Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общества и налогово-бюджетная

Поиск

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

5.1. Налоги: сущность, виды, функции.

5.2. Система и принципы налогообложения.

5.3. Типы налогообложения. Кривая Лаффера.

5.4. Государственный бюджет и его структура.

5.5. Балансирование государственного бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

5.6. Налогово-бюджетная политика государства.

5.7. Государственный долг.

 

НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ

Выполнение государством своих функций, которые рассмотрены нами подробно в предыдущей главе, возможно только при наличии у него соответствующих финансовых средств. Получить эти средства государство может с помощью налогов (если не принимать во внимание эмиссию денег).

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Характерным признаком налогов является их принудительный характер, т.е. физические и юридические лица не могут отказаться от их уплаты. Нарушение ими закона о налогообложение влечет за собой наказания в соответствии с национальным законодательством.

Виды налогов:

1. Прямые налоги – это налоги, которыми облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы; к этому виду налогов относятся:

а) общий подоходный налог с населения;

б) налоги на отдельные виды доходов (в их числе - налог на заработную плату, на предпринимательскую прибыль, на прибыль корпораций, на процентные доходы, на земельную ренту);

в) налоги на имущество (в их числе – налоги на недвижимое имущество и налог с наследования или дарения);

г) земельный налог.

2. Косвенные налоги – это налоги, которыми облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги; к этому виду налогов относятся:

а) акцизы;

б) налог на добавленную стоимость (НДС);

в) налоги с продаж;

г) таможенные пошлины.

При косвенном налогообложении сумма налога включена в цену реализуемой продукции.

Налогооблагаемая база (или налоговая база) – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Ставка налогообложения (или налоговая ставка) – это величина налоговых начислений на единицу измерения налогооблагаемой базы (выражается в процентах).

Например, если в качестве налогооблагаемой базы выступает личный доход физического лица величиной 1 млн руб. в год, а величина начисленного налога составила

130 тыс. руб., то налоговая ставка равна 13% (130000:1000000х100 % = 13 %).

Различают предельную и среднюю налоговую ставки.

Предельная налоговая ставка определяется как отношение прироста уплачиваемого личного подоходного налога к приросту полученного личного дохода.

Средняя налоговая ставка представляет собой отношение величины выплаченного налога к величине налогооблагаемого дохода.

Существо налоговых сборов проявляется в тех функциях, которые они выполняют в рыночной экономике.

Функции налогов следующие:

1. Стимулирующая функция. Налоги побуждают экономических субъектов к действиям в различных сферах хозяйственной жизни – в трудовой деятельности, в потреблении, в сбережении, инвестировании и т.п. При этом налоги могут выступать и в качестве антистимулов, искажающих экономическое поведение субъектов, побуждая их уклоняться от действий в различных областях хозяйствования, а также стимулируя их уменьшить свои налоговые обязательства перед государством или избежать таковых.

2. Перераспределительная функция. Государство, стремясь сгладить дифференциацию доходов в обществе, вызванную действием рыночного механизма, изымает в виде налогов часть доходов одной группы населения и передает их другим группам в виде различных социальных выплат – трансфертов.

3. Фискальная функция. Государство осуществляет сбор налогов в целях формирования доходной части государственного бюджета.

 

СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Система налогообложения – это совокупность принципов, норм, правил и занимающихся их реализацией институтов, которые обеспечивают взимание налогов в стране.

Система налогообложения в Российской Федерации является трехуровневой:

1-й уровень – федеральный, на котором взимаются следующие налоги и сборы:

а) НДС;

б) акцизы;

в) налог на доходы физических лиц;

г) единый социальный налог;

д) налог на прибыль организаций;

е) налог на добычу полезных ископаемых;

ж) водный налог;

з) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

и) государственная пошлина.

2-й уровень – региональный, на котором уплачиваются такие налоги:

а) налог на имущество организаций;

б) налог на игорный бизнес;

в) транспортный налог.

3-й уровень – местный, на котором взимаются:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц.

Данная система налогов закреплена в Налоговом кодексе РФ.

Основными институтами налоговой системы, занимающимися сбором налоговых платежей, являются инспекции федеральной, региональной и местной налоговой службы.

Для эффективной работы налоговой системы государства желательно соблюдение принципов налогообложения.

Принципы налогообложения:

1. Принцип платежеспособности, предполагающий, что размеры налогов должны быть разумными, т.е. рассчитаны таким образом, чтобы экономические субъекты имели возможность платить их из доходов без угрозы для своего существования.

