Потребности. Ресурсы. Выбор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности. Ресурсы. Выбор.



Экономические потребности- недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.

Экономические потребности выступают в роли внутренних мотивов, побуждающих к экономической деятельности.

Эконом. Потребности:1)Первичные (жизненно-важные, необходимые)2)Вторичные(можно заменить одно на другое)

Эконом. Блага- это средства удовлетворяющие эконом. Потребности. Одни из них встречаются в неограниченном количестве, а другие ограниченны. Ограниченные и есть эконом. Блага.

Эконом. Блага:

1)Долговременные и Недолговременные

2)Взаимозаменяемые и взаимодополняемые

3)настоящие и будущие

4)прямые(потребительские) и косвенные(производственные)

Для получения недостающих потребит. Благ как правило нужны косвенные экон. Блага т.е ресурсы.

Экон. Ресурсы(факторы производства)-это элементы, используемые для произ-ва эконом. Благ

Ж.Б.Сэй 3 фактора пр-ва: земля, труд, капитал

В современной экон. Науке большую роль играют информация и предпринимательские способности.

Ресурсы ограниченны, следовательно ставится задача наилучшего их использоани,для этого формируется произ-я функция:

Q=f(F1,F2…..Fn)

Q-выпуск продукции

F1,F2…-труд, капитал и т.д

Экономический выбор:

Существует много экон. целей при ограниченности ресурсов, значит ставится проблема экон. выбора т.е. Выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования при которых достигается максим. удовлетворение потребностей при данных затратах

Производственные возможности- это возможности об-ва по пр-ву экон. благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном развитии техники и технологий.

Кривая пр-х возможностей(КПВ)

 

Экономический кругооборот

Экономические объекты – субъекты экоомических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потребности. К экономическим агентам относятся потребители, фирмы, государство, иностранный сектор. Экономический агент руководствуется принципом рационального поведения, т.е их целью является максимизация результатов при данных затратах. Все экономические агенты связаны друг с другом с помощью экономических благ. Экономические агенты, исходя из имеющихся рынков ресурсов и рынка потребительских товаров и услуг, взаимосвязаны между собой.(рис)

 

 

Экономические системы

Экономическая система – форма организации экономики, хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов. Функционирует с помощью экономических институтов.

В основе классификации экономических систем находятся различные колличественные системы. Классификацией экономических систем является удельный вес государственной собственности в стране и в зависимости от этого показателя выделяют три типа экономических систем:

Смешанная экономика (господствует частное предпринимательство, преобладает частная собственность – США, Япония, Австрия)

Система демократического социализма (социально-ориентированная рыночная экономика) – более значительный удельный вес государственной собственности и государство берет на себя ответственность за принятие важнейших экономических решений (Швеция, Великобритания, страны Скандинавии)

Командно-административная система (коммунизм) – имеет место полное господство государственной собственности и существует полная ответственность государства за принятие важнейших экономических решений (Куба, Северная Корея)

 

10. Институт собственности и основные типы собственников:
Собственность – отнош-е между чел, группой или сообщ людей (субъект) с одной стороны и люб субстанцией матер. мира (объект) с другой стороны, заключ в пост или времен., частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъекту. Отнош-е к собственности играет вед. роль в любой эк. системе.
Формы собственности:
• Общая собственность – предполаг, что имущество наход в собствен-и двух или нескольких лиц; на правах совм жизни или доли. Имущество может наход в общей собст-ти с определением доли каждого (долевая собственность) или без определения доли (совместная собственность).
• Государственная – предполаг, что имущество принадлежит на праве собственности РФ (федеральная), на праве собственности субъекта федерации (собственность субъекта федерации), принадлежит на праве собственности муниципальным объектам (муниципальная собственность)
• Частная – собственность, в условиях которой права собственности принадлежат конкретному лицу. В рамках частной собственности выделяют два вида: 1. Трудовая – собственность, в которой не происходит разделения труда и собственности; 2. Нетрудовая – собственник непосредственно не участвует в трудовом процессе.
Приватизация собственности представляет собой процесс передачи государственной собственности в частную за плату или безвозмездно.
Виды собственности:
• Собственность общественной организации – собственность профсоюзов, спортивных и творческих организаций. Объекты: административные здания, сооружения, транспорт.
• Личная – существует два вида личной собственности: 1. Нерешающие средства производства; 2. Имущество и предметы потребления.
Особенности личной собственности: субъектом являются отдельные индивиды и их семьи; личная собственность отражает внутрисемейные экономические отношения.
Отличие личной от частной собственности: в условиях частной собственности продукция приносит ему доход, а в условиях личной собственности продукция производится для себя.

