Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в социальную психологию

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия

Имени Д.И. Менделеева»

 

Кафедра психологии

 

Г.И. Афанасьева

Т.Н.Жданова

Социальная психология

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

 

 

 

Тобольск

Печатается по решению

Кафедры психологии

УДК 301. 151

ББК 88. 5

Ж 42

Афанасьева, Жданова Т.Н. Социальная психология. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. 2-е изд., испр. и доп.- Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. – 36 с. – 100 экз.

 

Рецензент: ст. преподаватель кафедры психологииАлферова Е.И.

 

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов педагогического ВУЗа, изучающих курс «Социальная психология».

Методические рекомендации включают темы, планы семинарских занятий, вопросы для самостоятельной работы, тесты, задания и задачи, список основной и дополнительной литературы.

 

 

© Афанасьева Галина Ивановна,2012

© ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………………………  
Общие методические рекомендации к выполнению семинарских занятий и самостоятельной работы………………………………………………………………………  
Часть 1. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям ………  
Часть 2. Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ……….  
Часть 3. Методические рекомендации по выполнению рефератов………………………  
Вопросы к зачету………………………………………………………………………………  
Рекомендуемая и использованная литература………………………………………………  

Выписка из Госстандарта

Социально - психологические явления. Социализация, социальное поведение, социальное познание, социальные качества личности, социальная психология личности. Виды и феномены взаимодействия, человек как субъект взаимодействия, общение и взаимодействие. Групповые феномены. Практическая социальная психология. Социальная психология в образовании.

Пояснительная записка

Методические рекомендации по дисциплине «Социальная психология» составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Содержание курса «Социальная психология» ориентировано на студентов, имеющих запас знаний и представлений, полученных из курса общей психологии.

Дисциплина изучаются на 1 курсе во 2 семестре. По окончанию разделов курса студенты сдают зачет (экзамен).

Курс включает аудиторные (лекции, семинары) и самостоятельные виды занятий (конспектирование литературы, написание реферата, индивидуальная работа и работа в подгруппах).

Цель курса: способствовать пониманию механизмов и закономерностей поведения, деятельности и общения людей, включенных в различные социальные группы.

В результате изучения разделов «Социальной психологии» студенты должны знать:

- психологию малой группы, особенности группового поведения;

- психологические механизмы социализации личности;

- закономерности и механизмы общения.

уметь:

- применять психологические знания в учебной и профессиональной деятельности;

- анализировать процессы развития межличностных отношений в учебной группе;

- соблюдать правила разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;

- анализировать и решать проблемные ситуации.

 

Общие методические рекомендации к выполнению семинарских занятий и самостоятельной работы

- при подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать рекомендованную литературу;

- подбирать материал в соответствии с планом семинарского занятия;

- при конспектировании выделять ведущие положения, идеи, ключевые определения темы;

- прочитанный и законспектированный материал необходимо обобщить, сделать выводы, отразить свою точку зрения;

- при использовании другой литературы обязательно указать все выходные данные дополнительного источника.

- при решении тестовых заданий и ситуаций необходимо использовать рекомендованную литературу;

- предлагаемые тесты относятся к заданиям закрытого и открытого типа. К каждому вопросу закрытого типа предложено четыре варианта ответов. В большинстве случаев правильным может быть только один ответ – тот, который наиболее полно отражает содержание вопроса. За правильный вариант ответа начисляется 1 балл. Тесты открытого типа предполагают самостоятельный поиск варианта ответа, оцениваются в 2 балла;

- решение задач и ситуаций требует всестороннего психолого-педагогического анализа условий и обстоятельств ситуации.

Часть 1. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Раздел 1. Введение в социальную психологию

Семинар 1. Предмет социальной психологии

1. Место социальной психологии в системе научного знания.

2. История возникновения и развития социально-психологических идей.

3. Экспериментальные исследования в социальной психологии.

 

Литература:

· Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России. Хрестоматия социальная психология в трудах отечественных психологов/ Сост. Свенцицкий А.Л. – СПб, 2000. – С. 40 – 53.

