Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые схемы введения прикормов
Чугреева Е.Р.
ВВЕДЕНИЕ.. 3 ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ВВЕДЕНИЮ ПРИКОРМОВ?. 3 ЧТО ПОДГОТОВИТЬ?. 3 С ЧЕГО ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ?. 3 ОБЩИЕ ПРАВИЛА.. 4 ОВОЩНОЙ ПРИКОРМ... 5 КАШИ.. 6 КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРИКОРМЫ... 7 ФРУКТЫ... 8 БАЗОВЫЕ СХЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМОВ.. 8 ЖИДКОСТЬ. 9 КОНСИСТЕНЦИЯ ПИЩИ, ЖЕВАНИЕ.. 9 ХРАНЕНИЕ ГОТОВЫХ ПРОДУКТОВ.. 10 УЧЕБНЫЙ ПРИКОРМ... 10 ПРЕКРАЩЕНИЕ ЛАКТАЦИИ.. 10 ТЕХНИКА ПРЕКРАЩЕНИЯ КОРМЛЕНИЯ.. 11 НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ... 11 НОРМАТИВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ.. 15 ВВЕДЕНИЕ
Концепция питания, представленная вашему вниманию в данной брошюре, является промежуточной между «общепринятой», т.е. разработанной медицинской диететикой в содружестве с пищевой промышленностью, и «естественной» - взятой из опыта повседневной жизни и бытовых народных традиций. Предлагается использование натуральных продуктов вместо консервов, и их приближение к возможностям и возрасту ребенка, путем более тщательного приготовления и измельчения. ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ВВЕДЕНИЮ ПРИКОРМОВ?
Прежде чем вводить любую новую пищу, постарайтесь максимально точно определить готов ли ваш ребенок к новым продуктам в своем рационе. Помочь в этом вам сможет небольшой тест. Вам нужно ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:
Если больше 75% ваших ответов «да», вы можете самостоятельно принимать решение и начинать введение прикормов. Если меньше 75%, но больше 50% «да», взвесьте еще раз все обстоятельства, уделив особое внимание пунктам со 2 по 5! Принимая решение, лучше получить консультацию. Будьте особенно неторопливы!
Если меньше 50% ваших ответов «да», вам нельзя вводить прикормы без консультации со специалистом: ваш ребенок нуждается в подготовке и индивидуальной схеме введения прикормов.
Если меньше 25% ваших ответов «да», вашему ребенку рано вводить прикормы! Проконсультируйтесь со специалистом. Он подберет коррекционные подготовительные мероприятия, а возможно и лечение. В противном случае вы рискуете получить срыв пищеварения, обострение диатеза и т.п.
ЧТО ПОДГОТОВИТЬ?
Для приготовления детской пищи вам потребуется: · небольшая кастрюля с крышкой или ковшик из нержавеющей стали или эмалированные, но не алюминиевые; · электроизмельчитель или маленький блендер, подойдет и очень мелкое пластиковое сито; · не менее 2х ложечек для кормления ребенка из силикона или пищевой пластмассы (металлические, в том числе серебренные, быстро нагреваются и могут обжечь ребенка); т · 1-2 тарелки из пищевой пластмассы или небьющейся керамики (пластик при соприкосновении с пищей нагревается медленнее, керамика вбирает тепло быстрее – пища остывает быстрее); · небольшая чашка с удобной ручкой, лучше небьющаяся (можно непроливайку);м · мерный стаканчик и пара емкостей для хранения готовой пищи с крышками, пригодных для стерилизации и подогревания в СВЧ; · передники-нагрудники: o 3-4 сменных тканевых с клеенчатой подкладкой; o 1-2 пластиковых с глубоким карманом; · стул для кормления (можно не сразу). Лучше с большим, съемным столом и возможностью опускать посадочное место ближе к полу.
С ЧЕГО ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ? Первый прикорм, предлагаемый ребенку, может быть овощным, злаковым (каша) или кисломолочным. С овощного прикорма лучше начать, если:
q ребенок имеет нормальный или избыточный по возрасту и конституции вес, с достаточным (не менее 1,5 см на животе) или избыточным количеством жировой ткани; q ребенок имеет спокойный или средне - активный двигательный темперамент; q ребенок имеет стабильный стул не более 1-2 раз в день или тенденцию к запору; q ребенок имеет предрасположенность к рахиту или его проявления; q у ребенка отмечалась хорошая переносимость маминого овощного рациона, на этапе чисто грудного кормления.
