Тема 3. Потребительское поведение и рыночный спрос 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Потребительское поведение и рыночный спрос



1. Теория предельной полезности и закон спроса:

a) цели и ограничения потребительского выбора;

b) общая и придельная полезность благ.

c) закон убывающей предельной полезности и кривая спроса;

d) условие равновесия потребителя.

2. Порядковая теория полезности и потребительский выбор:

a) потребительские предпочтения и функция полезности. Кривые безразличия;

b) бюджетные ограничения и бюджетная линия;

c) равновесие потребителя и его реакция на изменение дохода и цен. Эффект замещения и эффект дохода.

НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Действие закона спроса объясняется поведением потребителя на рынке. Существует два объяснения потребительского поведения:

1 – количественная теория предельной полезности;

2 – порядковая теория предельной полезности.

Теория потребительского выбора исходит из следующих предпосылок.

Во-первых, поведение отдельного потребителя зависит от того, какую полезность приносит тот или иной товар.

Во-вторых, потребитель действует в условиях ограничений, к которым относятся:

– цены товаров;

– размеры потребительского бюджета.

В-третьих, предполагается, что поведение потребителя рационально, т.е. он стремится таким образом распределить бюджет между различными товарами, чтобы достичь максимальной общей полезности. Поэтому спрос на товар складывается в ходе формирования всей потребительской корзины.

Полезность блага (U) – это способность блага удовлетворить одну или несколько человеческих потребностей.

Общая полезность (TU) — это удовлетворение, которое приносит определенный набор единиц данного блага.

Предельная полезность (MU) – это дополнительное удовлетворение, которое приносит еще одна дополнительная единица товара.

,

где MU – предельная полезность;

ΔTU – изменение общей полезности;

ΔQ – изменение количества потребляемого блага.

По мере увеличения запаса данного блага предельная полезность каждой последующей единицы будет падать, поскольку растет степень насыщения данной потребности. Этот закон называется законом убывающей предельной полезности (рис. 23).

 
 


 
 


 

 

 

 

 
 
Рис. 23  

 


Q

U
TU = f (qi) – где TU – общая полезность блага; qi – последовательные части блага.

Umax
MU = f (qi), где MU — предельная полезность блага.

Те блага, которые ограничены, имеют положительную предельную полезность и называются экономическими. Если блага неограниченны, их предельная полезность равна нулю или отрицательна, поэтому они не имеют ценности.

MU
В процессе потребления каждый производитель стремится повысить общую полезность. Принцип максимизации общей полезности состоит в том, что потребитель должен распределить свой доход между товарами так, чтобы каждая денежная единица, израсходованная на любой из товаров, приносила одинаковую пре дельную полезность:

, (1)

где MUi – предельная полезность i-гo товара;

Pi – цена i-гo товара. Данное уравнение преобразуем:

. (2)

Если происходит снижение цены первого товара, а соотношение предельных полезностей товаров осталось прежним, это вызывает повышение спроса на первый товар, поскольку его предельная полезность больше предельной полезности второго товара, до тех пор пока не выполняется (2) равенство.

Итак, в случае снижения цены, спрос на товар увеличивается, что является доказательством закона спроса.

Более современным способом объяснения потребительского выбора является порядковая теория предельной полезности.

Любой потребитель, делающий выбор, исходит из того, что он желает приобрести, и того, что он может приобрести.

Желания потребителя изображаются с помощью кривой безразличия, которая показывает различные комбинации двух экономических благ имеющих одинаковую общую полезность для потребителя.

Множество кривых безразличия образуют карту кривых безразличия. При этом кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом (рис. 24).

Кроме этого U3 показывает набор товаров, имеющих относительно большую полезность чем U2; а набор U2 – большую полезность, чем набор Ui.

Qy                 Рис. 24

Предельная норма замещения (MRS) показывает от какого количества товара У готов отказаться потребитель для увеличены приобретения одной единицы другого товара X (рис. 25):

, или ,

где: MRS — предельная норма замещения;

ΔУ – уменьшение потребления товара У;

ΔХ – увеличение потребления товара X.

Карта кривых безразличия показывает систему предпочтений потребителя. Однако не все из них доступны, поэтому необходимо учесть ограничения с которыми сталкивается потребитель.

Бюджетная линия показывает количество единиц двух товаров, которые может приобрести потребитель на определенный денежный доход.

 
 


Уравнение бюджетного ограничения:

или

,

где I – доход потребителя;

Рх – цена блага X;

X – количество купленного блага X;

Ру – цена блага У;

У – количество купленного блага У.


Все товары, лежащие на бюджетной линии являются достижимыми для потребителя. Из всех доступных потребитель выберет тот, который касается самой удаленной от начала координат кривой безразличия, потому что в этом случае он максимизирует общую полезность. Поэтому равновесием потребителя, характеризующим оптимальное правило покупки набора товаров, является точка касания бюджетного ограничения с кривой безразличия (рис. 26).

      E Y0   U       Рис. 26

Х00 – оптимальный набор товаров потребителя, находящегося в равновесии. В этой точке наклон бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Поэтому выполняется равенство:

.

В точке Емаксимизируется благососто-яние потребителя при данном бюджете.

Предположим, что цена на товар X начинает уменьшаться, это вызовет сдвиг бюджетной линии вправо вверх по оси Х (будет более пологой), а следовательно увеличение объема потребления товара X. Это служит еще одним доказательством действия закона спроса.

 

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача 1. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет, показана в табл. 10.

