Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по работе с тетрадью

Поиск

Методические указания по работе с тетрадью

1. Тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи», составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и дополняет учебно-методический комплекс по данной дисциплине.

2. Тетрадь заполняется только вручную разборчивым почерком с соблюдением норм правописания и грамматики.

3. Заполнение тетради осуществляется по мере изучения соответствующих тем (модулей) курса.

4. Ответы на поставленные теоретические вопросы студент находит самостоятельно в различных источниках (в учебниках, в научной, справочной литературе, Интернете и др.), которые обязательно указываются в скобках после слова «Источник». Библиографические ссылки оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 (см. на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, URL: http://protect.gost.ru). Образцы:

(Источник: Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.: Международные отношения, 1993. С. 67.)

(Источник: Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех: [сайт]. URL: http://www.gramota.ru)

(Источник: 1, с. 138), где 1 – номер работы по библиографическому списку со с. 68 настоящей тетради.

5. Отвечая на вопрос, необходимо выделять только самое главное и не «засорять» страницы тетради второстепенной информацией.

6. Студентам предлагается самостоятельно подобрать эпиграфы* к некоторым теоретическим вопросам курса.

7. В тетради используются различные таблицы и схемы, помогающие систематизировать и лучше усвоить теоретический материал. Таблицы необходимо заполнить соответствующей информацией. Материал, содержащийся в схемах в сжатом виде, необходимо уметь изложить в форме связного рассказа, раскрывая все понятия и обосновывая все связи, обозначенные стрелками.

8. Индивидуальные задания выполняются в письменном, устном или электронном виде (необходимо внимательно прочитать задание!) и сдаются в определенные сроки: обязательные – в течение 14 дней с момента предъявления задания (начала изучения соответствующего модуля), факультативные – в любое время, пока изучается дисциплина.

9. В терминологический словарь (с. 69) записываются определения терминов, которые необходимо знать учащимся. Такие термины обозначены в тексте тетради значком * (звездочка). Кроме того, студент может (и должен) записывать в словарик определения тех терминов, усвоить которые он считает необходимым.

10. Процесс заполнения тетради периодически контролируется преподавателем.

11. При отсутствии заполненной тетради для самостоятельной работы студент не допускается к экзамену (зачету) по дисциплине.


 

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В.В. Виноградов [1]

Язык и речь: взаимосвязь и различие

 

Слово язык многозначно. Различные толковые словари отмечают до 10 значений этого слова и его омонимов*: ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Как термин лингвистической науки слово язык употребляется в двух основных смыслах. С широкой точки зрения, язык – это _________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

В узком смысле языком называют ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)

Язык полифункционален*. Кроме основной функции*, ____________________

_______________________________________________________________________,

к функциям языка относятся: _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Представляя собой идеальную* систему знаков, язык связан с мышлением. Мышление – это _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Взаимосвязь языка и мышления является одной из философских проблем языкознания. Эта взаимосвязь проявляется в следующем: _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Определение речи: ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

«Естественно, что способ формирования и формулирования мысли посредством языка у каждого человека в процессе общения индивидуален. Однако все индивидуальности находятся в пределах трех способов, которыми пользуется человек, говоря: а) себе или другому, если другому, то б) присутствующему в данный момент или в) отсутствующему. Соответственно выде­ляются и формы речи: внутренняя речь и внешняя речь, устная и письменная формы которой реализуются внутри речевой де­ятельности»[2].

Разновидности речи по форме выражения мысли:

1) внутренняя речь – ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

2) внешняя речь – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Разновидностями внешней речи по форме существования являются устная речь и письменная речь. Их различия отражены в следующей таблице:

Признаки Устная речь Письменная речь
1. Форма реализации Звучащая, состоит из звуков*. Графически закрепленная, оформляется при помощи букв*.
2. Вид продуктивной речевой деятельности (процесс создания) Говорение – это …   Письмо – это …  
3. Вид рецептивной речевой деятельности (процесс восприятия) Слушание – это … Чтение – это …
     
     
     

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Язык и речь тесно взаимосвязаны. Настолько тесно, что в быту эти два понятия часто смешивают, например: _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(приведите примеры неправильного употребления терминов язык и речь, обязательно указав источник, например, «из разговорной речи»).