С каши лучше начинать, если:
q ребенок имеет нормальный или недостаточный по возрасту и конституции вес, с недостаточным (менее 1,5 см на животе) количеством жировой ткани; q ребенок имеет активный двигательный темперамент с большими энергозатратами; q ребенок имеет стул с частотой 1-2 раза в сутки и более; q у ребенка отсутствуют острые проявления рахита; q у ребенка нет наследственной предрасположенности к непереносимости злаков.
С кисломолочных продуктов можно начинать, если: кисломолочная смесь, кефир q ребенок нуждается в докорме, но не достиг возраста 5,5-6 месяцев (при условии, что у него отсутствуют проявления лактазной недостаточности, не отмечалось аллергических реакций на употребляемые мамой молочные продукты); q Вы согласовали это со своим врачом. творог q ребенок достиг возраста 5,5-6 месяцев; q ребенок нуждается в дополнительном белке и калориях (дефицит веса и мышечной массы), но плохо ест или плохо переносит другие прикормы (овощи, кашу); или этих элементов питания ему недостаточно; q ребенок уже не менее 3х недель получал докорм смесями на основе коровьего молока и хорошо реагировал на них: (не отмечалось нарушений стула, метеоризма, аллергических реакций.)
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
детям, получающим грудное питание, начинать прикормы с СОКОВ, сырых и вареных ФРУКТОВ!
Ø соки угнетают и тормозят развитие пищеварительной функции кишечника; Ø кислота, которой много во фруктовой массе и грубая клетчатка сырых фруктов раздражают желудок и кишечник; Ø сладкие или подслащенные фрукты могут нарушить вкусовую ориентацию ребенка. ОБЩИЕ ПРАВИЛА Для приготовления всех продуктов детского питания использовать только качественную покупную или тщательно отфильтрованную воду! Продукты, используемые для приготовления детского питания, должны быть по возможности наилучшего качества или проходить дополнительную обработку!
1. При введении 1-го прикорма особенно тщательно соблюдаем технологию приготовления и схему введения:
q начинаем с 1-2 чайных ложек готового продукта; q даем прикорм голодному ребенку, т.е. до груди (кроме детей с пониженным питанием); q начинаем в первую половину дня; q добавляем каждый день по 1-2 ч.л; q доводим до полной (замещающей) порции, которая составит от 100 до 200 гр. (в зависимости от возможностей ребенка), за 2-4 недели; q до замены кормления, 1й прикорм можно распределять на 2-3 кормления, не выходя за рамки суточного объема.
2. Новый продукт (в рамках одного прикорма) вводится: q с небольшого количества (15-25% от уже введенного); q не чаще 1 раза в 3-5 дней (у здоровых детей); q не чаще 1 раза в 7 дней у детей со слабым кишечником и склонностью к аллергическим реакциям; q не спешим с введением продуктов, которые беспокоили ребенка при употреблении их матерью (особенно если эта связь была неоднократно подтверждена).
3. Введение следующей группы продуктов начинаем не раньше чем через 2-4 недели, убедившись, что ребенок хорошо переносит и усваивает 1й прикорм, т.е.: q ест активно с аппетитом, съедая не менее 50-70 гр. в сутки; q имеет самостоятельный стул не менее 1-2 раз в сутки; q качество стула на прикорме не ухудшается; q процесс пищеварения не сопровождается беспокойством; q у ребенка не появляются аллергические высыпания; q ребенок здоров.
Темпы введения следующего прикорма могут быть те же или чуть выше, исходя в первую очередь из реакций ребенка, а потом уже из его аппетита.
4. Замена кормления. Доведя 1й прикорм до объема сытости (100-150 гр.), можно полностью заменить им кормление. Это значит, что минимум 2 часа до прикорма и 2 часа после ребенок не получает грудь.
5. Замена 2го кормления возможна не ранее чем через 3-4 недели.
6. Между двумя замененными кормлениями до 3 прикорма должно оставаться грудное кормление (см. схему замены кормлений ниже).
