Тема 5. Конкуренция и типы рыночных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Конкуренция и типы рыночных структур



1. Сущность и функции конкуренции. Внутриотраслевая и межотраслевая, ценовая и неценовая конкуренции.

2. Понятие рыночной структуры и ее типы.

3. Рынок совершенной конкуренции и его эффективность:

a) теоретические предпосылки модели совершенной конкуренции;

b) определение объема производства и цен в условиях совершенной конкуренции;

c) производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов.

4. Чистая монополия:

a) теоретические предпосылки модели чистой монополии;

b) установление объемов производства и цены фирмой–монополистом. Ценовая дискриминация;

c) экономические и социальные последствия монополии.

5. Монополистическая конкуренция: условия равновесия производителя в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность рынка монополистической конкуренция.

6. Олигополия:

a) сущность олигополии;

b) формы взаимодействия фирм на олигополистическом рынке и факторы, их определяющие;

c) олигополия, основанная на сотрудничестве (сговоре) фирм;

d) модели конкурентного ценообразования на олигополистическом
рынке.

 

НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

 

Понятие рыночной структуры и её типы

 

Конкуренция это состязание рыночных субъектов за наилучшее положение на рынке и наиболее выгодные сферы приложения капитала.

Рыночная структура – это условия, в которых протекает конкуренция и которые соответственно определяют возможности покупателей и продавцов на рынке. Рыночная структура характеризуется следующими особенностями:

– количеством и размерами предприятий;

– количеством покупателей;

– степенью сходства товаров;

– легкостью входа на рынок и выхода из него;

– доступностью информации.

В соответствии с этими характеристиками существуют многообразий рыночные структуры. С точки зрения возможности влияния отдельного производителя и покупателя на рыночную цену все рыночные структуры делится на два типа: совершенная и несовершенная конкуренции. Рынок совершенной конкуренции отличается тем, что ни один покупатель или продавец не может оказать существенного влияния на цену товара. В условиях несовершенной конкуренции это правило не соблюдается.

Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям.

1. На данном рынке действует множество продавцов и покупателей, так что рыночная доля отдельного субъекта ничтожно мала.

2. Для продажи предлагаются совершенно однородные, идентичные товары и услуги.

3. Покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его. Это означает, что отсутствуют входные барьеры для вступления на рынок и выхода из него. Эти барьеры могут быть юридическими и экономическими. Юридические барьеры представляют собой правовые ограничения в возможности заниматься данным видом деятельности (например, лицензии; исключительное право на занятие данным видом деятельности; патенты и пр.). Экономические барьеры присутствуют то­гда, когда необходим большой первоначальный капитал для того, чтобы осуществить выпуск продукции: закрыт доступ к материальным ресурсам, большие издержки на рекламу и прочее.

4. Каждый участник рынка имеет полную информацию о состоянии рынка.

5. Все участники рынка действуют рационально, с целью удовлетворения собственных интересов.

6. Рынок характеризуется абсолютной мобильностью факторов производства.

7. Ни один из участников рынка не может повлиять на рыночную конъюнктуру и, прежде всего, на равновесную цену.

Итак, совершенная конкуренция очень редка на практике. Когда нарушаются вышеназванные условия принято говорить, что имеет место несовершенная конкуренция.

Рынок несовершенной конкуренции представлен следующими типами.

1. Монополия (греч. моно – один, полис – продавец) – рыночная структура, где господствует только один производитель, который может контролировать объём предложения товаров и воздействовать на цены. Монополию отличают следующие черты:

– один производитель;

– продаваемый монополистом продукт не имеет близких заменителей;

– существуют барьеры для выхода на данный рынок.

Рыночная структура, при которой господствует один покупатель, называется монопсонией (греч. моно – один, псония – покупатель).

Рыночная структура, при которой одному продавцу противостоит один покупатель, называется двусторонней монополией.

2. Олигополия (греч. олигос – немного, полис – продавец) – рыночная структура, при которой господствуют несколько фирм.

При этом возможны следующие типы олигополии:

– немного фирм, производящих однородную продукцию (напр. алюминий).

– небольшое количество фирм, производящих дифференцированную продукцию (напр., автомобилестроение).

Частный случай олигополии – дуополия, когда в отрасли господствуют два производителя.

Дуопсония – рыночная структура, имеющая несколько покупателей.

3. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой существует множество фирм, производящих дифференцированную продукцию.

