ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА



В условиях рыночной экономики деньги постоянно должны находиться в движении. Временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов и направляться в те сферы экономики, которые испытывают потребность в дополнительных капиталовложениях.

Движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности, называется кредитом.

Функции кредита в рыночной экономике:

- историческая функция, проявившаяся в том, что кредит позволил расширить рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливались количеством наличных денег (золотых монет), имеющихся в стране;

- перераспределительная функция, заключающаяся в аккумулировании временно свободных денежных средств в кредитной сфере в форме ссудного капитала и направление их в прибыльные отрасли экономики;

- функция содействия экономии трансакционных издержек, в соответствии с которой по мере развития кредита развиваются разнообразные средства использования банковских счетов (например, кредитные карточки, депозитные сертификаты и др.), возрастают безналичный оборот, скорость оборота денег и, как следствие, происходит экономия издержек обращения;

- функция ускорения концентрации и централизации капитала, состоящая в использовании субъектами экономики кредита в конкурентной борьбе, способствующего процессам поглощения и слияния фирм.

В процессе исторического развития сложились следующие формы кредита:

- коммерческий кредит – кредит, предоставляемый предприятиями, объединениями и другими экономическими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа; оформляется векселем;

- банковский кредит – кредит, предоставляемый в виде денежных ссуд кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) хозяйствующим субъектам; обслуживает не только обращение товаров, но и накопление капитала;

- государственный кредит – кредит, при котором государство выступает заемщиком, а население и частные предприниматели – кредиторами денежных средств; источником такого кредита служат облигации государственных займов, выпускаемые центральными и местными органами власти (используется в основном для покрытия дефицита госбюджета);

- потребительский кредит – кредит, предоставляемый частным лицам на срок до 3 лет при покупке потребительских товаров длительного пользования;

- ипотечный кредит – это кредит в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земельный участок, квартира и т.п.), инструментом предоставления которого служат ипотечные облигации, выпускаемые банками и предприятиями;

- международный кредит – кредит, предоставляемый в товарной или денежной (валютной) форме, при котором кредиторами и заемщиками выступают банки, частные фирмы, государства, международные и региональные организации.

Кредитная система представляет собой функциональную подсистему рыночного хозяйства, опосредующую весь механизм общественного воспроизводства. Исторически основой кредитной системы являются банки. Центральный банк и коммерческие банки представляют собой банковскую систему.

Поскольку во внутреннем обращении доминирующие позиции занимают кредитные деньги и их производные (векселя, банкноты, чеки, депозитные и электронные деньги), постольку денежная система в чистом виде перестала существовать и на смену ей пришла кредитно-денежная система.

С позиции институционализма кредитно-денежная система – это комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством для макроэкономического регулирования.

В структуре современной кредитно-денежной системы выделяют следующие составляющие элементы:

1. Центральный Банк («банк банков), функциями которого являются:

- эмиссия банкнот;

- хранение государственных золотовалютных резервов;

- хранение резервных фондов других кредитных учреждений;

- денежно-кредитное регулирование экономики;

- кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;

- проведение расчетов и переводных операций;

- контроль за деятельностью кредитных учреждений.

2. Коммерческие банки, являющиеся кредитно-финансовыми учреждениями универсального характера, осуществляющими расчеты и организующими платежный оборот в масштабе национального хозяйства, в функции которых входит:

- аккумулирование бессрочных депозитов (ведение текущих счетов;

- оплата чеков, выписанных на эти банки;

- предоставление кредитов предпринимателям.

Эти банки выполняют следующие операции:

- пассивные (привлечение средств на счета и продажа акций);

- активные (размещение средств через кредитование предприятий и предоставление ссуд населению);

- посреднические (выполнение поручений клиентов на комиссионных началах: инкассовые, аккредитивные, переводные и торгово-комиссионные операции);

- доверительные (управление имуществом, ценными бумагами).

3. Специализированные кредитно-финансовые институты, занятые определенными видами финансово-кредитных операций; к ним относятся: инвестиционные, ипотечные, экспортно-импортные банки, сберегательные кассы, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды.

