Государственное регулирование международной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование международной торговли



Основными показателями, характеризующими степень включенности страны в международную торговлю, служат:

- экспортная квота, которая показывает отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП;

- степень «открытости» экономики страны, определяемая объемом экспорта в расчете на душу населения;

- экспортный потенциал – та доля продукции, которую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики.

Экспорт показывает мультипликационное воздействие на динамику спроса, аналогичное воздействию на него инвестиций. Рост экспортных заказов означает увеличение занятости и доходов и, следовательно, возрастание спроса через механизм мультипликатора. Вместе с тем увеличение совокупного внутреннего спроса одновременно означает и возрастание спроса на импортные товары. Рост импорта по своему эффекту равносилен росту сбережений, так как деньги уходят за границу и общий спрос сокращается.

Основными подходами к регулированию внешней торговли являются фритредерство и протекционизм.

Фритредерство (политика свободной торговли) – это отсутствие искусственных, то есть установленных правительством, барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран.

Протекционизм – это экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.

В качестве протекционистских барьеров применяются:

1. Пошлины – акцизный налог на импортные товары. Виды пошлин: а) фискальные, которые применяются в отношении изделий, не производимых внутри страны (их цель – получение доходов в государственный бюджет);

б) протекционистские, которые применяются в отношении изделий, производимых внутри страны (их цель – защита отечественных производителей от иностранной конкуренции); в) преференциальные (особо льготные), которые применяются в отношении товаров из развивающихся стран и г) другие пошлины (дифференциальные, антидемпинговые, карательные и т.п.).

2. Таможенные тарифы – ставки таможенных пошлин, а также перечни облагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров, товаров, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту.

3. Импортные (экспортные) квоты – устанавливаемые государством максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы (экспортированы) за какой-либо период времени.

4. Принцип наибольшего благоприятствования в торговле – статья в торговом соглашении одной страны с другой, предусматривающая, что импорт второй страны в первую будет облагаться более низкими пошлинами, чем импорт любой третьей страны.

5. Нетарифные барьеры:

- система лицензирования;

- создание неоправданных стандартов качества продукции и её безопасности;

- бюрократичные запреты в таможенных процедурах;

- демпинг(продажа товаров в другой стране по ценам ниже среднерыночного уровня в своей стране, иногда ниже себестоимости, в целях вытеснения конкурентов).

6. «Добровольные» экспортные ограничения (современная форма протекционизма), суть которых состоит в том, что иностранные фирмы «добровольно» ограничивают объем своего экспорта в определенные страны, при условии, что эти страны не будут ужесточать в их адрес протекционистскую политику.

7. Экспортные субсидии – государственное покрытие части издержек производства экспортируемой продукции; могут выступать в виде а) прямых субсидий (доплаты со стороны государства экспортеру определенной денежной суммы для продажи товаров по более низким ценам за рубежом) и б) косвенных субсидий (например, перевод вырученной валюты в национальную валюту по более высокому курсу, снижение налоговых ставок при увеличении объема экспорта, возврат уплаченных пошлин, финансирование государством экспортных отраслей, предоставление низкопроцентных займов экспортерам или их иностранным клиентам, организация рекламы и др.).

В экономической литературе представлены две позиции в отношении политики протекционизма: «за» и «против». Доводы в пользу протекционизма таковы: необходимость обеспечения обороноспособности страны; увеличение внутренней занятости; защита молодых отраслей; защита страны от демпинга; необходимость диверсификации производства ради стабилизации; защита отечественного рынка труда. Доводы против политики протекционизма сводят к нулю ее достижения.

В результате конструктивных дискуссий между сторонниками и противниками этой политики сложилось мнение, что она нужна, но проводить ее следует очень осторожно, поскольку чрезмерное усиление протекционистских барьеров приводит к «протекционистским войнам» между странами – торговыми партнерами.

 

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС СТРАНЫ

Платежный баланс страны – это сводный статистический отчет о сделках, заключенных в течение года между отдельными лицами, фирмами и правительственными ведомствами одной страны и теми же представителями других стран.

