет. Каждое значение слова необходимо описать с 4 позиций – по 4 типам специальных помет. Особо следует обратить внимание на то, что отсутствие помет в словарной статье значимо. Следите за тем, где стоит помета. Если она предшествует всем толкования, значит, эта характеристика присуща слову во всех его значениях. Если она появляется внутри одного из значений слов или после иллюстративного материала, следовательно, её необходимо трактовать применительно к этой части словарной статьи.

Пункт 8 – предполагает описание ближайших живых словообразовательных связей в системе современного языка. Следует обратить внимание на то, что слово, производное от заглавного, необходимо охарактеризовать по всем тем параметрам, которые отражены в словарной статье (орфографическая, акцентологическая, грамматическая и др. справки).

РАЗДЕЛ 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.198 (0.013 с.)