Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивистский» взгляд на общество и государство (О.Конт, Г.Спенсер).

Поиск

О. Конт (1798—1857) и Г. Спенсер (1820—1903), основоположники позитивизма в философии, внесли большой вклад в становление социологии и политической науки. В «Системе позитивной политики» Конт выступает сторонником «самореализующегося фундаментального порядка» и категорическим противником насилия.

Однако, предлагая реформы в обществе, Конт опирался на систему коллективных верований, особую религию как следствие развития науки. К тому же, считая достаточным для реализации своих проектов лишь ознакомление с ними правящей верхушки, он рассылал эти проекты даже монархам.

Спенсер в «Основаниях социологии» рассматривал строение общества и возникающие в нем институты по аналогии с живым организмом, в котором функции разделены между органами. Этот подход в социологии получил название органической школы. Основным законом социального развития он считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, к каким относил «дифференцированные», то есть разделенные на классы. Спенсер в социальной науке предвосхитил на несколько лет естественнонаучный закон Ч. Дарвина и заложил основу консервативных взглядов в политике.

Прямым последователем Конта проявил себя Э. Дюркгейм (1858—1917), который в своей докторской диссертации «О разделении общественного труда» и курсе лекций по началам социализма (сен-симонизму ) выдвигал концепцию «органической социальной солидарности», присущей достаточно высокоразвитым формам разделения труда, где консенсус достигался бы с помощью коллективного (общего) сознания.
Социализм у Дюркгейма представляет собой лучшую, более осознанную организацию коллективной жизни, цель и следствие которой — интеграция индивидов в социальных рамках. Он — противник насилия и был твердо уверен, что конфликты между рабочими и предпринимателями служили доказательством плохой организации общества, которую следовало исправить, но конфликты вовсе не предвещали перехода к иному общественному или экономическому строю. По Дюркгейму социалистическим могло быть всякое учение, требовавшее воссоединения всех экономических функций, рассеянных в руководящих центрах общества; учение, далекое от аскетизма или протестов против роскоши, видевшее пути разрешения общественных трудностей в изобилии и в росте производительности труда; оно не определяется ни отрицанием частной.собственности, ни требованиями рабочих, ни филантропией высших классов или руководителей государства. Это учение существенно отличается от коммунистического, начинавшегося еще в античности с протеста против общественного неравенства и несправедливости и мечты о мире, в котором положение всех будет одинаковым. Итак, социализм — организация общества, а не классовая борьба, его цель — создание профессиональных объединений, корпораций, а не изменение характера собственности.
В негативной оценке выборов, парламента Дюркгейм выступал последователем Конта, который благожелательно отнесся к государственному перевороту Наполеона III и обращался с призывом о реформах к русскому царю. Дюркгейм считал, что политики со своими бесконечными спорами только затрудняют реформы, демократия у него не сопровождалась современными атрибутами плюрализма, парламента, выборов, для него — это эволюция управляющего сознания, отношений государства (в том числе монархии) и народа, политика же второстепенна, и лучше, если верхушка власти отделена от избирателей, хотя бы двухступенчатой структурой представительных органов. Французский политолог и социолог жил в относительно благополучное время, обходившееся без континентальных катаклизмов, не сталкивался в жизни с деспотиями и тоталитаризмом, что и вызывало у него впечатление, что буржуазное государство выступает в качестве надклассовой силы, управляющей необузданными инстинктами и обеспечивающей единство и безопасность общества, которое не нуждается в революционных преобразованиях.

 

22. Легитимность политической власти.

1. Слово "легитимность" происходит от латинского "legitimus" – законный. Легитимность – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимность обусловлена способностью власти формировать и поддерживать убеждение в оптимальности существующих политических институтов.

2. Легитимность и легальность (законность) власти – несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность – доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Типы легитимности власти:

Традиционный. Этот тип основан на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка.

Различают четыре вида традиционной власти.

1. Патриархализм – полная зависимость властителей от традиций. Представляет собой "чистый" вид традиционной власти, свойственный родовым отношениям.

2. Патримониализм – определенная свобода властителя от традиций. Появляется тогда, когда возникает потребность в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями.

3. Султанизм – разновидность патримониализма. Характерен для стран Востока. Власть передается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что на деле нередко граничит с абсолютным произволом.

4. Феодализм – отличается от султанизма тем, что чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функций обычно не нуждаются в оплате.

Харизматический (от греческого "charisma" – благодать, божественный дар). Основан на вере в исключительные качества и величие личности вождя. Если лидер не назначит преемника, то между его последователями нередко возникает борьба за право наследовать власть, которая грозит перерасти в кризис и привести к утрате их влияния на общество.

Легальный. Основан на подчинении законам, в рамках которых демократически избираются и действуют представители власти. Наиболее развитой формой этого типа власти выступает рациональное государство, где властные отношения лимитируются нормами права. Основным правовым актом такого государства является конституция, устанавливающая определенные правила социального поведения, которые обязаны соблюдать все без исключения граждане, в том числе и политические руководители.

Законы в рациональном государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия.

23. Политические элиты.

Политическую элита - группа лиц, подготовленных для выражения социальных интересов той или иной общности, приспособленных для продуцирования определенных политических ценностей и целей и контролирующих процесс принятия решений.

К основным функциям и задачам политической элиты относятся: -принятие и контроль за реализацией решений;-формирование и репрезентация групповых интересов;-продуцирование политических ценностей;-способность к манипулированию общественным мнением.

Современные элитистские теории.

- концепции макиавеллистской школы, - ценностные теории., - теории демократического элитизма.- концепции плюрализма элит., - леволиберальные концепции элит.

Системы рекрутирования элит.

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее отбора или рекрутирования. Наиболее известные и распространенные две – гильдийная и антрепренерская.

24. Понятие лидерства.

Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица – политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях. Политическое лидерство в значительной степени раскрывает сущность реального механизма осуществления политики в обществе.

В современной политологии существует несколько определений политического лидерства. Приведем некоторые из них:

политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность;

политическое лидерство – это символ группы, общности, образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.237 (0.012 с.)