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004 – С.13-49, 49 – 68, 313 – 316.

· Андреева Г.М. Социальная психология. Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 2003. – С. 5 – 21.

· Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2004. – С.7-24.

· Герген К. Социальная психология как история. Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Е.П. Белинская. – М., 2003. – С.22 – 29.

· Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001. – С. 355 – 386.

· Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д, 2002. – С. 11-30.

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Г.М. Андреева «Социальная психология»)

· варианты определения места социальной психологии;

· связь социальной психологии со смежными науками.

По вопросу 2 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Т. Шибутани «Социальная психология», Е.В. Андриенко «Социальная психология»):

· основные этапы возникновения и становления социальной психологии;

· характеристика первых социально-психологических теорий (психология масс, психология народов, психология инстинктов социального поведения)

По вопросу 3 (Г.М. Андреева «Социальная психология», «Социальная психология»/ под ред. А.В. Петровского):

· краткий обзор экспериментальных исследований в социальной психологии (Г. Мёде, Ф.Олпорт, Мейо, Кули и др.)

· основные теоретические направления современной социальной психологии (бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм).

Задания

1. Подумайте, как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать её как: а) часть социологии; б) часть психологии; в) самостоятельную область исследования, находящуюся между психологией и социологией в качестве независимой дисциплины. Определите три предмета исследования социальной психологии, исходя из каждой позиции.

2. О какой психологической школе, внесшей вклад в развитие социальной психологии, идет речь:

а) человек – биологический организм, реагирующий рефлекторно на внешние раздражители. Обладает способностью к научению, адаптируется к окружающей среде по закону эффекта: «удовольствие впечатывает, боль стирает». Может имитировать других людей, ассимилируя тем самым их опыт…. Пластичен, формируется обществом, которое создает внешние стимульные условия, действующие как сигналы и подкрепление поведения. Может вступать во взаимодействие с другими людьми (организмами). Его поведение при этом представляет «функцию от вознаграждения, тип и объем человеческого поведения зависят от типа и объема вознаграждения и наказания, которое оно доставляет».

б) альтруистические потребности человека определяют его поведение, а не животные инстинкты. Главенствующая роль в поведении человека отводиться его стремлению к самосовершенствованию и самовыражению.

Себя и других

6. Определенные правила, выработанные и принятые группой, которым должно подчиняться поведение членов, чтобы ее деятельность была возможна, называется

а) системой санкций

б) групповыми нормами

в) групповыми процессами

г) групповыми ценностями

7. Отношение значимости, связывающее человека с другим человеком или группой лиц, называется

а) фасилитацией

б) ригидностью

в) конформизмом

г) референтностью

8. Педагогический коллектив является группой

а) большой

б) формальной

в) референтной

г) условной

9. Понятие первичной группы было впервые введено

а) Г. Олпортом

б) Ч. Кули

в) Дж. Морено

г) Ч. Осгутом

10. Группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на её ценности и нормы, определяется как…

а) формальная

б) контактная

в) референтная

г) малая

11. Основные характеристики социальной роли не включают в себя..

а) масштаб

б) задатки

в) мотивацию

г) эмоциональность

12. Изменение поведения или убеждений индивида в результате реального или воображаемого давления группы характеризуется как феномен

а) одобрения

б) конформизма

в) уступчивости

г) конфликтности

13. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы называется

а) компромиссом

б) константностью

в) конформностью

г) толерантностью

14.Феномен группового влияния, представляющий собой усиление доминантных реакций индивида в присутствии других лиц, называется

а) деперсонализацией

б) аффилиацией

в) социальной фасилитацией

г) деиндивидуализацией

15. Внешний конформизм проявляется:

а) во внешнем согласии

б) внешнее согласие при внутреннем несогласии

в) в отказе от своей позиции в пользу группового решения

г) при отсутствии требуемых норм поведения

16. Конформизм не проявляется в том случае, если у личности (выбрать три правильных ответа):