ОВОЩНОЙ ПРИКОРМ
Лучше всего использовать для питания ребенка овощи, выращенные без использования удобрений и др. химикатов (свой огород, знакомый фермер, бабушка и т.д.). Для длительного хранения, эти продукты моют, чистят, режут и бланшируют (варят до частичной готовности), а после охлаждения, замораживают в специальных пакетах или малообъемной таре, т.к. свежими в городских условиях овощи сохранить сложнее. Купленные свежие овощи особенно тщательно моются, режутся и вымачиваются в течение 2х часов или варятся во второй воде (первая вода обязательно сливается в любом случае). При варке во 2й воде, 1я сливается через 3-5 мин. после закипания. При использовании «заморозок» фабричного производства также лучше слить первую воду.
Ассортимент овощей осваиваем постепенно, с учетом особенностей и вкусовых пристрастий ребенка.
6-8 МЕСЯЦЕВ: тыква, кабачок, топинамбур, морковь, цветная капуста, брокколи, картошка, петрушка, пастернак, сельдерей.
8-10 МЕСЯЦЕВ: брюква, репа, зеленый горошек, чечевица (розовая), молодая стручковая фасоль, зеленый перец, свекла, шпинат, авокадо.
10-12 МЕСЯЦЕВ:
фасоль зерновая, перец желтый, красный, томаты, белокочанная капуста, кукуруза.
Овощи варятся до мягкого состояния (чтобы при измельчении получалось гомогенное пюре). При варке можно немного подсолить блюдо. Готовая овощная масса разбивается в блендере или вертикальным измельчителем в маленьком объеме (можно протирать через очень мелкое пластиковое сито). Густота зависит от возможностей ребенка и регулируется количеством отвара. Первое время можно регулировать вкус и густоту пюре, добавляя свое молоко.
Со 2й недели в готовое пюре добавляем растительное масло (лучше оливковое), начиная с1-2 капель на 20-30 г доводя до 2-4 мл на порцию 150-200 г. Масло лучше добавлять в теплые овощи, непосредственно перед кормлением.
Оптимальное сочетание овощей после того, как освоили основной набор, 2-3 овоща например, крахмалистый (картошка) + вкусовой (морковь) + клетчатка (цв. капуста)
У детей с избыточным весом картошку лучше не вводить до начала активного ползания, она не должна составлять более 33% овощной смеси. У детей склонных к метеоризму лучше не спешить с введением бобовых и белокочанной капусты.
Если овощи - 1й прикорм у вашего ребенка, можете к 7 – 7,5 мес. заменить овощами одно кормление. Сначала замена делается в 1й половине дня (11-12 часов), но после введения других прикормов, переносится на обеденное время (14-17 часов).
Для увеличения пищевой ценности желательно ввести в овощи вареный вкрутую желток (правила введения нового продукта см. раздел «Общие правила»).
Желток перепелиный или куриный варится не менее 10 мин. и затирается в пюре, начиная с 0,25 до 2х перепелиных или от 0,1 до 1 или 0,5 куриных. До введения мясного прикорма, желток даем ребенку не менее 5 раз в неделю, после введения мяса, не менее 2х раз в неделю. К 1 году ребенок может получать не более 6 перепелиных или 2х куриных желтков в неделю. Ребенок, не склонный к аллергии, может к 1 году получать целое яйцо в виде омлета или добавки к другой пище. Яйцо предлагаем только в термо-обработанном виде!
С 8-8,5 мес. К овощному пюре добавляем МЯСО, РЫБУ, ПТИЦУ.
8-9 мес.: говядина, (телятина), индейка, кролик. 9-10 мес.: баранина, судак, треска. 10-12мес.: кура (филе без кожи), форель, свинина.
Эта последовательность допустима для детей без аллергических проявлений. Мясо рыбу, птицу покупаем в свежем, лучше парном виде; освобождаем от костей, тушим или варим на второй воде (1ю сливаем через 5-10 мин.). Можно добавить немного соли, кореньев, зелени или лаврового листа. Варим мясо 75-90 мин.; рыбу, птицу, кролика 30-50 мин. Режем мелко, поперек волокон, измельчаем вместе с овощами. Свежий (второй) бульон можно дать ребенку перед кормлением 10-20 мл или добавить в готовое пюре.
С 10-11 месяцев из парного мяса можно делать фарш на яйце и замораживать фрикадельки впрок. Фрикадельки варятся 25-30 мин. Бульон лучше не использовать. С 10-11 мес. можно варить суп: после сливания 1й воды. Овощи и мясо варим вместе (с поправкой на длительность приготовления). Некоторым детям в такой суп можно добавлять рис, пшеничные или ячменные хлопья. Мясо, рыбу, птицу вводим, начиная с 1ч.л. доводя до 50-70 г (максимум до 100 г к 1 году). 1-2 дня в неделю мясо заменяем на желток. Один день можно сделать вегетарианским (если у ребенка нет дефицита белка).