Количество ТU журналов (ютил.) ТU кассет (ютил.)
     
     
     
     
     
б    
     
     
     
     

Таблица 10

 

Цена журнала 1,5 $; цена кассеты 7,5 $. Студент обычно покупает 2 кассеты и 10 журналов. Максимизирует ли студент полезность? При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?

Решение

Длятого, чтобы определить, находится ли потребитель в условии равновесия, необходимо рассчитать взвешенные по цене предельные полезности журналови кассет (см. табл. 11).

Таблица 11

Количество MU журналов MUЖ/PЖ MU кассет MUК/PК
 
         
         
    26,7    
         
         
         
         
    16,7    
         

MUKЖ десяти журналов равно 16; MUK/PK двух кассет равно 36. Так как 36 не равно 16, следовательно, студент поступает нерационально. Суммарная полезность от потребления двух товаров U = UЖ + UК = 371 + 630 = 1001 (ютилей).

Найдем, чему равен доход студента: 2∙7,5 + 10∙1,5 = 30 $. Студент максимизирует общую полезность, выбирая такую комбинацию товаров, при которой взвешенные предельные полезности будут равны: MUЖЖ = MUК/PК = = 24. При этом выборе студент может купить 3 кассеты и 5 журналов. На приобретение этого набора студент потратит также 30 $.Следовательно, покупая три кассеты и пять журналов, студент будет максимизировать свою полезность. Общая полезность U = UЖ + UК = 232 + 810 = 1042 (ютилей), т.е. больше чем в первом случае.

Задача 2. На рис. 27 даны кривая безразличия и бюджетная линия некоторого потребителя. Если йогурт стоит 3 тыс. руб., какой доход имеет потребитель? Какова цена сока? Напишите уравнение бюджетной линии. Каков ее наклон?

           
 
Сок

 

Рис. 27

Йогурт
Решение

Формула бюджетной линии I = РX∙Х + + РY∙Y

I = РX∙0 + 3∙5 = 15 тыс. руб. – величина дохода.

Р = I/Xmax = 15/3 = 5тыс. руб. – цена сока.

Из формулы бюджетной линии: ,

находим:

.

Наклон бюджетной линии равен – 5/3.

 

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

 

1. В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг помидор по цене 30 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 50 руб. за 1 кг. Чему равна для него предельная норма замещения груш помидорами?

2. Для Саши потребление буханки хлеба ценой 20 руб. приносит удовлетворение в размере 10 ютилей. Какое количество ютилей удовлетворения принесет ему потребление литра молока по цене 50 руб., если он находится в состоянии равновесия?

3. Предпочтения потребителя имеют следующий вид (табл. 12).

Таблица 12

Количество единиц товара (шт.)          
Общая полезность          

Чему равна предельная полезность третьей единицы блага?

4. Доход Пети составляет 100 руб. в день. Коробок спичек стоит 1 руб., а пачка сигарет 50 руб. Чему будет равен наклон линии бюджетного ограничения Пети, если он тратит доход полностью на спички и сигареты (спички на вертикальной оси)?

5. Потребитель тратит 20 руб. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна MUя = 20 – 3QЯ, где QЯ количество яблок, в шт. Предельная полезность апельсин равна MUa = 40 – 5Qa, где Qa – количество апельсин, в шт. Цена одного яблока составляет 1 руб., цена одного апельсина 5 руб. Какое количество яблок и апельсин купит рациональный покупатель?

6. В набор потребителя входят два товара: сок и бананы. Общая полезность характеризуется следующими данными (табл. 13).

Таблица 13

Количество стаканов сока            
Общая полезность            
Количество бананов            
Общая полезность            

 

 

Цена одного стакана сока 10 $. Цена одного банана 50 центов. Общий доход потребителя, который он тратит на пиво и бананы, равен 25 $. Какое количество стаканов сока и бананов купит рациональный потребитель в состоянии равновесия?

7. Полная полезность различного количества огурцов и помидор для потребителя представлена в табл. 14.

Таблица 14

Количество товара, кг.            
Полная полезность от потребления огурцов            
Полная полезность от потребления помидор              

Цена 1 кг огурцов равна 3 $, цена 1 кг помидор 4 $. Доход потребителя составляет 17 $. Какое количество огурцов и помидор купит рациональный потребитель?

8. Студент, занимаясь 11 часов в день, может улучшить свою успеваемость. Он может распределить свое время между тремя предметами: экономической теорией, линейным программированием и историей. Дополнительные баллы, которые он может получить, посвящая время тому или иному предмету, представлены в табл. 15.

Таблица 15

Часы занятий                
Дополнительные баллы
Экономическая теория                
Линейное программирование             –6 –10
История                

Каким образом рациональный студент распределит своё время между предметами?

9. Нарисуйте карты кривых безразличия для следующих пар товаров:

а) красные и желтые яблоки;

b) правые и левые перчатки;

c) хлеб и вода;

d) картофель и макароны, если потребитель в большей степени предпочитает макароны;

e) отходы и рост городов;

f) соленые огурцы и шоколад.

10. Господин X проводит свой отпуск зимой в горах. В этом году квартирная плата так возросла, что он не может позволить себе ехать в горы. Покажите на карте кривых безразличия эффект дохода и эффект замещения для данного случая. Являются ли зимний отпуск в горах и квартирная плата взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми товарами? Какими товарами (ценными, малоценными или обычными) являются зимний отпуск в горах и квартирная плата?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.036 с.)