 

11. Рынок как институт. Типы рынков. Рынок предст.собой общест-ый инстит.ставящии вместе покуп-ля и прод-ца для соверш.ими сделки куплипродажи опр.товара или услуги.С др.стороны рынок можно рассматр.как совокуп.эк.отнош.по поводу куплипрод.тов. Или услуг по ценам склад-имся в результ.взаимодейств.спроса и предлож.в ходе конкурен.Услов.возникн.и функ-ания рынка явл.след.1-Спрос на тов.и усл. 2-предлож.тов.и услуги.3-механ.ценообр.4-конкур.5-налич.частн.собствен.На рынке есть субъекты-продав.,покупат. В их качеств.Выступ.предпр. Гос-ва,дом.хоз-во. И объекты-тов,услуги,деньги.в кач.тов и усл. Выступ.не только произ-ая прод-ия но и факторы пр-ва.в кач.денег все возм.ср-ва оплаты.Совр.рынок имеет богатую и сложн.струк.его можн.класс-ать по след.призн-ам.•форма собст-и:гос-е,час-ые.•общ.раздел.труда:междунар-ый,нац.,мест.(рег-ый)•объекты рын.обмена:тов-ые., Ден-ые.•орг-ия рын.обмена:розн.,опт,эксп,имп.2 типа кон-ии.1-рынок сов.конкур-ии. Во 2 пол.18в.-до нач.20 в.Хар-ка:•на рын.пред-ено мн.продавц.и покуп.•прод-ия произ-ей носит однор.хар-ер •нет ценовой дискрим.никто не оказ.влиян.на процесс ценообр.•имеет мест.полн.мобильн.всех ресурс.•Абсолют.информиров-ость о ценах.если нет хотяб 1 из призн.сов конк.то такой рынок можн.отнест.к рынку несов.конкур.2-рынок. Несов.конк..Монопол.-мн.продавц.реал.дифферен.продукцию.Олигопол-неск.продавц.реализ.как однородн.так и диферен.продукц.

 

12. Происхождение и сущность денег.
В первоб-ом общ.на ранн.стадии его разв-ия.обмен сущ.но происх.при помощи бартера.один тов.обмен-ли на др.Для такого обмена необх.было что бы в кажд.из мн-ва случ.совпад.бы запросы обоих уч-ов.обмена.отсюда возник.опольные сделки.даже по мере разв.общ.пр-ва.возникло и постеп.реализов.необход.выделения какого-либо 1-го тов.кот. В дан.время и в дан.месте выполн.бы роль главн.общеприз-ого ср-ва обмена.отсюд.натур.деньги в кач. От выступ:зерно,шубы зверей и тп.эти формы были разно-ны и они не могли быть всеоб-и это препят-о их распр-ию.дальнейш.разв. Товарно-денежн.отнош.привело к тому,чт.роль ден.стали Ме. Ср-ом обм.закреп.за драг.Ме.Драг.Ме.зол.и сереб.однород.легко делимы,сохр. В теч.долг.врем.след.решить пробл.надежн.,достов-и,весомых Кол-в,применяе-ого.денежн.Ме.монеты стали узакон-ым ср-ом обращ.и платежа. С теч.врем.закреп.их дисков.форм.,как наиб.удоб.для обращ. А вес Ме-монеты и его пробу стали удосто-ять гос-ым указом.(печать)Деньги предст.собой товар осбо.рынка кот.выполн.роль всеобщ.эквивал.

 

 

13. Функции денег.
Эк.теор.выд.след.ф-ции денег.1-меры стоим.-вел.стоим.тов.измеряется посредств.приравн-ия его к опр.кол-ву денеж.тов-золота.отсюда стоим.тов.выраженная в деньгах назыв.ценой.2-ср-ва обращ.-ф-цию деньги выполняют в процессе товар.обащен..т.е когда тов.меняется на ден.а на эти ден. Покуп др тов.Деньги здесь явл.многолетн.посредн.обмена,такая их роль позвол.замен.денеж.тов.Ме деньги-бмажными.3-ср-ва накопл-ия.-развит. Тов.пр-ва и обмена вызыв.необход.в накопл.и сбреж.денег.эта ф-ция выпол.роль стихийного регулятора кол-ва денег в обращ.4-ср-ва платежа.-эту ф-цию ден.выполн.при полож.долговых обяз-в.при выплат.з/п,выпл.налог.,покуп.тов.и тд.разв.этой ф-ции привело к появл.кредитн.ден.5-мировые деньги.-полноц.ден.выстп.в виде слив.благор.Ме.междун.расчеты произ-ся путем зачета банкамивзаимн-долг.обяз-в.Ден.обращ.-движ.ден.в сфере обр-ия при выпол.ими ф-ции ср-ва плат.и ср-ва обращ.

