Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конкурентное (Антимонопольное) законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира. Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений: 1. Стимулирование предпринимательства 2. Развитие конкурентных начал 3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. [13] Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году - закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” Основными направлениями регулирования антимонопольной политики выступили: · ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; · определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Под антимонопольной политикой понимают совокупность мероприятий, направленных на формирование и поддержку нормальной конкурентной среды. Антимонопольное регулирование предполагает: · создание развития конкурентной среды посредством осуществления структурной политики, поддержки малого бизнеса и т.п.; · ограничение монополистической деятельности. Важным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. В разных странах оно имеет свои особенности, но общим является следующее: · контроль за слиянием компаний; · запрещение сговоров предпринимателей, то есть образование картелей (это объединение предпринимателей или предприятий с целью поддержания цен на рынке данного товара на основе согласования цен, квот (доля) и рынков сбыта). – ОПЕК; · борьба с недобросовестной конкуренцией. [16] В современных условиях важными элементами системы антимонопольного регулирования выступают следующие: 1. Понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики; 2. Виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию; 3. Перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрету; 4. Определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий; 5. Меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. [16] В мировой практике широко используется такие показатели как индекс концентрации рынка (4, 8, 12 у нас используется показатель 3-х предприятий CR=3 Херфиндаль)Хиршман HHI= k12+k22+k3+k4+…+kn2 Доминирующем признаются положением предприятие, если доля рынка составляет 50 и более % (до вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции 65% и более). Если доля меньше 50%, но антимонопольный орган показывает, что тоже может быть отнесен к доминирующим предприятиям. Чем они различаются: · американская модель исходит из того, что любая монополия есть зло для экономики (все монополии нужно держать под контролем); · западноевропейская модель исходит из того, что государству необходимо бороться только с теми монополиями, которые злоупотребляют своим положением. Идет сближение моделей в сторону западноевропейской. В соответствии с Российским законодательством недобросовестной конкуренцией является: · распространение ложных, неточных или искаженных сведений, что может причинить ущерб другим фирмам и их деловой репутации; · введение потребителей в заблуждение по поводу качества потребительских свойств товара и т.п.; · некорректное сравнение своей продукции с продукцией других предприятий в рекламной деятельности; · использование без разрешения товарного знака маркировки, копирования упаковки, внешнего оформления и т.п. производителей конкурентов; · получение, использование, разглашение производственной, научно-технической, торговой информации или коммерческой тайны без согласия собственника. В современных условиях все большее развитие получает адвокатирование конкуренции. Новое направление антимонопольной политики. Адвокатирование конкуренции - это набор видов деятельности антимонопольных органов, направленной не на принуждение соблюдения установленных норм, а на осознание выгод конкуренции, в том числе через воздействие на другие государственные органы. Антимонопольное регулирование естественных монополий. Структурная перестройка естественных монополий. Государство также воздействует на естественные монополии следующим образом: · определяет состав потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; · контроль за инвестиционными программами естественных монополий; · контроль за заключением некоторых видов сделок. Важная задача – контроль за структурными образованиями естественных монополий. В мировой практике широко используется структурное преобразование естественных монополий (РАО ЕЭС). В законе о защите конкуренции прописаны функции и полномочия федерального исполнительного органа в сфере антимонопольного регулирования. [14] ВЫВОД Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями, обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения обьема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства. Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции, которая подразделяется на: монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию. В условиях монополистической конкуренции степень несовершенства невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм, наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя. Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. На несовершенную конкуренцию в России сказались особенности регулирования конкурентных отношений. В капиталистических странах несовершенная конкуренция появилась тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Несовершенная конкуренция является нежелательной для развития эффективной рыночной экономике в России и на современном этапе проводится политика по укреплению и защите конкуренции. Данная меры государства называются антимонопольной политикой. Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого и экономического пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК) и потом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гальперин В.М. Микроэкономика. Т.2 — Санкт-Петербург: «Экономическая школа», 1997.– 74с. 2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - С. - Пб., 1992. Гл. 8. Гл. 16. 3. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Т.1. Ч.1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. – М.: «Соминтэк», 1992. – 121с. 4. Нуреев. Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., - М.: Норма, 2004. – 225с. 5. Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.- Международная академия современного знания.- 2000. 6. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Ч. 3. Гл. 10. Изд-во: М.: Экономика, 1992. 7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 8. Сажина М. А. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРИА, 2003. – 118с. 9. Фишер С. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с. 10. Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Подвинутый уровень: Учебник. – М.: ИНФПР-М, 2008г. – 245с. 11. Черкашов Е. М. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебное пособие. Часть 2. 3-е изд. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2004. – 35с. 12. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М., 1992. Т.2.- Гл. 10. 13. Экономический словарь / Е. Г. Багудина [и др.] – М.: Проспект, 2000.– 340с. 14. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов – 4-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 115с. 15. 50 лекций по микроэкономике. Т. 1. - Санкт-Петербург: Экономическая школа. 2000. 16. 50 лекций по микроэкономике. Т. 2. - Санкт-Петербург: Экономическая школа. 2000. – 459с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.009 с.) |