Основными источниками образования банковской прибыли являются:

- разница между суммой процентов, взимаемой с заемщика, и суммой, выплачиваемой вкладчикам банка;

- прибыль на собственный капитал;

- прибыль от инвестиций собственных средств банка;

- прибыль от биржевых операций.

Норма банковской прибыли определяется следующим образом:

НБП = ЧБП / СКБ х 100 % , (6.11)

где НБП – норма банковской прибыли;

ЧБП – чистая прибыль банка;

СКБ – собственный капитал банка.

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Теория денежного рынка является научной основой кредитно-денежной политики государства.

Кредитно-денежная (монетарная) политика государства – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых Центральным банком страны в целях регулирования деловой активности путем изменения состояния кредита и денежной массы в обращении.

Кредитно-денежная политика может проводиться в одном из двух направлений, которые могут быть охарактеризованы следующим образом:

- кредитная экспансия – стимулирование расширения кредита и денежной эмиссии (снижение нормы процента) в условиях падения производства и увеличения безработицы.

- кредитная рестрикция – сдерживание кредита и денежной эмиссии (повышение нормы процента) в условиях экономического подъема, зачастую сопровождающегося «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике.

Кредитно-денежная политика проводится государством с определенными целями в трех сферах:

- в сфере контроля над банковской системой в целях укрепления ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков;

- в сфере управления государственным долгом в условиях хронических бюджетных дефицитов в целях снижения внешней и внутренней задолженности страны путем покупки или продажи государственных обязательств, изменения цены и условий продажи облигаций;

- в сфере регулирования объема кредитных операций и денежной эмиссии в целях воздействия на деловую активность и борьбу с инфляцией.

Кредитно-денежная политика в третьей сфере тесно связана с ее результатами в первой и второй сферах таким образом: регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.

Инструменты кредитно-денежной политики делятся на две группы.

1. Общие инструменты, которые влияют на рынок ссудных капиталов в целом; к ним относятся:

- операции на открытом рынке (вторичном рынке казначейских ценных бумаг);

- учетная (дисконтная) политика (т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального Банка);

- регулирование нормы обязательных резервов.

2. Селективные инструменты, которые предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.п. посредством изменения доступности некоторых видов кредита; к ним относятся:

- контроль по отдельным видам кредита;

- регулирование риска банковских операций;

- регулирование ликвидности банковских операций.

Рассмотрим процесс применения этих инструментов подробнее, начав с их первой группы.

Операции на открытом рынке – это покупка или продажа Центральным банком на открытом рынке казначейских ценных бумаг (государственных облигаций, банковских акцептов) в целях пополнения или снижения банковских резервов кредитной системы государства.

Эти операции могут проводиться Центральным банком совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Если на денежном рынке существует излишек денежной массы в обращении, то для его ликвидации Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и (или) населению. С ростом предложения государственных ценных бумаг их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Банки и население начинают скупать эти ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов. В результате этого происходит уменьшение предложения денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору, и рост процентной ставки.

Если на денежном рынке наблюдается недостаток денежных средств в обращении, то Центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения, тем самым увеличивая спрос на государственные ценные бумаги. В результате этого их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов (с учетом мультипликационного эффекта), расширению денежного предложения и снижению процентной ставки.

Учетная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка.

В России учетная процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Применяется еще и ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств.

Если Центральный банк уменьшает учетную ставку процента, то займы резервов для коммерческих банков дешевеют и эти банки увеличивают спрос на кредитные ресурсы. В результате этого увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение с мультипликационным эффектом количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными для коммерческих банков. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить эти резервы из-за их дороговизны. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Оба рассмотренных инструмента кредитно-денежной политики (операции на открытом рынке и дисконтная политика) обычно применяются Центральным банком в сочетании друг с другом.

Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг). Это ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению (т.к. им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка) и повышает эффективность операций на открытом рынке.

И наоборот, скупая государственные ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

Учитывая процессы интернационализации хозяйственной жизни стран, следует иметь в виду, что в современных условиях эффективность дисконтной политики снижается. При снижении учетной ставки наблюдается не увеличение покупок ценных бумаг у населения, а отлив капитала из страны.