14. Денежное обращение, его основные типы. Закон денежного обращения.
Ден.обращ.-движ.ден.в сфере обр-ия при выпол.ими ф-ции ср-ва плат.и ср-ва обращ.Система обр.Ме денег(биметализм)мономентализм.В 19в.на смену бимет.пришла сист.мономент.кот.опир.на один Ме эту сист.иначе назыв сист.золотог.стандарта.1-золотомонетн.стандарт2-золотослитковый 3-золотодевизный.Сист.обращ.бумажн-кредитн.денег вкл. В себя не тольк.обращ.тех,что выпуск.гос-вом,но и обращ.кредит.денег(долги,долг.обязат.)Сущест.факторы влияющ.на обращ.:•кол-во продан.на рынке тов.•уровень тов.цен•степень развит.кредита•степень развит.безнал.рассчетов•скорость обращ.денег,кот.измер.числом оборотв денежной ед.за известн.период времени.•••MV=PY,M=PY=ВНП. M=кол-во денег в обращ.,P=уров.товар.цен,Y=объем реализов.услуг.,V=скорость обращ.денег.Данная формула выраж.класс.вар.закона денежн.обращ.(Фишер)Показ,что кол-во денег в обращ.прямопропор-о от ВНП и обратн.пропорц-о скороксти обращ.денег.

 

 

15. Спрос как экономическая категория. Факторы, влияющие на спрос.
Спрос предст.собой платежеспособную потр-ость в том или ином тов.или усл.Потр.безгран.но рынок отреаг.лишь на те из них,за кот.мы в сост.заплат.А.Маошал сформ.закон спраса,кот.гласит:чем выш.цена,тем меньш.вел.спроса и наобор.(график)Ведел.факт.ценовые и неценов.влияю-ие на спрос.Ценов.факт.влия.на вел.спроса.Вел.спроса-кол-во тов.,кот.покупатели хотят и могут преобр.по дан.цене.Прич.измен.вел.спроса.1-умен.цены ведет к увелич.числа пок-ей для кот.этот тов.стал доступ.2-один и тот же пок-ель может куп.большее ко-во водешев.тов.если меньше цена.(эфф.дохода)3-более деш.тов.оттяг.на себя часть спроса,кот.был бы направ.на приобр.друг.тов.(эфф.замещ.).На спрос влия.нецен.факт.Их влиян.выраж.в сдв.Факторы нецен.1-нал.тов.субститута.2-нал.на потреб-ей.3-субъект.вкусы потреб-ей.4-денежн.доход.5-размер рынка данн.тов.6-льготы потреб-ям.Q(d)=100-20р.

 

 

16. Предложение как экономическая категория. Факторы, влияющие на предложение.
Предл.можно опр.как желан и спо-ость продовцов соверш.сделки полиол-ии поставл.товара на рын.Вел.предл.-кол-во тов.кот.продавцы готовы произ-и и реал-ать по дан.цене и на изв.услов.втеч.опр.врем.(график)На прдл.влия.цнов и нецен.факторы.Влиян.ценов.факт.вырааж.в движ.вдоль крив.спроса.Эти факт.опр.вел.предл.Вли.нецен.факт.Влияют на хар-ер предл.и их вли.вражатся в сдвиге крив.предл.Нецен.факт.1-цены на ресурсы2-цены на произв-ей3-ценов.и дифиц-ые ожид.агентов рын-ой эк.4-технол.5-кол-во продавц.данн.тов.

