Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ



Конкурентное (Антимонопольное) законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

1. Стимулирование предпринимательства

2. Развитие конкурентных начал

3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности.

В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. [13]

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году - закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”
С 1991 года по 1999 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях"и т.д.
Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.
В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.
Россия не избежала негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка Примером естественных монополистов в России является РАО “ЕЭС России”, “Газпром”. Первый проект Закона “О естественных монополиях” был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации в начале 1994 г. По Закону “О естественных монополиях”, сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи. [14]

Основными направлениями регулирования антимонопольной политики выступили:

· ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня;

· определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения.

Под антимонопольной политикой понимают совокупность мероприятий, направленных на формирование и поддержку нормальной конкурентной среды.

Антимонопольное регулирование предполагает:

· создание развития конкурентной среды посредством осуществления структурной политики, поддержки малого бизнеса и т.п.;

· ограничение монополистической деятельности.

Важным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. В разных странах оно имеет свои особенности, но общим является следующее:

· контроль за слиянием компаний;

· запрещение сговоров предпринимателей, то есть образование картелей (это объединение предпринимателей или предприятий с целью поддержания цен на рынке данного товара на основе согласования цен, квот (доля) и рынков сбыта). – ОПЕК;

· борьба с недобросовестной конкуренцией. [16]

В современных условиях важными элементами системы антимонопольного регулирования выступают следующие:

1. Понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

2. Виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

3. Перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрету;

4. Определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

5. Меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. [16]

В мировой практике широко используется такие показатели как индекс концентрации рынка (4, 8, 12 у нас используется показатель 3-х предприятий CR=3 Херфиндаль)Хиршман HHI= k12+k22+k3+k4+…+kn2
В России монополия определяется на основе понятия доминирующее положение предприятия.

Доминирующем признаются положением предприятие, если доля рынка составляет 50 и более % (до вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции 65% и более).

Если доля меньше 50%, но антимонопольный орган показывает, что тоже может быть отнесен к доминирующим предприятиям.
В современных условиях выделяют 2 модели антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская.

Чем они различаются:

· американская модель исходит из того, что любая монополия есть зло для экономики (все монополии нужно держать под контролем);

· западноевропейская модель исходит из того, что государству необходимо бороться только с теми монополиями, которые злоупотребляют своим положением.

Идет сближение моделей в сторону западноевропейской.
В соответствии с Законом о защите конкуренции введено понятие "коллективное доминирование". Суть в следующем: если три компании имеют на рынке более 50% или пять компаний более 70%, то при злоупотреблении своим положением и доказанности этого к ним применяют санкции. Естественные монополии априори считаются доминирующими. [15]

В соответствии с Российским законодательством недобросовестной конкуренцией является:

· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, что может причинить ущерб другим фирмам и их деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение по поводу качества потребительских свойств товара и т.п.;

· некорректное сравнение своей продукции с продукцией других предприятий в рекламной деятельности;

· использование без разрешения товарного знака маркировки, копирования упаковки, внешнего оформления и т.п. производителей конкурентов;

· получение, использование, разглашение производственной, научно-технической, торговой информации или коммерческой тайны без согласия собственника.

В современных условиях все большее развитие получает адвокатирование конкуренции. Новое направление антимонопольной политики.

Адвокатирование конкуренции - это набор видов деятельности антимонопольных органов, направленной не на принуждение соблюдения установленных норм, а на осознание выгод конкуренции, в том числе через воздействие на другие государственные органы.
В нашей стране предприятия, которые имеют долю на рынке 35 и более % вносятся в государственный реестр, хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 35% и подлежащих, поэтому антимонопольному контролю.

Антимонопольное регулирование естественных монополий.
Естественная монополия – это фирма, которая может удовлетворить весь рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними издержками, нежели несколько фирм (определяющий принцип – масштаб производства).
В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основе федерального закона "О естественных монополиях" (1995 год), ФЗ "О защите конкуренции".
Регулированию подлежат цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. [13]

Структурная перестройка естественных монополий.

Государство также воздействует на естественные монополии следующим образом:

· определяет состав потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

· контроль за инвестиционными программами естественных монополий;

· контроль за заключением некоторых видов сделок.

Важная задача – контроль за структурными образованиями естественных монополий.

В мировой практике широко используется структурное преобразование естественных монополий (РАО ЕЭС).
Для реализации антимонопольной деятельности необходимо создание соответствующих государственных органов – Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

В законе о защите конкуренции прописаны функции и полномочия федерального исполнительного органа в сфере антимонопольного регулирования. [14]

ВЫВОД

Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями, обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения обьема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции, которая подразделяется на: монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию.

В условиях монополистической конкуренции степень несовершенства невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм, наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно.

На несовершенную конкуренцию в России сказались особенности регулирования конкурентных отношений. В капиталистических странах несовершенная конкуренция появилась тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

Несовершенная конкуренция является нежелательной для развития эффективной рыночной экономике в России и на современном этапе проводится политика по укреплению и защите конкуренции. Данная меры государства называются антимонопольной политикой.

Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого и экономического пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК) и потом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гальперин В.М. Микроэкономика. Т.2 — Санкт-Петербург: «Экономическая школа», 1997.– 74с.

2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - С. - Пб., 1992. Гл. 8. Гл. 16.

3. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Т.1. Ч.1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. – М.: «Соминтэк», 1992. – 121с.

4. Нуреев. Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., - М.: Норма, 2004. – 225с.

5. Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.- Международная академия современного знания.- 2000.

6. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Ч. 3. Гл. 10. Изд-во: М.: Экономика, 1992.

7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.

8. Сажина М. А. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРИА, 2003. – 118с.

9. Фишер С. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с.

10. Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Подвинутый уровень: Учебник. – М.: ИНФПР-М, 2008г. – 245с.

11. Черкашов Е. М. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебное пособие. Часть 2. 3-е изд. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2004. – 35с.

12. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М., 1992. Т.2.- Гл. 10.

13. Экономический словарь / Е. Г. Багудина [и др.] – М.: Проспект, 2000.– 340с.

14. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов – 4-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 115с.

15. 50 лекций по микроэкономике. Т. 1. - Санкт-Петербург: Экономическая школа. 2000.

16. 50 лекций по микроэкономике. Т. 2. - Санкт-Петербург: Экономическая школа. 2000. – 459с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.021 с.)