а) высокий социальный статус

б) высокая заработная плата

в) высшее образование

г) непререкаемый авторитет

д) твердые убеждения

е) высокая популярность в обществе

17. Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:

а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность

б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую

в) уменьшению влияния группы на ее членов

г)усилению влияния группы на ее членов

18. Лидер – это тот, кто лучше других

а) относится к остальным членам группы

б) осознает критерии общности группы

в) знает историю группы

г) выполняет общегрупповые нормы

19. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:

а) руководством

б) доминированием

в) управлением

г) лидерством

20. К функциям лидера относится (выбрать два правильных ответа):

а) распределение ролей, контроль и психологическая поддержка членов группы

б) выдвижение идей и претворение их в жизнь группы

в) заражение группы, быть примером для членов группы анализировать результаты совместной деятельности

г) организация деятельности группы по постановке целей, распределение обязанностей, контроль, анализ результатов деятельности.

21. Осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи называется:

а) групповой идентификацией

б) групповой дискуссией

в) групповым самоопределением

г) групповым принятием решения

22. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:

а) кооперацией

б) коллектив

в) корпорацией

г) ассоциацией

23. Конформность поведения в группе не зависит от…

а) возраста участников группы

б) социального статуса участников группы

в) гендерных особенностей участников группы

г) количества человек в группе

24. Тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами, называется

а) компромиссом

б) манипуляцией

в) приспособлением

г) избеганием

25. Авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства выделил

а) К. Левин

б) Д. Майерс

в) А.В. Петровский

г) Т. Шибутани

26. Присутствующая в поведении людей тенденция прилагать меньше усилий в коллективной деятельности на общий результат, нежели в случае индивидуальной ответственности, называется …

а) социальной леностью

б) групповой поляризацией

в) социальной фасилитацией

г) деиндивидуализацией

Задания

1. Может ли одна и та же группа быть одновременно отнесена к «референтной», «профессиональной», «большой», «естественной», «социальной», «неформальной», «номинальной»? Если да, то обоснуйте свой ответ. Если нет, то какую (какие) из названных групп надо исключить?

2. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий:

   

а б в г д

Общественные отношения – межличностные отношения

Большая группа – малая группа

Формальная группа – диффузная группа

Малая группа – студенческая группа

Лидер – руководитель, группа – личность

Неформальная группа – референтная группа.

3. Какой социально-психологический механизм описан в знаменитой сказке Х. Андерсена о голом короле? Этот тот случай, когда человек делает вид, что согласен с группой, но на самом деле он просто не хочет «выделяться», чтобы не нарушить единодушия группы.

4. Известно, что в группе, которая характеризуется как малая, реальная, контактная, неформальная, сплоченная есть два человека, которые обладают следующими качествами:

первый – умный, веселый, выдумщик, терпеливый, аккуратный;

второй – умный, остроумный, фантазер, невыдержанный, небрежный.

Кто из них, по вашему мнению, скорее всего будет лидером в этой группе? Докажите свой ответ

5. Какой социально-психологический механизм взаимовлияния людей друг на друга характерен для персонажа Майский жук из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Сначала Майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев, которые уверяли его, что она некрасива, так как непохожа на жука.

Семинар 3. Изучение межличностных отношений

1. Структура межличностных отношений в малой группе.

2. Социометрический эксперимент.

Литература:

· Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2004. – С.170 – 178..

· Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2003. – С. 189-209.

· Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. – С. 103-118.

· Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – С.106 – 139, 206-221.

· Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001. – С. 386 – 394.

 

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы)

· Многоуровневая структура межличностных отношений

По вопросу 2 (Кричевский Р.Л., Дубовская Е..М. «Социальная психология малой группы», Е.В. Андриенко «Социальная психология», Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.):

· социометрия как метод изучения групповой структуры;

· социометрическая структура группы;

· процедура проведения социометрии: этапы, критерии выбора, обработка и интерпретация результатов.

 

Задания

1. Составьте перечень критериев для социометрии подростков (старших школьников, студентов).