 

 

17.Взаимодействие спроса и предложения на рынке: равновесие и
неравновесие.
Перес.кривой спр и предл.позвол найти рын-ое равн-ие.(график 1)Рын.равн.-ситуац,кот.хар-ет такое сост.рынка данн.тов,при кот.вся его масса,произ-ая в расчете на дан.цен.м.б.по ней и прод.В•Е устн.равно-ая цена Р(е) и Q(е).Q(е)-равновес-й V продаж.Q(d)=Q(s).Есл.цен.на рынке устан.ниже равновес-ой то на рын будет диф-ит.Сит-ии неравн-ия на рынке возник.в рез.сдвигс кривой спроса или предл. Или обеих.Эфф.сдв.крив спрос.(график 2)он показ.что первонач.равновес.устан. В E(0),влиян.нецен.факт.спрос.привело к тому,чтокрив.спр.сдвин.вправо-вверх.и устан.нов.равнов. В •Е(1).В рез.эт.шаг увел.и равновес.цена и равн.Vпродаж.ЭФ.сдв.крив.предл.(график 3)ситуац.равнов.устан.в • Е(0).в рез.влиян.нецен.фак.на предл.крив.предл.сдвин.в пол.S(1).в рез.сдв.устан.нов.равно.в •Е(1)в рез.эт.шага равн.Vпродаж сократ а равн.цен.увел.В рез.мы набл.разнонапр.движ.параметр.равн.цены и Vпрод.

Равн. Мгн.период предп.что в се фак.пр-ва расс-тся как постоян.Кор-ии пер. Предпл.что 1 гр.ф.постоян.др.перемен.Длит.пер.все ф.пр-ва перемен.равн.в мгн.пер(граф.4) в мгн.пер.прод-ц лишен возм.приспос.Vпредл к Vспр.тк.кол-во произ-ых ресур.зад.а также зад.интен-ость их испол.Мног.завис.от прир.тов.Есл.тов.скоропор.то линия предл.приним.строго вертик.вид.а равн.цена будет

Опр.искл.спросом на дан.тов. (Граф.-5)показ.если тов.не подл.порче и мб сохр.,то лин.предл.будет сост.из 2-х отрек.вертик.и восход.отрез.при цене Р(е(0))прод-ец пред-ит к прод.фикс-ый Vтов.Есл.цена буд.ниж.и сот.Р(е(2))то Vпредл-ого тов.к прод.Q(е(2))Есл хран.изб.тов.затруд.это кол-во его мб по низк.цен.В кор-ом пер.сущ.неизм.произ-ая мощ.но Vпредл.мож.измен.засчет перем.факт.к эт.фак.относ:кол-в исп.сырья и мат.,числ.отраб.чел.дней.Эти изм.не мог.выйти за пред.неизм.произ-ых мощн.(граф.6)1-ый отрез.имеет + наклон и соот-ет прои-ой мощн.Q(к)верт-ый уч.показ.невозм.вых.за пред-ы неизм.произ-ых.мощн.Поэт.перв.на 1-ом отрез.Vпрод.и цена опр.в рез.взаим.спр.и предл.Далее на верт уч.равн.цена опр.искл.спр-ом а Vпрод.предл.Длит.пер.Все фак.мог.изм.масштабы пр-ва.(граф7)из граф.след.рост про-ва происх.при неиз.затрат.отсюда цена постоян.а равн.Vпрод.раст.при росте спр.(граф.8)измен.масш-ов пр-ва при возр.затр.Растут равн. Vпрод и равн.цена.(граф.9)изм.масш-ов пр-ва происх.при сниж.затр.Рост равн.Vпроисх.при сниж.равнов.цен.

 

