Раздел 3. Проблема личности в социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Проблема личности в социальной психологии



Семинар 4. Социализация личности

1. Понятие социализации.

2. Основные этапы процесса социализации.

3. Процесс социализации в отрочестве и зрелом возрасте.

4. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.

 

Литература:

· Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2004. – С. 40 – 58.

· Г.М. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004. – С.268 - 295.

· Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001. – С.51 – 55.

· Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д, 2002. – С. 396 – 424.

 

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Е.В. Андриенко «Социальная психология»):

· понимание социализации в широком и узком смысле;

· факторы социализации;

· механизмы и институты социализации;

· особенности современной социализации.

По вопросу 2 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Е.В. Андриенко «Социальная психология»):

· стадии социализации (по А.В. Петровскому);

· стадии социализации по отношению к трудовой деятельности (по Г.М. Андреевой)

По вопросу 3 (Г.М. Андреева «Социальная психология»):

· характеристика сферам становления личности.

По вопросу 4 (Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача) дать определения перечисленным понятиям и раскрыть их содержание.

Тест «Социализация личности»

1. К механизмам социализации не относится

а) стыд и чувство вины

б) идентификация

в) манипуляция

г) имитация

2. Устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности называется

а) все ответы верны

б) социальной ролью

в) позицией

г) статусом

3. К психологическим механизмам социализации не относится

а) стыд и чувство вины

б) имитация

в) идентификация

г) внушение

4.Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, называется

а) рационализацией

б) манипуляцией

в) социализацией

г) адаптированностью

5. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется

а) самоактуализацией

б) социальной ситуацией развития

в) социализацией

г) мировоззрением

6. Развитие социальных качеств индивида в ходе социализации и воспитания лежит в основе:

а) развития личности

б) психокоррекции

в) психодиагностики

г) обучения

7. К приемам деперсонализации, позволяющим повысить обезличенность и анонимность индивида, не относится …

а) ношение масок

б) маскирующая одежда

в) использование псевдонимов

г) подчеркивание своей индивидуальности

8. З. Фрейд к основному этапу социализации относит:

а) младенчество

б) раннее детство

в) школьный возраст

г) юность.

9. Движущей силой усвоения социального опыта по Д. Б. Эльконину является

а) противоречие между потребностями и возможностями личности

б) обучение

в) ведущая деятельность

г) духовные ценности.

10. К мезофакторам, влияющим на социализацию человека не относится:

а) тип поселения

б) региональные условия

в) планета

г) этнокультурные условия

11. К макрофакторам, влияющим на процесс социализации, не относятся

а) государство

б) страна

в) общество

г) семья

12. Соблюдение социальных и этических норм школьником заключается в …

а) дисциплинированности

б) успеваемости

в) организованности

г) трудоспособности

 

Задания

1. «Личность формируется обществом» и «личность формируется в обществе». Какое высказывание, на ваш взгляд, является наиболее правильным? Обоснуйте свою точку зрения.

2. «Учу не я, а город» (Сократ).

а) О каком социально-психологическом процессе идет речь? Дайте определение.

б) Назовите условия осуществления данного социально-психологического процесса, используя предложенный афоризм.

в) Какое из условий является доминирующим с Вашей точки зрения. Докажите свою точку зрения.

3. Из предложенных понятий выстройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим:

· сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение

· самосознание, «Я-концепция», личность, «Я-идеальное», человек, сознание

4. Прочитайте внимательно пословицу. Определите, какой психологический феномен в ней отражен: «Жгуча крапива, да во щах уварится».

Семинар 5. Психологические механизмы регуляции социального поведения

1. Социальные стереотипы.

2. Социальная установка и реальное поведение.

3. Теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера и когнитивного равновесия Ф. Хайдера.

Литература:

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004. – С.281-295.

· Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2004. – С. 212-213.

· Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб., 1999. – С.322-332, 335-338.

· Социальная психология / Под ред. П.А. Златина. – М., 2006. – С. 169-189.

· Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения / Хрестоматия. Состав. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.,2003. - С. 204-209

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Андреева Г.М. Социальная психология, Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения; Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология)

· происхождение понятия «социальный стереотип»;

· стереотипизация как механизм межличностного познания;

· виды стереотипов и их характеристика.

По вопросу 2 (Андриенко Е.В. «Социальная психология», Андреева Г.М. Социальная психология.):

· понятие социальной установки;

· традиции и этапы изучения социальных установок;

· структура социальной установки;

· функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.

По 3 вопросу (Социальная психология / Под ред. П.А. Златина) раскрыть содержание теорий когнитивного дисбаланса/баланса (Л.Фестингера/Ф. Хайдера)

Тест «Психологические механизмы регуляции социального поведения»

1. В трехкомпонентной структуре аттитюда (М. Смит) выделяются компоненты

а) когнитивный

б) социальный

в) аффективный

г) перцептивный

д) поведенческий

2. Функции аттитюдов

а) приспособительная

б) знания

в) поведения

г) выражения

д) симпатии

е) защиты

3. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления (человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлениям, называется

а) предикат

б) установка

в) ключ доступа

г) стереотип

4. Набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, называется ролью

а) половой

б) перцептивной

в) социальной

г) гендерной.

5. Социальный стереотип – это устойчивый (ое) представление о каких либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

6. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о другом человеке составляет суть эффекта

а) первичности

б) стереотипизации

в) инерционности

г) последовательности

7. Проблема социальной установки является важной в силу того, что призвана объяснить…

а) как развиваются способности

б) как действует наследственность на поведение человека

в) как формируется характер

г) чем регулируется поведение человека

8. В структуре аттитюда не выделяют … компонент

а) мотивационный

б) когнитивный

в) поведенческий (конативный)

г) афферентный

Задания

1. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных утверждений

а)______ Термины «аттитюд» и «социальная установка» являются синонимами.

б)______ Использование шкал в качестве метода измерения аттитюдов было впервые предложено

Л. Тернстоуном.

в)______ В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах когнитивного диссонанса.

Семинар 6. Человек как субъект взаимодействия

1. Общение: понятие, структура, функции, виды и средства общения.

2. Общение как восприятие людьми друг друга.

3. Место взаимодействия в структуре общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

4. Особенности общения в современном мире.

 

Литература:

    • Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004. – 71-137.
    • Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2004. – 203 – 250.
    • Карандышев В.Н. Основы психологии общения. Челябинск. 1990.
    • Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения – М., 2002.
    • Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001. – С. 73-105.
    • Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2002. – С. 86-115.

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Андреева Г.М. Социальная психология, Андриенко Е.В. Социальная психология,Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения):

· понятие общения;

· историческое развитие форм общения;

· функции и виды общения.

· структура общения;

· понятие коммуникации;

· вербальная и невербальная коммуникация.

По вопросу 2 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Крысько В.Г. «Социальная психология», Андриенко Е.В. Социальная психология.)

· понятие социальной перцепции;

· функции социальной перцепции;

· механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция);

· эффекты межличностного восприятия (ореола, первичности и новизны, стереотипизация)

По вопросу 3 (Г.М. Андреева «Социальная психология»)

· взаимодействие в структуре общения;

· теория взаимозависимости;

· типы и стили взаимодействий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.035 с.)