У здоровых детей, иногда допустимо использовать овощные и мясные консервы, соответствующие следующим требованиям:
q нежелательно производство по лицензии; q возраст ребенка указанный на банке, должен быть меньше фактического возраста ребенка; q консервы не должны содержать сахар, аскорбиновую кислоту (вит. С), другие консерванты, молоко или сливки, соевый белок; q предпочтительно использовать банки с моно-составом; q допустимо, смешивать консервы с продуктами своего приготовления, однако смеси лучше не хранить.
КАШИ
Каши вводятся первым или вторым прикормом (см раздел «введение»). Не рекомендуется готовить кашу на коровьем молоке или смесях без консультации с врачом. Иногда можно использовать сцеженное материнское молоко как основу для приготовления каши или подслащивающую добавку. Возможно введение каш с 4,5-5 месяцев, после консультации с врачом, в качестве лечебного прикорма (дефицит прибавок, нарушение моторики пищеварения). В этом случае лучше использовать адаптированные каши: ХИПП Био Рисовый отвар; ХАЙНЦ Гипоаллергенные Рис, Греча, Кукуруза, Диетическая Овсянка.
Каши не должны содержать: q сахар; q молоко; q фруктовую основу.
Для детей старше 5,5-6 мес. каши готовятся из хлопьев или круп, на основе фруктовых отваров с добавлением вареной фруктовой массы в качестве вкусовой и регулирующей стул основы. В качестве фруктовой основы используются следующие фрукты и сочетания: q яблоко (кисло-сладкое с белой мякотью); q яблоко с грушей (маслянистая мякоть без зерна); q яблоко с бананом; q яблоко со сливой (слабящий вариант); q слива (чернослив) (слабит); q банан со сливой; q банан с грушей (крепит).
Свежие фрукты чистим, режем, заливаем небольшим количеством воды, варим 5-10 минут (без добавления сахара). В кипящий компот добавляем хлопья быстрого приготовления без добавок: овсяные (самые нежные) - варим 3-5 мин; гречневые (богаты белком) - 5-7 мин; рисовые (гипоаллергенные, закрепляющие) - 7-10 мин.
Также можно использовать: ячмень, пшеницу, кукурузу с 7-8 месяцев; рожь, 3 злака, 5 злаков с 9-10 месяцев; пшено и смеси с ним с 11-12месяцев.
Кашу довариваем вместе с фруктовой массой на маленьком огне и настаиваем 7-10 минут под крышкой, после чего разбиваем в гомогенную массу (густота регулируется количеством отвара). Соотношение между кашей и фруктами от 1:1 до 3:1 (в зависимости от возраста, частоты и крепости стула или калорийных потребностей ребенка). Каши вводятся по общей схеме (см. раздел «введение»). Как правило, каши являются утренней пищей, особенно у детей с достаточным или избыточным весом. У детей с дефицитом веса, прибавок или высокой двигательной активностью можно: q делать кормление кашей вечером (за 30-40мин до сна); q доводить суточный объем каши до 300-350 мл, т.е. заменять или дополнять кашей 2 кормления (утро и вечер) при условии, что не менее 0,33 от каши составляет фруктовая основа.
Для детей с угрозой аллергии, существует другой способ приготовления каш. Берем не измельченное зерно (крупу): греча, рис, овес, перловка, крупная сечка кукурузы и т.п. Тщательно моем. Варим, сливая 1ю воду через 5-7 мин., до готовности, без соли и сахара. Добавляем в кипящие фрукты. Далее по предыдущей технологии.
Если хотите приготовить кашу на молочной основе, не смешивайте молочные продукты с фруктами.
В готовую кашу, со 2й недели введения, добавляют сливочное масло 82% жирности, начиная с 0,1 ч.л. до 1 ч.л. на порцию в 150 г. Хлеб нежелательно давать детям до 14-18 месяцев, т.к. он и другие хлебобулочные продукты содержат пекарские дрожжи, вызывающие брожение и метеоризм, особенно у маленьких детей.
КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРИКОРМЫ
В большинстве случаев (за исключением перечисленных в разделе «введение»), детям, имеющим материнское молоко, не рекомендуется вводить продукты на основе коровьего молока до 10 – 11 месяцев.