В заключении сделаем основные выводы:

1. Все рыночные структуры распадаются на две группы: идеальные и реальные. Идеальные рыночные структуры редко встречаются на практике, но с помощью них можно записать ограничения, в которых работает фирма и легко построить модель её функционирования. Совершенная конкуренция и чистая монополия относятся к идеальным рыночным структурам. Реальные рыночные структуры: олигополия и монополистическая конкуренция.

2. Ключевым моментом в разграничении совершенной и несовершенной конкуренции является возможность производителей влиять на рыночную цену. В условиях совершенной конкуренции ни один из участников не может повлиять на цену, поэтому кривая спроса фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, горизонтальна (рис. 33 а).

В условиях несовершенной конкуренции фирмы обладают контролем над ценами. Увеличение объёма выпуска товара приведёт к падению цены.

Следовательно, критерием совершенной конкуренции является горизонтальность линии спроса (рис. 33).

       
   
P
 
 

 



Рынок совершенной конкуренции и его эффективность

Для понимания функционирования фирм в условиях совершенной конкуренции необходимо построить её модель, с помощью которой можно определить объём производства фирмы и оценить эффективность рынка совершенной конкуренции.

Теоретические предпосылки модели совершенной конкуренции:

1. Все фирмы действуют с целью максимизации прибыли.

2. Фирма функционирует в условиях двух ограничений:

– ограничения, связанные с издержками;

– ограничения, связанные со спросом.

Ограничения, связанные с издержками:

а) фирмы имеют одинаковый доступ к ресурсам, технологии и информации, в связи с чем покупают факторы производства по одной и той же цене – поэтому в результате внутриотраслевой конкуренции все фирмы имеют идентичные кривые краткосрочных и долгосрочных издержек.

б) экономия от масштаба производства истощается при небольших объёмах выпуска, в результате чего в отрасли действует большое количество фирм.

Ограничения, связанные со спросом. В условиях совершенной конкуренции контроль над ценой находится вне возможностей данной фирмы. Поэтому она руководствуется рыночной ценой, которая складывается в результате взаимодействия спроса и предложения всей отрасли. Таким образом фирма выступает прайс-тейкером (price-taker – берущий цену). В результате кривая спроса для фирмы принимает горизонтальный вид (рис. 34).

P   P0 d d  
 
 


Q

P
 
 


d s

 

 

 
 


P0

s d

Q

 
 
Рис. 34


Кривая спроса фирмы определяет характер зависимости предельного дохода от объёма выпуска. Предельный доход – это доход, который получает; фирма при выпуске еще одной дополнительной единицы продукта. Предположим, фирма выпускает объём продукции Q0. При увеличении производства на одну дополнительную единицу её предельный доход MR будет равен цене, т.е. в условиях совершенной конкуренции кривая спроса является одновременно кривой предельного дохода (рис. 35).

P       Р d(MR) d(MR)   Q Q0 Q1   Рис. 35

Исходя из вышеназванных ограничений, попытаемся определить, какой объём производства надо выбрать фирме для того, чтобы максимизировать прибыль в условиях совершенной конкуренции. Очевидно, что прибыль максимальна, если максимальна разность между доходом и совокупными издержками.

Современная экономическая теория утверждает, что фирма максимизирует прибыль только при таком объёме выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC).

Для доказательства этого представим совокупный доход и совокупные издержки в зависимости от объёма производства. Совокупный доход определяется как суммарный доход, получаемый фирмой от продажи определённого количества блага. Он равен: TR = P∙Q, где

TR – совокупный доход;

Р – цена;

Q – объём производства.

Следовательно, совокупный доход представляет собой прямую, выходящую из начала координат (так как цена в условиях совершенной конкуренции постоянна). Совокупные издержки – это сумма постоянных и переменных издержек. Совместное рассмотрение совокупного дохода и совокупных издержек позволяет определить границы допустимой деятельности предприятия (рис. 36).

TC; TRTC TR B   С А D   СD – max прибыль   α α Q1 Qопт. Q2 Q   Рис. 36

Из графика видно, что максимальная прибыль достигается в том случае, если разность между TR и ТС наиболее велика. В интервале от Q1 до Q2 предприниматель получает прибыль. Если объём производства меньше Q1 или больше Q2, фирма несёт убытки, т.к. TR<TC. Максимальная прибыль будет при объеме выпуска QОПТ. В этой точке угловые коэффициенты совокупного дохода и полных издержек равны. А это значит, что предельный доход, (MR) равен предельным издержкам (МС). Итак, условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам. В условиях совершенной конкуренции это правило принимает вид:

MR = P = MC.