18.Эластичность: количественные параметры спроса и предложения. Эл.предст.собой меру реаг.одной перемен.велич.на измен.другой.Эл.выраж.%-ые измен.одной перемен.в резу.1%-го измен.др.перем.Эл.обозн.Е(д).Е(д)=дель.Q(в%)/дель.Pa(в%)Эл.спр.от цены,есть %измен.потреб-и в тов. В рез.1%измен.денег.Виды цен.эл.спроса:1-ед-ая эл.(сит.ког.на кажд.% изм.цены спрос изм-ся на 1%)2-Эл.спрос.(Е(д)>1)(когд.Vспроса в% изм.быстрее,чем цена в %)3-Неэл.спрос.(когд.Vспроса в % изм.медлен.чем цена в%.)4-Сов.неэл.спрос.(когд.Vспроса не изм.при люб.изм.цены)5-Бескон.эл спрос.(Vспроса мож.менят.до бескон.при незнач.измен.цены)Е(д)=(дельт.Q/дельт.P)*(1/2(P1+P2))/(Q1+Q2)Дел.Q=изм.вел.спр. Дельp=изм.цен.спр.P1=нач.цен.спр.P2=кон.цен.спр.Q1=нач.вел.спрq2=кон.вел.спр.Е(д)=дан.коэф.предст.соб.дугов.эл.спр.по цене.Это пок.ср.реакц.спр.на изм.цен.тов.выраж.крив.спр.на участ.(Д1;Д2)(графики)Эл.спроса на дох.Е(у)=дель.Q/дель.Y*(1/2(У1+У2))/(1/2(Q1+Q2))делq=изм.спр. Дел.У=изм.дох.Е(у)<0-тов.некач.0<E(y)<1-тов.перв.необх.Е(у)=1-тов.втор.необх.Е(у)>1-тов.роск.Е(у)=дел.Q%/дел.У%.Перекрест.эл.спр.по цен.показ.гран.рынка дан.тов.Е(ав)=дель.Q/дель.P*(1/2(p1b+p2b))/(1/2(q1a+q2a))Если >0,то субституды,<0,комплементар.=0,нейтрал.

 

 

19.Потребительский выбор и его особенности. Теория потреб-го повед.решает что след.приобр.и в каком кол-ве Изуч.цены.В соврем.теор.потреб.повед.предполаг.-денеж.доход потреб.огран.1-цены не зав-ят от кол-ва благ покуп-ых отдельн.домохо-ами2-денеж.дох.потреб.огран.3-все покупат-и предст.пред-ую полез-ость всех продуктов.4-потрб-и стрем.максим-атьобщ.полез-сть от потреб.дан.благ.5-Пол-сть блага-способ-сть эконом.блага удовлт-ять одну или неск.чел-их потребн.6-Потреб-ая после-о часть какого-либо блага облад.убыв.полез.для потребления.MU= дель.TU/дель.Q.Там где MU<=0 потреб-сть в дан.благе удовлет.полност.(график)Эти графики демонст.извст.закон уменьш-ися пред.полезн.Постулаты теор.потреб.повед.1-Сущ.мн-ость.видов потреб.2-Ненасщ-ость-потреб-ль стрем.иметь больше кол-во благ.3-Транзитивность-теор.потреб.выбора исход.из постоя.и опр.согласован.4-Субституция благ.5-Имеет место убыв.пред.полезн.

20.Кардиналистский подход к изучению поведения потребителей. Теория основана на гипот.,о возм.прям.измер.полез.разв.благ.Авторы-Карл Минчер и У.Дживонс.Данная теория предп.что кол-ые оценки полезн.различ.благ носят субъек.хар-ер.Пред-им что потреб-и.располаг.некотор.дох.,цены на тов.не зав-ят от их повд.mua/Pa=vub/Pb=mucpc

 

21.Ординалистский подход
Предлагает измерять MU с помощью относит. Шкалы,показывающей предпочтения потребителей.
Совокупность потребительских наборов,обеспечивающих уровень удовлетворения потребностей покупателя называется кривой безразличия.Она показывает,что в каждой точке есть набор товаров,обеспечивающий ожинаковое удовлетворение потребностей покупателя.Зона замещения-это участок кривой безразличия,на котором возможна эффективная замена одного блага другим благом. ОT-представляет собой минимальную необходимую величину блага А,от которого потребитель не может отказаться. ОM-минимальная необходимая величина блага В.,от которого потребит.не может отказат. RS-участок,на котором возможна замена одного блага другим.MRS-предельная норма замещения(кол-во,на которое потребление одного из 2-х благ должно быть увеличено(или уменьшино),чтобы полностью компенсировать потребление(увелич. Или уменьш.)Другово блага на одну дополнит.предельную единицу.В анализ поведения потребит.вводится бюджетная линия.БД- набор товаров,который потребит.способен приобрести при данном доходе и данных целях.Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией означает положение равновесия потребит.

 


22.Концепции издержек производства
Издержки-денежное выражение использованных производственных ресурсов, они представл.не просто затраты ресурсов,а затраты ресурсов в денежной формезатраты могут быть представл. В натуральном и в денежном измерении.1)Классическая концепция.Виды издержек:-действительные издержки(совпадают со стоимостью товара и измеряются рабочим временем)(теория трутовой стоимости);-капиталистические издержки(затраченные на производство товара капитал);-издержки произ-ва в значении цены прои-ва(в условиях межотраслевой конкуренции товары продаются не по стоимости,а по ценам произ=ва);-издержки произ-вр функционирующего произ-ва.2)Неоклассическая концепция. Виды издержек:постоянные,переменные,средние,предельные.3)Концепция трансакционных издержек,предложенная Р.Коузом. Т.и.- издержки,связанные с реализацией товара.

