Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура речевой деятельности

Поиск

 

Понятие о речевой деятельности: _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Речевая деятельность реально существует в виде составляющих ее речевых актов (действий). Речевой акт (речевое действие) – это _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основными чертами речевого акта являются:

1. Интенциональность (намеренность) – _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Целенаправленность – __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Соответствие правилам речевого поведения и нормам языка __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дискурсивность – ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Составляющие речевого акта:

говорящий – _____________________________________________________________

слушающий – ____________________________________________________________

предмет речи – ___________________________________________________________

языковой код – ___________________________________________________________

высказывание – __________________________________________________________

 

Наглядно речевой акт можно представить в виде схемы:

 

(Источник: _____________________________________________________________)

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С точки зрения говорящего (адресанта) 1 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________ 2 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________ 3 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________   С точки зрения слушающего (адресата) 1 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________ 2 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________ 3 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________  

(Источник: _____________________________________________________________)

 

 

Текст получает признание как одна из важ­нейших лингвистических категорий, поскольку языковая систе­ма в процессе коммуникации реализуется не в изолированном предложении, а в текстах разного типа и назначения. Г.А. Золотова [12]

 

Текст как продукт речевой деятельности

 

Существует большое количество различных определений текста (более 300), каждое из которых может быть отнесено к одной из двух основных точек зрения.

Согласно традиционной точке зрения текст – это _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

С точки зрения современной коммуникативной лингвистики, текст – это __

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)


ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ* ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

· Целостность – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Связность – _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Членимость – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Завершенность – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

СПОСОБЫ (ТИПЫ) СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

 

1) Последовательный (цепной) – ____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

например: _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Параллельный – ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

например: _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Комбинированный – ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

например: _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Языковые средства связи предложений в тексте характеризуются принадлежностью к определенному уровню языка:

· лексические средства – _______________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· морфологические средства – ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· синтаксические средства – ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Разновидности (типы) речи по обобщенному значению
Тексты, в которых отражается реальная действительность (фак­ты, события, явления). Тексты – мысли человека о ре­альной действительности.
Повествование – это   Описание– это   Рассуждение– это  
     

(Источник: _____________________________________________________________)

 

 

 

 

Организация вербального взаимодействия

 

Важнейшим качеством речевого общения является его эффективность. Под эффективной речевой коммуникацией понимается __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Чтобы общение было эффективным, необходимо придерживаться определенных правил, которые составляют конвенциональную основу вербального взаимодействия. Попробуйте объяснить, почему она так называется (для этого необходимо выяснить значение слова «конвенция»): _________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ* речевой коммуникации сформулированы зарубежными учеными – исследователями речевой деятельности.

Принцип последовательности ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип предпочитаемой структуры _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип кооперации (Г.П. Грайс) _________________________________________

________________________________________________________________________

Выполнению этого принципа соответствует соблюдение следующих постулатов, которые делятся на четыре категории:

категория Количества  
категория Качества  
категория Отношения  
категория Способа  

 

Принцип вежливости (Дж.Н. Лич) представляет собой совокупность максим:

максима такта – __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

максима великодушия – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

максима одобрения – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

максима скромности – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

максима согласия – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

максима симпатии – ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Кроме организационных, необходимо применять психологические принципы общения. К ним относятся:

принцип равной безопасности – ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

принцип децентрической направленности – ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

принцип адекватности * – ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Также важно учитывать логические основы речевого общения:

· закон тождества – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· закон противоречия – _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· закон исключенного третьего – _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· закон достаточного основания – ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Наконец, необходимо различать разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения:

Монолог Диалог Полилог
     

(Источник: _____________________________________________________________)

 

 

 

Культура общения и речевой этикет

 

Понятие о культуре общения: __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

КРИТЕРИИ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

Эффективность – _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________Целесообразность – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологический комфорт – _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Адекватность – ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

другие (можно сформулировать самостоятельно) – __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникативная заинтересованность – _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Близость мировоззрения говорящего и слушающего – _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умение слушать – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Позитивный коммуникационный климат – ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

другие (можно сформулировать самостоятельно) – __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Причины коммуникативных неудач: ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Что, кроме названного, по Вашему мнению, может являться причиной коммуникативных неудач? ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Понятие об этикете: __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Национальная специфика правил этикета: _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Речевой этикет и его особенности: ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Факторы формирования и использования речевого этикета (почему формируется и для чего используется): _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

А как Вы думаете, для чего нужны правила речевого этикета? _____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Индивидуальное задание № 3 (обязательное)

В электронном виде оформить сообщение (редактор Microsoft Word 2003-2007, 1–3 стр. в формате А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – по 1,5 см) об одном из правил русского речевого этикета: знакомство, приветствие, приглашение, поздравление, сочувствие, комплимент, обращение, общение по телефону и т.п.

 

Индивидуальные задания (факультативные)

1. В форме компьютерной презентации (редактор Microsoft PowerPoint, желательно с использованием аудио- и видеоматериалов) представить одно из правил русского речевого этикета.

2. Подготовить видеоматериалы (отрывки кинофильмов, телепередач, мультфильмов и.т.д.), иллюстрирующие эффективное и неэффективное речевое взаимодействие.


МОДУЛЬ 4

Функциональная стилистика

Цель – познакомить с функционально-стилевой системой современного русского литературного языка и научить использовать возможности различных стилей

  Современный русский литературный язык  
…………………. разновидность …………………………………….. разновидность
Функциональные стили русского литературного языка
Разговорный Официально-деловой Научный Публицистический Художественный
           

Теоретические вопросы

На долю стилистики речи выпадает задача разобраться в тончайших различиях семантического и экспрессивно-стилистического характера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи. В.В. Виноградов

 

Стилистика как наука

 

Определение стилистики: _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Объект и предмет стилистики: _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Задачи, стоящие перед стилистической наукой: ___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Разделы стилистики: _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Слово стиль происходит от лат. stylus – «остроконечная палочка для письма». В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова и Наталии Юльевны Шведовой даются следующие определения этого понятия: ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(любым способом выделите ту дефиницию, которая определяет стиль как лингвистическое явление).

 

Стиль литературного языка часто называют функциональным потому, что ____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понятие о функциональном стиле: _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.233 (0.011 с.)