Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности формирования спроса на экономические ресурсыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К основным экономическим ресурсам относят труд, капитал, землю (природные ресурсы), предпринимательскую способность. Рынки, на которых продаются экономические ресурсы, называются рынками ресурсов или рынками факторов производства. Рынки ресурсов выполняют две основные функции: 1. Они помогают определить, как производятся товары и услуги. Большинство товаров производится разными способами. Выбор методов производства зависит от соответствующих цен на ресурсы. Относительно дешевые ресурсы используются широко, а дорогие – экономно. 2. Рынки ресурсов помогают определить, для кого производится продукция, так как люди получают доходы путем продажи ресурсов. Поэтому цены на ресурсы определяют, какая часть совокупного продукта достается владельцам труда (L), капитала (К), земли (Т), предпринимательской способности. На рынке ресурсов покупателями являются фирмы, а домашние хозяйства – продавцами. Теория спроса на ресурсы основана на анализе максимизации прибыли со стороны фирм. На рынке ресурсов перед фирмами стоят следующие ограничения: 1) производственная технология, которая ограничивает фирмы в отношении возможности комбинирования ресурсов; 2) спрос на продукт. Спрос на ресурс является производным спросом, потому что он не зависит от спроса на продукт, производимый с помощью этих ресурсов; 3) затраты на приобретение ресурсов, которые на конкурентных рынках равны рыночной цене ресурсов. Предположим, что фирма использует только два фактора: капитал и труд, которые она может купить соответственно по ценам: заработная плата (ω) и рентная плата (r). Предполагаем, что только один ресурс является переменным (труд). Тогда приобретение дополнительной единицы ресурса имеет смысл, если дополнительный доход от добавочной единицы ресурса будет больше, чем предельные издержки на приобретение ресурса. Дополнительный доход от добавочной единицы ресурса называется предельной доходностью ресурса, следовательно, фирма максимизирует прибыль тогда, когда предельная доходность ресурса (MPR) равна предельным издержкам ресурса (MRC): MRP = MRC. Предельная доходность ресурса определяется как произведение дополнительного объема выпуска продукции (от использования дополнительной единицы ресурса) на дополнительный доход от дополнительной единицы выпуска продукции. Дополнительный объем выпуска при использовании дополнительной единицы ресурса называется предельным продуктом (МР). Предельный продукт подчиняется закону убывающей доходности, т.е. если происходит увеличение применения одного фактора при фиксированном количестве других факторов, то это приведет к уменьшению предельного продукта МР. Дополнительный доход от продажи дополнительной единицы называется предельным доходом (МR). Следовательно: MRP = MP∙MR. Это равенство выполняется для любых типов рынков. Однако, в условиях совершенной конкуренции на рынке товаров предельный доход равен цене (MR = = P), следовательно, MRP = MPP. При увеличении количества используемого ресурса предельный продукт убывает, цена постоянна, следовательно, предельная доходность ресурса убывает (рис. 49).
Важно отметить, что в условиях несовершенной конкуренции на рынке товаров MR < P, поэтому кривая MRP2 при монополизированном рынке продукции будет лежать ниже, чем кривая предельной доходности при совершенной конкуренции (MRP1), T.e.: МRР (монопольная власть) = (MP)∙(MR) < < (MP)∙P = MRP (без монопольной власти) Этот факт имеет следующие последствия: при любой заработной плате на рынке товаров фирма с монопольной властью на рынке готовой продукции наймет меньшее количество рабочих, чем фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции. Издержки от приобретения дополнительной единицы данного ресурса называются предельными издержками ресурса. Совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при условии MPR = MPC. Эта ситуация показана на рынке труда на рис.50, где ω – заработная плата, a Qpec – количество ресурсов; MRPL – предельная доходность труда. Если MRPL > ωL, то этой фирме следует увеличить занятость (Qpec), и наоборот, если предельная доходность меньше заработной платы фирме надо сократить найм рабочей силы. В случае, если заработная плата уменьшается (растет), тогда фирме следует увеличить (уменьшить) занятость до тех пор, пока MRPL = ω.
Следовательно, кривая MRP представляет собой кривую спроса на ресурс, предъявляемого фирмой. В краткосрочном и долгосрочном периодах фирма сталкивается с необходимостью применения нескольких факторов, поэтому она должна определить свои потребности в нескольких переменных ресурсах: труде, капитале, земле. Основное правило спроса на ресурсы заключается в том, что фирма максимизирует прибыль при таком использовании каждого ресурса, при котором величина предельной доходности каждого ресурса равна издержкам его дополнительной единицы. Пусть ω – издержки на вовлечение труда, т.е. заработная плата; RK – издержки на вовлечение капитала, т.е. рентная оценка капитала; RT – издержки на вовлечение земли, т.е. рентная оценка земли. Следовательно, фирма максимизирует прибыль, если , (4) первое уравнение преобразуется в следующий вид: , (5) где MPL, МРК, МРТ – предельный продукт соответственно труда, капитала, земли. Если , т.е. предельный продукт труда на единицу затрат больше чем предельный продукт капитала на единицу затрат, это означает, что у фирмы есть возможности минимизировать издержки за счет перераспределения затрат между трудом и капиталом. Но если , то фирма не может снизить издержки путем перераспределения затрат между указанными ресурсами, поэтому уравнение (4) – уравнение минимизации издержек. Однако, если фирма минимизирует издержки, то увеличение объема выпуска на одну дополнительную единицу должно повлечь за собой прирост издержек на величину, которая не зависит от того, увеличение какого фактора произошло. Но издержки на одну единицу выпуска равны дополнительным предельным издержкам, поэтому уравнение (4) преобразуется в следующий вид: . (6) Из приведенного анализа можно сделать следующие выводы: 1. Для минимизации издержек фирмы отношение издержек использования ресурса к его предельному продукту должны быть одинаковы для всех факторов и равны предельным издержкам. 2. Для максимизации прибыли предельные издержки должны быть равны предельному доходу: MR = MC. Рассмотрим отраслевой спрос на ресурсы. Если отрасль является монополистом, то спрос на ресурс отрасли совпадает со спросом фирмы. В условиях совершенной конкуренции спрос на ресурс отрасли не является суммой кривых спроса фирм так как на него влияют еще цена и объем выпускаемой продукции.