Взаимосвязь языка и речи состоит в следующем: _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Несмотря на тесную взаимосвязь, язык и речь – различные понятия. Их различия отражены в следующей таблице:

Признаки Язык Речь
1. Природа, сущность Идеальное явление, т.е. … Материальна, т.е. …
2. Структура* Иерархически* организованная система знаков: …   Линейная последовательность языковых знаков: …  
3. Основная функция*    
     
     
     

(Источник: _____________________________________________________________)


 

Непременная составляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа. Л.А. Введенская [3]

История становления современного русского литературного языка

Какова роль М.В. Ломоносова в истории русского литературного языка? _____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем заключалась сущность реформы* Н.М. Карамзина? __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За что критиковали Н.М. Карамзина А.С. Шишков и его сторонники? Как повлияла полемика* «карамзинистов» и «шишковистов» на развитие русского литературного языка? _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творчество каких писателей XIX века сыграло особую роль в истории развития русского литературного языка? ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно А.С. Пушкина считают основоположником современного русско­го литературного языка? _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)


 

Норма – это свойство функционирующей структуры языка, создаваемое применяющим его коллективом благодаря постоянно действующей потребности в лучшем взаимном понимании. Б.Н. Головин [9]

 

2. Понятие нормы и варианта в языке

 

Основное отличие литературного языка от других форм национального языка – подчинение определенным нормам. Языковая (литературная) норма – это ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Признаки нормы в языке:

· объективность – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· относительная устойчивость – _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· историческая изменчивость – __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· социальная обусловленность – _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· общеобязательность и общеупотребительность – _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Значение нормы в языке: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Нормы бывают императивными (строго обязательными), например: _________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

и могут иметь варианты. Определение языковых вариантов: ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Причины появления и значение вариантов в языке: _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Виды вариантов представлены в таблице:

 

Виды языковых вариантов   Равноправные варианты     Неравноправные варианты
стилистические   семантические   нормативно- хронологические
Определение          
Примеры            

(Источник: _____________________________________________________________)


 

 

Типы и виды языковых норм

 

Типология* норм строится исходя из двух признаков: 1) форма речи – устная и письменная; 2) отношение к уровню языка. Вспомните, какие языковые единицы располагаются на каждом из уровней.

  Синтаксический уровень (единица – ____________)  
/   \
| | |   Фразеологический уровень (единица – ____________)
|   |
Морфологический уровень (единица – ____________)   Лексический уровень (единица – ____________)
\   /
  Словообразовательный уровень (единица – ____________)  
  |  
  Фонетический уровень (единица – ____________)  

 

Тип I – нормы устной речи. Виды:

· интонационные – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· орфоэпические – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тип II – нормы письменной речи. Виды:

· орфографические – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· пунктуационные – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип III – нормы, общие для устной и письменной речи. Виды:

· словообразовательные – _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· лексические – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· фразеологические – __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· морфологические – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· синтаксические – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)


 

Культура речи не только признак высокой культуры чело­века, но и обусловлена последней, поэтому важно системати­чески заниматься самообразованием. Большое значение для повышения речевой культуры имеет работа со справочной литературой, знакомство с различными лингвистическими словарями. Л.А. Введенская [10]

 

Кодификация нормы

 

Определение кодификации: ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Значение кодификации: _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Средства кодификации:

грамматики – ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

словари – _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

справочники – ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

ВИДЫ СЛОВАРЕЙ
Энциклопедические     Лингвистические
           
  Одноязычные   Двуязычные и многоязычные
           
    Ортологические (нормативные)   Ненормативные  
       
       
                     

(Дополните схему примерами)

 

Из представленных видов словарей только один является средством кодификации нормы – это __________________________________________________________

 

Основные типы лингвистических словарей, их краткая характеристика: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальное задание № 2 (обязательное)

 

Проанализировать один словарь (или справочник) любого автора любого года издания. Тип словаря для анализа определяется в соответствии с порядковым номером студента в журнале (список типов словарей см. ниже). В электронном виде оформить сообщение (редактор Microsoft Word 2003-2007, формат А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – по 1,5 см) о данном словаре по плану:

1. Автор (если знаете что-либо об этом авторе, напишите).

2. Полное название и выходные данные (издательство, год издания, количество страниц).

3. Краткая характеристика словаря (состав, структура, принцип расположения единиц, наличие дополнительных справочных материалов и т.п.).

4. Какая информация о слове (фразеологизме) дается (на примере 3–4 конкретных единиц из словаря).

5. Как найти слово (фразеологизм) в словаре.