Таким образом, фирма в условиях совершенной конкуренции расширяет выпуск продукции до того момента, пока предельные издержки не сравняются с ценой. Если МС < Р, то производство можно наращивать, если МС > Р, то производство следует прекратить. На рис. 37 представлена зависимость предельного дохода и предельных издержек от объёма производства и проиллюстрирована прибыль фирмы.

AC MC P0   ATC   M N AVC     0 Qопт. Q Рис. 37

 

MR – предельный доход

АТС – средние общие издержки

AVC – средние переменные издержки

МС – предельные издержки

 

Фирма максимизирует прибыль, производя QОПТ.при цене P0. В этом случае:

Валовой доход TR = P0∙QОПТ. = площадь P0 K QОПТ.О.

Валовые издержки TC = ATC∙QОПТ.= площадь MNQОПТ.O.

Следовательно, прибыль = TR – TC = площадь P0KNM.

В краткосрочном периоде правило MR = MC позволяет фирме не только максимизировать прибыль, но и минимизировать убытки, если цена оказалась ниже средних общих издержек. Проиллюстрируем это на рис. 38.

 
 
Убытки = TR – TC = P0∙QОПТ. – ATC QОПТ. = площадь MNKP0. Если бы фирма ничего не производила, её убытки были бы равны полным постоянным издержкам. Полные постоянные издержки = = (АТС – АVС) QОПТ. = площадь MNED. Следовательно, правило MR = = MC позволяет свести убытки до минимума. Представим позицию фирмы на рынке в случае изменения цены на товар (рис. 39).  

ACMC ATC   N M d(MR) P0 K D AVC E     Q Qопт.   Рис. 38

 

P,CMC ATC P1 P2   AVC Точка нулевой P3 прибыли P4 Точка закрытия предприятия Q Рис. 39

При цене P1 – фирма получает сверхприбыль. При цене Р2 – сверхприбыль равна нулю. Однако фирма получает нормальную прибыль, так как нормальная прибыль входит в издержки. При цене Р3 –фирма несёт убытки, однако эта цена еще окупает средние переменные издержки, поэтому фирме следует продолжать выпуск продукции. При цене Р4 фирма уже не окупает средних переменных издержек и ей надо уйти из отрасли. Во всех случаях фирме необходимо производить продукцию до тех пор, пока предельные издержки не совпали с предельным доходом.

Отсюда видно, что кривой краткосрочного предложения фирмы является кривая предельных издержек, идущая вверх от точки закрытия фирмы.

P,CMC ATC   AVC d (MR) P   Q а) Предельная фирма
P,CMC ATC AVC     d (MR) P     Q б) Запредельная фирма

Рис. 40

P,CMC d(MR) P ATC   AVC   Q     г) Фирма со сверхприбылью

 

P,CMC
ATC

 

d (MR)
P

AVC

 

Q

 

 

в) Фирма с нормальной прибылью

В краткосрочном периоде времени можно выделить четыре состояния фирмы (рис. 40).

1 – предельная фирма – фирма, которая покрывает только средние переменные издержки и в силу этого она находится на грани своего закрытия.

2 – запредельная фирма, средние переменные издержки которой не покрываются ценой, поэтому она покидает отрасль.

3 – фирма, получающая нормальную прибыль, т.к. цена на её продукцию равна средним общим издержкам.

4 – фирма, получающая нормальную прибыль и сверхприбыль, поскольку цена на продукцию выше средних общих издержек.

При рассмотрении долгосрочного периода времени надо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, в долгосрочном периоде времени фирма может изменить свои производственные мощности. Поэтому все её издержки становятся переменными. Во-вторых, кроме внутриотраслевой вступает в действие и межотраслевая конкуренция. Она приводит к переливу капитала из отраслей, где фирмы несут убыток, в отрасли, где фирмы получают сверхприбыли. Этот процесс приведёт к тому, что в отраслях, где есть возможность получить чистую прибыль, цены начинают снижаться до уровня средних издержек долгосрочного периода. В отраслях же, где фирмы имели убытки, происходит сокращение фирм и повышение цен до уровня средних издержек длительного периода. Поэтому в долгосрочном периоде времени сверхприбыль будет равна нулю. Равновесие в долгосрочном периоде достигается при условии, если:

P = MR = MC = ATCкраткосрочные = min ATC долгосрочные(рис. 41).