Он отражает международные операции между резидентами, т.е. теми юридическими и физическими лицами (независимо от гражданства), чьи экономические интересы связаны с данной страной, и нерезидентами.

Основными разделами платежного баланса являются:

1. Счет текущих операций (торговый баланс), отражающий объем экспорта товаров и услуг страны за вычетом объема ее импорта товаров и услуг плюс чистый доход от инвестиций и плюс сальдо трансфертных платежей. Разность между экспортом и импортом дает сальдо торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, то сальдо активное (положительное), если наоборот – то пассивное (отрицательное). Последнее означает внешнеторговый дефицит.

2. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами (баланс движения капиталов), характеризующий приток капитала в страну за вычетом вывоза капитала из нее. Важными частями этого счета являются:

- баланс официальных резервов (государственный монетарный золотой запас);

- специальные права заимствования (СДР) международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ;

- резервная позиция страны в МВФ, составляющая 25 % ее квоты, в пределах которой страна может получить безусловный (автоматический) кредит МВФ;

- иностранная валюта и другие активы, имеющиеся в распоряжении центральных денежно-кредитных органов для регулирования платежного баланса.

Платежный баланс строится на основе принципов бухгалтерского учета, а именно – по принципу двойного счета, когда каждая операция отражается дважды – по кредиту одного счета и дебету другого. К кредиту относятся сделки, связанные с платежами от нерезидентов, в результате которых происходит приток валюты в страну (в балансе записываются со знаком «плюс»). К дебету относятся сделки, предполагающие платежи нерезидентам и, следовательно, отток валюты из страны (в балансе записываются со знаком «минус»).

В условиях равновесного платежного баланса сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а общее сальдо равняться нулю.

Однако международная статистика свидетельствует, что платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии. Это означает, что сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса не равны нулю и балансируются движением капитала, изменениями валютных резервов.

Рассмотрим далее способы финансирования дефицита платежного баланса страны.

Центральный банк для влияния на сложившуюся макроэкономическиую ситуацию часто осуществляет официальные валютные интервенции, т.е. продает или покупает на валютном рынке иностранную валюту, чтобы повлиять на уровень обменного курса национальной валюты для его приведение в соответствие с задачами реализуемой политики.

Теоретически достаточным условием для непрерывного процесса регулирования неравновесия платежного баланса являются колеблющиеся курсы валют. Однако использование плавающего валютного курса может иметь негативные последствия для экономики, поэтому многие страны отдают предпочтение официальным резервам (наращивание или расходование резервных активов) как способу корректирования состояния платежного баланса.

Государство может осуществлять прямое финансирование неравновесного сальдо платежного баланса, увеличивая или сокращая чистую сумму средств, заимствуемых у официальных органов других стран или на частных финансовых рынках.

Если возможности применения названных способов ограничены, то государство должно использовать меры макроэкономического регулирования (кредитно-денежные, налгово-бюджетные и т.п.) для воздействия на различные отрасли экономики, чтобы стимулировать проведение резидентами финансовых операций, позволяющих улучшить состояние платежного баланса.

Во власти государства и административные меры для урегулирования платежного баланса, например контроль над потоками капитала.

При возникновении неравновесия платежного баланса государство обычно использует весь комплекс мер, не ограничиваясь выбором какого-либо одного варианта стабилизационной политики.

МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

 

С развитием финансово-кредитных механизмов финансовые операции становятся значительным источником получения прибыли в мировой экономике.

Основными чертами современных денежных систем стран являются: изъятие золота из внутреннего оборота; разрыв эмиссии денег с золотым обеспечением; полный переход к кредитным деньгам (банкнотам, выпускаемым Центральным банком страны и средствам безналичного расчета – чекам, векселям, кредитным карточкам).

Взаимодействие денежных систем стран, установление единых международных правил функционирования валют привели к формированию мировой валютной системы.

Наряду с мировой валютной системой существуют национальные и региональные валютные системы. Например, региональной является Европейская валютная система, которая прежде использовала денежную единицу ЭКЮ, а с 1.01.99 г. перешла на евро валюту, окончательно внедренную в наличный оборот стран ЕС в 2002 г.