2. Принцип ответственности перед налогоплательщиками, в соответствии с которым государство должно направлять налоговые средства на цели, отвечающие общественным потребностям и интересам.

3. Принцип административной простоты, означающий, что система налогообложения должна быть понятной для экономических субъектов, простой для исчисления, прозрачной для ее контроля и аудита, обеспечивающей низкие административные издержки.

4. Принцип эффективности, в соответствии с которым налоги должны стимулировать действия экономических субъектов в направлении, соответствующем изначально поставленным целям налогообложения, а не искажать эти действия (т.е. не выступать антистимулом для хозяйствующих субъектов, приводящим к уклонению от уплаты налогов).

5. Принцип гибкости, суть которого состоит в необходимости своевременного и адекватного реагирования налоговой системы на изменение экономической конъюнктуры.

6. Принцип обязательности уплаты налогов, для реализации которого должна быть разработана система санкций и штрафов, делающих невыгодным уклонение от уплаты налогов.

7. Принцип справедливости (или недискриминации в налогообложении), означающий, что величины налоговых выплат должны зависеть от уровня дохода экономических субъектов, а именно, субъекты с более высоким уровнем дохода должны вносить налоговые платежи в абсолютном и относительном выражении более высокие, чем субъекты с низким уровнем дохода.

Реализация на практике седьмого принципа имеет определенные сложности и связана с проблемой получаемых выгод хозяйствующими субъектами. С точки зрения справедливости физические и юридические лица должны уплачивать налоговые суммы пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Например, те, кто пользуются хорошими дорогами, должны платить налоги для поддержания этих дорог в хорошем состоянии. В данном конкретном случае возможно определить более или менее точно тех субъектов, которые получают эти выгоды, и размеры этих выгод. Однако в случае, если речь идет о налогообложении владельцев мотелей, кафе, аптек, автомастерских, розничных магазинов и тому подобных предприятий, расположенных вдоль автодорог, то возникает вопрос: должны ли владельцы этих предприятий платить налоги по более высокой ставке, т.к. они получают выгоды от такого расположения вдоль дорог, из-за которого их товарами и услугами пользуются многие проезжающие по трассе автомобилисты. Подобных ситуаций существует множество, поэтому при реализации принципа справедливости на практике существует опасность искажения идеи справедливого налогообложения.

 

ТИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

КРИВАЯ ЛАФФЕРА

В зависимости от доли дохода, уплачиваемой налогоплательщиком при изменении дохода, выделяют три типа налогообложения:

1. Прогрессивное налогообложение, при котором с ростом дохода экономического субъекта растут и уплачиваемые им налоговые суммы (тот, кто получает больший доход, тот платит и большую сумму налога в абсолютном выражении и большую сумму налога относительно размера своего дохода).

2. Регрессивное налогообложение, предполагающее снижение величины ставки налога по мере роста дохода налогоплательщика (например, при увеличении декларируемого работодателем объема фонда заработной платы происходит уменьшение в процентном отношении к этому фонду суммы отчислений в социальные фонды).

3. Пропорциональное налогообложение, в соответствии с которым устанавливаются налоговые ставки в одинаковом процентном отношении к объекту налогообложения без учета дифференциации его величины (например, ставка подоходного налога в РФ составляет 13 % независимо от величины дохода налогоплательщика).

4. Аккордное налогообложение, при котором устанавливается налоговая ставка постоянной величины (в денежном выражении), дающая одну и ту же сумму налоговых выплат независимо от размера дохода.

Между ставками налогов и поступлениями в государственный бюджет существует особая связь, которую исследовал американский ученый Артур Лаффер. Графическое изображение этой связи получило имя исследователя и название кривой Лаффера (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Кривая Лаффера

 

На рис. 4.4 по оси абсцисс отложены доходы государственного бюджета от налогообложения (Т), а по оси ординат – ставки подоходного налога (t). На графике показано, что при повышении ставок подоходного налога от 0 до 100 % доходы государственного бюджета от налогообложения вначале будут расти от 0 до некоторого максимального уровня, обозначенного т. М, а затем начнут снижаться до 0. В результате при налоговой ставке 100 % поступления в бюджет нулевые, как и при ставке 0 %. Это означает, что при конфискационной ставке в 100 % деловая активность сворачивается или переходит в «теневую» экономику.

По мнению А. Лаффера, когда экономика находится, например, в т. К, тогда сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню в т. М, которая является точкой максимального уровня доходов государственного бюджета от налогообложения.

Лаффер объяснял этот результат тем, что снижение налогового бремени повышает стимулы к труду, сбережениям и инвестициям, к расширению производства и занятости, что впоследствии приведет к расширению налогооблагаемой базы.

