Теории международной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории международной торговли



Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами.

Основы теории международной торговли заложили в конце XVIII – начале XIX вв. английские экономисты

А. Смит и Д. Риккардо.

А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что страны заинтересованы в свободной международной торговле, поскольку выигрывают от нее, независимо от того, кем они являются – экспортерами или импортерами. Он утверждал, что страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого она может производить больше (на единицу затрат), чем другие страны.

Эти абсолютные преимущества могут быть обусловлены следующими факторами:

- естественными преимуществами, т.е. особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов;

- приобретенными преимуществами, связанными с достижениями НТП, повышением квалификации рабочей силы, совершенствованием организации производства и т.п.

Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) обосновал теорию сравнительного преимущества и доказал, что теория абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила.

Международную торговлю экономическая наука рассматривает как особый вид торговли. Эта особенность, во-первых, связана с масштабными объемами торговли. Во-вторых, международная торговля обладает специфическими чертами, которые проявляются в следующих сферах: в сфере ресурсов (мировая торговля выступает в качестве заменителя мобильности ресурсов); в валютной сфере (эта торговля связана с необходимостью обмена валют); в сфере политики (она зависима от политических изменений на мировой арене и в стране).

Экономическую основу мировой торговли составляют два обстоятельства:

- экономические ресурсы распределяются между странами не равномерно;

- эффективное производство различных товаров требует различных технологий и комбинаций ресурсов.

Пример. Предположим, что мировая экономика представлена двумя странами – США и Бразилией, каждая из которых может производить как пшеницу, так и кофе. Построим кривые производственных возможностей (КПВ) для этих стран (рис. 8.1 и 8.2) на основе гипотетических данных (табл. 8.1 и 8.2).

 

Рис. 8.1. КПВ США

Таблица 8.1. Производственные возможности США

Позиция c d e i
Пшеница        
Кофе        

Рис. 8.2. КПВ Бразилии

Таблица 8.2. Производственные возможности Бразилии

Позиция c d e i
Пшеница        
Кофе   2,5    

Как видно из графиков, издержки стран по производству кофе и пшеницы разные. При полной занятости ресурсов США могут увеличить выпуск пшеницы на 30 т, отказавшись от 30 т кофе. При полной занятости ресурсов Бразилия должна отказаться от 20 т кофе, чтобы произвести 10 т пшеницы.

Если экономики США и Бразилии закрыты и самостоятельно удовлетворяют свои потребности в пшенице и кофе, то каждая страна должна выбрать определенную структуру производства в соответствии со своими производственными возможностями.

Предположим, что точки А и В соответствуют оптимальному выпуску продукции в США и Бразилии.

Специализация стран в мировом производстве осуществляется по принципу сравнительных преимуществ.

Существо принципа сравнительных преимуществ состоит в том, что совокупный объем выпуска продукции будет максимальным тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные (вмененные) издержки.

От специализации выигрывают каждая страна в отдельности и мир в целом. Каждая страна благодаря специализации рационально использует ограниченные ресурсы и по возможности максимально удовлетворяет потребности граждан страны. При этом и мировая экономика получает больше продукции (табл. 8.3): больше пшеницы (30 т по сравнению с 26 т =18+8) и больше кофе (20 тонн по сравнению с 16 тоннами = 12+4).

 

Таблица 8.3. Международная торговля и выигрыш

от специализации стран

СТРАНА Q до специализации Q после специализации Q экспорта (-) Q импорта (+) Q после торговли Выигрыш от специализации
        5= 4-1
США 18 П. 12К 30П. 0К -10П. +15К 20П. 15К 2П. 3К
Бразилия 8П. 4К 0П. 20К +10П. -15К 10П. 5К 2П. 1К

Джон Стюарт Милль в своем труде «Основания политической экономии» (1848) предложил теорию международной стоимости. В соответствии с ней цена международного обмена устанавливается в процессе взаимодействия рыночного спроса и предложения товара на таком уровне, при котором совокупный экспорт страны позволяет оплачивать ее совокупный импорт.

Свой вклад в развитие теории классиков зарубежной политэкономии внес Готфрид Хаберлер, который конкретизировал ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда.

Современное понимание того, чем определяются направления и структура международных потоков, базируется на работах шведских ученых-экономистов Эли Хекшера и Бертиль Олина, давших свое объяснение сравнительных преимуществ. Они вывели теорему «выравнивания цен на факторы производства», сущность которой заключается в следующем: национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства (трудом, землей и капиталом), а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.

В середине ХХ в. (в 1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера – Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, однотипности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.

В теории этих авторов торговля рассматривается не только как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

Дальнейшее развитие теория внешней (международной) торговли получила в работах американского экономиста русского происхождения В. Леонтьева под названием «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, В. Леонтьев показал, как в период после второй мировой войны американская экономика (в противовес распространенному мнению, что она всегда характеризовалась избытком капитала и экспортировала капиталоемкие товары) специализировалась на тех видах производства, которые требовали больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт был более трудоемок и менее капиталоемок. Получив широкий резонанс, «парадокс Леонтьева» способствовал дальнейшему углублению и развитию теории сравнительных преимуществ.

В западных исследованиях широкое распространение получила теория внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с ней эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны определенными количественными зависимостями и может быть выражен в виде коэффициента – мультипликатора. Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем приходят в движение вторичные потребительские расходы.

Сторонники теории жизненного цикла товара, к которым относятся Р. Вернон, Ч. Киндельбергер, Л. Уэль,с считают, что товар с момента появления на рынке и до ухода с него проходит ряд этапов (4 или 5, по мнению разных специалистов, а именно – внедрение товара на рынок, рост объемов продаж, зрелость, т.е. насыщение рынка данным товаром, и упадок, т.е. падение объема продаж). Эти ученые обосновывают схему, в соответствии с которой на этапе внедрения товара на рынок налаживается его сбыт внутри страны и начинается экспорт. На этапе роста расширяется экспорт из страны-производителя, усиливается конкуренция, повышается капиталоемкость производства и развивается производство товара за рубежом – сначала в развитых странах, а затем и в развивающихся. На этапе зрелости производство осуществляется во многих странах, спрос стабилизируется, усиливается ценовая политика, достигается высокая стандартизация, вовлекаются менее квалифицированные трудовые ресурсы. На этапе упадка сужается рынок товара в развитых странах и усиливается концентрация производства в развивающихся странах. Эта теория закрепляет международные технологические преимущества высокоразвитых стран.

Одной из важных проблем теорий внешней торговли является поиск путей совмещения интересов национальных экономик и их фирм, участвующих в международном товарообороте. Возникает вопрос: как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле товарами в конкретных отраслях? Свою версию ответа на этот вопрос выдвинул американский экономист М. Портер. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится половина мирового экспорта, этот ученый выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене он определяет взаимодействием четырех основных компонентов: а) факторных условий, б) условий спроса, в) состояния обслуживающих и близких отраслей, г) стратегии фирмы в определенной конкурентной ситуации.

Большинство исследователей, принимая исходные положения классической теории и некоторые основные дополнения к ним, стремятся приспособить свои концепции к практике. Так, английский экономист Керне развивает гипотезу «конкурирующих групп», А. Маршалл выделяет роль предложения, С. Линдер усиливает акцент теории на необходимость проведения анализа микроэкономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.012 с.)