Валютная система – это совокупность экономических отношений, связанных с функционированием валюты, а также формы их организации, юридически закрепленные в национальных правовых нормах и международных соглашениях.

В структуре валютной системы выделяют 5 элементов, к которым относятся:

1. Валюта – денежная единица, закрепленная законодательством страны; термин «валюта» употребляется в следующих значениях:

- национальной денежной единицы (в РФ это, во-первых, рубли в форме банкнот Центрального банка и монеты; во-вторых, средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях РФ и за ее пределами;

- денежных единиц иностранных государств;

- резервной валюты как особой категории национальных денежных единиц, выполняющих функции общепризнанного международного платежного и резервного фонда (таковыми могут быть только надежные, устойчивые валюты, как, например, доллар, фунт стерлингов);

- международных и региональных счетных денежных единиц, стоимость которых рассчитывается исходя из курса нескольких валют («валютной корзины»), например СДР (специальные права заимствования в МВФ), евро (ее стоимость рассчитывается на основе стоимости валют стран-членов ЕС);

- платежных и кредитных документов, выраженных в иностранных денежных единицах (чеки, векселя и т.п.).

2. Условия конвертируемости валюты – степень свободы ее обмена на иностранную валюту. С позиции конвертируемости выделяют следующие виды валют:

- свободно-конвертируемую валюту (СКВ), которая свободно и без ограничений обменивается на другие иностранные валюты;

- частично-конвертируемую валюту (ЧКВ) стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам обменных операций (например, российский рубль);

- неконвертируемую валюту, функционирующую только в пределах одной страны и не обменивающуюся на иностранные валюты.

3. Валютный курс и его режим. Под валютным курсом, который устанавливается либо в законодательном порядке, либо формируется на рынке, понимается соотношение между двумя валютами или цена одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны. Режим валютного курса – это способ определения стоимости валюты, который применяет государство.

Виды режимов валютных курсов:

- фиксированный режим валютного курса, допускающий лишь незначительные колебания рыночных курсов валют (в пределах 1% установленного МВФ курса);

- свободно плавающий режим валютного курса, складывающийся под влиянием спроса и предложения данной валюты на валютном рынке.

4. Валютная политика, регулирующая валютные курсы, основными формами которой являются:

- дисконтная (учетная) политика – изменение учетной ставки Центрального банка в целях воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса – с другой;

- девизная политика – воздействие на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девизов).

5. Органы регулирования, контроля и управления, к которым относятся:

- национальные структуры – Центральные банки стран;

- международные банки (МВФ, МБРР, МБ).

Мировая валютная система прошла длительный путь своего формирования: четыре раза менялись принципы ее функционирования, менялось название в соответствии с названием города, в котором проходила международная конференция, на которой принимались эти изменения.

Выделяют следующие виды мировых валютных систем в соответствии с этапами ее эволюции:

1. Парижская валютная система (1867) – система «золотого стандарта», предполагающая, что каждая национальная валюта имела золотое содержание, в соответствии с которым она свободно обменивалась на другие валюты и золото. Режим валютного курса – свободно плавающий.

2. Генуэзская валютная система (1922) – «золото-девизный стандарт»: в дополнение к золоту в международном обороте стали использоваться валюты (девизы) ведущих капиталистических стран; чаще использовался английский фунт стерлингов.

3. Бреттон-Вудская валютная система (1944) – «долларовый стандарт»: золото использовалось в ограниченном объеме; сохранилось золотое содержание валют, однако обменивать на золото можно было только американские доллары и только в международных банках. Роль резервной валюты стран стал играть доллар США и мир перешел к системе фиксированного валютного курса.

4. Ямайская валютная система (1976 1978), «стандарт специальных мер кредитования» это международные активы в виде записей на специальных счетах в МВФ.