1. коммуникативный положительный.

2. коммуникативный отрицательный.

3. гностический положительный.

4. гностический отрицательный.

2. Выполните по предлагаемым данным социометрию группы. Составьте социоматрицу, социограмму, подсчитайте индексы для пяти членов группы, определите коэффициент групповой сплоченности. Сделайте выводы.

Группа из 9 человек (из них юноши 1, 8,6,9).

1-й выбрал 2 и 8, отверг 4 и 6;

2-й выбрал 8 и 1, отверг 7 и 9;

3-й выбрал 8 и 9, отверг 1 и 4;

4-й выбрал 7 и 5, отверг 1 и 6;

5-й выбрал 4 и 8, отверг 3 и 6;

6-й выбрал 8, отверг 1 и 4;

7-й выбрал 2 и 8, отверг 1 и 6;

8-й выбрал 2 и 4, отверг 3;

9-й выбрал 5 и 8, отверг 7 и 6.

Образец (вариант) оформления социоматрицы:

№ п/п Сделанные выборы
                  + - всего
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
Полученные выборы                        
                       
                       

 

Образец (вариант) оформления социограммы:

 

 

Вычисление «индекса групповой сплоченности» (Сгр.):

 

Сумма взаимных выборов

Сгр.= ---------------------------------------------------------------

Общее число возможных выборов

 

Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6-0,7

 

3. Группа из 5 человек. 3 – мужчины (№ 2,3,4) и 2 – женщины (№ 1 и 5). В результате социометрического исследования каждый из них получил по 4 выбора. При какой инструкции это возможно.

4. Составьте специальные социально-психологические и методические рекомендации для учителя по улучшению социометрической структуры группы и изменению социометрического статуса некоторых учеников класса.

Подготовьте памятку для учителя, включающую в себя этические правила использования социометрической методики в педагогической деятельности. Подумайте, какие негативные социально-психологические явления могут возникнуть в классе (или любой другой группе) при нарушении этики проведения социометрического исследования?

Задания

1. «Личность формируется обществом» и «личность формируется в обществе». Какое высказывание, на ваш взгляд, является наиболее правильным? Обоснуйте свою точку зрения.

2. «Учу не я, а город» (Сократ).

а) О каком социально-психологическом процессе идет речь? Дайте определение.

б) Назовите условия осуществления данного социально-психологического процесса, используя предложенный афоризм.

в) Какое из условий является доминирующим с Вашей точки зрения. Докажите свою точку зрения.

3. Из предложенных понятий выстройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим:

· сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение

· самосознание, «Я-концепция», личность, «Я-идеальное», человек, сознание

4. Прочитайте внимательно пословицу. Определите, какой психологический феномен в ней отражен: «Жгуча крапива, да во щах уварится».

Семинар 5. Психологические механизмы регуляции социального поведения

1. Социальные стереотипы.

2. Социальная установка и реальное поведение.

3. Теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера и когнитивного равновесия Ф. Хайдера.

Литература:

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004. – С.281-295.

· Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2004. – С. 212-213.

· Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб., 1999. – С.322-332, 335-338.

· Социальная психология / Под ред. П.А. Златина. – М., 2006. – С. 169-189.

· Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения / Хрестоматия. Состав. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.,2003. - С. 204-209

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Андреева Г.М. Социальная психология, Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения; Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология)

· происхождение понятия «социальный стереотип»;

· стереотипизация как механизм межличностного познания;

· виды стереотипов и их характеристика.

По вопросу 2 (Андриенко Е.В. «Социальная психология», Андреева Г.М. Социальная психология.):

· понятие социальной установки;

· традиции и этапы изучения социальных установок;

· структура социальной установки;

· функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.

По 3 вопросу (Социальная психология / Под ред. П.А. Златина) раскрыть содержание теорий когнитивного дисбаланса/баланса (Л.Фестингера/Ф. Хайдера)

Задания

1. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных утверждений

а)______ Термины «аттитюд» и «социальная установка» являются синонимами.