Предположим, что MRPL0 – кривая спроса отрасли на труд при цене продукта Ро. При заработной плате ω0 и цене Р0 фирма нанимает Q0 – количество работников. Предположим, что заработная плата уменьшится до уровня ω1 следовательно, фирма расширяет объем занятости и производства продукции, поэтому выпуск продукции увеличивается, цены конечной продукции падают, следовательно уменьшается предельная полезность труда. MRPL0 сдвигается справа налево до MRPL1. Поэтому при заработной плате ω1 отрасль достигает равновесия в точке Е1. Соединив точки Е0 и Е1 получим отраслевую кривую спроса DL. Далее, рассмотрим факторы изменения спроса на ресурсы и ценовую эластичность спроса. Кривая спроса на ресурсы сдвигается под влиянием неценовых факторов. К ним относятся следующие. 1. Изменение спроса на выпускаемую продукцию, который приводит к сдвигу кривой спроса на ресурс влево или вправо. 2. Изменение цен на другие ресурсы. Все ресурсы бывают взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми. Если ресурсы взаимозаменяемые, то увеличение цены одного ресурса приведет к увеличению спроса на другой ресурс. Если ресурсы взаимодополняемые, то увеличение цены на один ресурс приведет к уменьшению спроса на другой ресурс. 3. Изменение технологии, как правило, приводит к снижению спроса на все ресурсы, требуемые для выпуска единицы товара. Но с течением времени увеличивается спрос на продукт, стимулируемый лучшей технологией, что приводит к увеличению спроса на ресурс. Ценовая эластичность спроса на ресурс характеризует чувствительность спроса на ресурсы в зависимости от изменения цены одного ресурса. Соответственно коэффициент ценовой эластичности определяется как . Факторы, влияющие на ценовую эластичность: 1. Ценовая эластичность спроса на продукт, так как спрос на продукт является производным спросом 2. Доля ресурса в общих производственных затратах. Если данный ресурс занимает значительную часть в производственных расходах, то повышение цены ресурса приведет к сокращению производства данного товара, и, следовательно, к сокращению спроса на данный ресурс. 3. Взаимодополняемость ресурсов. Чем больше возможности замены данного ресурса другим, тем спрос на него более эластичен. 4. Эластичность предложения других ресурсов. Предложение на рынке труда и формирование уровня заработной платы Продавцами на рынке ресурсов являются домашние хозяйства, следовательно, предложение труда формируется домашними хозяйствами. Индивидуальное предложение труда определяется: 1) уровнем реальной заработной платы; 2) выбором из двух возможностей: досуга и покупки потребительских благ. Человек действует в условиях двух ограничений: 1) ограничение во времени; 2) часовая ставка заработной платы. Альтернативной стоимостью досуга является упущенная возможность купить определенное количество материальных благ, которые можно приобрести если бы человек работал. Повышение ставки заработной платы влияет на выбор между трудом и досугом двояким образом. С одной стороны, действует эффект замещения: повышение заработной платы означает, что альтернативная стоимость досуга увеличивается, следовательно, происходит замена досуга на труд. С другой стороны, повышение ставки заработной платы создает «эффект дохода», так как это приводит к увеличению дохода работающих, а с возрастанием дохода увеличивается спрос, предъявляемый на товары нормального и высшего качества. Досуг, отдых – товары нормального качества, поэтому с ростом доходов люди стремятся больше отдыхать, сокращая рабочее время. Следовательно, индивидуальное предложение труда находится под влиянием двух факторов: эффекта дохода и эффекта замещения. Как правило, при низкой заработной плате наблюдается эффект замещения, поэтому при увеличении оплаты труда наблюдается рост количества пред-лагаемого труда. По мере возрастания заработной платы увеличивается действие эффекта дохода, в результате чего предложение труда сокращается (рис. 52).
ω – реальная заработная плата; Qpec – количество ресурса; SL – предложение труда.
Рыночные кривые предложения труда нивелируются, в итоге они имеют тенденцию к росту при увеличении реальной заработной платы в отличие от индивидуальных кривых предложения.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.4 (0.007 с.) |