В настоящее время золотое содержание валют отменено, и страны получили право выбора режима валютного курса. Валютный курс может быть увязан либо с динамикой одной из валют, либо с динамикой набора валют из «валютной корзины». Например, США, Англия, Япония имеют свободно колеблющиеся курсы в зависимости от спроса и предложения валюты. Многие страны привязывают свои валюты к колебаниям курсов валют своих внешнеэкономических партнеров (38 стран следуют в колебаниях своих валют за долларом США, 13 стран – за французским франком).

Члены ЕС создали Европейскую валютную систему, основанную на принципе «валютной змеи», который означает поддержание странами ЕС суженных пределов колебаний валютных курсов наподобие змеи (обязательства по поддержанию изменений рыночных валютных курсов в оговоренных пределах с помощью валютного вмешательства Центральных банков).

 

Основные понятия: фритредерство, абсолютные преимущества в торговле, относительные преимущества в торговле, протекционизм, пошлины, таможенные тарифы, экспортные (импортные) квоты, платежный баланс страны, счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, сбалансированный и несбалансированный платежный баланс, прямые и косвенные экспортные субсидии, валюта, валютная система, официальные валютные интервенции, свободно конвертируемая валюта, частично конвертируемая валюта, неконвертируемая валюта, валютный курс и его режим, валютная политика, виды мировых валютных систем,

 

Вопросы и задания

 

1. Перечислите основные компоненты мирового хозяйства.

2. Охарактеризуйте динамику эволюции мировой экономики.

3. Сформулируйте основные постулаты теорий международной торговли.

4. Используя метод построения графиков (кривых производственных возможностей), покажите выигрыш стран от участия их в международной торговле.

5. Назовите методы государственного регулирования международной торговли.

6. Дайте определение политики протекционизма.

7. Выскажите наиболее подробно свое мнение относительно положительных и отрицательных сторон политики протекционизма.

8. Охарактеризуйте статьи платежного баланса страны.

9. Назовите элементы мировой валютной системы и обоснуйте их место и роль в работе этой системы.

10. Опишите типы мировых валютных систем.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материал, изложенный в учебном пособии, позволяет понять механизм работы национального хозяйства и методы его регулирования государством.

В процессе подготовки пособия были использованы теоретические и методологические положения классической политической экономии, неоклассицизма, институционализма.

 

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник / Е. Ф. Борисов. – М., 2008. – 302 с.

2. Гальперин, В. М. Микроэкономика / В. М. Гальперин,

С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. – СПб, 2008. – 348 с.

3. Гурова, И. П. Мировая экономика: учебник / И. П. Гурова. – М., 2008. – 394 с.

4. Курс экономической теории: учебник. – 6-е изд. – Киров, 2007. – 848 с.

5. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. В.2 т.; пер. с англ. 11-го изд. Т. 1. – М., 1992. – 399 с.

6. Мировая экономика: учебник / под ред. Ю. А. Щербанина. – М., 2007. – 415 с.

7. Мэнкью, Г. Принципы микроэкономики: учебник /

Г. Мэнкью. – СПб, 2007. – 592 с.

8. Никифоров, А. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб. пособие / А. А. Никифоров. – М., 2008. – 534 с.

9. Самуэльсон, П. Э. Экономика / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. Пер. с англ.; 18-е изд. – М., 2007. – 1300 с.

10. Тарасевич, Л. С. Микроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. Г. Леусский. – М., 2007. – 391 с.

11. Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. – 4-е изд. – М., 2006. – 831 с.

12. Экономика: учебник / под ред. А. И. Архипова. – М., 2008. – 840 с.

13. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича – СПб, 2008. – 544 с.

14. Экономическая теория: учебник /под ред. Р. М. Гусейнова, В. А. Семенихиной. – М., 2008. – 440 с.

15. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В. И. Видяпина [и др.] – изд-е испр. и доп. – М., 2008. – 672 с.

16. Экономическая теория: учебник для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2000. – 640 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие …………………………………………………

Глава первая. Национальная экономика: основные результаты и их измерение …………………………………………

1.1. Макроэкономика как наука и система национального счетоводства…………………………………………………..

1.2.Предыстория системы национального счетоводства …………………………………………………………..