Около 25% детей вообще не должны получать молочных продуктов до 1 года и более, т.к. имеют разные формы непереносимости белка коровьего молока (аллергия) или молочного сахара (лактазная недостаточность).
Прежде чем вводить молочные продукты в рацион ребенка, посоветуйтесь с врачом!
Введение молочных продуктов лучше начинать с детских кефиров, жидких кисломолочных продуктов на основе живых йогуртовых культур, а в некоторых случаях с кисломолочных смесей (кисломолочный НАН, Галлия ЛАКТОФИДУС).
q детские кефиры не должны содержать сахар или фруктовые наполнители; q самодельные йогурты должны готовиться с тщательным соблюдением технологии производства; q соблюдайте все рекомендации по хранению и срокам годности!
Кисломолочные продукты вводятся с количества 5-10 мл и доводятся до 100 – 150 мл в сутки (при сохранении грудного питания); и 250 – 300 мл при полной замене грудного молока прикормами.
Через 10 -14 дней (при отсутствии реакции на кефир) можно вводить творог.
Творог вводится с 1-2 ч.л. до 50 – 70 гр. в сутки. К 1 году допустимо иногда давать до 100 г творожной массы фабричного производства.
Творог лучше готовить самостоятельно. Это значительно безопаснее. Творог готовится из свежего кефира или простокваши, жирностью не менее 2,5-3% на водяной бане, на маленьком огне. Для удобства контроля, поместите исходный продукт в прозрачную тару. При расслойке продукта наполовину, выключите огонь, слейте створоженную массу через очень мелкое сито или откиньте на марлю (после того, как она остынет). Из одного литра молочного продукта может получиться от 100 до 200 гр. творога. Готовый творог можно взбить с кефиром. Можно добавлять в творог свежие или вареные фрукты по вкусу ребенка. Допустимо использовать готовые творожки, рекомендуемые для питания детей раннего возраста, но только без сахара и наполнителей, так как на них дают аллергические реакции до 80% детей. С 11-12 месяцев можно периодически использовать в питании ребенка свежую нежирную сметану (1 -2 ч. л. в овощи или суп). Кисломолочные прикормы чаще всего заменяют кормление в вечернее время (полдник или ужин). ФРУКТЫ Отварные фрукты ребенок начинает осваивать сначала в составе фруктовой каши (см. раздел «Каша»), а через 1,5 – 2 недели можно начать давать вареное фруктовое пюре отдельно, в виде десерта, после прикорма или в промежутках между грудными кормлениями, не совмещая с молоком. Можно не заниматься варкой фруктов отдельно. Просто отделите часть фруктовой массы из процесса приготовления каши (до добавления самой каши) и разбейте в пюре. Фруктовое пюре вводим с 1-2 ч л до 100 г в сутки (набор фруктов см раздел «каши»). После 8-9 месяцев при отсутствии противопоказаний (аллергии или нарушений стула), можно увеличить ассортимент (в соответствии с сезоном). Свежие фрукты пробуем также не раньше 7,5-8 месяцев в виде «учебного прикорма» (см. соответствующий раздел) или скоблеными в количестве не более 50 – 70 гр. в сутки. После 9 -10 месяцев можно давать сосать дольки цитрусовых, сырую морковь, делать морсы из свежих (сезон) или замороженных ягод (о соках и жидкости см. раздел «жидкость»). ЖИДКОСТЬ Дети, находящиеся полностью на грудном питании, в здоровом состоянии редко нуждаются в допаивании. В качестве дополнительного питья детям старше 6-7 месяцев предлагаем простую, чистую, кипяченую воду. Лучше сразу учить пить из чашки, особенно если ребенок не знает рожка. Можно поить с ложки. Помните, потребность в жидкости у детей очень разная. Она зависит от конституции, обмена веществ, количества грудного молока в суточном рационе, влажности, общего аппетита, погоды, здоровья ребенка, набора получаемых им продуктов и т.д. Одни дети предпочитают пить перед едой, другие во время, третьи после еды. Предоставьте ребенку выбор: что пить, когда и сколько, и он выберет самый подходящий для себя вариант. Можно предлагать слабо заваренные натуральные чаи: черный, зеленый, фруктовый, травяной, матэ и т. п. Лучше не используйте растворимые чаи и не добавляйте к натуральным сахар. Ребенок будет пить, потому что хочет, а не потому, что сладко. С момента введения каш и фруктового пюре можно давать ребенку отвары из фруктов (компот натуральной сладости.) При наличии свежих или замороженных ягод можно предложить ребенку натуральный ягодный морс (с 7,5-8 мес.). На 1 часть ягод или ягодной выжимки берем не менее 2-3 частей воды. С 1 года можно давать разведенные в 2-3 раза свежее выжатые соки. Если сок или морс не подслащен, ребенок не выпьет больше своей потребности. Кисловатое или сладковатое питье нельзя давать беспорядочно в течение дня, особенно из рожка. Также ни в коем случае не пытайтесь заменить таким питьем ночные кормления! Это приводит к: q разрушению зубов; q снижению аппетита; q запорам и т п. Свободно, по потребности, можно давать только простую воду. Остальное питье должно быть ассоциировано с питанием.