Регулирование нормы обязательных резервов представляет собой непосредственное воздействие Центрального банка на величину банковских резервов, позволяющее оперативно и гибко влиять на финансовую ситуацию.

Резервная норма – это установленный минимальный процент депозитных обязательств, которые банк должен держать в Центральном банке; она определяет соотношение между обязательствами коммерческого банка по бессрочным вкладам и суммой обязательных резервов, хранящихся в Центральном банке.

Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. При уменьшении Центральным банком нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Селективное регулирование – это изменение Центральным банком доступности некоторых видов кредита, а именно: контроля по отдельным видам кредита, регулирования риска и ликвидности банковских операций.

Контроль по отдельным видам кредита практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита.

Ограничения на потребительский кредит – это мера кредитно-денежной политики, направленная на ограничение инфляции путем установления для кредиторов нормы специальных вкладов в Центральном банке в зависимости от выданных потребительских кредитов. Поскольку эти специальные вклады не приносят процента, они увеличивают издержки кредиторов и снижают стимулы банков к дальнейшему расширению потребительского кредита.

Такая мера обычно вводится государством в периоды высокого напряжения на рынке ссудных капиталов; ее целью является перераспределение ссудных капиталов в пользу отдельных отраслей или ограничение общего объема потребительского спроса.

В качестве меры против спекуляции на фондовых биржах в некоторых странах (например, в США) используется установление предельной маржи, т.е. минимального процента стоимости акций, который покупатель должен внести наличными в виде первого взноса.

Так, если установленная законом маржа равна 50 %, то это означает, что лишь 50 % покупной цены ценной бумаги могут быть оплачены заемными средствами, а оставшиеся 50 % нужно оплатить наличными деньгами.

Государство повышает предельную маржу, когда необходимо ограничить спекулятивную скупку акций, и понижает ее, когда нужно «оживить» рынок.

В законодательстве стран, регулирующем операционную деятельность банков, основное внимание уделяется регулированию риска и ликвидности банковских операций.

Риск банковской деятельности определяется через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банков. При кредитовании во многих странах банки в соответствии с законодательством должны соблюдать особые правила. Так, например, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка: в США – 10 %, во Франции – 75 %. В развитых странах еще определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств банков. Например, во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

Наряду с рассмотренными общими и селективными методами кредитно-денежной политики кредитно-денежные учреждения иногда используют прием убеждения – увещевание, которое может принимать форму политического заявления, общественного решения, открытого призыва к тому, чтобы не допустить излишнего расширения или сокращения банковского кредита, которое может иметь нежелательные последствия для банковской системы и экономики страны в целом.

В основе кредитно-денежной политики лежит монетаристская теория, изучающая процесс воздействия денег и кредита на состояние экономики в целом.

 
 

Современные теоретические модели в монетаристской политике представляют собой синтетическую модель,

ба
 
 

зирующуюся на кейнсианских и монетаристских подходах («IS-LM» – Investment-saving liquity-money).

Модель «IS-LM» – это модель исследования общего равновесия с помощью кривых IS и LM.

Кривая IS (инвестиции, сбережения) характеризует равновесие в товарном секторе хозяйства. Чем меньше Q, тем выше должны быть процентные ставки, чтобы достичь

 

Рис. 6.4. Модель «IS-LM»

 

равновесия.

Кривая LM (ликвидность, деньги) характеризует равновесие в денежном секторе хозяйства. Рынок денег будет в равновесии, если увеличению Q будет соответствовать рост r (процентной ставки).

Кривая IS может пересечь кривую LM в любом месте. Если первая пересекает вторую в левой, почти горизонтальной ее части, то возникает ситуация «ликвидной ловушки», низкой r (процентной ставки), когда эластичность спроса на деньги по процентной ставке приближается к бесконечности. Денежный рынок будет оставаться в равновесии при любом Q, а норма процента изменяться не будет. Это делает неэффективной монетарную политику правительства, и автоматические манипуляторы рыночной экономики в этом случае не действуют. Для выхода из кризиса необходимы меры фискального характера, способствующие сдвигу кривой IS вправо.