б)______ Использование шкал в качестве метода измерения аттитюдов было впервые предложено

Л. Тернстоуном.

в)______ В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах когнитивного диссонанса.

Семинар 6. Человек как субъект взаимодействия

1. Общение: понятие, структура, функции, виды и средства общения.

2. Общение как восприятие людьми друг друга.

3. Место взаимодействия в структуре общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

4. Особенности общения в современном мире.

 

Литература:

    • Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004. – 71-137.
    • Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2004. – 203 – 250.
    • Карандышев В.Н. Основы психологии общения. Челябинск. 1990.
    • Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения – М., 2002.
    • Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001. – С. 73-105.
    • Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2002. – С. 86-115.

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Андреева Г.М. Социальная психология, Андриенко Е.В. Социальная психология,Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения):

· понятие общения;

· историческое развитие форм общения;

· функции и виды общения.

· структура общения;

· понятие коммуникации;

· вербальная и невербальная коммуникация.

По вопросу 2 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Крысько В.Г. «Социальная психология», Андриенко Е.В. Социальная психология.)

· понятие социальной перцепции;

· функции социальной перцепции;

· механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция);

· эффекты межличностного восприятия (ореола, первичности и новизны, стереотипизация)

По вопросу 3 (Г.М. Андреева «Социальная психология»)

· взаимодействие в структуре общения;

· теория взаимозависимости;

· типы и стили взаимодействий.

Эмоционального заряда

в) чувства стыда

г) подражание партнеру

17.Форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему, называется

а) эмпатией

б) аттракцией

в) казуальной атрибуцией

г) рефлексией

18. Формирование первого впечатления о человеке зависит от эффекта

а) привлекательности

б) новизны

в) отношения к наблюдению

г) превосходства

19. Автором концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений является

а) Б.Д. Парыгин

б) Г.М. Андреева

в) А.В. Петровский

г) А.Г. Ковалев

 

Задания

1. Выберите из предлагаемых определений то, которое, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность и содержание понятие «общение».

«Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие» (Р.С. Немов).

«Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь. М., 1996).

«Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание партнера» (Краткий психологический словарь. М., 1998).

«Понятие «общение в широком смысле» включает в себя всю совокупность социальных отношений, поскольку социальное отношение – экономическое, политическое или идеологическое – имеет свою социально-психологическую сторону и проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми» (Б.Д. Парыгин).

2. Двенадцать бурлаков молча тянут баржу. Общение это или нет?

3. Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией?

 

Сенинар 7. Психологические особенности общения

1. Социально-психологические механизмы общения.

2. Психологические факторы, влияющие на затруднения в общении.

3. Манипуляция в общении.

4. Психологическая защита личности.

Литература:

· Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1996. – 256с.

· Горянина В.А. Психология общения. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 416 с.

· Грановская Р.М. Никольская И.М. Защита личности. – СПб., 1999.

· Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 1994. С. 290 – 373.

· Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия. // Психологический журнал. – 1993. - № 4.

· Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 288 с.

· Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. С.129 – 133.

 

Методические рекомендации:

Изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Е.В. Андриенко «Социальная психология», В.Н. Куницина и др. «Межличностное общение»):

· понятие механизма общения в социальной психологии;

· социально-психологические механизмы общения:

- внушение как процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу человека,

- убеждение как метод воздействия на сознание личности,

- психологическое заражение как особый способ влияния в больших социальных группах;

- подражание как один из механизмов социализации.

По вопросу 2 (В.Н. Куницина и др. «Межличностное общение», Е.В. Андриенко «Социальная психология», В.А. Лабунская В.А. и др. «Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция»):

· нарушения, барьеры, трудности общения

· коммуникативный барьер как психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации.

· типы коммуникативных барьеров.

По вопросу 3 (статья Е.Л. Доценко «Манипуляция: психологическое определении, понятие», книга Е.Л. Доценко «Не будь попугаем или как защититься от психологического нападения», статья В.В. Знакова «Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении»):

  • понятие манипуляции в общении;
  • средства и механизмы манипулятивного воздействия;
  • распознавание манипуляции и защита от нее.