 


23.Классификация издержек
1)Трансинформационные издержки(издержки производста,..)2)Трансакционные3)Издержки предприятия(расходавание средств произ-ва и рабочей силы)4)Издержки общества(живой труд,отражающ.в стоимости годовой продукции)5)Явные издержки(принимают форму явных денежных платежей и они связаны с приобретением ресурсов на стороне)6)Неявные издержки или внутренные(…)7)Пстоянные издержки(и.,сумма которых в данный период времени не зависит от величины и структур произ-ва,более того они имеют место даже в том случае,когда продукция не выпускается.Проценты за кредит)8)Переменные издержки(и.,которые изменяютсявместе с объемом выпускаемой продукции,представл. Собой затраты фирмы на сырье,материалы,з/п,транспорт)TC=FC+VC.9)Средние издержки(и. Фирмы на единицу производственной продукции;по величине они равны общим издержкам произ-ва какого-либокол-ва продукции делён.на кол-во произведён.продукц.ATC-средние общие издержки(ATC=FC/Q.) AVC-средние постоянные и.(AVC=VC/Q) MC-предельные и.(увеличение в общих расходах,связанное с ростом выпуска готовой продукции на 1 дополнит.ед.)MC=TC/Q. Т.к постоян. И. Не меняются,то постоян. Предел.и.всегда будут равны 0,поэтому величина предел.и. Будет зависеть только от переменных и.(MC=VC/Q)График предел.и.пересекат график средних общих и. В (.)К Эта точка безубыточности фирмы.(.)L называется (.)Краха фирмы;означает,что фирма в состоянии окупить лишь свои перемен.и.

 

 


24.Классификация рыночных структур
Рыночная структура-совокупность хар-ик рынка,т.е.комбинируя эти хар-ки можно получить различные типы рыночных структур. Выбор фирмы,объемов пр-ва,обоснования цены зависит от типа рынка на которой действует данное.Наиболее сильным фактором,который опр.условия функционирования того или иного рынка явл.степень развития на нём конкурентных отношений.Суть этих отношений можно опр.след.условиями:1)состязания эк.объектов за обладание некоторых ограниченны эк.ресурсами.2)разделение эк.власти,когда эк.власть расщеплена,то потребитель имеет дело со множеством поставщиков аналогичной продукции и отсюда у него есть возможн.выбораотсюда по степени развития конкурентных отношений можно выделить:1)рынок совершенно конкур.2)рынок несовершен.конкур. Основные типы рыноч.структур. Однородный продукт,кот.имеет место в условиях различ.рыноч.структур предполагает,что продукт явл.совершенным заменит.дуг друга,т.е.субститутами. Дифференцированный продукт-здесь предполагается,что продукты различаются физ.свой-ми,объемом предоставленных услуг,географ.распространенностью. Степени совершенства рынка. При монополист.конкур.степени несоверш.рынканевелика и связана с умением производителя выпускать особые разновидности товаров,отлич.от товаров конкур.В условиях олигополии степень несовер.рынка значительна,что связано с небол.кол-вом фирм(2-5)В условиях монополии стеень несоверш.рынка максим.Исследования рыночных структур в условиях несоверш.конкур.позволяет разработать обоснованную систему мер по гос-ому регулированию эк.

 