Основные положения кейнсианская теория денег:

1.Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему, поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты вмешательства в экономику, особенно в монетарную денежную политику.

2. Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова, что изменения в денежном предложении являются причиной изменения процентных ставок, а это приводит к изменению в инвестиционном спросе и к изменению номинального ВНП.

3. Основное теоретическое уравнение кейнсианства

ВНП = С +I + G + NХ, (6.12)

где С – потребительские расходы населения;

I – инвестиции;

G – государственные закупки;

NX – чистый экспорт.

В долгосрочном периоде государство осуществляет инвестиционное финансирование. Главной проблемой государственного регулирования является «подстегивание» эффективного спроса, а не борьба с инфляцией.

Основные положения монетаристского подхода:

1. Рыночная экономика – это внутренне-устойчивая система. Вмешательство государства нарушает равновесие этой системы, поэтому оно должно быть сведено к минимуму.

2. Уравнение равновесия:

М V = PQ, (6.13)

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег в кругообороте доходов;

P – уровень цен;

Q – физический объем готовой продукции.

3. Величина физического объема готовой продукции (Q) стабильна, т.е. практически не меняется в кратковременном периоде, а в долгосрочном периоде меняется плавно и эти изменения легко предсказуемы. Если Q постоянно, то ВНП = LM, следовательно, денежное предложение – это решающий фактор, который влияет на изменение ВНП.

4. Денежное правило монетарной политики заключается в том, что государство должно поддерживать постоянный рост денежной массы в обращении. Величина этого роста определяется уравнением М. Фридмана

dM = dP + dQ, (6.14)

где dM – среднегодовой темп прироста денег;

dP – среднегодовой темп ожидаемой инфляции;

dQ – среднегодовой темп прироcта ВНП.

Для полноты характеристики кредитно-денежной политики государства следует рассмотреть две ее разновидности.

1-я разновидность: мягкая кредитно-денежная политика, или политика «дешевых денег», которая направлена на стимулирование экономики посредством роста денежной массы в обращении и снижении процентных ставок.

Проводя эту политику, Центральный Банк осуществляет следующие мероприятия:

- покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков; это расширяет возможности кредитования коммерческими банками своих клиентов и увеличивает денежную массу в обращении;

- снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличивать объем заимствований и расширять объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам; денежная масса увеличивается;

- снижает обязательную норму банковских резервов, что приводит к увеличению денежного мультипликатора и расширяет возможности кредитования экономики.

2-я разновидность: жесткая кредитно-денежная политика, или политика «дорогих денег», которая имеет рестриктивный (т.е. ограничительный) характер, направлена на сдерживание роста денежной массы в обращении и противодействует инфляции.

Для осуществления этой разновидности кредитно-денежной политики Центральный банк проводит следующие мероприятия:

- продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к сокращению резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, расплачивающихся за эти ценные бумаги; в результате этого снижаются возможности кредитования коммерческими банками клиентов и сокращается денежная масса в обращении;

- повышает учетную ставку процента, что заставляет коммерческие банки приостановить заимствования у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам; это сдерживает рост денежной массы;

- повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает значение денежного мультипликатора и ограничивает рост денежной массы в обращении.

Рассмотренные разновидности кредитно-денежной политики характеризуют дискреционную (гибкую) политику. Ее гибкость проявляется в том, что она изменяется в соответствии с фазами экономического цикла: стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая – в состоянии «бума» экономики.

Дискреционная политика обладает недостатками, которые сводятся к тому, что на практике в стремлении стабилизировать экономическую ситуацию Центральный банк сталкивается с дилеммой: что выбрать в качестве инструмента монетарной политики – контроль над денежным предложением (таргетирование денежной массы) или контроль над динамикой процентной ставки. Невозможность одновременного контроля и денежного предложения и уровня процентной ставки получила название дилеммы целей кредитно-денежной политики. На практике это выглядит следующим образом.

