Вопрос 7. Сущность и происхождение политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 7. Сущность и происхождение политики.



Политика – особая сфера человеческой деятельности, цель которой – направлять развитие общества в благоприятное русло путем определения общих целей и согласованных действий.

Политика возникла более 2,5 тыс. лет назад.

Впервые термин «политика» был употреблен в Древней Греции для обозначения государственных или общественных дел, искусства управления государством (Аристотель… (от греческого слова «polis» – государство) политика – это цивилизованная форма общности, которая служила достижению общего блага и счастливой жизни).

Полис – город – гос-во, жители полиса – политы, они занимались политикой (делами общества).

Уровни политики – личная полит, государственная политика, международная политика.

В средние века политику воспринимали как искусство достижения и умелого использования гос власти.

В 1515 году Макиавелли: совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее.

Политика – это есть обращение к власти, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя, а также о текущих ситуациях.

Он отделяет полит от права, от религии.

По мере роста разнообразных интересов, усложнения форм человеческой деятельности, содержание полит оказывалось все более размытым и т.к. целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось гос деятельностью, проникала во все сферы взаимодействия своих индивидов по вопросу реализации их частных интересов.

Разнообразная структура интересов и потребностей разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовало других средств регуляции соц взаимоотношений, исходя из этого, политика появляется там и тогда, где и когда утрачивается естественное согласие, но существует потребность в согласованном поведении.

 

Существуют различные подходы в современной политологии к пониманию сущности политики:

директивный. Политика как деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти (Вебер).

функциональный. Сущность полит – разделение обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Участники полит жизни выполняют строго обусловленную правилами игры роли, разделение которых необходимо для обеспечения эффективности и обеспечения целостности общества.

коммуникат. Полит – это универсальное средство обеспечения целостности и механизма регулирования конфликтов в обществе. Но интеграция и целостность общества могут достигаться по-разному – выделяются 2 направления:

А. полит как сфера интегрирования на основе реализации общего интереса, обеспечения общего блага институтами государства.

Б. полит как конфликтная, согласно которому полит есть преимущественно сфера господства и подавления одних соц групп другими.

 

Специфика политики состоит в том, что она призвана обеспечивать целостность общества, регулировать социальные взаимоотношения, согласовывать интересы различных социальных групп.

Политика явилась результатом усложнения социальной жизни, которое было вызвано ростом человеческих потребностей. Примитивные общества Древнего мира не знали политических отношений. Главная цель существования древнего человека – физическое выживание. Отдельный индивид не осознает себя единым целым, он – часть племени. Взаимодействия внутри племени основывались на кровно-родственных связях и регулировались нормами общинной морали, обычаями и верованиями. Власть исходила от рода и была построена на авторитете старейшин, военачальников, жрецов.

Постепенно наращивались материальные возможности человечества, это вело к усилению социальной, этнической, культурной дифференциации. Сформировались политические институты, основанные на использовании средств принуждения. Расслоение общества вызвало несовместимость интересов. Чтобы их согласовать, были созданы специальные политические институты: государство, армия, господствующая идеология и т. д.

Реализация интересов групп в социально неоднородном обществе потребовала использования государственной власти. Без подобного регулирования удовлетворение интересов одних групп существенно изменило бы социальные возможности других групп.

Характерные черты политики:

* связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

* любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства — такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

* связь с действиями и интересами больших масс людей;

* целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

* властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

 

Вопрос 8. Политика и право.

Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных органов.

Право (др.-славянское правь – закон) –

1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства;

2) наука, изучающая юридические нормы и правила, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение).

Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, Поддержкой и охраной авторитета и силой государства.

Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но и в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права. Пока они не изменены в установленном порядке.

Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни:

- с одной стороны, государство санкционирует и констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия;

-но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.

Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества.

Отличия же между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные регулятивные системы:

1. Важное различие между политикой и правом проистекает из разницы между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других средств и мер (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

2. Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а политика более изменчива и непостоянна. У разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. Политика является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

3. Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит и в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.

Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1. подчинение политикой права (например, в силу «революционной» или иной «политической целесообразности»);

2. абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;

3. сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.029 с.)