Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слова некоторых имамов о наличии хорошего нововведения в ИсламеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Также приверженцы нововведений аргументируются некоторыми высказываниями имамов, которые при упоминании нововведения говорили о наличии хорошего нововведения. Из числа этих высказываний слова имама аш-Шафи’и, который сказал: “Нововведение (бид’а) бывает двух видов: похвальное и порицаемое. То, что соответствует Сунне, является похвальным, а что противоречит Сунне – порицаемым!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/113. Также подобное сообщение от аш-Шафи’и приводит в «Манакъиб аш-Шафи’и» 1/469 и имам аль-Байхакъи. Во-первых, прежде чем приписать этому великому имаму упоминания хорошего нововведения, необходимо удостовериться в достоверности этого сообщения. В иснаде этого сообщения, которое приводит Абу Ну’айм, есть передатчик по имени ‘Абдуллах ибн Мухаммад аль-‘Аташи, а в версии, что приводит аль-Байхакъи передатчик по имени Мухаммад ибн Муса аль-Фадль. Оба этих передатчика являются неизвестными (маджхуль), о биографии которых имамы ничего не упоминали. См. «аль-‘Ильм усуль аль-бида’» 121. А кто утверждает о том, что эти передатчики являются надежными, обязан привести слова имамов об этом! Во-вторых, слова ученых сами по себе не являются доводом в Исламе, в чем нет никаких разногласий среди ученых! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено никому в спорном вопросе использовать в качестве довода чьи-либо слова! Поистине, доводом является только текст (Коран и Сунна), единогласное мнение (аль-иджма’) и доказательства, извлекаемые из этого, а не слова некоторых ученых! Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не обязано подкрепляться их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202. В-третьих, достоверно передается от имама аш-Шафи’и, что он говорил: “Если по любому вопросу обнаружится несоответствие сказанного мной с сообщением от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), достоверность чего будет установлена, то я отказываюсь от сказанного мною, будь то при моей жизни или после моей смерти”. Абу Ну’айм 9/107, аль-Харауи 1/47. В-четвертых, даже если допустить однозначную достоверность приведенных слов аш-Шафи’и сторонниками хорошего нововведения, то нет для них в этом никакого довода! Ведь в его словах сказано: “Нововведение (бид’а) бывает двух видов: похвальное и порицаемое. То, что соответствует Сунне, является похвальным, а что противоречит Сунне, порицаемым!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/113. Нет никакого сомнения в том, что соответствующее Сунне не может быть порицаемым, а нововведением он называет это в языковом значении, как это сделал ‘Умар, сказавший: «Какое хорошее это нововведение». И если любая вещь в религии соответствует Сунне и берет свое начало от нее, то она является похвальной, даже если кто-то и называет ее хорошим нововведением в языковом смысле. Однако все, что не соответствует Сунне, аш-Шафи’и в этих словах называет порицаемым нововведением. Хафиз Ибн Раджаб сказал, поясняя значение этих слов имама аш-Шафи’и: “Смысл слов аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах, в том, о чем мы уже упоминали. В основе нововведения порицаемы, и то, что не имеет основы в шариате, является нововведением! Что же касается похвального нововведения, соответствующего Сунне, т.е. то, что имеет основу в Сунне, то речь идет о нововведении в языковом значении, а не шариатском, поскольку у нее есть основа”. См. “ См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 267. Так в каком месте эти слова аш-Шафи’и являются доводом для них?! Также в качестве аргумента они используют слова имама аль-‘Изза ибн ‘Абду-Ссаляма, который делил нововведения на хорошие, обязательные, порицаемые и запретные. Ответ на это деление аль-‘Изза такой же, как и ответ на вышеприведенные слова имама аш-Шафи’и. Он также имеет в виду под «хорошим нововведением» языковое значение этого слова, а также то, что именуется, как «аль-масалих аль-мурсаля», т.е. такие средства, которые необходимы для пользы, хоть и не имеют прямого указания в шариате. В пример можно привести такие вещи, как составление сборников хадисов, книг о передатчиках хадисов, записи тафсиров Корана и т.