Для стабилизации процентной ставки, т.е. снижения ее до первоначального уровня, необходимо увеличить предложение денег. Однако это может привести к тому, что подъем экономики превратится в инфляционный бум. Для предотвращения падения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, однако это приведет к уменьшению совокупных расходов и усилению спада в экономике. Если целью кредитно-денежной политики является стабилизация денежного предложения, то процентная ставка будет постоянно колебаться, что является антистимулом инвестиций и причиной нестабильности в экономике.

Указанные выше недостатки, по мнению монетаристов, исключаются при автоматической кредитно-денежной политике, в основу которой положено монетарное правило: денежная масса в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3–5 % в год). Однако следование этому правилу препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка.

 

Основные понятия: денежная система общества, денежный рынок, дисконтная политика, учетная ставка, ломбардная ставка, ставка рефинансирования, рынок ценных бумаг, фондовая биржа, виды ценных бумаг, кредитно-денежная система государства, кредитная экспансия, кредитная рестрикция, кредитно-денежная политика государства, предельная маржа, политика «дорогих денег», политика «дешевых денег», дилемма целей кредитно-денежной политики.

Вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте денежную систему общества и ее структуру.

2.Объясните механизм работы денежного рынка, используя графические модели.

3. Назовите особенности рынка ценных бумаг.

4. Классифицируйте виды ценных бумаг.

5. Опишите работу фондовой биржи.

6. Назовите фондовые индексы и объясните их значение для анализа фондового рынка.

7. Охарактеризуйте кредитно-денежную систему государства и опишите ее структуру.

8. Проанализируйте разновидности кредитно-денежной политики государства.

9. Что означает «кредитная экспансия»?

10. Что представляет собой кредитная рестрикция?

Глава седьмая

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

В ОБЩЕСТВЕ

7.1. Сущность и направления социальной политики государства.

7.2. Государственная политика доходов.

7.3. Политика занятости.

7.4. Система социальной защиты населения и программы государственной помощи.

 

СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГОСУДАРСТВА

Рыночная экономика как таковая не решает социальные проблемы. Она не гарантирует гражданам страны право на труд, на образование, на необходимое благосостояние, не обеспечивает защиту малоимущих слоев населения. В связи с этими обстоятельствами возникает необходимость государственного вмешательства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики.

Социальная политика государства – это политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов по экономическим причинам.

Суть социальной политики заключается в поддержании уравновешенных отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий, в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Социальная политика государства играет двоякую роль в экономической системе.

С одной стороны, в социальной политике концентрируются цели экономического роста, так как по мере экономического роста и накопления национального богатства создание благоприятных условий жизни для граждан становится главной целью экономической деятельности.

С другой стороны,социальная политика является фактором экономическогороста,так как если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к знаниям, культуре, физическому и нравственному состоянию тех, кто обеспечивает экономический рост, и, следовательно, тем большего внимания требует развитие социальной сферы.

Основными направлениями социальной политики являются следующие:

- регулирование доходов населения;

- регулирование занятости в стране;

- социальная защита граждан;

- жилищная политика.

Эти направления реализуются на практике таким образом: государство повышает доходы малоимущим гражданам, выплачивает пенсии, выдает продовольственные талоны беднейшим слоям населения, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям, создает систему обучения и переквалификации безработных, регулирует оплату труда, предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, решает проблемы жилищного обеспечения, регулирует миграционные процессы, занимается развитием культуры. В результате этой политики в обществе ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

Таким образом, главной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных граждан и групп населения) социальная поддержка слабо защищенных слоев населения со стороны государства. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Государственный сектор занимает господствующее положение в социальной сфере и определяет для реализации в конкретной ситуации виды социальной политики, которые могут быть следующими:

1. Расширительная социальная политика – это политика, которая характеризуется общедоступностью социальных программ, универсальностью социальных выплат, всеобъемлющим характером перераспределительной деятельности государства.

2. Ограничительная социальная политика – это политика, сводимая к минимуму, а именно, к функции дополнения традиционных институтов социальной сферы.

