Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономическое равновесие и экономический рост

Поиск

2.1. Направления использования ВНП и ВВП.

2.2. Совокупный спрос и факторы, его определяющие.

2.3. Совокупное предложение и факторы, его определяющие.

2.4. Теории макроэкономического равновесия.

2.5. Экономический рост и инвестиции.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ВНП и ВВП

Направления использования ВНП и ВВП показывают в «Балансе произведенного и использованного ВНП, ВВП». В этом балансе представлены, с одной стороны, производство товаров и услуг, а с другой – направления их использования.

Производство товаров и услуг составляет основу совокупного предложения, а их использование – основу совокупного спроса.

Выделяют три направления использования ВНП и ВВП:

1. Конечное потребление товаров и услуг, учитывая и личное, и общественное потребление (т.е. общественные расходы на оплату товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности общества).

2. Инвестиции – это та часть произведенного продукта, которая предназначена не для непосредственного потребления, а для расширения производства (т.е. для расширения возможностей потребления в будущем).

Инвестиционные средства направляются на увеличение запасов, а также вкладываются в основной капитал (машины, здания, сооружения и т.д.).

3. Внешняя торговля.

Часть созданной продукции используется для экспорта (в балансе ВНП отражается соотношение доходов от экспорта и расходов на импорт).

ВНП=Потребление+Инвестиции+(Экспорт–Импорт) (2.1)

Эту формулу можно преобразовать таким образом:

ВНП+Импорт=Потребление+Инвестиции+Экспорт. (2.2)

ВНП + Импорт – это совокупное предложение, т.е. вся совокупность ресурсов, предназначенных для использования.

Потребление + Инвестиции + Экспорт – это совокупный спрос, т.е. ресурсы, сгруппированные по направлениям использования (потребление, инвестиции, экспорт).

Если в составе ВНП выделить ресурсы, которые потребляются, и ресурсы, которые сберегаются (т.е. не идут на потребление), то ВНП можно определить так:

ВНП = Потребление + Сбережения. (2.3)

Поскольку ВНП – это сумма потребления, инвестиций и сальдо внешней торговли, то сбережения могут быть выражены так:

Сбережения=Инвестиции+(Экспорт – Импорт). (2.4)

Сокращение сбережений на уровне национальной экономики означает, что сокращаются инвестиции или ухудшается сальдо внешней торговли (или одновременно и то, и другое).

Увеличение сбережений означает увеличение инвестиций и изменение сальдо внешней торговли в сторону достижения его большего положительного значения.


 

СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ,

ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Простая модель спроса и предложения на отдельные товары не дает ответа на такие вопросы: почему общий уровень цен в стране в одни периоды растет, а в другие падает; почему также ведет себя реальный объем национального производства и др. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо агрегировать (укрупнить) показатели микро-уровня.

Совокупный спрос – это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия, правительство и иностранные покупатели готовы приобрести при любом возможном уровне цен в течение определенного периода времени.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства товаров и услуг, на которые предъявлен спрос, является обратной (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1. Совокупный спрос

 

На рис. 2.1 ось ординат (Р) показывает уровень цен в экономике, а ось абсцисс (Q) – реальный объем национального производства. Кривая совокупного спроса обозначена AD.

Нисходящий вид кривой совокупного спроса (т.е. изменение его величины) определяется следующими тремя ценовыми факторами, имеющими специфические названия.

1. Эффект процентной ставки: повышение уровня цен увеличивает спрос на деньги и процентную ставку, вызывая сокращение спроса на товары и услуги.

Это объясняется тем, что при повышении уровня цен потребителям требуется большая сумма наличных денег для совершения покупок, предпринимателям – для выплаты зарплаты рабочим, покупки сырья и др. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса на деньги поднимает цену за пользование деньгами –процентную ставку. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают свои расходы.

2. Эффект материальных ценностей, или эффект реальных кассовых остатков: при более высоком уровне цен в экономике уменьшается покупательная способность накопленных населением финансовых активов (например, активов с фиксированной денежной стоимостью – срочные счета или облигации). Население становится беднее и будет сокращать свои расходы. При снижении уровня цен покупательная способность накопленных финансовых активов возрастет и доходы населения увеличатся.

3. Эффект импортных закупок: если уровень цен в стране поднимется по сравнению с ценами за рубежом, отечественные покупатели будут приобретать больше импортных товаров, соответственно, сократится и спрос иностранцев на товары отечественного производства (повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта, т.е. сокращение совокупного спроса на отечественные товары и услуги). При снижении цен сложится обратная ситуация.

Наряду с рассмотренными выше факторами в экономике действуют и неценовые факторы совокупного спроса (графически изменение совокупного спроса показывается смещением кривой AD, рис. 2.2).

 

 

 

Рис. 2.2. Изменение совокупного спроса

К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

1. Изменения в потребительских расходах, обусловленные благосостоянием потребителя, его ожиданиями, задолженностью, налогами.

2. Изменения в инвестиционных расходах, обусловленные процентными ставками, ожидаемой прибылью от инвестиций, налогами с предприятий, технологией, наличием избыточных мощностей.

3. Изменения в государственных расходах.

4. Изменения в расходах на чистый экспорт, обусловленные размерами национального дохода (НД) в зарубежных странах, а также валютными курсами.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.110.171 (0.008 с.)