1.3. Методы расчета основных показателей СНС………….

1.4. Методы расчета производных показателей СНС………

1.5. Методы учета процессов инфляции (дефляции) в экономике…………………………………………………………

1.6. Показатели СНС и общественное благосостояние……

1.7. Национальное богатство страны: содержание, структура, динамика……………………………………………………

Глава вторая. Макроэкономическое равновесие и экономический рост…………………………………………………….

2.1. Направления использования ВНП и ВВП………………

2.2. Совокупный спрос и факторы, его определяющие…….

2.3. Совокупное предложение и факторы, его определяющие……………………………………………………………..

2.4. Теории макроэкономического равновесия……………..

2.5. Экономический рост и инвестиции…………………….

Глава третья. Макроэкономическое неравновесие. Инфляция и безработица……………………………………………...

3.1. Экономические циклы: сущность, причины, стадии, виды…………………………………………………………….

3.2. Теории циклических колебаний экономики……………

3.3. Занятость и безработица…………………………………

3.4. Закон Оукена…………………………………………..

3.5. Инфляция: сущность, виды, измерение…………………

3.6. Взаимосвязь между инфляцией и занятостью. Кривая Филлипса……………………………………………………….

3.7. Инфляционный и дефляционный (рецессионный) разрывы…………………………………………………………….

Глава четвертая. Экономические функции государства в смешанной экономике………………………………………...

4.1. Необходимость, типы и модели регулирования экономики……………………………………………………………

4.2. Система и инструменты государственного регулирования экономики…………………………………………………

4.3. Функции государства в смешанной экономике………..

4.3.1. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма………………………………………………………

4.3.2. Защита конкуренции……………………………………

4.3.3. Производство общественных товаров…………………

4.3.4. Регулирование внешних эффектов…………………….

4.3.5. Перераспределение доходов в обществе………………

4.3.6. Стабилизация экономики………………………………

Глава пятая. Налогово-бюджетная система общества и налогово-бюджетная политика государства……………………

5.1. Налоги: сущность, виды, функции………………………

5.2. Система и принципы налогообложения…………………

5.3. Типы налогообложения. Кривая Лаффера………………

5.4. Государственный бюджет и его структура……………..

5.5. Балансирование государственного бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета………………………..

5.6. Налогово-бюджетная политика государства……………

5.7. Государственный долг……………………………………

Глава шестая. Кредитно-денежная система общества и кредитно-денежная политика государства………………………

6.1. Денежная система общества: понятие, типы, структура.

6.2. Денежный рынок………………………………………….

6.3.Рынок ценных бумаг……………………………………...

6.4. Фондовая биржа и виды ценных бумаг……………….

6.5.Кредитно-денежная система государства: понятие и структура……………………………………………………….

6.6. Кредитно-денежная политика государства……………

Глава седьмая. Социальная политика и перераспределение доходов в обществе…………………………………………..

7.1. Сущность и направления социальной политики государства…………………………………………………………

7.2. Государственная политика доходов…………………….

7.3. Политика занятости………………………………………

7.4. Система социальной защиты населения и программы государственной помощи……………………………………..

Глава восьмая. Мировая экономика и международные экономические отношения……………………………………….

8.1. Мировая экономика и динамика ее эволюции………….

8.2. Теории международной торговли……………………….

8.3. Государственное регулирование международной торговли……………………………………………………………

8.4. Платежный баланс страны……………………………….

8.5. Мировая валютная система………………………………

Заключение…………………………………………………….

Список рекомендуемой литературы…………………………


[1] Кредитные деньги – это обязательства физических лиц, фирм и банков; они выступают в форме чеков, кредитных и депозитных карточек и т.п.

[2] Депозит – это денежная сумма или иная ценность (ценные бумаги, документы, произведения искусства, дорогостоящие ювелирные украшения, картины, антиквариат и т.п.), отданная на хранение в финансовое учреждение.

[3] Социальные трансферты (или трансфертные платежи) – это выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги. Иными словами, социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.81.106 (0.082 с.)