Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование слабых и выдуманных хадисов

Поиск

Использование слабых и выдуманных хадисов также является причиной, способствующей распространению нововведений. И по причине того, что некоторые факъихи дозволяли опираться в вопросах достоинств поклонений (фадаиль) на слабые хадисы, в религии появилось множество нововведений, как совершение молитвы в середине ночи месяца ша’бан (салятуль-бара-а); молитва нуждающегося (салятуль-хаджа); празднество дня ‘Ашура; множество недозволенных путей приближения к Аллаху (тауассуль), взятые из недостоверных хадисов. Также по причине слабых хадисов Всевышнему Аллаху стали приписывать некоторые качества и имена, которые Ему не присущи.

Следует знать, что слабый хадис не является доводом в шариате Аллаха, в чем среди предшественников не было никаких разногласий, а тот, кто утверждает, что дозволено опираться на слабые хадисы в вопросах побуждения к поклонению (таргъиб) или же устрашения (тархиб), тот должен привести доказательство на исключение этого!

Среди ученых-мухаддисов, запрещавших опираться на слабый хадис при любых обстоятельствах, такие великие имамы, как Яхъя ибн Ма’ин, Абу Хатим, Ибн Абу Хатим, Абу Зур’а, аль-Бухари, Муслим, Ибн Хиббан, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн Таймия, Ибн Раджаб, Абу Шама аль-Макъдиси, аш-Шатыби, имам Ибн аль-Муляккъин, аш-Шаукани, Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль и др. См. “Да’иф ат-таргъиб уа-ттархиб” 11/23-25 и “Фахту-Ллятыф фи хукмиль-‘амали би хадиси-дда’иф” 46-52.

Более того, мусульманин должен остерегаться говорить от имени пророка (мир ему и благословение Аллаха) все подряд, ведь он сказал: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовится занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.

Имам ан-Науауи сказал: “Ученые в области хадисоведения и ученые других областей говорят: “Если хадис является слабым, то относительно него нельзя говорить: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, сделал, повелел, запретил”, или любые другие утверждающие фразы, но следует говорить: “Сообщается, передается, рассказывают от пророка (мир ему и благословение Аллаха)”, или следует использовать любые неопределенные фразы. Ученые говорят: “Выражения, содержащие утверждения, могут быть применимы лишь к достоверным и хорошим хадисам, а выражения, содержащие неопределенность, - к любым другим хадисам. Все это потому что фразы, содержащие утверждения, подразумевают, что следующее за ними является достоверно установленным (от пророка), поэтому их можно использовать только при достоверных обстоятельствах. В ином случае человек фактически будет возводить ложь на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)... Это мнение ученых игнорируется многими факъихами нашего времени, и даже большинством ученых различных областей, кроме некоторых истинных знатоков хадисов. Подобное является безответственностью, поскольку они часто говорят о достоверном хадисе: “От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается”, а о слабом хадисе утвердительно: “Он сказал”, а ведь подобное далеко от истины”. См. «аль-Маджму’» 1/60.

Человек, рассказывающий слабый хадис, обязан упоминать о его слабости. Если же он не знает о степени достоверности хадиса, то лучше ограничиваться обобщенными фразами, как было сказано выше, не говоря: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал…»

Шейх Ахмад Шакир сказал: “Указание на слабость передаваемого хадиса является обязательным, чтобы никто не посчитал такой хадис достоверным. И не существует никакой разницы в том, будет ли человек опираться на слабый хадис в законоположениях или же в достоинствах благодеяний и т.п. Ибо нет довода ни в чем, кроме того, что достоверно передается от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в достоверных (сахих) и хороших (хасан) хадисах!” См. “аль-Ба’исуль-хасис” 100-101.

От Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь много и часто передавать что-либо от меня! И пусть тот, кто передает что-либо от меня, не говорит ничего, кроме истины и правды, а тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, пусть займет свое место в Огне». Ахмад 297, ат-Тахауи 1/172. Хадис хороший. См. также “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1753.

 

10. Оправдание необходимостью и пользой для Ислама (масляха)

Также зачастую причиной нововведений становится то, что люди вносят в религию некое новшество, считая, что это необходимо и что в этом есть польза для Ислама и мусульман.

О том, что многие нововведения не имеют основания в шариате известно и тем, кто их вносит в религию, однако они все равно совершают это, полагая, что в этом есть польза для Ислама и мусульман. В качестве примера можно упомянуть совершение поминок на седьмой или сороковой день после смерти умершего; маулиды; использование нашидов в качестве призыва; различные театральные постановки; создание партий и джама’атов; малое амирство и т.п.

По этой причине необходимо знать условия и грань, когда вещь является нововведением, а когда допустимой пользой (масляха), а не нововведением!

Заключение

 

По воле Всевышнего на основании всего приведенного нам стало известно, что нововведение (аль-бид’а) в религии запрещено строжайшим образом, и оно является одним из самых великих грехов! Ибн ‘Аббас сказал: “Самыми ненавистными деяниями для Аллаха являются нововведения”. аль-Байхакъи в “Сунан аль-кубра” 4/316. Шейх Машхур подтвердил достоверность иснада.