 

P,CMC ATCдолгоср. ATCкраткоср. P AVC   Q Рис. 41

Необходимо обратить внимание на то, что в состоянии равновесия фирма не имеет побудительных стимулов к изменению своего положения. Условиями равновесия предприятия в долгосрочном периоде являются:

1. Фирма не имеет мотивов к изменению объёма выпуска продукции. Это достигается при условии, если: Р = = МС.

2. Фирма удовлетворена размерами своего предприятия. Они оптимальны, если средние краткосрочные издержки совпадают с минимумом долгосрочных средних издержек.

3. У фирмы нет стремления выйти из отрасли, а у других фирм нет мотивов войти в данную отрасль. Это означает, что в долгосрочном периоде чистая прибыль должна быть равна нулю. Это достигается при условии, если Р = =АТСДОЛГОСР.

Анализ совершенной конкуренции позволяет сделать вывод об её эффективности:

1. Цена равна минимальным средним издержкам. Это свидетельствует об её производственной эффективности.

2. Цена равна предельным издержкам. Это означает, что ресурсы распределены наиболее эффективно, совокупная выгода покупателей и производителей будет максимальна.

Чистая монополия

Чистая монополия – это рыночная структура, при которой одна фирма является единственным производителем продукции в отрасли. Основные черты чистой монополии: в отрасли действует единственный производитель, у товара нет близких заменителей, вступление в отрасль ограничено; цена находится под контролем фирмы.

Обычно выделяют несколько типов монополии:

– закрытая монополия, которая защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений;

– естественная монополия, т.е. отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают своего минимума при таких объёмах выпуска, при которых одна фирма обслуживает весь рынок;

– открытая монополия, при которой одна фирма на некоторое время становится единственным производителем товара, но она не имеет защиты от конкуренции.

Данная классификация весьма условна. Фирма может принадлежать к нескольким типам монополии. Кроме этого, все типы монополии можно считать открытыми, т.к. издержки могут быть снижены за счет новой технологии, а законодательные барьеры отменены.

Для построения модели чистой монополии можно сделать ряд пред­посылок. Во-первых, предполагается, что целью фирмы является максимизация прибыли. Во-вторых, допускается, что существует простая монополия, т.е. продукция продается по одинаковой цене всем. В-третьих, так как в отрасли господствует одна фирма, это означает, что кривая спроса фирмы совпадает с кривой спроса отрасли и имеет падающий вид. В-четвертых, предельный доход фирмы в условиях чистой монополии всегда находится под кривой спроса. Это связано с тем, что при увеличении производства на одну дополнительную единицу происходит увеличение дохода за счет увеличений объема производства и сокращение дохода за счет снижения цены. Поэтому предельный доход при несовершенной конкуренции всегда меньше цены. Там, где предельный доход равен 0, выручка будет максимальна (рис. 42).

P,C     MR   d Q   TR   Q Рис. 42

Обратим внимание, что в условиях чистой монополии фирма действует в условиях двух ограничений: со стороны спроса и со стороны издержек. Предприятие должно выбрать такую цену и объем производства, при которой прибыль должна быть максимальной, т.е. фирма-монополист выступает искателем цены (price-searcher).

Существует два подхода к установлению объема производства и цены фирмой монополистом, при которых достигается максимум прибыли.

Первый – нахождение такого объема производства и цены, при которых разность между совокупным доходом и общими издержками будет максимальной.

Второй способ – фирма максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, при котором предельные издержки равны предельному доходу, т.е.: MR = MC. Графичес-ки это представлено на рис. 43.

P MC   С Е AC     B d Q Q1 TRMR   Q Рис. 43

Фирма производит такой объем продукции, при котором MR = MC, т.е. Q1. При этом она назначает цену на свою продукцию, ориентируясь на кривую спроса при объеме Q1, т.е. Р1. В этом случае прибыль фирмы будет определяться как разность валового дохода и валовых издержек, т.е. она будет равна заштрихованной площади Р1СВА. Необходимо обратить внимание, что объем продукции Q1, который максимизирует прибыль, не максимизирует общую выручку.

Фирма – монополист может нести убытки, если средние издержки будут превышать цену. Однако, если фирма производит такой объем продукции, при котором MR = MC, она минимизирует убытки.

В долгосрочном периоде времени фирма должна функционировать безубыточно. Цена долгосрочного равновесия будет меньше чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это связано с тем, что спрос на продукт, как правило, более эластичен, в долгосрочном интервале, чем в краткосрочном.

