Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура речевой деятельностиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие о речевой деятельности: _______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Речевая деятельность реально существует в виде составляющих ее речевых актов (действий). Речевой акт (речевое действие) – это _________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основными чертами речевого акта являются: 1. Интенциональность (намеренность) – _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Целенаправленность – __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Соответствие правилам речевого поведения и нормам языка __________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Дискурсивность – ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Составляющие речевого акта: говорящий – _____________________________________________________________ слушающий – ____________________________________________________________ предмет речи – ___________________________________________________________ языковой код – ___________________________________________________________ высказывание – __________________________________________________________
Наглядно речевой акт можно представить в виде схемы:
(Источник: _____________________________________________________________) ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Источник: _____________________________________________________________)
Текст как продукт речевой деятельности
Существует большое количество различных определений текста (более 300), каждое из которых может быть отнесено к одной из двух основных точек зрения. Согласно традиционной точке зрения текст – это _______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
С точки зрения современной коммуникативной лингвистики, текст – это __ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ* ПРИЗНАКИ ТЕКСТА · Целостность – _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Связность – _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Членимость – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Завершенность – _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
СПОСОБЫ (ТИПЫ) СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
1) Последовательный (цепной) – ____________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, например: _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Параллельный – ________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, например: _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) Комбинированный – ____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, например: _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Языковые средства связи предложений в тексте характеризуются принадлежностью к определенному уровню языка: · лексические средства – _______________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · морфологические средства – ___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · синтаксические средства – ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
(Источник: _____________________________________________________________)
Организация вербального взаимодействия
Важнейшим качеством речевого общения является его эффективность. Под эффективной речевой коммуникацией понимается __________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Чтобы общение было эффективным, необходимо придерживаться определенных правил, которые составляют конвенциональную основу вербального взаимодействия. Попробуйте объяснить, почему она так называется (для этого необходимо выяснить значение слова «конвенция»): _________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ* речевой коммуникации сформулированы зарубежными учеными – исследователями речевой деятельности. Принцип последовательности ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Принцип предпочитаемой структуры _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Принцип кооперации (Г.П. Грайс) _________________________________________ ________________________________________________________________________ Выполнению этого принципа соответствует соблюдение следующих постулатов, которые делятся на четыре категории:
Принцип вежливости (Дж.Н. Лич) представляет собой совокупность максим: максима такта – __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ максима великодушия – ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ максима одобрения – _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ максима скромности – ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ максима согласия – _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
максима симпатии – ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Кроме организационных, необходимо применять психологические принципы общения. К ним относятся: принцип равной безопасности – ___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ принцип децентрической направленности – ________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ принцип адекватности * – ________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Также важно учитывать логические основы речевого общения: · закон тождества – ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · закон противоречия – _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · закон исключенного третьего – _________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · закон достаточного основания – ________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Наконец, необходимо различать разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения:
(Источник: _____________________________________________________________)
Культура общения и речевой этикет
Понятие о культуре общения: __________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
КРИТЕРИИ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ Эффективность – _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Целесообразность – _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Психологический комфорт – _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Адекватность – ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ другие (можно сформулировать самостоятельно) – __________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ Коммуникативная заинтересованность – _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Близость мировоззрения говорящего и слушающего – _________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Умение слушать – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Позитивный коммуникационный климат – ___________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ другие (можно сформулировать самостоятельно) – __________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Причины коммуникативных неудач: ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Что, кроме названного, по Вашему мнению, может являться причиной коммуникативных неудач? ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понятие об этикете: __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Национальная специфика правил этикета: _______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Речевой этикет и его особенности: ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Факторы формирования и использования речевого этикета (почему формируется и для чего используется): _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) А как Вы думаете, для чего нужны правила речевого этикета? _____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальное задание № 3 (обязательное) В электронном виде оформить сообщение (редактор Microsoft Word 2003-2007, 1–3 стр. в формате А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – по 1,5 см) об одном из правил русского речевого этикета: знакомство, приветствие, приглашение, поздравление, сочувствие, комплимент, обращение, общение по телефону и т.п.
Индивидуальные задания (факультативные) 1. В форме компьютерной презентации (редактор Microsoft PowerPoint, желательно с использованием аудио- и видеоматериалов) представить одно из правил русского речевого этикета. 2. Подготовить видеоматериалы (отрывки кинофильмов, телепередач, мультфильмов и.т.д.), иллюстрирующие эффективное и неэффективное речевое взаимодействие. МОДУЛЬ 4 Функциональная стилистика Цель – познакомить с функционально-стилевой системой современного русского литературного языка и научить использовать возможности различных стилей
Теоретические вопросы
Стилистика как наука
Определение стилистики: _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Объект и предмет стилистики: _________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Задачи, стоящие перед стилистической наукой: ___________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________) Разделы стилистики: _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
Слово стиль происходит от лат. stylus – «остроконечная палочка для письма». В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова и Наталии Юльевны Шведовой даются следующие определения этого понятия: ________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (любым способом выделите ту дефиницию, которая определяет стиль как лингвистическое явление).
Стиль литературного языка часто называют функциональным потому, что ____ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Понятие о функциональном стиле: _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.152 (0.007 с.) |