Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления современного русского литературного языка

Поиск

Какова роль М.В. Ломоносова в истории русского литературного языка? _____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем заключалась сущность реформы* Н.М. Карамзина? __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За что критиковали Н.М. Карамзина А.С. Шишков и его сторонники? Как повлияла полемика* «карамзинистов» и «шишковистов» на развитие русского литературного языка? _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творчество каких писателей XIX века сыграло особую роль в истории развития русского литературного языка? ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно А.С. Пушкина считают основоположником современного русско­го литературного языка? _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)


 

Норма – это свойство функционирующей структуры языка, создаваемое применяющим его коллективом благодаря постоянно действующей потребности в лучшем взаимном понимании. Б.Н. Головин [9]

 

2. Понятие нормы и варианта в языке

 

Основное отличие литературного языка от других форм национального языка – подчинение определенным нормам. Языковая (литературная) норма – это ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Признаки нормы в языке:

· объективность – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· относительная устойчивость – _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· историческая изменчивость – __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· социальная обусловленность – _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· общеобязательность и общеупотребительность – _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Значение нормы в языке: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Нормы бывают императивными (строго обязательными), например: _________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

и могут иметь варианты. Определение языковых вариантов: ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Причины появления и значение вариантов в языке: _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Виды вариантов представлены в таблице:

 

Виды языковых вариантов   Равноправные варианты     Неравноправные варианты
стилистические   семантические   нормативно- хронологические
Определение          
Примеры            

(Источник: _____________________________________________________________)


 

 

Типы и виды языковых норм

 

Типология* норм строится исходя из двух признаков: 1) форма речи – устная и письменная; 2) отношение к уровню языка. Вспомните, какие языковые единицы располагаются на каждом из уровней.

  Синтаксический уровень (единица – ____________)  
/   \
| | |   Фразеологический уровень (единица – ____________)
|   |
Морфологический уровень (единица – ____________)   Лексический уровень (единица – ____________)
\   /
  Словообразовательный уровень (единица – ____________)  
  |  
  Фонетический уровень (единица – ____________)  

 

Тип I – нормы устной речи. Виды:

· интонационные – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· орфоэпические – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тип II – нормы письменной речи. Виды:

· орфографические – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· пунктуационные – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип III – нормы, общие для устной и письменной речи. Виды:

· словообразовательные – _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· лексические – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· фразеологические – __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· морфологические – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· синтаксические – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)


 

Культура речи не только признак высокой культуры чело­века, но и обусловлена последней, поэтому важно системати­чески заниматься самообразованием. Большое значение для повышения речевой культуры имеет работа со справочной литературой, знакомство с различными лингвистическими словарями. Л.А. Введенская [10]

 

Кодификация нормы

 

Определение кодификации: ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Значение кодификации: _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Средства кодификации:

грамматики – ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

словари – _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

справочники – ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

ВИДЫ СЛОВАРЕЙ
Энциклопедические     Лингвистические
           
  Одноязычные   Двуязычные и многоязычные
           
    Ортологические (нормативные)   Ненормативные  
       
       
                     

(Дополните схему примерами)

 

Из представленных видов словарей только один является средством кодификации нормы – это __________________________________________________________

 

Основные типы лингвистических словарей, их краткая характеристика: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальное задание № 2 (обязательное)

 

Проанализировать один словарь (или справочник) любого автора любого года издания. Тип словаря для анализа определяется в соответствии с порядковым номером студента в журнале (список типов словарей см. ниже). В электронном виде оформить сообщение (редактор Microsoft Word 2003-2007, формат А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – по 1,5 см) о данном словаре по плану:

1. Автор (если знаете что-либо об этом авторе, напишите).

2. Полное название и выходные данные (издательство, год издания, количество страниц).

3. Краткая характеристика словаря (состав, структура, принцип расположения единиц, наличие дополнительных справочных материалов и т.п.).

4. Какая информация о слове (фразеологизме) дается (на примере 3–4 конкретных единиц из словаря).

5. Как найти слово (фразеологизм) в словаре.

Список типов лингвистических словарей и справочников для анализа

1. Орфоэпический словарь. 2. Орфографический словарь. 3. Справочник по пунктуации. 4. Справочник по правописанию. 5. Толковый словарь (С.И. Ожегов). 6. Толковый словарь (Д.Н. Ушаков). 7. Толковый словарь (В.И. Даль). 8. Словарь современного русского литературного языка. 9. Лексический словарь. 10. Словарь иностранных слов. 11. Словарь новых слов. 12. Словарь сложносокращенных слов. 13. Этимологический словарь. 14. Словарь омонимов. 15. Словарь синонимов. 16. Словарь антонимов. 17. Словарь паронимов. 18. Фразеологический словарь. 19. Словарь языка писателя. 20. Грамматический словарь. 21. Словарь трудностей. 22. Грамматико-орфографический словарь. 23. Словообразовательный словарь. 24. Словарь сочетаемости. 25. Грамматика. 26. Универсальный словарь.

Индивидуальные задания (факультативные)

1. Представить в виде алгоритма или таблицы одно из правил русской орфографии или пунктуации. В качестве источника вдохновения (но не плагиата*!) и образца можно использовать учебное пособие Л.И. Журавлевой «Русский язык в алгоритмах» (Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1996 или другие издания).

2. Подготовить устное сообщение (на 3–5 мин.) о каком-либо особом типе словаря (например, о словаре географических названий, словаре названий жителей, словаре эпитетов и т.п.) по плану, представленному выше.


МОДУЛЬ 3

Речевое общение

Цель – познакомить с основами теории речевого взаимодействия

и научить способам эффективной речевой коммуникации

  Общение взаимодействие (коммуникация)  
Вербальное (речевое) (при помощи языка)   Невербальное (при помощи жестов, мимики и т.д.)
     
  Речевая деятельность Дискурс
   
Речевая ситуация Речевые акты Текст
       
  Речевое событие  
             

 

 

Теоретические вопросы

 

Понятие речевого общения

 

Определение общения: ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Общение бывает вербальным и невербальным (от латинского слова verbalis – __________________________________). Невербальные средства общения бывают:

кинетические – ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ экстра- и паралингвистические – ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________ таксинические – __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________ проксимические – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Речевое общение – это ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

По-другому речевое общение можно назвать так: _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(опираясь на представленную в начале модуля схему, образуйте все возможные синонимы термина «речевое общение»).

В качестве основных единиц речевого общения некоторые исследователи называют речевое событие, речевую ситуацию и речевое взаимодействие [11]. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Соотношение единиц речевого общения таково:

Связную речь, текст (то, что говорится, сообщается) в совокупности с экстралингвистическими (внеязыковыми) факторами, которые ее сопровождают принято называть дискурсом (от франц. discourse – речь). Говорящий, слушающий и обстановка, в которой происходит общение, являются составляющими речевой ситуации (ситуации, составляющей контекст* высказывания).
Протекающий в контексте речевой ситуации дискурс образует речевое событие.

 

Различают канонические и неканонические речевые ситуации.

Канонические речевые ситуации – ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неканонические речевые ситуации – ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ОБЩЕНИЯ

1. Фаза подготовки _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Фаза вхождения в контакт ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Фаза концентрации ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Фаза аргументации и убеждения _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Фаза фиксации результата ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Фаза завершения контакта ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Речевое общение осуществляется в процессе речевой деятельности.

 

 

 


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.009 с.)