Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Макроэкономическое равновесие и экономический ростСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1. Направления использования ВНП и ВВП. 2.2. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. 2.3. Совокупное предложение и факторы, его определяющие. 2.4. Теории макроэкономического равновесия. 2.5. Экономический рост и инвестиции.
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНП и ВВП Направления использования ВНП и ВВП показывают в «Балансе произведенного и использованного ВНП, ВВП». В этом балансе представлены, с одной стороны, производство товаров и услуг, а с другой – направления их использования. Производство товаров и услуг составляет основу совокупного предложения, а их использование – основу совокупного спроса. Выделяют три направления использования ВНП и ВВП: 1. Конечное потребление товаров и услуг, учитывая и личное, и общественное потребление (т.е. общественные расходы на оплату товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности общества). 2. Инвестиции – это та часть произведенного продукта, которая предназначена не для непосредственного потребления, а для расширения производства (т.е. для расширения возможностей потребления в будущем). Инвестиционные средства направляются на увеличение запасов, а также вкладываются в основной капитал (машины, здания, сооружения и т.д.). 3. Внешняя торговля. Часть созданной продукции используется для экспорта (в балансе ВНП отражается соотношение доходов от экспорта и расходов на импорт). ВНП=Потребление+Инвестиции+(Экспорт–Импорт) (2.1) Эту формулу можно преобразовать таким образом: ВНП+Импорт=Потребление+Инвестиции+Экспорт. (2.2) ВНП + Импорт – это совокупное предложение, т.е. вся совокупность ресурсов, предназначенных для использования. Потребление + Инвестиции + Экспорт – это совокупный спрос, т.е. ресурсы, сгруппированные по направлениям использования (потребление, инвестиции, экспорт). Если в составе ВНП выделить ресурсы, которые потребляются, и ресурсы, которые сберегаются (т.е. не идут на потребление), то ВНП можно определить так: ВНП = Потребление + Сбережения. (2.3) Поскольку ВНП – это сумма потребления, инвестиций и сальдо внешней торговли, то сбережения могут быть выражены так: Сбережения=Инвестиции+(Экспорт – Импорт). (2.4) Сокращение сбережений на уровне национальной экономики означает, что сокращаются инвестиции или ухудшается сальдо внешней торговли (или одновременно и то, и другое). Увеличение сбережений означает увеличение инвестиций и изменение сальдо внешней торговли в сторону достижения его большего положительного значения.
СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ Простая модель спроса и предложения на отдельные товары не дает ответа на такие вопросы: почему общий уровень цен в стране в одни периоды растет, а в другие падает; почему также ведет себя реальный объем национального производства и др. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо агрегировать (укрупнить) показатели микро-уровня. Совокупный спрос – это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия, правительство и иностранные покупатели готовы приобрести при любом возможном уровне цен в течение определенного периода времени. Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства товаров и услуг, на которые предъявлен спрос, является обратной (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Совокупный спрос
На рис. 2.1 ось ординат (Р) показывает уровень цен в экономике, а ось абсцисс (Q) – реальный объем национального производства. Кривая совокупного спроса обозначена AD. Нисходящий вид кривой совокупного спроса (т.е. изменение его величины) определяется следующими тремя ценовыми факторами, имеющими специфические названия. 1. Эффект процентной ставки: повышение уровня цен увеличивает спрос на деньги и процентную ставку, вызывая сокращение спроса на товары и услуги. Это объясняется тем, что при повышении уровня цен потребителям требуется большая сумма наличных денег для совершения покупок, предпринимателям – для выплаты зарплаты рабочим, покупки сырья и др. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса на деньги поднимает цену за пользование деньгами –процентную ставку. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают свои расходы. 2. Эффект материальных ценностей, или эффект реальных кассовых остатков: при более высоком уровне цен в экономике уменьшается покупательная способность накопленных населением финансовых активов (например, активов с фиксированной денежной стоимостью – срочные счета или облигации). Население становится беднее и будет сокращать свои расходы. При снижении уровня цен покупательная способность накопленных финансовых активов возрастет и доходы населения увеличатся. 3. Эффект импортных закупок: если уровень цен в стране поднимется по сравнению с ценами за рубежом, отечественные покупатели будут приобретать больше импортных товаров, соответственно, сократится и спрос иностранцев на товары отечественного производства (повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта, т.е. сокращение совокупного спроса на отечественные товары и услуги). При снижении цен сложится обратная ситуация. Наряду с рассмотренными выше факторами в экономике действуют и неценовые факторы совокупного спроса (графически изменение совокупного спроса показывается смещением кривой AD, рис. 2.2).
Рис. 2.2. Изменение совокупного спроса К неценовым факторам совокупного спроса относятся: 1. Изменения в потребительских расходах, обусловленные благосостоянием потребителя, его ожиданиями, задолженностью, налогами. 2. Изменения в инвестиционных расходах, обусловленные процентными ставками, ожидаемой прибылью от инвестиций, налогами с предприятий, технологией, наличием избыточных мощностей. 3. Изменения в государственных расходах. 4. Изменения в расходах на чистый экспорт, обусловленные размерами национального дохода (НД) в зарубежных странах, а также валютными курсами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.110.171 (0.008 с.) |