По вопросам 4 (Л. Хьел, Д. Зиглер «Теории личности», Р.М. Грановская, И.М. Никольская «Защита личности», Р.М. Грановская «Элементы практической психологии», А.Б. Добрович «Воспитателю о психологии общения»):

  • понятие психологической защиты;
  • конструктивная и деструктивная роль психологической защиты;
  • защитные механизмы взрослого человека;
  • детские способы психологической защиты
  • преодоление психологической защиты.

Задания

1. Какой вид влияние использует отец в рассказе Л.Н. Толстого «Косточка»?

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Пред обедом мать сочла сливы и видит одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

2. Укажите к какому виду психологической защиты могут быть отнесены следующие защитные действия: ушел, хлопнув дверью; «Я с тобой не хочу говорить»; «Да он просто хулиган».

 

 

Семинар 8. Межличностный конфликт

  1. Конфликт и его структура.
  2. Стадии возникновения и развития конфликта.
  3. Стратегия поведения в конфликте.

Литература:

    • Анцупов И.Я., Шипилов А.Н. Конфликтология – М., 1999.
    • Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб., 2000.
    • Козырев Г.Н. Введение в конфликтологию – М., 2000.
    • Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... Психологический практикум – Феникс.. 1996.
    • Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение – М.. 1997.

 

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Козырёв Г.И., «Введение в конфликтологию», Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология», Шейнов В.П. «Конфликты в нашей жизни»):

· понятие конфликта;

· природа конфликта и его функции;

· типы конфликтов;

· педагогический конфликт;

По вопросу 2 (Козырёв Г.И. «Введение в конфликтологию» и др):

· динамика конфликта или стадии протекания конфликтов;

По вопросу 3 (Козырёв Г.И. «Введение в конфликтологию», Шейнов В.П. «Конфликты в нашей жизни и их разрешение», Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология»):

· стратегии поведения участников конфликта;

· сотрудничество как один из конструктивных способов выхода из конфликта;

· индивидуально - типологические различия реагирования на ситуацию конфликта;

· понятие «конфликтной личности»;

· принципы, правила управления конфликтом.

 

Тест «Природа конфликта»

1. Эффективным приемом разрешения конфликта выступает

а) перемещение критики на другой объект

б) обмен любезностями

в) конструктивная критика с указанием положительных моментов

г) избегание критики

2. Одним из принципов преодоления межличностного конфликта выступает

а) сокрытия эмоции

б) пассивность

в) субъективность

г) корректность

3. Основным препятствием разумного выхода из конфликтной ситуации является:

а) эмоциональная сторона конфликта

б) рациональная сторона конфликта

в) прагматизм

г) нарушение правил общения.

4. Конфликт, в основе которого лежит деловая, профессиональная, служебная целесообразность – это конфликт

а) деструктивный

б) ролевой

в) конструктивный

г) функциональный

5. Участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые отличаются от основных, исходных или по сравнению с Вашими - это

а) партнер

б) клиент

в) конкурент

г) оппонент

6. Урегулирование разногласий путем взаимных уступок определяется как

а) сотрудничество

б) компромисс

в) игнорирование

г) приспособление

7. Определение, объединяющее спор, стычку, ссору

а) столкновение

б) противоречие

в) несогласованность

г) разногласие

8. Временное состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели, определяется понятием

а) утомление

б) фрустрация

в) вялость

г) усталость

9. Серьезное разногласие, спор, столкновение определяется как

а) диалог

б) дискуссия

в) конфликт

г) полемика

10. Состояние повышенного беспокойства, возникающее в зависимости от конкретной социальной обстановки – это тревожность

а) личностная

б) коммуникативная

в) деятельностная

г) ситуационная

11. Конфликт, при котором к одному человеку предъявляются противоречивые требования – это конфликт

а) межличностн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.014 с.)