Таким образом, если экономика находится выше т. М на кривой Лаффера, то снижение налоговых ставок приведет к увеличению поступлений в государственный бюджет. Повышать налоговые ставки целесообразно лишь в той области кривой, которая находится ниже т. М по графику, например в т. L.

Итак, существо гипотезы А. Лаффера состоит в том, что государственные доходы могут быть максимизированы при оптимальной ставке налога.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

И ЕГО СТРУКТУРА

 

Государственный бюджет – это финансовый счет, сопоставляющий доходы и расходы государства за определенный период времени (обычно год).

В Российской Федерации различают бюджеты трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации (регионов), а также местные бюджеты (например, городские, муниципальные и т.п.).

Разделение полномочий в сфере налогообложения и в сфере расходов между бюджетами разных уровней называют налогово-бюджетным федерализмом.

Наряду с федеральным государственным бюджетом в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. В России к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Федеральный фонд занятости населения.

В российской статистике принято различать:

1. Консолидированный бюджет – это бюджет, который состоит из федерального, региональноых и местных бюджетов.

2. Расширенный бюджет – это федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.

Структура федерального бюджета РФ:

I. Доходы:

1. Доходы от налоговых поступлений:

- НДС;

- налог на прибыль;

- акцизы;

- единый социальный налог (ЕСН);

- прочие налоговые доходы.

2. Неналоговые доходы:

- таможенные пошлины;

- прочие неналоговые доходы.

I I. Расходы:

1. Обслуживание государственного долга.

2. Непроцентные расходы:

- национальная оборона;

- национальная безопасность;

- правоохранительная деятельность.

3. Культура.

4. Социальная сфера.

5. Финансовая помощь бюджетам других уровней.

6. Перечисления в государственные внебюджетные фонды.

7. Внешние инвестиции.

8. Внутренние инвестиции.

При анализе исполнения государственного бюджета важным моментом является сопоставление доходов и расходов.

Положительная разница между доходами и расходами называется профицитом, а отрицательная – дефицитом.

Дефицит (профицит) принято измерять в процентном отношении к ВВП.

Принято разграничивать виды дефицита государственного бюджета:

1. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на величину процентных выплат по государственному долгу. (Если речь идет о первичном профиците, то под ним понимается общий профицит государственного бюджета, увеличенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.)

2. Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства.

3. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета при национальном доходе, соответствующем полной занятости.

4. Циклический дефицит (является следствием колебаний деловой активности в ходе экономического цикла) – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета.

Существуют следующие способы балансирования бюджета:

- финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег;

- финансирование бюджетного дефицита за счет внешних или внутренних займов;

- секвестирование, т.е. приведение текущих расходов в соответствие с текущими доходами методом сокращения государственных расходов.

На рис. 4.5 представлено графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного профицита.

 

 

Рис. 4.5. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит

 

Для анализа графика воспользуемся примером одного из учебников по экономической теории.

На рис. 4.5 использованы следующие обозначения: t – налоговая ставка; T – налоговые поступления; G – государственные расходы; Y – доход государства; т. E – точка равновесия, в которой бюджет сбалансирован, т.е. Т = G.

Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога (t) составляет 20 %, или 0,2.

Если Y = 0, то Т = 0.

Если Y = 1000 млрд руб., то

Т = Yх t = 1000 млрд руб. х 0,2 = 200 млрд руб.

Если Y = 1500 млрд руб., то

Т = Yх t = 1500 млрд руб. х 0,2 = 300 млрд руб.

Допустим, что фактический доход YF = 600 млрд руб., тогда Т = 600 млрд руб. х 0,2 = 120 млрд руб.

При G = 200 млрд руб. бюджетный дефицит составит:

Т – G = 120 млрд руб. – 200 млрд руб. = 80 млрд руб.

Если при той же налоговой ставке (t) и уровне дохода (G) был бы доход (Y), равный 1200 млрд руб., то был бы бюджетный профицит:

Т = 1200 млрд руб. х 0,2 = 240 млрд руб.;

G = 200 млрд руб.;

Т – G = 240 млрд руб. – 200 млрд руб. = + 40 млрд руб.

При этом циклический дефицит составит:

80 млрд. руб. – (+ 40 млрд. руб.) = 120 млрд. руб.

Фактический дефицит достигает величины – 80 млрд руб. за счет факторов экономической конъюнктуры, когда уменьшение дохода, вызванное снижением деловой активности, приводит и к снижению налоговых поступлений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.236 (0.012 с.)