ПОСТАРАЙТЕСЬ КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ ИЗБЕГАТЬ ПОДСЛАЩИВАНИЯ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА РАФИНИРОВАННЫМИ САХАРАМИ!
Это позволит: q исключить нарушения углеводного обмена: q избежать избыточного веса сейчас, а особенно в будущем; q оценить и освоить вкусовое разнообразие пищи; q избежать лишних проблем на этапе становления пищеварения; q уменьшит риск формирования пищевой аллергии ит.д.
Полноценным и достаточным источником сахаров являются продукты растительного происхождения - фрукты, овощи, зерновые. КОНСИСТЕНЦИЯ ПИЩИ, ЖЕВАНИЕ Консистенция пищи регулируется количеством отвара, бульона или воды и подбирается по возрасту, возможностям, потребностям ребенка и особенностям продукта. Сначала пища чаще полужидкая, но постепенно становится гуще. Использовать рожок имеет смысл, только если ребенок пробовал его и любит, или требуется докармливать его на ночь полужидкой кашей или кефиром, в остальных случаях учите ребенка есть с ложки сразу. Гомогенизировать (измельчать в однородную массу) основной объем пищи, получаемой ребенком необходимо до появления у ребенка жевательных зубов (в среднем до 14-18 месяцев). Степень измельчения должна меняться постепенно. Но есть вполне здоровые дети, не умеющие жевать до 2,5 и более лет. Стимулировать жевание необходимо с первых месяцев прикормов, используя так называемый «учебный» или «естественный» вариант прикорма, как дополнение к основному процессу освоения питания. В этом случае ребенок получает в руки для самостоятельного освоения (но под обязательным присмотром родителей) кусочки твердой (сухарь, сушка, сырая морковь, твердое несладкое печенье) или полумягкой (очищенное сырое яблоко, груша, банан, кусок вареной картошки, корочку не сдобной без дрожжевой выпечки, кусок вареного мяса) пищи.
Полностью переводить ребенка на общий семейный стол, при условии его достаточной диетичности, можно с завершением формирования молочного прикуса (т е к 2,5-3 годам), если к этому времени у ребенка присутствует в течение не менее полугода регулярный, стабильный, оформленный стул и нет заболеваний, требующих индивидуального подхода к питанию. ХРАНЕНИЕ ГОТОВЫХ ПРОДУКТОВ Сырые продукты хранятся в замороженном виде 3 и более месяцев (без размораживания). Овощи в отваре, мясо в бульоне, супы, каши из цельных круп можно хранить в холодильнике двое суток, если они убраны сразу после остывания. Творог, вскрытые детские консервы, кисломолочные продукты нельзя хранить более 1 суток. Самодельные готовые гомогенизированные пюре, каши, супы- не более 12 часов. УЧЕБНЫЙ ПРИКОРМ Длительный опыт работы с современными детьми показывает, что «естественный» - казалось бы наиболее физиологичный метод, его сейчас стали называть «УЧЕБНЫМ», для большинства не является вариантом выбора в силу существенных изменений, которые происходят в состоянии здоровья матери и ребенка под воздействием таких факторов как:
q исключение естественного отбора на протяжении последних 2-3 поколений; q резкого усложнения социальной обстановки; q ухудшения экологических условий жизни и качества продуктов питания; q изменения и усложнения питания взрослых с резким увеличением в нем химических компонентов.