Список типов лингвистических словарей и справочников для анализа

1. Орфоэпический словарь. 2. Орфографический словарь. 3. Справочник по пунктуации. 4. Справочник по правописанию. 5. Толковый словарь (С.И. Ожегов). 6. Толковый словарь (Д.Н. Ушаков). 7. Толковый словарь (В.И. Даль). 8. Словарь современного русского литературного языка. 9. Лексический словарь. 10. Словарь иностранных слов. 11. Словарь новых слов. 12. Словарь сложносокращенных слов. 13. Этимологический словарь. 14. Словарь омонимов. 15. Словарь синонимов. 16. Словарь антонимов. 17. Словарь паронимов. 18. Фразеологический словарь. 19. Словарь языка писателя. 20. Грамматический словарь. 21. Словарь трудностей. 22. Грамматико-орфографический словарь. 23. Словообразовательный словарь. 24. Словарь сочетаемости. 25. Грамматика. 26. Универсальный словарь.

Индивидуальные задания (факультативные)

1. Представить в виде алгоритма или таблицы одно из правил русской орфографии или пунктуации. В качестве источника вдохновения (но не плагиата*!) и образца можно использовать учебное пособие Л.И. Журавлевой «Русский язык в алгоритмах» (Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1996 или другие издания).

2. Подготовить устное сообщение (на 3–5 мин.) о каком-либо особом типе словаря (например, о словаре географических названий, словаре названий жителей, словаре эпитетов и т.п.) по плану, представленному выше.


МОДУЛЬ 3

Речевое общение

Цель – познакомить с основами теории речевого взаимодействия

и научить способам эффективной речевой коммуникации

  Общение взаимодействие (коммуникация)  
Вербальное (речевое) (при помощи языка)   Невербальное (при помощи жестов, мимики и т.д.)
     
  Речевая деятельность Дискурс
   
Речевая ситуация Речевые акты Текст
       
  Речевое событие  
             

 

 

Теоретические вопросы

 

Понятие речевого общения

 

Определение общения: ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Общение бывает вербальным и невербальным (от латинского слова verbalis – __________________________________). Невербальные средства общения бывают:

кинетические – ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ экстра- и паралингвистические – ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________ таксинические – __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________ проксимические – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Речевое общение – это ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

По-другому речевое общение можно назвать так: _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(опираясь на представленную в начале модуля схему, образуйте все возможные синонимы термина «речевое общение»).

В качестве основных единиц речевого общения некоторые исследователи называют речевое событие, речевую ситуацию и речевое взаимодействие [11]. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Соотношение единиц речевого общения таково:

Связную речь, текст (то, что говорится, сообщается) в совокупности с экстралингвистическими (внеязыковыми) факторами, которые ее сопровождают принято называть дискурсом (от франц. discourse – речь). Говорящий, слушающий и обстановка, в которой происходит общение, являются составляющими речевой ситуации (ситуации, составляющей контекст* высказывания).
Протекающий в контексте речевой ситуации дискурс образует речевое событие.

 

Различают канонические и неканонические речевые ситуации.

Канонические речевые ситуации – ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неканонические речевые ситуации – ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ОБЩЕНИЯ

1. Фаза подготовки _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Фаза вхождения в контакт ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Фаза концентрации ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Фаза аргументации и убеждения _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Фаза фиксации результата ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Фаза завершения контакта ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Речевое общение осуществляется в процессе речевой деятельности.

 

 

 

Функциональная стилистика

Цель – познакомить с функционально-стилевой системой современного русского литературного языка и научить использовать возможности различных стилей

  Современный русский литературный язык  
…………………. разновидность …………………………………….. разновидность
Функциональные стили русского литературного языка
Разговорный Официально-деловой Научный Публицистический Художественный
           

Теоретические вопросы

На долю стилистики речи выпадает задача разобраться в тончайших различиях семантического и экспрессивно-стилистического характера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи. В.В. Виноградов

 

Стилистика как наука

 

Определение стилистики: _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Объект и предмет стилистики: _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Задачи, стоящие перед стилистической наукой: ___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Разделы стилистики: _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Слово стиль происходит от лат. stylus – «остроконечная палочка для письма». В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова и Наталии Юльевны Шведовой даются следующие определения этого понятия: ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(любым способом выделите ту дефиницию, которая определяет стиль как лингвистическое явление).

 

Стиль литературного языка часто называют функциональным потому, что ____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понятие о функциональном стиле: _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

 

 

Примеры текстов различных функциональных стилей

Разговорный: ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Официально-деловой: ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный: _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Публицистический: _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Художественный: ________________________________________________________

__________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.139 (0.012 с.)