25. Совершенная конкурения
С.к.-эк.ситуация идеального рынка,на кот.есть многочисл.эк.объекты.Эти агенты преследуют строго рационально собствен.корыстия цели.и не имеют в своей деят.каких-либо ограничений. Условия совершен.конкур. 1)однородность продукции 2)атомистическая структура.(не продавцы,не покупат. не влияют на рыноч.ситуацию,в следствии того,что они мелкие и многочисленные.3)субъекты рынка не в состоянии влиять на цены поэтому фирма соверш.конкур.явл.ценополучателем.4)отсутствие барьеров. (барьерами при входе на рынок называются любые конкурентные преимущества уже действующих в отрасли по сравнению со стремящимися туда попасть.Барьерами выхода называются потери неизбежные при попытке вывести бизнес из данной отрасли и переместить в другую.Чаще всего это безвозвратные издержки,т.е. Необходимость продать ставшим ненужным имущество фирмы за бесценок.В условиях совершен.конкур.такие барьеры отсутствуют,а отсюда имеет место полная мобильность ресурсов и их перемещение из одной отрасли в другую,т.е.отсутствия барьеров означает абсолют.гибкость и адаптийность рынка совер.конкур.5)соверш.информ(.имеется вся необходимая для принятия решений информ., не сущ.никаких комерческих тайн и непредсказ.развития событ.)Несмотря на то,что в реальной эк.в настоящ.время такого типа рынка,такая рыночная структура не сущ.,тем не менее ее знач.велико.1)Эта модель позволяет судить о принципах функциониров..тех рынков,где действуют множество малых фирм,предлагающие однородную продукцию,и где сложились условия приближенных к сов.конкур.2)эта модель помогает понять логику действий фирм. Недостатки. 1)малые фирмы не могут использовать достижения науч.-техн.прогресса,новые технологии производства продукции.2)совершен.конкур.не обеспечивает производство обществен.благ,кот.приносят удовлетворения потребителю,но могут быть оценены поштучно.3)совершен.конкур.учитывает лишь те издержки,кот.окупаются.В тоже время сущ.издержки,кот.не учитываются фирмами,их осущ.общества.В этих внешних случаях говорят:о побочных внешних выходах,издержках,кот.либо + либо --. Совершен.конкур. Способствует унификации и стандартизации продукции и не учитывает широкий диапазон вкусов потребителей. Равновесие фирмы в условиях сов.конкур. В этот период фирма не может изменить ни размер своих сооружений,ни кол-ва станков оборудования

 


26.Монополия и её признаки. Поведение фирмы в условиях монополии.
М-рыночная струкрура,при кот.на рынке действует один единствен.продавец.Конкуренция достигает наивысшей силы. Все власти монополистов помогают уникальность и незаменимость его продукта.М-уникальность продукта,единств.фирма произв.,полная информ.,непреодолимый барьер.1)одна фирма явл.единственным производ.данного блага или услуги.2)продукт уникален,т.е.не имеет близких заменителей,а потому покупатель должен его приобретать или обходиться без него.3)монополист устанавл.цену и осущ.значительный контроль.4)осущ.непреодолимые барьеры для хода отрасли других фирм:преимущество крупного произ-ва,легальные барьеры(правовые барьеры,в частности права собственности на ресурсы;права собств.на науч.-техн.продукцию),нечестная конкуренция. Поведение фирмы. Стратегия монополиста при опр.цены имеет свои особенности.Монополист стремится избежать неэластичного участка кривой спроса,поскольку на этом уч.у него снижается выручка от реализ.продукции .(график) Монополист решает 2 задачи:1)опр.выпуск и сознат.огранич.его поскольку с ростом продаж снижается и цена.2)разрабат. И осущ. Свою ценовую стратегию,устанавл.монопол.цену(Рм) на свою продукцию.Эта Рм обеспечивает ему сверхприбыль.Общество же теряет в объему,а также растет цена. АВЕ-«мертвый груз монополии»,т.е.чистые потери от деят.монополии.Показатели монопол.власти.1)Индекс Лернера I=Pm-MC/Pm=1/Ed Чем ближе индекс к 1,тем больше монопол.власть. Обладает фирма.2)Индекс Герфиндаля Хиршмана.Это показат.концентрации на отраслевом рынке,кот.показывает распр.рыноч.власти.(формула)S1-удельный вес самой крупной фирмы(%) S2- удельный вес следующ.по величине фирмы S3-уд.вес наименьшей фирмы. Если данный показат. 10000,то функционирует 1 фирма. В США высокомонополиз.считается отрасль,кот. Индекс превышен 1800

 