п. Чтобы понять это достаточно привести слова самого аль-‘Изза, который разъясняя виды обязательного нововведения, сказал: “Первое, занятие изучением грамматики, посредством которой понимаются Слова Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Это является обязательным, поскольку сохранение шариата обязательно. И невозможно сохранить это не изучая грамматику. А то, без чего нельзя достичь обязательного, также становится обязательным”. См. “Къауа’ид аль-ахкам” 2/173. Затем он также привел еще несколько примеров, как изучения редких слов в Сунне, основ фикъха, вопросы джарха и та’диля передатчиков хадисов и т.п. Разве не ясно после этого, что именно называет имам аль-‘Изз хорошим или обязательным нововведением?! Да и как же может быть иначе, ведь имам аль-‘Изз сам был из числа тех, кто порицал то или иное нововведение в религии строжайшим образом! Так, он говорил: “Если кто-то совершил благодеяние ради Аллаха и хочет, чтобы награда за это перешла кому-нибудь из живых или мертвых, то до них эта награда не дойдет, поскольку «нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» (ан-Наджм, 39). И если он совершает какое-нибудь деяние, одобряемое шариатом, намереваясь сделать это за умершего, то это не будет засчитано умершему, кроме того, что исключил из этого сам шариат, как милостыня, пост и хадж”. См. “Фатауа аль-‘Изз” 2/24. Также он говорил: “Поистине, шариат не установил приближение к Аллаху посредством отдельного земного поклона, у которого нет причины. У приближения есть свои причины, условия, периоды, столпы, без которых они недействительны! Так же, как Аллаху не приближаются посредством стояния на горе ‘Арафа, пребыванием в долине Муздалифа, бросанием камешков в столбы и обходом между холмами Саффа и Маруа не во время Хаджа, точно так же к Нему не приближаются отдельным земным поклоном!” См. “Фатауа аль-‘Изз” 1/7. Также он говорил: “Кто желает Сунны, то пусть не добавляет к этому ничего, так как все благо в следовании за посланником (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Фатауа аль-‘Изз” 1/80. Также аль-‘Изз говорил: “Следование за саляфами лучше, чем внесение нововведения!” См. “Фатауа аль-‘Изз” 1/173. По этой причине имам аш-Шатыби сделал оправдание аль-‘Иззу за это разделение нововведений, однако сделал опровержение его ученику аль-Къарафи, который делил нововведения в буквальном смысле. Имам аш-Шатыби сказал: “Это разделение является выдуманной вещью, на которое не указывает шариатский довод!” Затем он разъяснил подробно эти деления и их виды, нашел оправдание имаму аль-‘Иззу за это деление, и заключил: “Что же касается аль-Къарафи, то нет ему оправдания за то, что он передал это деление не в соответствии с тем, что подразумевал его шейх (аль-‘Изз) и что подразумевали люди, поскольку он пошел в этом делении нововведений в противоречие всем. И тем самым он противоречил единогласному мнению (иджма’)!” См. “аль-И’тисам” 1/152-153. Таким образом, те, кто желает утвердить в религии наличие хорошего нововведения, чтобы тем самым оправдать свои нововведения, ложным образом прикрываются словами имама аль-‘Изза и других ученых, понимая их слова не в соответствии с тем, что они подразумевали. А если и был кто-то из имамов, который в основе был из ахлю-Сунна, и делил нововведение на хорошее и плохое в шариатском его значении, то это является ошибкой, и мы просим Аллаха простить его. Ведь не является условием того, чтобы быть ученым, не допускать ошибок ни в чем! Имам аз-Захаби говорил: “Не является условием того, чтобы быть ученым (‘алим) – не допускать ошибок!” См. “ас-Сияр” 4/173. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Многие муджтахиды из числа саляфов и последующих поколений говорили или делали то, что являлось нововведением. Они так поступали либо по причине слабых хадисов, которые они считали достоверными, либо по причине толкования аята не в соответствии с его смыслом, либо по причине какого-либо своего мнения, в отношении которого до них не дошел текст Корана и Сунны. И если человек боится по мере своих сил своего Господа, то он входит в число тех, о ком Он сказал: «Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись!» А в хадисе сказано (что Аллах ответил): «Я это уже сделал!» ” См. “Ма’аридж аль-усуль” 43. Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не является условием правдивого человека, чтобы все его слова были правильными и все его деяния соответствовали Сунне, а иначе он был бы по положению как пророк!” См. “аль-Икътида” 2/106.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.40 (0.007 с.) |