Тем не менее, он может оставаться доступным для некоторых детей при условии, что: q у ребенка не отмечалось серьезных проблем с пищеварением после 2х месяцев; q у ребенка отсутствует дефицит веса и сохраняются физиологические прибавки на грудном вскармливании; q у ребенка нет проявлений рахита, анемии, и других обменных проблем; q у матери нет признаков анемии, истощения, гиповитаминоза, хронических заболеваний.
Все это важно т. к. «учебный» прикорм подразумевает более длительное кормление ребенка грудным молоком как основной пищей и предъявляет повышенные требования к здоровью матери и ребенка. Наиболее правильным представляется использовать отдельные элементы «учебного» прикорма именно как обучающие, т.е. для обучения детей навыкам жевания, самостоятельного питания, адаптации к семейному столу, наряду с основным методом (См «Обучение жеванию»).
ПРЕКРАЩЕНИЕ ЛАКТАЦИИ По нашим наблюдениям оптимальный срок кормления ребенка грудью до14-18 месяцев. Эти сроки учитывают интересы как ребенка, так и матери, как в плане обоюдного здоровья, так и в плане социальных интересов всей семьи.
Выбор конкретных сроков прекращения кормления зависит от ряда факторов: q от сезона. Не желательно прекращать кормление зимой, с ноября по март, и в жаркий период лета, с середины июня до середины августа; q на фоне активного прорезывания зубов; q на фоне и в течение ближайших 10 дней после простудных, кишечных и др. заболеваний; q перед, во время и после переездов, смены климата и обстановки; q в период очередной вакцинации ребенка.
Учитывая все эти обстоятельства, старайтесь спланировать мероприятия по прекращению лактации заранее, чтобы все произошло постепенно, с минимальной травмой для ребенка и матери, чему в немалой степени будет способствовать вышеупомянутая схема введения прикорма.
В соответствии с нашей программой, к возрасту 1 года вы практически уходите от дневных кормлений грудью. Это не позволяет сформировать у ребенка осознанной эмоциональной и пищевой зависимости от груди, тогда как к этому возрасту, подсознательная постепенно угасает. Именно сознательная привязанность ребенка к процессу сосания как самому простому способу удовлетворить эмоциональный и физический голод делает процесс отрыва от груди в старшем возрасте более сложным и болезненным. Эта связь после 1,5 лет может тормозить социальное и личностное развитие ребенка, заменяя поиск новых форм разрешения проблем на привычную, наиболее простую и универсальную. То же происходит в отношении матери к ребенку: она подсознательно застревает на простом и привычном способе удовлетворения ребенка, тормозя таким образом, процесс формирования более тонких и сложных межличностных отношений с ним, продолжая воспринимать его в большей степени как биологический объект приложения своего материнского инстинкта, чем как требующую активного развития независимую личность. Можно отчетливо проследить, что у большинства современных женщин с их уровнем здоровья и давлением внешних обстоятельств, слишком продолжительная лактация провоцирует: q физическую и нервную астенизацию; q резкое снижение иммунитета (невозможность защитить ни себя, ни ребенка); q частые депрессии, вследствие снижения социальной активности.
Что касается пищевого значения грудного молока, то замечено, что у более чем половины детей, имеющих свободный доступ к груди в течение суток, уже к 9-10 месяцам:
q снижается аппетит и интерес к прикормам; q прекращаются или резко снижаются весовые прибавки; q усиливаются явления рахита, чаще встречается анемия (особенно в зимние месяцы у детей после 1 года); q задерживается формирование собственной иммунореактивности.
Одним из серьезных контраргументов для матери является тот факт, что ребенок привык засыпать с грудью и ей сложнее всего преодолеть этот блок. Не надо забывать, что при этом большинство грудных детей хуже спят, просыпаясь для сосания по нескольку раз за ночь, тогда как ребенок старше 14 – 16 месяцев может и должен спать ночью по 9 -11 часов, не испытывая потребности в ночном кормлении. Конечно, принимать решение должны вы сами или вместе с наблюдающим ребенка врачом. Важно учесть все вышеперечисленные факторы и сделать поправку на индивидуальные обстоятельства, учитывая: в первую очередь интересы ребенка, во вторую - семьи и других детей, и не забыть свои собственные. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ Чугреева Е.Р.
