Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КАФЕДРА «Экономическая теория и антикризисное управление»

Поиск

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

КАФЕДРА «Экономическая теория и антикризисное управление»

Рыночная власть и антимонопольная деятельность государства

Курсовая работа

По дисциплине «Микроэкономика»

Выполнила студентка ЭФК - 111

Курбанов Э.Э.

 

 

Проверил:

К.э.н. доц. Лузгина Ю.В.

 

 

НОВОСИБИРСК

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1. МОНОПОЛИЯ………………………………………...……………………4

1.1. Сущность монополии, характерные черты и виды………………..4

 

2. МОНОПОЛЬНАЯ (РЫНОЧНАЯ) ВЛАСТЬ……………………………..7

2.1. Сущность монопольной власти и её реализация………………….7

2.2. Источники монопольной власти……………………………………9

2.3. Способы реализации монопольной власти……………………….10

 

3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………………16

3.1. Сущность антимонопольного регулирования……………………16

3.2. Методы антимонопольного регулирования………..…………….18

3.3. Основные направления развития антимонопольного регулирования РФ………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Монополия

Монопольная (рыночная) власть

Источники монопольной власти

Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма.
Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производитель одежды с наклейкой фирменного дизайна) - с менее эластичной кривой спроса.

Основные источники монопольной власти отдельной фирмы связаны с факторами, определяющими эластичность спроса на продукцию фирмы: первый заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти.

Факторы эластичности рыночного спроса по цене:

1. Наличие и доступность товаров-заменителей на рынке - чем меньше заменителей, тем ниже эластичность; при чистой монополии не существует совершенных заменителей товара, и риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален.

2. Временной фактор - рыночный спрос, как правило, более эластичен в долгосрочном периоде.

3. Доля расходов на товар в потребительском бюджете - чем она выше, тем выше эластичность спроса по цене.

4. Степень насыщения рынка рассматриваемым товаром - чем выше насыщенность, тем ниже будет эластичность и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса, т.е. рынок будет эластичным.

5. Разнообразие возможностей использования данного товара - чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы.

6. Важность товара для потребителя - товары первой необходимости (зубная паста, мыло, услуги парикмахера) обычно неэластичны по ценам; товары же, приобретение которых может быть отложено, характеризуются большей эластичностью.

Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену.

Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть. [6]

Антимонопольная деятельность

ВЫВОД

Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями, обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения обьема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции, которая подразделяется на: монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию.

В условиях монополистической конкуренции степень несовершенства невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм, наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно.

На несовершенную конкуренцию в России сказались особенности регулирования конкурентных отношений. В капиталистических странах несовершенная конкуренция появилась тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

Несовершенная конкуренция является нежелательной для развития эффективной рыночной экономике в России и на современном этапе проводится политика по укреплению и защите конкуренции. Данная меры государства называются антимонопольной политикой.

Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого и экономического пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК) и потом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гальперин В.М. Микроэкономика. Т.2 — Санкт-Петербург: «Экономическая школа», 1997.– 74с.

2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - С. - Пб., 1992. Гл. 8. Гл. 16.

3. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Т.1. Ч.1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. – М.: «Соминтэк», 1992. – 121с.

4. Нуреев. Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., - М.: Норма, 2004. – 225с.

5. Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.- Международная академия современного знания.- 2000.

6. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Ч. 3. Гл. 10. Изд-во: М.: Экономика, 1992.

7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.

8. Сажина М. А. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРИА, 2003. – 118с.

9. Фишер С. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с.

10. Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Подвинутый уровень: Учебник. – М.: ИНФПР-М, 2008г. – 245с.

11. Черкашов Е. М. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебное пособие. Часть 2. 3-е изд. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2004. – 35с.

12. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М., 1992. Т.2.- Гл. 10.

13. Экономический словарь / Е. Г. Багудина [и др.] – М.: Проспект, 2000.– 340с.

14. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов – 4-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 115с.

15. 50 лекций по микроэкономике. Т. 1. - Санкт-Петербург: Экономическая школа. 2000.

16. 50 лекций по микроэкономике. Т. 2. - Санкт-Петербург: Экономическая школа. 2000. – 459с.

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

КАФЕДРА «Экономическая теория и антикризисное управление»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.163 (0.011 с.)