Существует несколько принципиальных положений, которые необходимо учитывать при выстраивании политики государства в социальной сфере:

- размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства и с его бюджетом;

- размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы производства;

- при определении сроков и объемов социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.

Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения.

Уровень жизни населения – это уровень потребления населением материальных благ, определяемый совокупностью показателей (например, потребление продуктов питания на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления среднестатистической семьи и т.п.).

Важную роль в определении уровня жизни населения играет «потребительская корзина» – набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления.

Выделяют минимальный и рациональный уровни потребления.

Минимальный уровень потребления – это такой потребительский набор, уменьшение которого означает попадание потребителя в положение за гранью нормальных условий его существования.

Минимальный уровень потребления определяет «черту бедности» и является ориентиром социальной политики государства.

Рациональный уровень потребления – это количество и структура потребляемых благ, обеспечивающих нормальные условия существования потребителя.

Качество жизни населения – это совокупность благ, обеспечивающих материальное, социальное, физическое и культурное благосостояние населения.

Качество жизни населения подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

ДОХОДОВ

Государственная политика доходов – это правительственная политика воздействия на личные денежные доходы, на цены товаров и услуг, а тем самым и на наличные реальные доходы.

Доход – это сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в личное потребление.

Уровень дохода определяет и уровень потребления населения.

Источниками денежных доходов населения выступают:

- доходы от трудовой деятельности (заработная плата, премия и др.);

- доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента, прибыль);

- социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия по безработице, по инвалидности, по потере кормильца и т.п.).

Для формирования трудовой мотивации работников большую роль играет соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов. Если в общей сумме доходов преобладает оплата труда, то усиливается стремление к трудовой деятельности, развивается инициатива работников. Если в общих доходах повышается роль социальных трансфертов[3], то в обществе усиливается психология иждивенчества.

Нужно различать номинальные, реальные и располагаемые доходы.

Номинальный доход – это сумма денежных доходов, получаемых домохозяйством в течение времени без учета динамики цен в обществе.

Реальный доход – это количество товаров и услуг, которое лицо или группа лиц могут купить на свой номинальный доход в течение определенного периода. Иными словами, это номинальный доход, скорректированный с учетом уровня цен (номинальный доход, деленный на индекс цен).

Располагаемый доход – это доход, который может быть использован для личного потребления и сбережения; он равен разнице между личным доходом и индивидуальными налогами и включает трансферты.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого в экономике называют дифференциацией доходов.

Для определения степени дифференциации доходов в обществе используют кривую Лоренца (рис. 7.1), которая отражает фактическое распределение доходов.

По оси абсцисс откладывается процент населения (количество семей), а по оси ординат – процент дохода. Население обычно делят по степени обеспеченности на 5 частей (квинтелей), в каждую из которых входит 20 % населения, и располагают их на оси абсцисс – от малообеспеченных до самых богатых.

Абсолютное равенство доходов на графике изображено биссектрисой ОЕ, а абсолютное неравенство – линией OGE (рис. 7.1).

Если предположить, что все группы населения обладают равными доходами, то на 20 % населения приходится 20 % дохода, на 40 % населения – 40 % дохода и т.д.

Рис. 7.1. Кривая Лоренца

 

В реальной действительности беднейшая часть населения получает примерно 5–6 % дохода, а богатейшая – 40–45 %. В связи с этим кривая Лоренца на графике расположена между линией абсолютного равенства и линией абсолютного неравенства доходов.

Чем неравномернее распределены доходы в обществе, тем более вогнута кривая Лоренца и тем ближе она подходит к точке G. И наоборот, чем ниже дифференциация доходов, тем кривая Лоренца ближе расположена к биссектрисе 0Е.

Для количественной оценки степени дифференциации доходов применяют различные коэффициенты. Рассмотрим их ниже.

Часто используется децильный коэффициент, который выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных.

Уровень дифференциации доходов в обществе определяется с помощью индекса Джини (или индекса концентрации доходов).

Его можно рассчитать путем отношения площади заштрихованной фигуры, ограниченной кривой Лоренца и гипотет



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.022 с.)