ВВЕДЕНИЕ.. 3 ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ВВЕДЕНИЮ ПРИКОРМОВ?. 3 ЧТО ПОДГОТОВИТЬ?. 3 С ЧЕГО ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ?. 3 ОБЩИЕ ПРАВИЛА.. 4 ОВОЩНОЙ ПРИКОРМ... 5 КАШИ.. 6 КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРИКОРМЫ... 7 ФРУКТЫ... 8 БАЗОВЫЕ СХЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМОВ.. 8 ЖИДКОСТЬ. 9 КОНСИСТЕНЦИЯ ПИЩИ, ЖЕВАНИЕ.. 9 ХРАНЕНИЕ ГОТОВЫХ ПРОДУКТОВ.. 10 УЧЕБНЫЙ ПРИКОРМ... 10 ПРЕКРАЩЕНИЕ ЛАКТАЦИИ.. 10 ТЕХНИКА ПРЕКРАЩЕНИЯ КОРМЛЕНИЯ.. 11 НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ... 11 НОРМАТИВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ.. 15 ВВЕДЕНИЕ
Концепция питания, представленная вашему вниманию в данной брошюре, является промежуточной между «общепринятой», т.е. разработанной медицинской диететикой в содружестве с пищевой промышленностью, и «естественной» - взятой из опыта повседневной жизни и бытовых народных традиций. Предлагается использование натуральных продуктов вместо консервов, и их приближение к возможностям и возрасту ребенка, путем более тщательного приготовления и измельчения. ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ВВЕДЕНИЮ ПРИКОРМОВ?
Прежде чем вводить любую новую пищу, постарайтесь максимально точно определить готов ли ваш ребенок к новым продуктам в своем рационе. Помочь в этом вам сможет небольшой тест. Вам нужно ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:
Если больше 75% ваших ответов «да», вы можете самостоятельно принимать решение и начинать введение прикормов. Если меньше 75%, но больше 50% «да», взвесьте еще раз все обстоятельства, уделив особое внимание пунктам со 2 по 5! Принимая решение, лучше получить консультацию. Будьте особенно неторопливы!
Если меньше 50% ваших ответов «да», вам нельзя вводить прикормы без консультации со специалистом: ваш ребенок нуждается в подготовке и индивидуальной схеме введения прикормов.
Если меньше 25% ваших ответов «да», вашему ребенку рано вводить прикормы! Проконсультируйтесь со специалистом. Он подберет коррекционные подготовительные мероприятия, а возможно и лечение. В противном случае вы рискуете получить срыв пищеварения, обострение диатеза и т.п.
ЧТО ПОДГОТОВИТЬ?
Для приготовления детской пищи вам потребуется: · небольшая кастрюля с крышкой или ковшик из нержавеющей стали или эмалированные, но не алюминиевые; · электроизмельчитель или маленький блендер, подойдет и очень мелкое пластиковое сито; · не менее 2х ложечек для кормления ребенка из силикона или пищевой пластмассы (металлические, в том числе серебренные, быстро нагреваются и могут обжечь ребенка); т · 1-2 тарелки из пищевой пластмассы или небьющейся керамики (пластик при соприкосновении с пищей нагревается медленнее, керамика вбирает тепло быстрее – пища остывает быстрее); · небольшая чашка с удобной ручкой, лучше небьющаяся (можно непроливайку);м · мерный стаканчик и пара емкостей для хранения готовой пищи с крышками, пригодных для стерилизации и подогревания в СВЧ; · передники-нагрудники: o 3-4 сменных тканевых с клеенчатой подкладкой; o 1-2 пластиковых с глубоким карманом; · стул для кормления (можно не сразу). Лучше с большим, съемным столом и возможностью опускать посадочное место ближе к полу.
С ЧЕГО ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ? Первый прикорм, предлагаемый ребенку, может быть овощным, злаковым (каша) или кисломолочным. С овощного прикорма лучше начать, если:
q ребенок имеет нормальный или избыточный по возрасту и конституции вес, с достаточным (не менее 1,5 см на животе) или избыточным количеством жировой ткани; q ребенок имеет спокойный или средне - активный двигательный темперамент; q ребенок имеет стабильный стул не более 1-2 раз в день или тенденцию к запору; q ребенок имеет предрасположенность к рахиту или его проявления; q у ребенка отмечалась хорошая переносимость маминого овощного рациона, на этапе чисто грудного кормления.
С каши лучше начинать, если:
q ребенок имеет нормальный или недостаточный по возрасту и конституции вес, с недостаточным (менее 1,5 см на животе) количеством жировой ткани; q ребенок имеет активный двигательный темперамент с большими энергозатратами; q ребенок имеет
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.6 (0.013 с.) |