Положение монополиста в долгосрочном периоде зависит от вида монополии. Так, в условиях открытой монополии фирма, получающая сверхприбыль, привлечет в отрасль другие фирмы. Зная это, она может выбрать варианты оптимального поведения. Первый – фирма взвинчивает цены до уровня Р1, обеспечивающего получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде времени. К моменту выхода на рынок новых предприятий фирма-монополист разрабатывает новый продукт, который позволяет ей получить временную монопольную прибыль. Второй вариант – фирма-монополист назначает цену на меньшем уровне, чем цена P1, в интервале ЕС. Следовательно, она сознательно идет на сокращение своей прибыли с тем, чтобы не привлечь конкурентов в отрасль. Эта модель поведения особенно привлекательна для фирм, которые имеют преимущества в издержках. И наконец, возможны многообразные сочетания первой и второй стратегии ценообразования.

В условиях закрытой монополии фирма должна ожидать, что во-первых, высокие сверхприбыли будут стимулировать разработку товаров-заменителей, что приведет к сдвигу кривой спроса фирмы-монополиста вниз. Во-вторых, конкуренты попытаются разрушить барьеры на пути входа в отрасль, "взломать монополию". Для защиты монополии фирма будет вынуждена повышать свои издержки, что приведет к сдвигу кривой долгосрочных средних издержек вверх. В итоге фирма-монополист в долгосрочном периоде времени переходит в положение, при котором её сверхприбыль равна нулю. Следовательно, условием равновесия фирмы-монополиста в долгосрочном периоде времени является равенство цены долгосрочным средним издержкам (рис. 44).

P
 
 


MC

ACдолгосроч.

P1

 

 

MR d

Q

Q1

 

Рис. 44

Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде времени позволяет сделать вывод об её эффективности.

Во-первых, в условиях чистой монополии цена не равна предельным издержкам (Р МС). Это означает, что некоторые потенциальные выгоды торговли остаются нереализованными, что приводит к существованию чистых экономических потерь и свидетельствует о неэффективности распреде­ления ресурсов. Чистые экономические потери показаны на рис. 44 в виде заштрихованного треугольника.

Во-вторых, долгосрочное равновесие фирмы-монополиста свидетельствует о том, что цена не равна минимуму долгосрочных средних издержек (Р minAСДОЛГОСР.), следовательно производственная эффективность фирмы-монополиста ниже, чем в условиях совершенной конкуренции (см. рис. 44).

В условиях монополии фирма сталкивается с проблемой выбора стратегии ценообразования (в отличии от фирмы – совершенного конкурента, которого беспокоят только издержки). Основная цель ценообразования – захват потребительского излишка и увеличение прибыли фирмы. Наиболее распространенный способ этого – диверсификация цен (или ценовая дискриминация). Предположим, продажа товара идет по одной цене Р1. В этом случае распределение излишка покупателя и продавца представлено на рис. 45.

PИзлишек покупателя A MC P2 В P1 Чистые P3 эконом. P0 потери d   MR Q Q1     Рис. 45

В этом случае фирма может сделать производство еще более прибыльным, если захватит потребительский излишек и чистые экономические потери. С этой целью ей необходимо провести ценовую дискриминацию, т.е. назначить различные цены для различных групп покупателей. При этом диверсификация цен не связана с различием в издержках. Так, для покупателей группы А необходимо назначить более высокую цену Р2, для покупателей группы В – более низкую цену Р3, оставив базовой ценой P1.

Для проведения такой ценовой дискриминации необходим ряд условий: возможность сегментации рынка исходя из эластичности спроса, а также невозможность перепродажи товара.

Диверсификация цен может принимать различные формы: в зависимости от дохода покупателя, в зависимости от объема потребления, от категории товара и от времени.

Универсальное правило ценообразования для любой фирмы с рыночной властью можно вывести, используя коэффициент Абба Лернера. Этот автор предложил использовать в качестве показателя монопольной власти величину, на которую цена, максимизирующая прибыль превышает предельные издержки:

,

где L – коэффициент Лернера;

Р – цена, максимизирующая прибыль;

МС – предельные издержки.

Коэффициент Лернера изменяется от 0 (для совершенной конкуренции) до 1 (при МС=0).Чем больше L, тем больше монопольная власть.

Этот же коэффициент можно представить через эластичность спроса фирмы:

, (3)

где Ed – эластичность спроса фирмы.

Из формулы (3) можно вывести значение цены:

.

С помощью последней формулы фирма может подсчитать цену на свою продукцию как простую накидку над предельными издержками.

Необходимо заметить, что фирма, обладающая монопольной властью, может не получать высокие прибыли, т.к. прибыль определяется разницей между ценой и средними издержками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.098 с.)