27. Монополистическая конкуренция, ее признаки. Особенности поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции.
М.к.-это такая рыноч.структура,в условиях кот.сущ.множество фирм,кот.производят дифференцируемую продукцию.Признаки: 1)каждая фирма обладает относит.небольшой долей всего рынка,поэтому она имеет очень огранич.контроль над рыноч.ценой.2)наличие сравнит.большого числа фирм,к тому же гарантирует,что тайный сговор,согласн.действ.фирм с целью огранич.объема произв.и искусств.повышение цен невозможно. 3)при многочисл.фирм в отрали,нет ощущения взаимной зависимости между ними.Каждая фирма опр.свою пол-ку,не учитывая возможную реакцию со стороны конкур.с ней фирм. Поведение фирмы. Если в условиях соверш.конкур.кривая спроса || оси ОХ, то при монопол.конкур.она приобретает небольшой отриц.наклон.Это означает,что она менее эластична нежели в условиях соверш.конкур.,но более эластич.нежели в условиях монополии.Степень эласт.зависит от числа конкурентов т глубиной дифференциации продук. Дифер.продукта ведет к диффер.цены. Потребитель привыкший к потреблению того или иного товара или услуги не сразу откажется от его покупки,даже при большом росте цен.(график) Здесь производ.продукц.меньше нежели в условиях сов.конкур. В течении короткого промежутка времени фирма может как получать прибыль, так и нести убытки. Отсутствие высоких барьеров в отрасль приводит к тому, что сюда устремлются средние предприниматели.Издержки МК: произ-во меньш.V продукции по более высок.ценам означ.,что МК менее эффективна, чем СК. Это связан.с тем, что в усл.МК возник. неполн. загрузка произв.мощностей.Это и есть плата за дифференциацию продукта.

 

 

28. Фирма в условиях олигополии
Олигополия-рыночная структура,в условиях кот.несколько фирм производят как однородную так и дифферен.продукцию.Признаки:1)немногочисл.фирм отрасли 2)сущ.высокие бариеры для входа в отрасль 3)сущ. Высокая взаимозависимость между фирмами,т.е. Олигополия возникает только тогда,когла фирм в отрасли мало,так что каждая из них при формиров. Своей пол-ки вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкур. В условиях олигополии сущ. Различные модели ценообразов. Одной из таких моделей явл. Модель коктелеподобной структуры рынка.Фирмы здесь не вступают друг с другом в соглашеня,но подчиняют своё поведение опр. Написанным правилам.Эта структура предполагает:1)лидерство в ценах.2)единую пол-ку ценообраз.3)фокальные точки(здесь опр.психолог.значимые уровни рыночных параметров. Идея лидерства в целом состоит в том,что все крупные изменения цен проводит 1 фирма,а затем они повторв близких размерах остальными фирмами.Разные во времени между установл. Цен лидера последоват.способствует мирному разрешению противоречия. 3 вида ценового лидерства:1)бараметрическое(фирма 1 устанавл.цены, подобно барометру отслеживает развитие обстановки в отрасли.2)лидерство на основе низких издержек(тип ценообраз.явл.одним из самых распр. Он предполагает,что фирмы ориентируются на примерно одинаковой «норматив.процент прибыли» по отношению к издержкам.3)лидерство(фирма явл.фирмой доминантной и самостоят.устанавл.цены на продукцию в отрасли;все остальные фирмы этой отрасли следуют за ней)

29. Макроэкономика и ее основные проблемы
Макроэкономика изучает нац.экономику в целом как единую хоз.систему страны.Основные проблемы макроек.: 1)опр.объема и структуры нац.продукта и нац.дохода.2)проблема эк.роста.3)циклич.развит.эк.4)безработ.и теория занятости.5)инфляция и антиинфляц.регулирован. Особенности макроэк.,кот.нужно учит.при решении проблем:1)на макроуровне изучаются принципы формиров.агрегированных показат.(объем инвестиций,ВНП,уровень безработ.и т.д.).2)на макроур.субъекты рыноч.эк.также представл.собой агрегированные совокупности. На макроур.взаимодейств.и субъекты:домохоз.,фирмы,гос-во,иностр.сектор.).3)указан.субъекты взаимодейств.черех систему рынка,кот.также явл.агрегиров.4)на макроур.расшир.кол-во эк.субъетов и кроме производителей и потребит.здесь появл.гос.органы и учреждения,финансово-банковская система,благотворит.организации.5)В макроэк.используется в ходе анализа различные математ.модели.

 

30. Модель экономического оборота на уровне национальной экономики.
Модель-упрощен.теорит.схема,учитывающ.лишь главные факторы и освобожд.от второстепенных. Т-налоги,у-доход;с-потребит.расходы; S-сбережения;G-гос.расходы; I- инвестиции; NE-сальдо торговый баланс; ME-сальдо платежный баланс. У=C+S+T(НАЧЕРТИТЬ МОДЕЛЬ)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.24 (0.051 с.)