Также нам стало ясно, что религиозное нововведение (аль-бид’а) – это любые слова, дела или убеждения, посредством которых ищут приближения к Аллаху, но что не имеет никакого достоверного основания, и что не было известно во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. См. “аль-И’тисам” 1/64, 1/227.

Также нам стало ясно, что религия Ислам совершенна и не нуждается в каких-либо дополнениях, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довел до конца Мою милость к вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии» (аль-Маида 5: 3).

И стало ясно, что в Исламе нет хорошего нововведения (бид’а хасана), как об этом не раз говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха): «Всякое нововведение – это заблуждение!» Муслим 2/592.

И как говорили его сподвижники, среди которых Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), сказавший: “Каждое нововведение – это заблуждение, даже если люди считают его хорошим!” ад-Дарими 1/39. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Также нам стало ясно, что для принятия любого поклонения, оно должно соответствовать двум условиям: искренности и соответствии Сунне! Посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ияд сказал: “Поистине, если деяния были искренними, но не были правильными, они не примутся, и если деяния были правильными, но не были искренними, они не примутся до тех пор, пока не станут искренними и правильными. Искренним является то, что совершается ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/95.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Поклонения основаны на шариате и следовании, а не на страстях и нововведении! Поистине, Ислам основан на двух опорах: Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха, и мы поклоняемся Аллаху только так, как это узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/242.

Также нам стало ясно, что только искренних намерений недостаточно, и что хорошее намерение не делает пригодным не узаконенное деяние! Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Поистине, за благие деяния воздается при наличии благого намерения. Однако хорошее намерение не делает ложь истиной, поскольку одного намерения недостаточно для того, чтобы деяние стало правильным! Необходимо также, чтобы к намерению было прибавлено шариатское условие”. См. “Мадариджу-ссаликин” 1/85.

Также нам стало известно о причинах, открывающих двери к нововведению, как и о том, что спасение – в неуклонном следовании Сунне! Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если вы откажетесь от Сунны вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), то обязательно впадете в заблуждение!” Муслим 654.

Хафиз Ибн Касир сказал: “Слова и дела людей сопоставляются со словами и делами пророка (мир ему и благословение Аллаха), и то, что совпадает с его словами и делами – принимается, а то, что не совпадает с ними – отвергается, кому бы они не принадлежали”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/415.

 

От Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал: «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые вы не собьетесь с прямого пути! Книгу Аллаха и Сунну Его посланника!» аль-Хаким 1/93, аль-Байхакъи 10/114, Ибн Наср 21. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2937, “Хидаяту-ррууа” 1/140-141.

И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров,

мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,

его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!

 

 

Литература

 

1. «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.

2. «Шарх Сахих Муслим» Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.

3. «ас-Сирадж аль-уаххадж мин кашф маталиб Сахих Муслим ибн аль-Хаджадж» Сыддикъ Хасан Хан.

4. «Миннамуль-мун’им шарх Сахих Муслим» Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури.

5. «Китаб аль-Бида’» Ибн Уаддах аль-Андалуси.

6. «аль-Ба’ис ‘аля инкар аль-бида’ уаль-хауадис» Шихабуддин Абу Шама.

7. «аш-Шари’а» Абу Бакр аль-Аджурри.

8. «Шарх усуль аль-и’тикъад ахль ас-Сунна уаль-джама’а» Абу-ль-Къасим аль-Лялякаи.

9. «аль-И’тисам» Абу Исхакъ аш-Шатыби.

10. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

11. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

12. «аль-Ибда’ фи камаль аш-шар’ уа хатр аль-ибтида’» Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин.

13. «Хаджр аль-мубтади’» Бакр Абу Зайд.

14. «Къамус аль-бида’ мустахридж мин кутуб имам Мухаммад Насыруддин аль-Альбани» Машхур ибн Хасан Али Сальман.

15. «‘Ильму усуль аль-бида’» ‘Али ибн ‘Абдуль-Хамид аль-Халяби.

16. «аль-Бид’а уа асараха ас-сайи филь-умма» Салим ибн ‘Ид аль-Хиляли.

17. «Маукъиф ахль ас-Сунна уаль-джама’а мин ахлиль-ахуа уаль-бида’» Ибрахим ар-Рухайли.

18. «Нуру-Ссунна уа зулюмат аль-бида’ фи дауиль-Китаб уа-Ссунна» Са’ид ибн Уахф аль-Къахтани.

19. «Дауабиту-ттабди’» Мухаммад Са’ид Раслян.

20. «Та’зым ас-Сунна уаль-‘амаль биха уа лау халяфа фиха ман халяфа» Уалид ибн ас-Сайф Наср.

21. «аль-Бид’а уаль-мубтади’а уа хатарухума ‘аля-ддин» ‘Абдуль-‘Азиз ибн Райс ар-Райс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.108 (0.007 с.)