Современная функционально-стилевая система русского языка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная функционально-стилевая система русского языка



 

Функциональные стили современного русского литературного языка различаются пятью признаками:

· сфера применения – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· функция – ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· основные (ведущие) стилевые черты – ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· языковые средства – __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· жанры – _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Функционально-стилевая система, как и сами стили, – явление, исторически изменяющееся. Изменяются принципы выделения стилей, их взаимное соотношение и степень обособленности друг от друга, меняется материальный состав стилей, их внутренняя организация. Так, например, в XVII-XVIII веках в русском литературном языке была распространена «теория трех штилей» М.В. Ломоносова. _______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Но язык не стоит на месте, и деление на три стиля с дальнейшим развитием русского литературного языка потеряло актуальность. В XXI веке система функциональных стилей русского языка имеет следующую структуру.

Книжные (письменные) стили Художественный стиль          
Публицистичес-кий стиль          
Научный стиль          
Официально-деловой стиль          
Разговорный стиль          
Стили СРЛЯ Признаки стилей 1. Сфера применения 2. Функция 3. Ведущие стилевые черты 4. Языковые средства 5. Жанры

Примеры текстов различных функциональных стилей

Разговорный: ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Официально-деловой: ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный: _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Публицистический: _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Художественный: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Использование возможностей различных стилей в речи педагога

 

Приведите примеры различных (учебных и внеучебных) ситуаций общения педагога с учениками (студентами), родителями, коллегами и т.д., иллюстрирующие использование в речи педагога разных стилей языка.

Разговорный: ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Официально-деловой: ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный: _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Публицистический: _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Художественный: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Индивидуальное задание № 4 (обязательное)

Подобрать любой текст (отрывок размером не менее 15 печатных строк), определить его стиль и доказать принадлежность текста к данному стилю. Образец рассуждения: «Данный текст принадлежит к … стилю, так как, во-первых, сфера его применения – … . Во-вторых, функция текста – … . В-третьих, для текста характерны такие стилевые черты: … . В-четвертых, в тексте используются следующие языковые средства: … . В-пятых, жанр этого текста – …»

Нужно иметь в виду, что в качестве доказательств принадлежности текста к тому или иному стилю недостаточно использовать общие фразы, характеризующие признаки стилей в целом, необходимо конкретизировать их содержание применительно к анализируемому тексту.

Задание выполняется в электронном виде (редактор Microsoft Word 2003-2007, формат А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – по 1,5 см).

 

Индивидуальные задания (факультативные)

1. Прочитать одну из научно-популярных книг о языке и речи и в форме эссе* написать рецензию* на нее.

2. Разработать фрагмент урока (лекции, практического занятия, внеклассного мероприятия и т.д.), в котором педагог использует как минимум два разных стиля языка.

 


МОДУЛЬ 5

Культура деловой речи

Цель – познакомить с особенностями устной и письменной деловой речи

и научить правильно оформлять некоторые виды документов

Теоретические вопросы

 

Формирование официально-деловой письменной речи во всех языковых культурах обусловлено развитием государственности, аппарата управления и связано с необходимостью документально закреплять правовые отношения юридических и частных лиц. Л.А. Введенская[13]

 

Официально-деловая письменная речь

 

История русского делового письма: _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Интернациональные* свойства официально-деловой письменной речи: _______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА

Русская деловая переписка Зарубежная деловая переписка
   

(Источник: _____________________________________________________________ )

Новые тенденции* в практике русского делового письма: __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

Документ и его особенности

 

Понятие документа: __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

В социаль­ном плане любой официальный документ полифункционален, т.е. одновременно выполняет несколько функций, что и по­зволяет ему удовлетворять различные человеческие потребно­сти. Функции документа: ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

· Формально-логический способ изложения: ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Лаконизм в сочетании с принципом достаточности: _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Достоверность (объективность) информации: _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Стандартизация и унификация: _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приемы унификации языка служебных документов: _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Ясность и недвусмысленность языка: ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

Структура (композиция) документа: __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Юридическая сила документа обес­печивается комплексом реквизитов. Реквизиты– это ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Перечислите основные и наиболее часто используемые реквизиты документов: ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

Речевой этикет в документе: ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

 

Типы и виды деловой документации

 

Факторы типологии деловой документации: _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

ТИПОЛОГИЯ ДОКУМЕНТОВ

По фактору адресации документы делятся на два типа:
Внутренняя деловая переписка (служебная документация) Внешняя деловая переписка (официальная корреспонденция)
     
Управленческие документы Личные документы Деловая корреспонденция Коммерческая корреспонденция
                                               

 

Заполните таблицу примерами. Слова для справок: отчет, справка, доверенность, ответ на предложение, объяснительная записка, извещение, оферта, распоряжение, приглашение, заявление, рекламация, автобиография, ответ на запрос, сопроводительное письмо, служебная записка, письмо-подтверждение, письмо-просьба, расписка, коммерческий запрос, приказ, поздравление, жалоба, ответ на рекламацию, акт.

 

 

 

 

Устное деловое общение

 

Понятие делового общения: ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

ВИДЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Монологические Диалогические

Заполните таблицу примерами. Слова для справок: деловой разговор, приветственная речь, торговая речь, деловая беседа, интервью, доклад на заседании или собрании, переговоры, пресс-конференция, благодарственная речь.

 

Основные этические принципы делового общения сформулированы и обоснованы в работах многих современных исследователей делового этикета, особенно зарубежных. На Западе их (этические принципы) называют заповедями personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»): ______

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

 

Реклама как один из видов деловой речи

 

Понятие о рекламе: ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Краткая история рекламы: _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Функции рекламы: ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Виды рекламы: ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Речевая реклама, ее особенности: _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Приемы речевого воздействия, используемые в рекламе: ___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

Презентация (от лат. praesento – _________________ ) как один из видов рекламы – __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Резюме (в переводе с франц. «________________________________________»)

как вид саморекламы – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ РЕЗЮМЕ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Индивидуальное задание № 5 (обязательное)

 

В электронном виде оформить сообщение (редактор Microsoft Word 2003-2007, 1–3 стр. в формате А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – по 1,5 см) об одном из видов документов (определение, назначение, правила оформления, образец).

 

Индивидуальные задания (факультативные)

1. Составить кроссворд (сканворд) по теме «Культура деловой речи», в котором должно быть отражено не менее 20 понятий.

2. Подготовить презентацию (5–10 мин.), в которой представить себя, свое учебное заведение, свою семью, свой любимый вид спорта и.т.д. и т.п. (желательно использовать средства мультимедиа).


МОДУЛЬ 6

Основы ораторского искусства

Цель – познакомить с основными понятиями риторики

и научить строить публичное выступление

Теоретические вопросы

Понятие об ораторском искусстве

 

Определение ораторского искусства (риторики, красноречия): ______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Во всех ли значениях термины ораторское искусство, риторикаи красноречие являются синонимами*? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте статьи из толковых и терминологических словарей ___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Краткая история риторики: ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

РОДЫ И ЖАНРЫ КРАСНОРЕЧИЯ

(Заполните таблицу определениями родов красноречия и примерами жанров.)

Роды красноречия Жанры красноречия
Академическое
Социально-бытовое
Социально-политическое
Судебное
Богословско-церковное (духовное)

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

Оратор и его аудитория

 

Определения терминов оратор и аудитория: _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

Личностные качества оратора, особенности аудитории, их влияние на установление контакта: __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________ )

ораторские приемы

привлечения и поддержания внимания у слушателей

 

Прием Описание и примеры
   

(Источник: _____________________________________________________________ )

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.046 с.)